Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Постпозитивизм Лакатоса

Критику Куна учитывает И.Лакатос, который противостоит скептицизму Т.Куна и П.Фейерабенда и рассматривает себя в качестве продолжателя и защитника попперовского "критического рационализма". Лакатос утверждает наличие рациональных оснований для выбора конкурирующих теорий.

И.Лакатос поддерживает тезис Куна и Фейерабенда об отсутствии "решающих экспериментов". Он показывает это на примере эксперимента Майкельсона-Морли (Майкельсон был обескуражен отсутствием должного внимания к своим результатам со стороны научного сообщества и при получении Нобелевской премии за "создание прецизионных оптических приборов, а также за спектроскопические и метрологические измерения, выполненные с их помощью" даже не обмолвился об этом эксперименте) и ряде других. Лакатосу близок куновский тезис о том, что "отказ от какой-либо парадигмы без замены ее другой означает отказ от науки вообще". "Не может быть никакой фальсификации прежде, чем появится лучшая теория" - говорит Лакатос. Но Лакатоса не удовлетворяет куновское "сведение философии науки на психологию науки". Для отстаивания содержательных принципов "критического рационализма" он развивает подход Поппера: "оценке подлежит не отдельная теория, а ряд или последовательность теорий" - говорит он. Им вводится логический критерий "прогрессивного сдвига проблем" (вместо куновского социально-психологического) для смены старой теории новой. "Не отдельно взятую теорию, а лишь последовательность теорий можно назвать научной или не-научной".

Если введение прогрессирующего сдвига проблем в ряду теорий дает основание надеяться на решение проблемы рационального сравнения теорий, то другим нововведением Лакатос пытается привести свой (и Поппера) "критический рационализм" в соответствие с историей науки. Он согласен с критикой Куна и Фейерабенда относительно того, что "старым" теориям весьма долго удается защищаться от новых эмпирических "опровержений". Но это, с его точки зрения, не результат несоизмеримости теорий, а следствие того, что надо рассматривать более крупные образования - "исследовательские программы" (ИП), которые состоят из "твердого ядра" и "защитного пояса" (эта модель эффективна и для описания обычных текущих научных исследований). Программа складывается из методологических правил: часть из них - это правила, указывающие каких путей исследования нужно избегать (эта часть определяет оберегаемое "неопровергаемое" "жесткое ядро" - А.Л.)..., другая часть - это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти (эта изменчивая часть составляет "защитный пояс" "вспомогательных гипотез", интерпретаций и т.п., с помощью которых борются с возникающими "аномалиями" - А.Л.)".

Введение "защитного пояса" и "прогрессивного сдвига проблем" (теории T1, T2,... принадлежат одной исследовательской программе, имеют общее "жесткое ядро" и отличаются на уровне "защитного пояса") позволяет Лакатосу вывести программу "критического рационализма" из под огня историцистской критики американского постпозитивизма в лице Т.Куна и П.Фейерабенда. Но выдвигаемые им критерии рациональности и цели науки, по сути, сдвигаются от классического представления об истине как соответствии реальности в сторону эффективности в переработке эмпирического материала.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика