Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Неопозитивизм

Атмосферу формирования 3-го позитивизма или "неопозитивизма" определяют такие теоретические явления как: открытие новых неэвклидовых геометрий (Лобачевского, Римана) и различных систем новейшей формальной логики (Лукасевич и др.) с числом значимостей истинности более, чем две (истинно / ложно); операциональность понимания одновременности в теории относительности; принцип "наблюдаемости" Гейзенберга ("ненаблюдаемый объект не существует"); "структуралистское" понимание языка Ельмслева и гипотеза Сепира и Уорфа о том, что язык является первичным явлением, а взгляды и мировоззрение людей производны от языка; "эмпирическая социология", согласно которой наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятых систем языка.

Ведущей школой неопозитивизма стал логический позитивизм, родив-

шийся в рамках Венского кружка - объединения группы венских физиков, математиков и социологов на базе семинара, руководимого М. Шликом. Его идеи интенсивно развивались также в Берлине, Варшаве и Тарту. Виднейшими представителями логического позитивизма были Р.Карнап и Г.Рейхенбах.

Этот 3-й позитивизм является наследником 2-го, он формируется под сильным влиянием Э.Маха, преподававшего в Вене. Но, в отличие от махизма, он отказывается от психологизма. Отчасти это, по-видимому, было вызвано быстрым устареванием тех психологических и биологических моделей, которые использовал 2-й позитивизм, отчасти связано с принципиальной критикой психологизма вообще со стороны неокантианцев Марбургской школы. Вместо психологии и биологии 3-й позитивизм обратился к логике.

Предшествующую возникновению этого течения обстановку Ф.Суппе описывает так: "Логический позитивизм - немецкое движение... В период между 1850 и 1880 в немецкой науке доминировал механистический материализм... К 1870-м механистический материализм стал оспариваться, главным образом, в результате развития физиологии и психологии... (В результате чего) в немецком научном сообществе механистический материализм постепенно уступил дорогу неокантианской философии науки, развитой сначала Гельмгольцем и (более основательно) Г.Когеном (H. Cohen) .… К 1900 этот тип неокантианства стал доминирующей философией немецкого научного сообщества; это было сущностью немецкого научного общего смысла, который фактически препятствовал принятию и квантовой механики, и теории относительности. Неокантианство было не единственной философией науки, принятой как реакция против механистического материализма; другая школа, которая имела существенное, но менее широко распространенное влияние в немецкой науке, происходила от Э.Маха; ее влияние было ограничено главным образом несколькими школами (особенно в Геттингене, Берлине, и в институтах общества им. Кайзера Вильгельма).... На рубеже века три философских позиции удерживались в немецком научном сообществе: механистический материализм, неокантианство, и маховский неопозитивизм, с неокантианством как наиболее принятым... А теоретическая физика шла своим путем.... В 1905 Эйнштейн опубликовал свою специальную теорию относительности (СТО), а вскоре "старая" квантовая механика встала на свой путь развития. Теория относительности и квантовая теория рассматривались как несовместимые со всеми тремя этими философиями науки... Первая немецкая поддержка для новых физик пришла от тех школ, которые симпатизировали махистскому позитивизму ... Попытки преодолеть кризис следовали в нескольких направлениях. Одно из них шло через модификации неокантианства..., наиболее серьезную попытку в этом направлении ...проделал Э.Кассирер (1910). Другой, чисто философски более влиятельный подход, исходил из расширенной и ослабленной версии маховского неопозитивизма. Последний подход развивался... в Берлине под влиянием Г.Рейхенбаха (лидера Берлинской школы) и в Вене под влиянием М.Шлика (руководителя Венского кружка). Обе группы соглашались, что Мах был прав, настаивая на проверяемости (verifiability) как критерии осмысленности для теоретических концепций, но заключали, что он ошибался в недооценке места математики...".

Принцип верификации (подтверждения) - центральное положение логического позитивизма. Он утверждал, что все те теоретические утверждения, которые не могут быть посредством логической цепочки рассуждений сведены к эмпирическим утверждениям (т.е. верифицированы) должны выбрасываться из науки как метафизические. Но сам принцип верификации опирался на язык наблюдения" (язык "протокольных предложений").

Однако в многочисленных исследованиях к середине ХХ в. было показано, что такого языка в научном познании просто не существует. "Тот слой знания (...тот язык), который выполняет в науке функцию описания эмпирических данных... всегда теоретически нагружен". "В постпозитивистский период, - говорит В. Ньютон-Смит, - ... философы крикнули хором: все наблюдения теоретически нагружены. Иными словами, нет никакого нейтрального в отношении теорий языка наблюдения".

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика