Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Постпозитивизм Куна

В основе историцистской критики Т.Куном и логического позитивизма и Поппера лежит тезис об отсутствии в реальной истории науки "решающего эксперимента" (каковыми их объявляют лишь много позже, в учебниках) или о "несоизмеримости теорий". Последний тезис утверждает, что в истории науки в революционные периоды часто наблюдаются случаи, когда сторонники двух конкурирующих теорий не могут логическими средствами доказать, что одна из теорий является более истинной или более общей, чем другая теория.

Следствием этих тезисов является переход от кумулятивных к некумулятивным моделям развития науки. "Суть кумулятивизма, - пишет науковед Е.А.Мамчур, - хорошо охарактеризовал М.Бунге. "Любая историческая последовательность научных теорий (с позиций кумулятивизма - Е.М.) является возрастающей в том смысле, что каждая новая теория включает... предшествующие теории. И в этом процессе ничто и никогда не теряется; по существу, указанная точка зрения предполагает непрерывный рост в виде аддитивной последовательности теорий, сходящихся к некоторому пределу, объединяющему все теории в единое целое". Однако к 50-м годам (время, когда стало складываться постпозитивистское направление в философии науки) такое представление о росте научного знания стало уже непопулярным. Работы историков науки, исследовавших концептуальные сдвиги, совершившиеся в период научной революции XVII в., а также аналогичные исследования новейшей революции в физике убедительно показали, что кумулятивистская схема неприложима к реальной истории науки.... Прогресс науки... сопровождается существенными потерями...". Т.Кун резко выступил против "кумулятивной модели развития", т.е. "развития через накопления". Исходя из анализа истории научных революций, связанных с именами Коперника, Ньютона, Лавуазье, Эйнштейна, он выдвинул свою некумулятивную модель развития науки, в центре которой стоит тезис о несоизмеримости теорий, конкурирующих между собой в период научной революции.

Основными элементами куновской модели являются взаимозависимая пара "научная парадигма" и "научное сообщество", а также деление развития науки на две фазы: "аномальную" (по сути - революционную) и "нормальную".

Научная парадигма (букв.: образец) и научное сообщество по Куну это - взаимосвязанные элементы, которые не могут существовать друг без друга. С одной стороны, научные сообщества являются носителями парадигм, с другой - парадигма - основа самоидентификации и воспроизводства научного сообщества. "Под парадигмами я подразумеваю, - говорит Т.Кун, - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений". Парадигма "располагает обоснованными ответами на вопросы, подобные следующим: каковы фундаментальные сущности, из которых состоит универсум? Как они взаимодействуют друг с другом и с органами чувств? Какие вопросы ученый имеет право ставить в отношении таких сущностей и какие методы могут быть использованы для их решения?" Все это вводится в сознание неофита соответствующим научным сообществом в ходе получения профессионального образования.

Эту картину дополняет шокировавшее многих сведение сути "нормальной" науки к "наведению порядка" и "решению головоломок". "Именно наведением порядка, - пишет Т.Кун, - занято большинство ученых в ходе их научной деятельности. Вот это и составляет то, что я называю здесь нормальной наукой. При ближайшем рассмотрении этой деятельности... создается впечатление, будто бы природу пытаются "втиснуть" в парадигму, как в заранее сколоченную и довольно тесную коробку. Цель нормальной науки ни в коей мере не требует предсказания новых видов явлений: явления, которые не вмещаются в эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду. Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий... Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает... Эти три класса проблем - установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории - исчерпывают... поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической". Термин "парадигма" "тесно связан с понятием "нормальной науки", - писал Кун. - Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактического практического применения и необходимое оборудование, - все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования".

Научная революция или "аномальная" фаза в развитии науки состоит в смене лидирующей парадигмы. В силу несоизмеримости парадигм их конкуренция происходит как конкуренция научных сообществ и победа определяется не столько внутринаучными, сколько социокультурными или даже социально-психологическими процессами ("многие из моих обобщений касаются области социологии науки и психологии ученых", - говорит Кун). "Сами по себе наблюдения и опыт еще не могут определить специфического содержания науки, - утверждает Кун. - Формообразующим ингредиентом убеждений, которых придерживается данное научное сообщество в данное время, всегда являются личные и исторические факторы". "Конкуренция между различными группами научного сообщества (т.е. между научными сообществами - А.Л.) является единственным историческим процессом, который эффективно приводит к отрицанию некоторой ранее принятой теории". "Вынесение приговора, которое приводит ученого к отказу от ранее принятой теории, - говорит Т.Кун, - всегда основывается на чем-то большем, нежели сопоставление теории с окружающим нас миром". "Вряд ли когда-либо, - вторит ему П.Фейерабенд, - теории непосредственно сопоставлялись с "фактами" или со "свидетельствами". Что является важным свидетельством, а что не является таковым, обычно определяет сама теория, а также другие дисциплины, которые можно назвать "вспомогательными науками".

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика