Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Постпозитивизм Поппера

В 1960-70-х гг. на сцену выходит постпозитивизм, который подвергает критике концепции логического позитивизма с точки зрения логики (К.Поппер) и истории науки (И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд и др.).

К.Поппер в качестве центральной проблемы выдвинул "проблему "демаркации" - "проблему нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и "метафизическими" системами - с другой". "Центральной проблемой философии знания, начиная, по крайней мере, с Реформации, - говорит Поппер, - была следующая. Как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований?"

К.Поппер раскритиковал метод индукции и процедуры верификации как основы для решения проблемы демаркации и заменил последнюю принципом "фальсификации": теория научна, если она содержит рискованные, проверяемые на опыте высказывания, которые, в случае отрицательного результата, однозначно фальсифицируют теорию. Но из этой процедуры логически вытекает вывод, что рано или поздно существующие теории будут фальсифицированы, такая позиция получила название "фаллибилизма" (от англ. слова "ошибка"), т.е. "погрешимости". По сути, Поппер перешел от сравнения отдельных теорий к сравнению развивающегося ряда теорий (эту линию продолжит его ученик И.Лакатос), он рассматривает науку как "прогрессирующую от одной проблемы к другой (а не от теории к теории) - от менее глубокой к более глубокой проблеме". Свою позицию, противопоставляемую иррационализму и скептицизму, Поппер назвал "критическим рационализмом" (рационализм здесь употребляется, впервую очередь, в широком смысле, как антитеза иррационализму) . Эта позиция находится в непростых отношениях с вопросом об истине (термин, которого Поппер избегал в своих ранних работах). Он, вслед за логиком А.Тарским, принял в этом вопросе позицию, согласно которой он верит, что последовательность научных теорий стремится к истине (истине как соответствию фактам), но у нас нет (логических) критериев, позволяющих утверждать, что данная теория приближается к истине. Поппер верит, что последовательность фальсификаций, которым подвергает природа наши теории, обтачивает их (как море обтачивает гальку) в направлении приближения к истине.

Сегодня юмовскую критику наиболее последовательно проводит Б.С. ван Фраассен. В своем "конструктивном эмпиризме" он утверждает "взгляд, согласно которому научная деятельность является скорее конструированием, чем открытием: конструированием моделей, которые должны быть адекватны явлению, а не открытием истины, имеющей отношение к ненаблюдаемому". "Цель науки - дать нам теории, которые являются эмпирически адекватными; и принятие теории включает, как веру, только то, что она эмпирически адекватна". Под "эмпирической адекватностью" имеется ввиду совпадение эмпирических проявлений теоретической модели явления и самого явления. Свою позицию он противопоставляет позиции "реалистического эмпиризма" ("научного реализма"), который утверждает, что "картина мира, которую наука дает нам, является истинной картиной мира, верной в своих деталях, и сущности, постулируемые в науке, действительно существуют: наука продвигается посредством открытий, а не изобретений.... Цель науки - дать нам истинную историю о том, как выглядит мир; и принятие научной теории включает веру в то, что это есть истина". Позиция ван Фраассена вызвала массу споров и возражений со стороны "реалистов", но противостоящее ему множество реалистических течений скорее обороняется, чем наступает. Общим для них является утверждение, что то, против чего выступает ван Фраассен, - это "наивный" или "метафизический" реализм. Современные реалисты эту позицию защищать не берутся и, не принимая крайнего конструктивизма концепции ван Фраассена, предлагают различные варианты "реформированного" реализма. Ярким представителем последних является "критический рационализм" Поппера-Лакатоса.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика