Адрес e-mail:

Программа для студентов 4 курса ФУПМ

Доц. Лаврова А.А.

 

ФИЛОСОФИЯ

 
Программа для студентов 4 курса ФУПМ

 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ.

Специфика философского знания. Философия и здравый смысл. Философия и религия. Философия и наука. Место истории философии в системе философского знания. Периодизация истории философии и структура курса. Обзор учебной литературы.

Культурно-исторические обстоятельства формирования философского сознания. Мифология и преднаучное знание как источники философии. Возникновение философии в Древней Греции. Периодизация античной философии.

 

ТЕМА 2. ДОСОКРАТИКИ: МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ.

Ионийская натурфилософия. Милетская школа. Проблема первоначала и источника движения у Фалеса (ок. 624-547 до н.э.), Анаксимандра (ок.610-546 до н.э.), Анаксимена (ок. 588-526 до н.э.). Космогония и другие естественнонаучные идеи милетцев.

Диалектика и учение о Логосе в философии Гераклита Эфесского (ок. 530-470 до н.э.). Натурфилософия и космология Гераклита.


ТЕМА 3. ДОСОКРАТИКИ: ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА.

Особенности италийской философии. Пифагор (ок. 580-500 до н.э.) и пифагорейский союз. Учение о душе. Число как арифметический, геометрический, физический и теологический принцип. Учение о противоположностях и гармонии. Этические и политические принципы. Место пифагореизма в истории культуры.

Элейская школа. Учение Ксенофана (ок. 565-473 до н.э.) о едином боге и первоначальных элементах мира. Учение Парменида (р.540 или 515 до н.э.) о бытии и небытии. “Путь истины” и “путь мнения”. Зенон Элейский (ок. 490-430 до н.э.) и античная диалектика. Способы аргументации. Апории Зенона против движения и множественности, их влияние на развитие античной математики, физики и логики.


ТЕМА 4. НАТУРФИЛОСОФИЯ 5 В. ДО Н.Э. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ АТОМИЗМ.

Эмпедокл (ок. 490-430 до н.э.)  о “корнях” вещей как структурных элементах материального мира и Любви и Вражде как движущих силах природных процессов. Учение Анаксагора (ок. 500-428 до н.э.) о “гомеомериях” и “нусе” (уме).

Соединение аргументов элейцев с данными опыта в учении Левкиппа (ок. 500-428 до н.э.). Обоснование атомизма Демокритом (ок. 460-370 до н.э.). Учение о познании, проблема “чувственных качеств”. Детерминизм. Демокрит о происхождении языка и культура, его отношение к религии.


ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СОФИСТОВ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.

Особенности социокультурной ситуации в классический период Древней Греции. Деятельность софистов и античное «Просвещение». «Старшие» и «младшие» софисты.

Учение Протагора (ок. 480-410 до н.э.) о природе и человеке. Субъективистское истолкование истины. Горгий (485-380 до н.э.) о непознаваемости сущего.

Учение софистов об “установлениях по природе” и “установлениях по соглашению”. Религиозное вольнодумство софистов, их критика рабовладения.


ТЕМА 6. ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СОКРАТА. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

Личность Сократа (469-399 до н.э.) и проблемы изучения его творчества. Критика им софистов. Понимание им предмета и назначения философии.

Сократический метод и его компоненты. Диалектика и этическая доктрина Сократа. Влияние учения и личности Сократа на последующее развитие философии.

Этические учения и практики киников (аскетизм) и киренаиков (гедонизм). Софистика и «диалектика» представителей Мегарской школы (Эвклид, Евбулид, Диодор Крон).


ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. ФИЛОСОФИЯ В АКАДЕМИИ ПОСЛЕ ПЛАТОНА.

Жизнь и творчество Платона (427-347 до н.э.). Общая характеристика его философской системы, ее главных предпосылок и мотивов.

Учение об идеях. Иерархия идей, их функции и отношение к вещам.

Учение о бессмертии души. Критика чувственного познания и теория знания как припоминания. Диалектика Платона.

Антропология Платона. Учение об обществе и государстве. Концепция идеального государства.

Платоновская Академия под руководством Спевсиппа, Ксенократа и др. Размывание системы объективного идеализма.

Эволюция платонизма и его роль в истории культуры.


ТЕМА 8. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ, ПЕРИПАТАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ.

Жизнь и деятельность Аристотеля (384-322 до н.э.). Синтетический характер его философии. Характеристика основных сочинений.

Проблематика “Метафизики”. Критика теории идей Платона. Учение о сущности, материи и форме, четырех видах причин.

Физика Аристотеля, ее основные принципы. Учение Аристотеля о душе и ее видах.

Проблема чувственного и рационального в теории познания Аристотеля. Специфика научного знания. Логическое учение Аристотеля и его обоснование. Классификация наук.

Этические и социально-политические взгляды Аристотеля.

Аристотелевский Ликей под руководством Теофраста и Стратона. Развитие логических и естественнонаучных идей Аристотеля.

Место аристотелизма в истории философии и науки.


ТЕМА 9. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА И ДРЕВНЕГО РИМА.

Особенности историко-культурной ситуации эпохи. Основные философские школы и направления.

Эпикуреизм. Понимание Эпикуром (341-270 до н.э.) назначения философии. Основные разделы философского знания. Особенности атомистики Эпикура. Проблема свободы и необходимости. Сенсуалистическая теория познания, объяснение причин заблуждений. Учение о душе и этика Эпикура.

 Разработка атомистического учения Лукрецием Каром (ок. 99-55 до н.э.).

Скептицизм. Учение Пиррона (ок. 365-275 до н.э.) о равносильности противоположных суждений и принцип воздержания от суждений о действительности. Мудрость как атараксия. Аргументы (“тропы”) поздних скептиков в защиту своей позиции. 

Сочинения Секста Эмпирика (кон. II- нач.III в.) как главный источник наших сведений о скептицизме.

Стоицизм. Зенон Китионский (ок. 336-264 до н.э.) - основоположник стоицизма. Учение о мире как одушевленном теле, значение пневмы. Понятие Логоса и идея Судьбы.

Особенности римского стоицизма.  Философия как единство знания и жизни. Учение о должном поведении у Сенеки (3 г. до н.э. - 65 г. н.э.) и Эпиктета (ок. 50 - ок.138 н.э.). Идея самоуглубления человека и религиозные мотивы в воззрениях Марка Аврелия (121-180). Поздний стоицизм и христианство.

Неоплатонизм. Учение Плотина (203-270) о Едином, эманации, Уме, Мировой Душе, природе и материи. Миро- и богопознание как мистический экстаз.

Систематизация античной мифологии и неоплатонистских идей в трудах Порфирия (ок. 232-304), Ямвлиха (ок. 280 - ок. 330) и Прокла (410-485). Неоплатонизм и христианство.


ТЕМА 10. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРИОДА ПАТРИСТИКИ.

Особенности, основные проблемы и этапы средневековой философской мысли. Теоцентризм как главная черта средневекового мировоззрения. Средневековый символизм и традиционализм.

Апологетика как форма идейно-теоретической защиты христианства в период его становления. Тертуллиан (ок. 160 - после 220) о непримиримости веры и разума. Адаптация приемов античной философии к христианскому вероучению в философии Климента Александрийского и Оригена.

Аврелий Августин (354-430) как главный представитель латинской патристики. Учение о благодати, идеи креационизма, провиденциализма, фатализма и эсхатологизма в его философии. Теодицея.

Учение о человеке и моральная доктрина Августина, философско-историческая концепция. Влияние Августина на последующее развитие европейской философии.


ТЕМА 11. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 7 – 10 ВВ.

Усиление влияние католической Церкви в хозяйственной, политической и идеологической сферах феодального общества, ее доминирование в системе образования.

Философия Иоанна Скота Эриугены (ок. 810 – 877). Перевод трактатов (Псевдо)Дионисия Ареопагита. Вопрос о путях познания Бога. Положительная (катафатическая) и отрицательная (апофатическая) теология.

Неоплатонистские и пантеистические черты философии Эриугены.


ТЕМА 12. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРИОДА СХОЛАСТИКИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ».     

Основные проблемы схоластики: отношение Бога и мира, знания и веры, проблема универсалий. Средневековый реализм (Ансельм Кентерберийский, Шартрская школа), номинализм (Росцелин, У. Оккам) и концептуализм (П. Абеляр, Дунс Скот). Схоластика и мистика (Бернар Клервосский, Бонавентура).

Появление университетов. Университетский аристотелизм (Сигер Брабантский).

Фома Аквинский (1225-1274) и томизм. Учение о “гармонии веры и разума”, природе и познании. “Естественная теология” и доказательства бытия Бога. Социально-политическое учение Фомы Аквинского.

Естественнонаучные идеи и разработки в средневековой «экспериментальной философии». Соединение оптики и математики в «метафизике света» Роберта Гроссетеста. Учение о разных видах опыта и схоластических препятствиях на путях познания истины Р. Бэкона.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ


1. Культурно-исторические обстоятельства возникновения философии.

2. Космогонические мифы как источник философии

3. Философия Гераклита и современные проблемы теоретической физики.

4. Пифагореизм и античная математика.

5. Парменид и зарождение онтологии. Соотношение мышления и бытия в концепции Парменида.

6. Античный атомизм и проблемы детерминизма.

7. Теоретические основания «теории идей» Платона и ее значение для европейской философии.

8. Платоновская концепция общества и идеального государства.

9. Логические и научные сочинения Аристотеля.

10. Физика Аристотеля.

11. Аристотелевская психология и теория познания.

12. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина.

13. Аристотель и средневековая схоластика. «Золотой век схоластики».

14. Средневековый номинализм как идейное основание естественнонаучной линии европейской схоластики.

15. Концептуализм П. Абеляра и Дунса Скота.

16. Предмет и задачи «естественной теологии» Фомы Аквинского


Примерный перечень вопросов к диф. зачету в 8 семестре:


1. Культурно-исторические обстоятельства возникновения философии. Мифология и преднаучное знание как источники философии.

2.   Периодизация античной философии.

3.   Проблема первоначала в ионийской философии (Милетская школа, Гераклит)

4.   Учение о Логосе и диалектика Гераклита.

5.   Пифагорейское учение о числах и о душе.

6.   Учение Парменида о бытии.

7.   Элеаты о “пути истины” и “пути мнения”. Философский смысл апорий Зенона.

8.   Обоснование атомизма Демокритом, его учение о познании.

9.   Проблема причинности в философии Демокрита.

10. Философские взгляды софистов (Протагор, Горгий).

11. Понимание смысла и назначения философии Сократом. Историко-культурное значение его деятельности.

12. Сократический метод и его использование Платоном. Теоретико-познавательные предпосылки философии Платона.

13. «Теория идей» Платона.

14. Учение Платона о душе и о познании.

15. Платоновская концепция общества и идеального государства.

16. Энциклопедический характер учения Аристотеля, проблемы познания и логики.

17. Метафизика Аристотеля (учение о сущности, материи и форме, четырех причинах).

18. Физика Аристотеля, его учение о душе.

17. Античный эпикуреизм.

18. Античный скептицизм.

19. Античный стоицизм.

20. Философия неоплатонизма, ее основные понятия.

21. Основные черты, проблемы и периоды средневековой христианской философии.

22. Западноевропейская патристика. Аврелий Августин.

23. Западноевропейская схоластика. Фома Аквинский.

24. Проблема универсалий и ее основные решения в средневековой христианской философии.

 

Учебная литература

Античная философия: энциклопедический словарь. – М.: Прогресс-Традиция, 2008.

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 1,2. / Под ред. Н. Мотрошиловой. – М., 2012.

История этических учений. Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Академический проект, Трикста, 2015.

Коплстон Ф. История средневековой философии. – М., 1997.

Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2001.

Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Тт. 1–4. – СПб., 1994–1997.

Соколов В.В. Философия как история философии. – М.: Академический проект, 2015.

Трубецкой С.Н. История древней философии. – М., 1997.

Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.

Философия. Учебник / Под ред. А. Зотов, В. Миронов, А. Разин. – М.: Проспект, 2015.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. – М., 1997.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

 

Основная литература (произведения)

Антология мировой философии. В 4-х томах. – М., 1969–1972.

Хрестоматия по истории философии // Учебное пособие для вузов в 2-х частях. – М., 1994.

Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1991.

Августин Блаженный. Творения в 4 томах. – СПб-К., 1998.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995.

Аристотель. Сочинения в 4 томах. – М., 1975–1983.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

Платон. Сочинения. В 3-х томах. – М., 1968–1972.

Плотин. Избранные трактаты в 2 частях. – М., 1994.

Прокл. Комментарий к первой книге “Начал” Эвклида. Введение. – М., 1994.

Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник-88. – М., 1988.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1991.


Дополнительная литература

(для подготовки докладов и написания рефератов)


Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

Васильева Т.В. Афинская школа философии. – М., 1985.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. – М., 1989.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. – М., 1988.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. – М., 1979.

Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2020 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях