Адрес e-mail:

Программа для студентов 4 курса ФФКЭ

Доцент Лега В.П.


ФИЛОСОФИЯ


Программа для студентов IV курса ФФКЭ


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел I. Предмет философии и истории философии.


Тема 1. Предмет философии. Виды философского знания: учение о бытии, познании, человеке, обществе. История философии – объективный процесс развития философского знания.

 

Тема 2. Метод философии. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Изучение истории философии как метод изучения философии


Раздел II.  Античная философия


Тема 3. Возникновение античной философии.

Древнегреческие религиозные мировоззрения: религии Зевса, Аполлона, Деметры, Диониса. Философия и мифология (Гомер, Гесиод, Орфей). Первые европейские философы. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Поиски первоначала. Зарождение идеи субстанции. Пифагор и пифагорейский союз. Пифагорейский образ жизни. Учение о числе как основе мира. Космология. Учение о метемпсихозе (переселении душ). 

 

Тема 4. Философия досократиков.

Гераклит. Всеобщее изменение. Огонь как первоначало мира. Учение о противоположностях. Логос. Учение о человеке. Элейская школа. Ксенофан и его критика многобожия. Применение доказательства в философии. Парменид: учение о едином бытии, путь знания и путь мнения. Отношение бытия и мышления. Апории (парадоксы) Зенона. Античная натурфилософия. Эмпедокл: поиски движущей причины мира; Любовь и Вражда. Анаксагор: учение о гомеомериях; Ум как движущая сила мира. Левкипп и Демокрит. Материализм и атомизм. Атом как бытие. Проблема движения атомов. Субъективизм в теории познания. Субъективность качеств. Учение о причинности; фатализм. Учение о душе, доказательство смертности души. Эвдемонистический и гномический характер этики Демокрита.

 

Тема 5. Классический период античной философии. Софисты и Сократ

Греческое Просвещение. Софисты (Протагор, Горгий и др.). Релятивизм и субъективизм. «Человек есть мера всех вещей». Отрицательное и положительное в философии софистов. Сократ. Борьба Сократа с софистами. «Апология Сократа» Платона. Введение новой проблематики — проблемы человека — в философию. Установка на самопознание. Майевтический метод Сократа. Ирония Сократа, учение о полном незнании. Рационализм Сократа и его этика. Роль Сократа в истории философии. Сократические школы (киники, киренаики, мегарики).

 

Тема 6. Философия Платона

Жизнь и произведения Платона. Критика сенсуализма и материализма в диалоге «Теэтет». Учение об идеях. Идея как сущность вещи, причина, истинное ее бытие. Мир идей и верховная идея Блага. Проблема зла. Диалектика идей. Знание как припоминание. Виды знания; рассудок, разум, вера. Доказательства бессмертия души. Теология, учение о сотворении мира. Учение о человеке; яростное, вожделеющее и разумное начала в душе. Идеальное государство. Этика, эстетика. Платоновское понимание справедливости как соответствия каждого своему назначению. Роль Платона в истории философии. Академия после Платона. Платонизм и христианство.

 

Тема 7. Философия Аристотеля

Аристотель, его жизнь и трактаты. «Метафизика». Виды знания, классификация наук, превосходство первой философии. Основной закон бытия. Учение о четырех причинах. Критика платоновской теории идей. Учение о сущности, о форме и материи. Энтелехия. Возможность и действительность. Теология Аристотеля. Бог как неподвижный двигатель и мыслящий себя ум. Физика и космология, отличие от современной физики. Проблема движения. Логика и силлогистика Аристотеля. Категории. Психология: душа как форма тела, единство души, «общее чувство». Этика, учение о счастье, о добродетели и пороке. Созерцательная жизнь философа. Учение о государстве. Аристотелизм и христианство.

 

Тема 8. Основные философские школы эллинизма.

Эллинистическая философия, ее основные черты. Эпикур: атомизм, учение о свободе, эвдемонизм. Ранний стоицизм (Зенон, Клеанф, Хрисипп): физика, логика, этика. Учение о логосе. Материализм стоиков. Теория познания, сенсуализм. Свобода человека и провидение. Стоический идеал мудреца. Теодицея. Пиррон и античный скептицизм. Атараксия (безмятежность) как идеал скептической жизни. Способ достижения этого идеала — скептические тропы Энесидема и Агриппы, воздержание от суждения. Секст Эмпирик.

 

Тема 9. Философия Плотина.

Великий синтез античной философии: Плотин. «Эннеады». Доказательство существования умопостигаемого мира. Самопознание. Учение о трех ипостасях. Единство микро- и макрокосма. Единое: апофатическое и катафатическое описания. Божественный Ум: эманация и созерцание, мир идей. Душа и материя. Учение Плотина о человеке. Причины нисхождения души в тело. Бедственное положение человека в мире. Плотиновская теодицея. Мистический экстаз. Влияние Плотина на христианскую мысль первых веков. Отличие платонизма и плотинизма от христианского учения. Неоплатонизм: Порфирий, Ямвлих, Прокл.


Раздел III. Ранняя средневековая философия.


Тема 10. Религиозная мысль первых веков.

Проблема определения средневековой философии. Филон Александрийский. Аллегорическое толкование Священного Писания. Платоновские, скептические и стоические элементы в его философии. Учение о Логосе. Христианские апологеты. Иустин Философ, Татиан: их отношение к античной философии. Климент Александрийский: отношение христианства и философии, веры и разума. Тертуллиан: «философия — источник всех ересей». «Верую, ибо абсурдно». Учение о душе. Стоицизм Тертуллиана. Ориген: учение о Св. Троице, о Логосе, о душе. Платонизм Оригена. Еретические положения в учении Оригена и связь их с его философией.

 

Тема 11. Философия блаж. Августина.

Блаж. Августин. Жизнь и эволюция взглядов. История философии, отношение к различным античным школам. Платонизм Августина. Отношение веры и разума. Критика и преодоление скептицизма. Гносеология Августина: познание посредством чувств и ума, иллюминизм. Бог как Истина и Бытие. Учение о времени. Сотворение мира: экземпляризм. Учение о человеке: душа и тело, теодицея, свобода и предопределение. Полемика с манихейством и пелагианством. Этика Августина. Философия истории.


Раздел IV. Философия схоластики.

 

Тема 12. Возникновение схоластики (X—XII вв.).

Общая характеристика схоластической философии. Начало схоластики. Беренгарий. Петр Дамиани: «философия — служанка теологии». Ансельм Кентерберийский: «верую, чтобы понимать». Онтологическое доказательство бытия Бога, критика его современниками Ансельма. Начало спора об универсалиях. Петр Абеляр. Вера и разум. Умеренный номинализм (концептуализм). Этика Абеляра. Еретические взгляды Абеляра как следствие его номинализма.

 

Тема 13. Арабская философия в Средние Века.

Арабская философия в Средние века. Аль-Фараби: классификация наук, учение о бытии и о видах разума. Ибн-Сина. Классификация наук, место в ней метафизики. Учение о бытии, о Боге и материи, об универсалиях, о душе. Аль-Газали и его критика философии. Особенности его номинализма и учение о причинности. Ибн-Рушд. Место философии в системе знания, отношение к религии. Отношение мира и Бога, вечность мира. Решение вопроса об универсалиях. Учение о душе; смертность индивидуальной души и бессмертие разума.

 

Тема 14. Латинский аверроизм. Философия Фомы Аквинского.

Возникновение латинского аверроизма. Сигер Брабантский. Учение о двух истинах. Особенности аверроизма в Европе. Реакция Церкви на аверроистское толкование Аристотеля. Альберт Великий. Фома Аквинский. Классификация наук. Философия и религия. «Естественная теология». Доказательства бытия Бога. Категории аристотелевской метафизики в философии Фомы: сущность и существование, форма и материя, акт и потенция. Решение вопроса об универсалиях. Учение о человеке. Томистская теория познания. Этика Фомы: проблемы свободы, блага, страстей.

 

Тема 15. Философия во Францисканском ордене.

Бонавентура: объединение мистицизма и рационализма. Проблема отношения философии и теологии. «Путеводитель души к Богу». Этапы восхождения души к Богу. Теория познания Бонавентуры. Отношение к доказательствам бытия Бога. Роджер Бэкон и его отношение к философии и наукам. Иоанн Дунс Скот. Учение о бытии как предмет философии и о Боге как предмет религии. Отношение к метафизике Фомы Аквинского. Учение об идеях. Свобода и детерминизм. Номинализм Уильяма Оккама и его учение о двойственной истине. «Бритва Оккама».


Раздел V. Философия эпохи Возрождения


Тема 16. Основные течения философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм раннего Возрождения.

Общая характеристика эпохи Возрождения. Первые мыслители Ренессанса: Данте Алигьери. Гуманизм: Франческо Петрарка, Лоренцо Валла. Критика схоластики, эпикуреизм.

 

Тема 17. Ренессансный неоплатонизм.

Флорентийская платоновская академия: Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Николай Кузанский. «Ученое незнание». Учение о Боге как об абсолютном максимуме. Математические идеи в философии. Теория познания.

 

Тема 18. Возрождение и Реформация.

Гуманизм Эразма Роттердамского. Обличение схоластической философии. Философия как «философия Христа». «Оружие христианского воина»: учение о человеке, этика. Спор Эразма и Лютера по вопросу о свободе воли: «Диатриба, или рассуждение о свободе воли».

 

Тема 19. Натурфилософская мысль в эпоху Возрождения.

Политическая философия Никколо Макиавелли. Отношение к христианству. Мишель Монтень. Отношение к схоластике. Теория познания. Скептические идеи: «Апология Раймунда Сабундского». Этика Монтеня. Джордано Бруно. Учение о бытии: единое, мировая душа, материя. Пантеизм Бруно. Учение о вселенной и мирах. Гносеология Бруно.


Раздел VI. Философия Нового Времени


Тема 20. Возникновение науки и философии Нового времени.

Возникновение науки Нового времени: Галилео Галилей. Френсис Бэкон. «Новый органон»: учение об идолах, возрождение наук. Критика силлогистики и индуктивный метод Бэкона. Учение о формах. Рене Декарт. Сомнение как методологический принцип философии. «Cogito ergo sum». Онтологическое доказательство бытия Бога. Психофизический дуализм. Теория познания. Учение о врожденных идеях. Физика Декарта. Паскаль как ученый, философ, христианин. Величие и ничтожество человека. Проблема познания и отношение к скептицизму.

 

Тема 21. Рационализм в философии Нового времени.

Спиноза. «Этика». Метод философии. Учение о Боге как причине Самого Себя, субстанции и природе. Субстанция, модусы и атрибуты. Пантеизм Спинозы. Детерминизм и учение о свободе. Лейбниц. Предмет философии. Рационалистическая методология. Критика локковского сенсуализма. Метафизика как учение о Боге. Монадология Лейбница. Учение о предустановленной гармонии. Лебницевская теодицея.

 

Тема 22. Сенсуализм в философии Нового времени.

Учение о знании и языке Томаса Гоббса. Учение о Боге и природе, отношение к проблеме возникновения общества и государства. Джон Локк. Опытное происхождение знания и критика теории врожденных идей. Учение об идеях как непосредственном материале знания. Первичные и вторичные качества. Дж. Беркли. Номиналистическая критика материализма. Доказательство существования Бога. Д. Юм. Критика учений о субстанции. Гносеология, учение об ассоциации идей. Взгляд на причинность.

 

Тема 23. Философия эпохи Просвещения.

Французское просвещение. Периодизация и основные представители. Атеизм Ж.Мелье. Философский деизм Вольтера, его отношение к христианству. Географический детерминизм Ш.Л.Монтескье. Ж.-Ж. Руссо: учение об обществе и человеке, “общественный договор”, отношение к религии. Французские материалисты: Дидро, Ламетри, Гольбах.

 

Раздел VII. Немецкая классическая философия


Тема 24. Философия И. Канта.

И. Кант. Докритический и критический периоды. Причины, побудившие к пересмотру Кантом своей “докритической” философии. “Критика чистого разума”: задача, структура, основные понятия. Трансцендентальная эстетика и аналитика Канта, учение об априорных формах чувственности и рассудка. Трансцендентальная логика: учение Канта о душе, мире и Боге. Отношение к доказательствам бытия Бога. “Критика практического разума”: автономная и гетерономная воля, долг, категорический императив, постулаты практического разума. Нравственное доказательство бытия Бога.

 

Тема 25. И. Г. Фихте, его попытка усовершенствовать кантовскую философию дедукцией категорий. Наукоучение Фихте.

 

Тема 26. “Философия тождества” Ф.В.Й.Шеллинга. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм. Философия откровения.

 

Тема 27. Г.В.Ф.Гегель. Юношеские работы о христианстве. “Энциклопедия философских наук”. Отношение Гегеля к предыдущей философии. Диалектический принцип философствования. Дедукция основных категорий и понятий в “Науке логики”. Учение о природе и обществе. “Философия духа”: субъективный, объективный и абсолютный дух. Учение об обществе. Философия истории. Философия религии: христианство и философия, развитие религиозных представлений человечества.


Раздел VIII. Современная западная философия


Тема 28. Сущность и основные черты современной западной философии.

Коренной поворот в философии после Гегеля. Основные типы современных философских учений: сциентизм и антисциентизм. Интерес к проблеме человека.  Атеизм и материализм Л.Фейербаха. Учение о человеческих корнях христианства и всех его догматов и положений.

 

Тема 29. Позитивизм. Аналитическая философия.

Позитивизм О. Конта. Учение о трех стадиях, классификация наук. Отношение к философии. Эволюция позитивизма в XIX и XX веках. Эмпириокритицизм Маха и Авенариуса. Неопозитивизм. Л.Витгенштейн. Попытки создания идеального языка науки. Венский кружок: Карнап, Шлик. Принцип верифицируемости. Постпозитивизм: К.Поппер. Фальсифицируемость как принцип научности. Современная аналитическая философия.

 

Тема 30. Марксизм.

Связь атеизма К.Маркса с основными положениями его философии. Материалистический взгляд на природу и общество. Диалектический метод Маркса и Энгельса. Учение о революционном преобразовании общества. Особенности марксистского атеизма.

 

Тема 31. Неокантианство.

Неокантианство Марбургской школы: Г.Коген, Наторп, Кассирер. Философия как наука о науках. Исследование процесса познания исходя из самого познания. Баденская школа: Виндельбанд, Риккерт. Два вида наук: о природе и о культуре. Учение о ценностях и их отношении к действительности.

 

Тема 32. Философия жизни. Герменевтика.

Причины возникновения философии жизни. Ф. Ницше. Критика предшествующей философии и культуры. Декаданс, нигилизм, переоценка всех ценностей, воля к власти. Этика Ницше. Антихристианство. В. Дильтей: описательная психология как основа наук о духе. Герменевтика. “Творческая эволюция” А. Бергсона: противопоставление длительности и времени, учение об инстинкте, интуиции и интеллекте, жизненный порыв, поток сознания. “Закат Европы” О. Шпенглера: противопоставление природы и общества, аналогия как метод познания жизни, в т.ч. общественных и исторических явлений. Учение о различных культурах, душа культуры (основные примеры — аполлоновская, фаустовская, магическая, русская). Зарождение, развитие и гибель культур, цивилизация как симптом упадка культуры.

 

Тема 33.  Феноменология.

Феноменология Э. Гуссерля. Критика психологизма в “Логических исследованиях”. Философия как строгая наука. Естественная и феноменологическая установка, феноменологическая редукция, эпохе, интенциональность сознания, ноэсис и ноэма. Пересмотр некоторых положений в “Кризисе европейских наук”: “жизненный мир” и его отношение к науке.

 

Тема 34. Экзистенциализм.

Экзистенциальная философия С.Кьеркегора. Критика рационалистической философии. Учение об истине. Три стадии на жизненном пути.

Источники экзистенциалистской философии. Религиозный (К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю) экзистенциализм. Отношение к предыдущим философским учениям. Учение о бытии, ничто и сущем. Подлинное и неподлинное существование человека. Понятие экзистенции. Учение Хайдеггера об экзистенциалах. Экзистенциалистское понимание свободы. Послевоенная эволюция экзистенциализма.

 

Тема 35. Религиозная философия в XX веке.

Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен). Примат веры над знанием. Философия — служанка богословия. Аристотелевские категории в неотомизме. Доказательства бытия Бога. Отношение к науке. Учение о человеке. Этика, философия истории. Персонализм (Э.Мунье, Ж.Лякруа).

Философская антропология М.Шелера. Биологическая и функциональная антропология.

 

Тема 36. Психоанализ. Неомарксизм.

З.Фрейд и психоанализ. Учение о бессознательном, либидо, эго. Отношение Фрейда к философии, культуре, религии. Неофрейдизм К.Г.Юнга. Учение об архетипах и символах. Экзистенциальный психоанализ Бинсвангера. Критическая теория общества франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм).

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ-РЕФЕРАТОВ

1. Культурно-исторические обстоятельства возникновения философии.

2. Парменид и зарождение онтологии. Соотношение мышления и бытия в концепции Парменида.

3. Платоновская концепция общества и идеального государства.

4. Логические и научные сочинения Аристотеля.

5. Античный стоицизм.

6. Жизнь, духовная эволюция и сочинения Августина.

7. Аристотель и средневековая схоластика. «Золотой век схоластики».

8. Вклад Ф. Бэкона в развитие европейской науки Нового времени.

9. Основные идеи теории познания Р. Декарта. "Методологическое сомнение" Декарта и его рационалистическая теория познания.

10. Феноменалистический характер гносеологии Канта и его учение об антиномиях чистого разума.

11. Марбургская и баденская школы неокантианства.

12. Проблема человека в произведениях Ф.М. Достоевского.

13. Концепции исторического процесса, культуры и цивилизации в работах К. Леонтьева и О. Шпенглера (сравнительная характеристика).

14. Антионтологическая установка позитивистов и неопозитивистов.

 

Примерный перечень вопросов к дифф. зачету в 8 семестре:

1.      Милетская школа.

2.      Пифагор и пифагорейский союз.

3.      Философия Гераклита.

4.      Элейская школа. Парменид. Апории Зенона.

5.      Атомизм Демокрита.

6.      Философия софистов.

7.      Философия Сократа.

8.      Учение Платона об идеях.

9.      Учение Платона о душе.

10. Учение Платона о государстве. Космология Платона.

11. Аристотелевская классификация наук.

12. Учение Аристотеля о четырех причинах.

13. Физика и космология Аристотеля.

14. Философия Эпикура.

15. Стоицизм.

16. Античный скептицизм.

17. Учение Плотина о трех ипостасях.

18. Отношение Августина к различным античным философским школам.

19. Онтология Августина. Учение о времени.

20. Учение Августина о человеке; свобода и предопределение.

21. Ансельм Кентерберийский: отношение веры и разума, онтологическое доказательство бытия Бога.

22. Спор об универсалиях в схоластике.

23. Арабская философия (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Аль-Газали, Ибн-Рушд).

24. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский.

25.  «Естественная теология» Фомы Аквинского. Критика аверроизма. Доказательства бытия Бога.

26. Ренессансный гуманизм: Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

27. Флорентийская платоновская академия: Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола.

28. «Ученое незнание» Николая Кузанского.

29. Политическая философия Никколо Макиавелли.

30. Гуманизм Эразма Роттердамского. Спор Эразма и Лютера по вопросу о свободе воли.

31. Скептицизм Мишеля Монтеня.

32. Пантеизм Джордано Бруно.

33. Френсис Бэкон: учение об идолах, возрождение наук.

34. Возникновение науки Нового времени: Галилео Галилей.

35. Философия Рене Декарта.

36. Паскаль как философ.

37. Философия Б.Спинозы. Учение о субстанции, модусах, атрибутах.

38. Учение о знании, языке и государстве Томаса Гоббса. Сенсуализм Джона Локка.

39. Монадология Лейбница.

40. Дж. Беркли. Номиналистическая критика материализма.

41. Философия Д. Юма. Критика учений о субстанции. Гносеология, учение об ассоциации идей. Взгляд на причинность.

42. Атеизм Ж.Мелье. Философский деизм Вольтера, его отношение к христианству.

43. Географический детерминизм Ш.Л.Монтескье.

44. Ж.-Ж. Руссо: учение об обществе и человеке, «общественный договор», отношение к религии.

45. Французские материалисты: Дидро, Ламетри, Гольбах.

46. «Критика чистого разума» И. Канта: задача, структура, основные понятия.

47. Трансцендентальная эстетика и аналитика «Критики чистого разума» Канта, учение об априорных формах чувственности и рассудка.

48. Трансцендентальная диалектика «Критики чистого разума»  Канта: учение о душе, мире и Боге.

49. «Критика практического разума» И.Канта: категорический императив, постулаты практического разума. Нравственное доказательство бытия Бога.

50. Наукоучение Фихте.

51. Философия Ф.Шеллинга.

52. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Отношение к предыдущей философии. Диалектический принцип философствования.

53. Учение Гегеля о природе и обществе. «Философия духа»: субъективный, объективный и абсолютный дух.

54. Позитивизм О. Конта.Эволюция позитивизма в XIX и XX веках. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.

55. Марксизм. Связь атеизма Маркса с основными положениями его философии.

56. Ницше. Критика предшествующей философии и культуры. Декаданс, нигилизм, переоценка всех ценностей, воля к власти.

57. Дильтей: описательная психология как основа наук о духе, герменевтика.

58. Феноменология Э. Гуссерля. Критика психологизма в «Логических исследованиях». Философия как строгая наука.

59. Экзистенциализм. Учение о бытии, ничто и сущем. Подлинное и неподлинное существование человека.

60. Неотомизм.

61. З.Фрейд и психоанализ. Неофрейдизм К.Г.Юнга.

62. Критическая теория общества Франкфуртской школы.

 


Учебная литература

Основные:

1)      Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2005.

2)      Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004.

3)      Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2002.

4)      Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 2002.

5)      Лега В.П. История западной философии. Ч. 1-2. М., 2014.

6)      Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

7)      Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1-4. СПб., 2002.

 

Дополнительные:

1)     Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

2)     Армстронг А. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. М., 2003.

3)     Богомолов А. Англо-американская буржуазная философия. М., 1964.

4)     Богомолов А. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969.

5)     Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

6)     Бохеньски Ю. Современная западная философия. М., 2000.

7)     Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2 т. Том 2. От Канта до Ницше. М., 2000.

8)     Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.

9)     Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

10) Грязнов А.Ф., Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

11) Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 2001.

12) Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. М., 1988.

13) История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1-4. М., 1995-1999.

14) Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

15) Коплстон Ф. История философии. XX век. М., 2002.

16) Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М., 2004.

17) Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., 1983.

18) Современная буржуазная философия. М., 1978.

19) Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.

20) Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2004.

21) Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

22) Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. Пермь, 2000.

23) Трубецкой С.Н. Лекции по истории древней философии. М., 1997.

24) Фейербах Л. История философии. М., 1974, т. 1-3.

25) Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб, 1996.

26) Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981.

27) Шестов Л. Лекции по истории греческой философии. М., 2001.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ЛИТЕРАТУРА

Раздел I. Предмет философии и истории философии.
Тема 1-2

Контрольные вопросы к занятию

1.      Что отличает философию от науки и что объединяет их?

2.      В чем сходство и различие философии и религии? Философии и искусства?

3.      В чем достоинства изучения философии посредством изучения истории философии?

4.      Почему богослову необходимо изучение философии?

Литература

Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философии // Вестник ПСТГУ. № 1:16. М., 2006.

Раздел II.  Античная философия
Тема 3. Возникновение античной философии

1.      Какие философские положения содержатся в поэмах Гомера?

2.      Какой философский смысл содержится в учении Гесиода о происхождении богов?

3.      Философские идеи в учении орфиков.

4.      Почему Фалеса считают первым греческим философом?

5.      В чем преемственность поиска ответов на вопрос о первоначале у философов милетской школы?

6.      Как связаны друг с другом разные части учения Пифагора: математика, философия, религия?

Литература

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 33-66, 100-135, 138-149, 465-505.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 61-68, 93-94, 307-320.

Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 416-426.

1957.

Тема 4. Философия досократиков

1.      Как связано учение Гераклита о всеобщем изменении с его учением о первоначале?

2.      В чем особенности гераклитовского учения о логосе?

3.      Каково отношение Ксенофана к языческому многобожию?

4.      Каковы его аргументы в защиту монотеизма?

5.      В чем особенности элейской школы?

6.      Почему Парменида можно назвать основателем философии?

7.      Охарактеризуйте основные принципы философской системы Парменида.

8.      Что такое рационализм? В чем особенности рационализма Парменида?

9.      Каков метод аргументирования Зенона? В чем суть его доказательств от противного?

10. Как Эмпедокл и Анаксагор пытались решить проблемы, поставленные Парменидом?

11. Как Демокрит доказывает существование атомов?

12. Как Демокрит относится к рационализму?

Литература

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 94-97, 274-315, 320-327, 333-338, 339-348.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 156-257, 330-414, 505-535.

Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 295-297.

Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Ленинград, 1970.

Тема 5. Классический период античной философии. Софисты и Сократ

1.      Какие социальные изменения происходят в Греции в V веке?

2.      В чем особенность сенсуализма софистов?

3.      Что означает фраза «Человек есть мера всех вещей»?

4.      Каковы причины антагонизма Сократа и софистов?

5.      Какой философский смысл фраз «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю»?

6.      В чем суть сократовского переворота в философии?

7.      Опишите особенности майевтического метода Сократа.

8.      В чем вклад Сократа в мировую философию?

9.      В чем причины возникновения сократических школ?

Литература

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 98-107, 348-350.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1996.

Маковельский А.О. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-41.

Платон. Апология Сократа // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1990, т. 1, стр. 70-96.

Тема 6. Философия Платона

1.      В чем суть критики Платоном сенсуализма?

2.      Как Платон доказывает существование мира идей?

3.      Почему Гуссерль назвал Платона первым научным философом?

4.      Каково отношение Платона к учению Парменида о бытии?

5.      Каковы особенности рационализма Платона?

6.      Как Платон объясняет существование зла? Почему не может быть идеи зла?

7.      Как Платон доказывает бессмертие души?

8.      В чем отличие платоновского учения о сотворении мира от христианского.

9.      В чем отличие платоновского учения о материи от демокритовского?

10. Какова связь учение Платона об идеях с его учением о государстве?

11. Как вы думаете, почему стражи могут стать философами, а ремесленники – нет?

12. Как можно оценить историческую роль учения Платона о государстве?

Литература

Августин, блаж. О граде Божием VIII, 4-9. М., 1994. Т. 2. С. 7-19.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 112-129, 220-239, 137-166.

Платон. Теэтет 142a-187b // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 192-245.

Платон. Государство 439a – 443e, 504e – 517d, 608е – 612а, 614b – 621d // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 212-219, 286-298, 406-410, 413-420.

Платон. Государство 369b – 613e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 130-412.

Платон. Федр 244 a - 257c // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 152-166.

Платон. Парменид 126a - 137e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 346-360.

Платон. Менон 81a - 86b // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 588-596.

Платон. Федон 57a – 118a // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 7-80.

Платон. Тимей 24e – 25d, 27e – 57e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 429-461.

Платон. Федр 245c – 246a // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 154-155.

Тема 7. Философия Аристотеля

1.      Каковы исходные принципы философии Аристотеля?

2.      Почему Аристотель не согласен с учением Платона об идеях?

3.      В чем отличие аристотелевской формы от платоновской идеи?

4.      В чем особенности аристотелевской теологии?

5.      Чем отличается предмет философии от предмета физики?

6.      Назовите основные особенности физики Аристотеля.

7.      Как Аристотель решает апории Зенона?

8.      Аристотель - рационалист или сенсуалист?

9.      Как Аристотель понимает личность человека?

10. В чем отличие аристотелевского понимания добродетели от современного?

11. Почему созерцательная жизнь, по Аристотелю, лучше деятельной?

Литература

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. Кн. I, гл. 1-10; кн. IV, гл. 1-8; кн. V, гл. 2, 8, 10, 12; кн. VI, гл. 1-4; кн. VII, гл. 1-6, 13-17; кн. XI, гл. 3-6; кн. XII, гл. 1, 6-10; кн. XIII, гл. 4-5.

Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981. Кн.I, гл.1, кн. II, гл.1, 2, кн III, гл.1, кн. IV, гл. 8-14, кн. VI, гл. 9, кн. VII, гл. 1, кн. VIII, гл. 6, 10.

Аристотель. Категории. Гл. 5 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 55-62.

Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. Кн. 1, гл.1, 3; кн.2, гл.1-3; кн.3, гл.4-13.

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. Кн. I, II, VI, кн. X, гл. 6-9.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 188-198.

Тема 8. Основные философские школы эллинизма

1.      Что такое «идеал мудреца» в эллинистической философии?

2.      В чем причина деформации образа Эпикура?

3.      Каковы причины востребованности философии стоиков в раннем христианстве?

4.      В чем отличие академического скептицизма от пирроновского?

5.      Каким образом скептик предлагает достичь «идеала мудреца»?

6.      Какова роль тропов Энесидема и Агриппы в философии скептиков?

Литература

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 248-293, 296-306, 352-411.

Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1998.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Секст Эмпирик. Соч.: в 2 т. М.,  1976. Т. 2. С. 207-258, 379-380.

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986.

Фрагменты ранних стоиков. Т. I. Зенон и его ученики. М., 1998.

Фрагменты ранних стоиков. Т. II. Хрисипп из Сол. Часть 1. Логические и физические фрагменты. Фрг. 1-521. М., 1999.

Тема 9. Философия Плотина

1.      Каковы исходные положения философии Плотина?

2.      Как Плотин выстраивает свою иерархию ипостасей?

3.      Как Плотин доказывает бессмертие души?

4.      Как Плотин отвечает на вопрос: почему в мире существует зло?

5.      В чем особенности учения Плотина о личности?

6.      В чем отличие позднейшего неоплатонизма от философии Плотина?

Литература

Плотин. Эннеады I, 1; I, 8; IV, 7; V,1; IV,1; IV,2.

Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 427-440.

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993. С. 9-149.

Тема 10. Религиозная мысль первых веков

1.      Каковы отличия средневековой философии от античной?

2.      Как связан аллегоризм Филона и его учение о Логосе?

3.      Каково отношение Филона к античной философии?

4.      Каково отношение ранних христианских апологетов к античности?

5.      Почему вопрос об отношении веры и разума является основным для средневековой философии?

6.      Как Тертуллиан решает вопрос об отношении веры и разума?

7.      В чем отличие понимания веры у Тертуллиана («верую, ибо абсурдно») и Климента Александрийского.

8.      Назовите элементы платоновской философии в учении Оригена.

Литература

Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем. Увещание к эллинам.

Климент Александрийский. Строматы. (Кн. V, VI, VII). СПб., 2003. Т.2. C. 146-225. Т.3. С. 6-91, 196-263.

Ориген. О началах. Самара, 1993.

Татиан. Речь против эллинов.

Тертуллиан. О проскрипции против еретиков // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 106-129.

Тертуллиан. О свидетельстве души // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 83-89.

Филон Александрийский. О соитии ради предварительного обучения // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000. С. 355-382.

Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000. С. 51-92.

Тема 11. Философия блаж. Августина

1.      Каким образом философия Плотина помогла Августину решить проблему теодицеи?

2.      В чем причина отрицательного отношения Августина к скептицизму?

3.      Как Августин опровергает скептицизм? Какой скептицизм становится объектом его критики?

4.      Как Августин решает проблему отношения веры и разума?

5.      Является ли богословие Августина апофатическим или катафатическим?

6.      В чем смысл проблемы времени, поставленной Августином?

7.      Как Августин опровергает учение манихеев о двух началах в мире?

8.      В чем философский смысл учения Пелагия и опровержения его Августином?

9.      Чем августиновское понимание добродетели отличается от античного?

10. Почему Августина принято считать первым философом, поставившим проблемы философии истории?

Литература

Аврелий Августин. Исповедь. Кн. 7, 10-12 М., 1991. С. 166-189, 236-339.

Августин блаж. Против академиков // Августин блаж. Энхиридион. Киев, 1996. С. 5-73.

Августин блаж. О граде Божием. Кн. V, гл. 8-11; кн. VIII, гл. 1-13; кн. IX, гл.4, 10, 17; кн. X, гл. 2, 23, 30, 31; кн. XI, гл. 1, 3-10, 22-28; кн. XII, гл. 1-9; кн. XIII, гл. 16; кн. XIV, гл. 5, 6, 28; кн. XV, гл. 1, 2; кн. XVIII, гл. 41; кн. XIX, гл.1-4, 13-15; кн. XXII, гл. 26-27.

Пелагий. Послание к Деметриаде // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 594-635.

Тема 12. Возникновение схоластики (IX—XII вв.).

1.      Каковы причины возникновения схоластики?

2.      В чем суть доказательства бытия Бога Ансельма Кентерберийского?

3.      Что такое универсалии? Какова история спора об универсалиях?

4.      Назовите и опишите все решения спора об универсалиях.

5.      Как Абеляр решал проблему соотношения веры и разума?

6.      Связан ли умеренный номинализм Абеляра с его еретическими высказываниями?

Литература

Абеляр П. Глоссы к «Категориям» Аристотеля // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. М., 2002. С. 410-426.

Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Абеляр П. Тео-логические трактаты. М., 1995. С. 311-411.

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992.

Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Сочинения. М., 1995. С. 128-130, 147-165.

Дамиани П. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995, с. 356-394.

Тема 13. Арабская философия в Средние Века.

1.      Почему арабский мир наследовал античную философию?

2.      Каковы особенности аристотелизма в ранней арабской философии?

3.      Почему в арабской философии номинализм был ближе ортодоксальной религии, чем в западноевропейской?

Литература

Аверроэс. Опровержение опровержения. Киев; СПб., 1999.

Аль-Газали. Избавляющий от заблуждения // Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М., 1960. С. 211-266.

Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.

Ибн-Сина. (Авиценна). Избранные философские произведения М., 1980.

Тема 14. Латинский аверроизм. Философия Фомы Аквинского

1.      В чем причина столь бурной реакции Церкви на распространение идей Аристотеля?

2.      Какие идеи Сигера Брабантского были осуждены Церковью?

3.      Какое место занимает философия в учении Фомы Аквинского?

4.      Как Фома Аквинский решил аверроистскую проблему?

5.      Как Фома решил вопрос об универсалиях?

6.      Почему Фома не соглашается с доказательством бытия Бога Ансельма?

7.      В чем главная проблема учения о человеке, стоявшая перед Фомой?

8.      Фома Аквинский – сенсуалист или рационалист?

9.      Какая жизнь, по Фоме, наиболее добродетельна?

Литература

Сигер Брабантский. Вопросы о разумной душе // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т. 2. М., 2002. С. 242-251.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев, М., 2002. Ч. 1. С. 3-43.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев, СПб., 2003. Ч. 2. С. 66-73.

Фома Аквинский. Сумма против язычников. Гл. 2-14. Долгопрудный, 2000. С. 35-93.

Фома Аквинский. О единстве разума против аверроистов // Фома Аквинский. Сочинения. М., 2002.

Фома Аквинский. О вечности мира // Фома Аквинский. Сочинения. М., 2002.

Тема 15. Философия во Францисканском ордене.

1.      В чем суть этапов на пути восхождению к Богу, по Бонавентуре?

2.      Как Бонавентура относится к рационализму, сенсуализму и мистицизму?

3.      Как Бонавентура относится к онтологическому  и космологическому доказательствам бытия Бога?

4.      В чем особенности философии во Францисканском ордене?

5.      В чем причина несогласия Иоанна Дунса Скота с Фомой Аквинским?

6.      Почему Уильяма Оккама принято считать последним схоластическим философом?

Литература

Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

Бонавентура. О возвращении наук к теологии // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.2. М., 2002. С. 127-140.

Иоанн Дунс Скот. Трактат о Первоначале. М., 2001.

Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001.

Оккам У. Избранное. М., 2002.

Тема 16. Основные течения философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм раннего Возрождения

1.      В чем причины возникновения Ренессанса?

2.      В чем отличие гуманизма ренессансного от современного?

Литература

Валла Л. О наслаждении, или Об истинном и ложном благе. М., 1989. С. 94-108, 225-235.

Данте Алигьери. Монархия. М., 1999.

Данте Алигьери. Пир // Данте Алигьери. Собр. Соч.: В 5 т. Т. 5. СПб., 1996.

Петрарка Ф. Моя тайна // Франческо Петрарка. Лирика. Автобиографическая проза. М., 1989.

Тема 17. Ренессансный неоплатонизм

1.      Почему философия Платона оказалась столь популярной в эпоху Возрождения?

2.      Почему Николай Кузанский активно использует математику при решении философских и богословских задач?

3.      Как Николай Кузанский решает проблему свободы человека и божественного предопределения?

4.      Какие новые идеи  в физике предлагает Николай Кузанский?

Литература

Николай Кузанский. Об ученом незнании, кн. 1, гл. 1-16, кн. 2, гл. 3-6, 12 // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1980. С. 50-73, 103-115, 133-139.

Тема 18. Возрождение и Реформация

1.      Как Эразм и Лютер относились к идеям Августина?

2.      В чем особенности т.н. «северного возрождения»?

3.      Почему в XVI веке говорили, что «Лютер высидел яйцо, которое снес Эразм»?

4.      В чем отличие понимания свободы у Лютера и Эразма?

Литература

Мартин Лютер. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 290-545.

Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 90-217.

Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 218-289.

Тема 19. Натурфилософская мысль в эпоху Возрождения

1.      Из каких положений вырастает уверенность Макиавелли, что «цель оправдывает средства»?

2.      По каким причинам оказывается востребованным античный скептицизм?

3.      Как Джордано Бруно относился к христианству?

4.      Какие философские идеи легли в основу учения Бруно?

5.      Был ли Бруно ученым?

Литература

Бруно Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах. М., 1936.

Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя // Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. О принципе, начале и едином. Минск, 1999. С. 3-260.

Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

Монтень М. Апология Раймунда Сабундского // Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 2. М., 1992.

Тема 20. Возникновение науки и философии Нового времени

1.      В чем отличие в подходах к науке у Ф.Бэкона  и Г.Галилея?

2.      Чем отличается физика Галилея от аристотелевской физики?

3.      Как Ф.Бэкон решает проблемы индукции?

4.      Почему Декарт не упоминает об Августине, когда утверждает: «Мыслю, следовательно, существую»?

5.      Что такое «естественный свет разума»?

6.      Какую роль в философии Декарта играет онтологическое доказательство бытия Бога?

7.      Почему Декарт является основоположником философии Нового времени?

8.      Какое влияние Декарт оказал на последующую философию?

9.      Почему Паскаль не принимает учение Декарта о Боге?

10. В чем особенности философии Паскаля и его существенное отличие от остальной современной ему философии?

Литература

Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1972. С. 12-83.

Галилей Г. Диалог о двух системах мира: коперниковой и птолемеевой // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М., 1964.

Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1994. С. 16-72.

Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 314-348.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 250-296.

Паскаль Б. Мысли. М., 1995. С. 103-137, 200-202, 327-328.

Тема 21. Рационализм в философии Нового времени

1.      В чем причины несогласия Спинозы с Декартом?

2.      Каковы особенности рационализма Спинозы?

3.      Как, по Спинозе, возможна свобода человека в мире всеобщего детерминизма?

4.      Идеи какой античной философской школы продолжает Спиноза?

5.      Почему решение проблемы субстанции было важно для Лейбница?

6.      В чем причина несогласия Лейбница со Спинозой в учении о субстанции?

7.      Почему, по Лейбницу», «монада не имеет окон»?

8.      Как Лейбниц решает проблему существования в мире зла?

Литература

Спиноза Б. Этика (Часть 1, 2 (теоремы 1-7, 47-49), 5 (теоремы 15-42)) // Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. С. 327-361, 370-376, 413-422, 573-591.

Лейбниц Г. В. Свидетельство природы против атеистов // Сочинения в 4-х т. Т. 1. М., 1982. С. 78-84.

Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике // Там же. С. 125-163.

Лейбниц Г. В. О приумножении наук // Там же. С. 164-202.

Лейбниц Г. В. Новая система природы и общения между субстанциями // Там же. С. 271-281.

Лейбниц Г. В. Ответ на размышления о системе предустановленной гармонии // Там же. С. 326-344.

Лейбниц Г. В. Два отрывка о свободе // Там же. С. 307-317.

Лейбниц Г. В. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе // Там же. С. 359-369.

Лейбниц Г. В. Начала природы и благодати, основанные на разуме // Там же. С. 404-412. 

Лейбниц Г. В. Монадология // Там же. С. 413-429.

Лейбниц Г. В. Теодицея // Сочинения в 4-х т. Т. 4. М., 1989.

Тема 22. Сенсуализм в философии Нового времени

1.      Каковы особенности английского сенсуализма?

2.      Почему Дж. Локк предпринимает критику учения о врожденных идеях?

3.      Какую роль учение о знаках играет в философии Т.Гоббса?

4.      Какова, по Беркли, главная причина атеизма?

5.      В чем особенности берклиевского доказательства бытия Бога?

6.      В чем причина и каковы особенности критики Беркли и Юмом учения о субстанции?

7.      Каково отношение Юма к причинности?

Литература

Гоббс Т. Левиафан (часть 1, гл. 1-5, 12-14) // Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1991. С. 9-37, 81-109.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении (кн. 1; кн. 2, гл. 1-12; кн. 4, гл. 17-19) // Локк Дж. Сочинения в 3 т. М., 1985. Т.1. С. 91-215. Т.2. С. 148-186.

Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения. М., 1978. С. 149-248.

Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Сочинения. М., 1978. С. 249-360.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1996. С. 4-144.

Тема 23. Философия эпохи Просвещения

1.      Что такое просвещение?

2.      Что объединяет столь разных мыслителей, как Руссо  и Дидро, Вольтера и Ламетри?

3.      Каковы особенности учения французских материалистов о религии?

Литература

Вольтер. Метафизический трактат // Философские сочинения. М., 1988. С. 227-274.

Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного // Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1. М., 1963.

Дидро Д. Разговор Д’Аламбера и Дидро // Сочинения в 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 379-391.

Дидро Д. Прибавление к “Философским мыслям” // Сочинения в 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 266-274.

Ламетри Ж.О. Человек-машина // Сочинения. М., 1976. С. 183-244.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1998.

Руссо Ж-Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов // Сочинения в 3 т. Т. 1. М., 1961.

Руссо Ж.-Ж. Исповедание веры савойского викария // Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании.

Тема 24. Философия И. Канта

1.      Как понимать слова Канта о пробуждении от «сладкого догматического сна»?

2.      Какова цель написания «Критики чистого разума»?

3.      Как Кант понимает роль философии в ее отношении к науке?

4.      Объясните суть основных понятий кантовской философии: вещь в себе, явление, трансцендентальный, синтетическое и аналитическое суждение, априорные формы.

5.      В чем причина существования метафизики, по Канту?

6.      Каков принцип кантовской классификации доказательств бытия Бога?

7.      В чем ошибочность, по Канту, доказательств бытия Бога?

8.      Охарактеризуйте основные понятия «Критики практического разума»: долг, максима, категорический императив, автономная и гетерономная этика.

9.      Почему в «Критике практического разума» отсутствует раздел «Трансцендентальная эстетика»?

10. Изменяет ли сам себе Кант, предлагая доказательство бытия Бога в «Критике практического разума»?

11. Что такое постулаты практического разума? Какую роль они играют в этике Канта?

Литература

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 32-69, 358-364 (Введение; часть1, гл. 1-2; Отд. 2, гл. 3, разд. 4 (О невозможности онтологического доказательства бытия Бога)).

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Трактаты. СПб., 1996. С. 147-258.

Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. СПб., 1996. С. 259-424.

Тема 25. Наукоучение И.Г.Фихте

1.      В чем, по Фихте, недостаток кантовской философии?

2.      Как Фихте понимает задачи философии в ее отношении к науке?

3.      Как Фихте связывает принципы наукоучения с этикой?

Литература

Фихте Г. Основа общего наукоучения // Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М., 1995. С. 282-307 (§1-3).

Тема 26. Философия тождества Шеллинга

1.      В чем, по Шеллингу, недостатки догматизма и трансцендентализма?

2.      Как Шеллинг понимает Абсолют?

3.      Как можно охарактеризовать эволюцию взглядов Шеллинга?

Литература

Шеллинг Ф.В.Й. Философские письма о догматизме и критицизме  // Сочинения. М., 1987, т. 1, с. 39-88.

Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Сочинения. М., 1987, т. 1, с. 227-264, 472-489 (введение, 1-й и 6-й главный разделы).

Шеллинг Ф.В.Й. Введение к наброску системы натурфилософии // Сочинения. М., 1987, т. 1, с. 182-226.

Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Сочинения. М., 1989, т. 2, с. 86-158.

Тема 27. Философия Гегеля

1.      Каков исходный пункт философии Гегеля?

2.      Как можно понять слова В.С.Соловьева: «Гегель может быть назван философом по преимуществу»?

3.      В чем суть диалектического и триадического метода Гегеля? Как этот метод отразился в структуре его произведений?

4.      Как вы думаете, почему К.Поппер назвал учение Гегеля ненаучным?

5.      Как можно охарактеризовать учение Гегеля о природе?

6.      В чем, по Гегелю, отличие морали от нравственности?

7.      Что означает фраза Гегеля: «Все действительное разумно, все разумное – действительно»?

8.      Как относятся философия и религия откровения? Согласен ли сам Гегель с мнением, что он принижает религию?

Литература

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1975. С. 107-184, 201-214 (§19-60, 79-83).

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. М., 1977.

Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб., 1993.

Тема 28. Сущность и основные черты современной западной философии

1.      В чем причины отхода Фейербаха от гегелевской философии?

2.      Как понимать фразу Фейербаха: «Тайна теологии есть антропология»?

3.      В чем причина коренного изменения философских интересов в начале XX века?

Литература

Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения. М., 1955. Т.2. С. 30-90 (гл.1-5).

Тема 29. Позитивизм. Аналитическая философия

1.      Почему Конт назвал свою философию позитивной?

2.      В чем причина бурного развития позитивизма в XIX-XX вв.?

3.      С какими проблемами столкнулись создатели идеального языка науки?

4.      Каковы основные направления развития позитивизма в XX веке?

5.      В чем причины отказа К.Поппера от принципа верифицируемости?

6.      Какие учения, с точки зрения К.Поппера, являются ненаучными?

Литература

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 29-87.

Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. М., 1998. С 69-90.

Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959. С. 298-320.

Конт О. Дух позитивной философии. М., 2003.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С.46-63, 73-123, 316-378, 380-391.

Тема 30. Марксизм

1.      Что такое «исторический материализм»?

2.      Почему Маркс, упрекая предыдущих философов в системопостроении, сам сделал ту же ошибку?

3.      Совместим ли марксизм с религией?

Литература

Ленин В.И. Карл Маркс // Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 401-418.

Тема 31. Неокантианство

1.      Каковы причины возникновения неокантианства? Какие проблемы, с точки зрения неокантианцев, Кант не поставил или не решил?

Литература

Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Сб. 5. СПб., 1913. С. 93-132.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре  М., 1998. С. 44-128.

Тема 32. Философия жизни. Герменевтика

1.      Почему учение Ницше получило название «философия жизни»?

2.      Опишите суть основных понятий философии Ницше: декаданс, нигилизм, переоценка всех ценностей, воля к власти.

3.      Каков основной вклад Ницше в теорию познания?

4.      Почему антихристианское учение Ницше было положительно оценено некоторыми христианскими философами?

5.      Какие положения философии Ницше получили развитие в «философии жизни»?

6.      Что такое «герменевтическая проблема»?

7.      Как понимает Шпенглер метод работы историка?

8.      Какова, по Бергсону, роль интуиции и рассудка в познании?

Литература

Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 556-630.

Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 631-692.

Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2001.

Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. М., 1998.

Тема 33. Феноменология

1.      Почему, по Гуссерлю, позитивизм с его психологизмом антинаучен?

2.      Охарактеризуйте основные понятия феноменологии: естественная и феноменологическая установка, феноменологическая редукция, эпохе, интенциональность сознания, ноэсис и ноэма.

3.      Почему Гуссерль подверг критике науку, хотя она переживала период своего бурного развития?

Литература

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос, 1911, кн.1.

Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. № 2. С. 6-30.

Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. Пролегомены к чистой логике. СПб.. 1995.

Тема 34. Экзистенциализм

1.      В чем причина несогласия Кьеркегора с Гегелем?

2.      В чем отличие экзистенциальной истины от научной?

3.      Что такое «телеологическое устранение этического»?

4.      Почему феноменология стала одним из источников экзистенциализма?

5.      В чем причины популярности экзистенциализма в середине XX века?

6.      Почему Хайдеггер отказывается от категорий в пользу экзистенциалов?

7.      Как понимать фразу Сартра: «Человек обречен быть свободным»?

Литература

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 23-100.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 22-112.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Гибель богов. М., 1989. С. 319-344.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 192-220.

Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 16-27.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28-98 (1-я часть).

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 420-508.

Тема 35. Религиозная философия в XX веке

1.      В чем причина обращения католических философов к творчеству Фомы Аквинского?

2.      Почему главной проблемой философии Э. Жильсон назвал проблему бытия?

3.      Каковы причины возникновения персонализма и философской антропологии?

Литература

Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995. С. 139-189.

Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. М., 2004.

Мунье Э. Манифест персонализма // Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999. С. 267-411.

Мунье Э. Персонализм // Там же. C. 459-538.

Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994.

Шелер М. Ordo amoris // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 339-376.

Шелер М. Положение человека в космосе // Там же. С. 129-194.

Тема 36. Психоанализ. Неомарксизм

1.      Каковы исходные положения психоанализа?

2.      Как Фрейд объясняет возникновение религии?

3.      В чем причины расхождения Юнга с Фрейдом?

4.      Каковы причины соединения марксизма с фрейдизмом во Франкфуктской школе?

Литература

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С. 94-142.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.

Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т. 1. С. 193-350.

Фрейд З. Человек Моисей и монотеистическая религия // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. С. 135-256.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 143-221.

Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., 2003.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2020 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях