Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

2-й позитивизм

Естественным продолжением концепций позитивизма являются следующие утверждения: «наука как "принцип экономии мышления"» Э.Маха и конвенционализм А.Пуанкаре в рамках "второго" позитивизма.

В отличие от 1-го позитивизма, 2-й позитивизм опирался не на теорию эволюции, а на психологию и был теснейшим образом связан с осмыслением естественных наук, с происходившей в физике "антиньютонианской" революцией и связанным с этим "гносеологическим кризисом в физике". Виднейшими и типичными представителями 2-го позитивизма являются Э.Мах (1838-1916) и А.Пуанкаре (1854-1912) - крупнейшие ученые и виднейшие участники этой революционной эпохи конца XIX - начала ХХ вв.

Суть антиньютонианского переворота ярко передает современник и поклонник Э.Маха В.Оствальд. "Каждый научно мыслящий человек, - говорит в 1872 г. В.Оствальд о господствовавшем до Маха "научном материализме", - от математика до практикующего врача, на вопрос, как он представляет себе мир в самом себе, скажет, что вещи состоят из движущихся атомов и что эти атомы вместе с действующими между ними силами - конечные реальности всех явлений, ... что физический мир может быть понят не иначе, как путем сведения его на "механику атомов", материя и движение являются конечными понятиями, к которым должно быть приведено все разнообразие явлений природы...". Но появление электродинамики нанесло мощный удар по механицизму, и он резко потерял в популярности в последней четверти XIX в.

Примыкающая к этому периоду эпоха формирования специальной теории относительности (СТО) характеризовалась колоссальным интересом к философии науки в научных и околонаучных кругах. Так первая книга А.Пуанкаре - "Наука и гипотеза" - вышла в 1902 г. в Париже тиражом 16 тыс. экземпляров и была распродана в течении нескольких дней. Люди, прочитав ее, передавали своим друзьям и знакомым. В результате в том же году с книгой ознакомились около ста тыс. человек.

Лидером борьбы с механико-ньютоновским мировоззрением в эту эпоху окончания формирования теории электромагнитного поля и зарождения теории относительности и квантовой механики стал Э.Мах  Маха, как и всех позитивистов, не удовлетворяло кантовское решение поставленных Юмом гносеологических проблем, и он пытался решить их средствами современной ему психологической науки. Развивая заложенные уже у Конта возможности, Мах создает конструктивистское по сути направление, в котором научная теория предстает не как открытие, а как изобретение, и, соответственно, в качестве критерия отбора между конкурирующими теориями выступает не истина как соответствие факту (якобы существующему самому по себе), а та или иная форма эффективности".

Вслед за Беркли Мах в качестве "первой реальности" выбирает ощущения, а не внешние тела. "Вещи (тела) суть для нас сравнительно устойчивые комплексы связанных друг с другом, зависящих друг от друга чувственных ощущений". Согласно Маху цель науки не истина (в силу ограниченности ее средств для отражения "богатой жизни вселенной"), а экономия мышления - своеобразная форма эффективности. "Самое экономное и простое выражение фактов через понятия, вот в чем оно (естествознание) признает свою цель".

Последнее утверждение близко родоначальнику конвенционализма А.Пуанкаре - другому великому ученому (математику и физику) конца XIX в. А.Пуанкаре, для которого исходной проблемой было осознание следствий для научной картины мира из появления неэвклидовых геометрий, создал другую позитивистскую "домашнюю" философию для естествоиспытателей. Он утверждал, что наука "может постичь не суть вещи в себе, как думают наивные догматики, а лишь отношения между вещами", что "опыт предоставляет нам свободный выбор", и поэтому "принципы механики... - это соглашения и скрытые определения". "Я, - говорит А.Пуанкаре в докладе на Международном конгрессе физиков в Париже в 1900 г. - позволю себе сравнить науку с библиотекой, которая должна беспрерывно расширяться; но библиотекарь располагает для своих приобретений лишь ограниченными кредитами; он должен стараться не тратить их понапрасну. Такая обязанность делать приобретения лежит на экспериментальной физике, которая одна лишь в состоянии обогащать библиотеку. Что касается математической физики, то ее задача состоит в составлении каталога... Каталог, указывая библиотекарю на пробелы в его собраниях, позволяет ему дать его кредитам рациональное употребление... Итак, вот в чем значение математической (т.е. теоретической - А.Л.) физики. Она должна руководить обобщением, руководить так, чтобы от этого увеличивалась производительность науки".

К концу 1920-х революции в физике (в ее новых фундументальных разделах) завершились и она снова вступила в относительно спокойный этап развития. Конечно остались споры, особенно вокруг квантовой механики, но все большее число ученых обходилось без них и возвращалось к описанным выше Оствальдом "материалистическим" взглядам на окружающий мир. Революционный период в науке уходил в прошлое, и пути науки и философии науки снова начали расходиться.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2017 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика