Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Ясперс

ЯСПЕРС Карл (1883— 1969) — нем. философ, один из основа­телей экзистенциализма. Изучал право в ун-тах Гейдельберга и Мюнхена, ме­дицину — в ун-тах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С 1908 по 1915 г. рабо­тал в психиатрической клинике Гей­дельберга. В 1913 г. защитил доктор­скую диссертацию “Общая психопато­логия” у Виндельбанда. Вышедшая в свет в 1919 г. работа Я. “Психоло­гия мировоззрений” может считаться первой публикацией по философии экзистенциализма в Германии. С 1922 г. Я.  работает проф.  философии  в Гейдельбергском ун-те.  В  1937— 1945 гг. отстранен от преподавательской деятельности, в 1938 г. запрещена пуб­ликация его работ. С 1948 по 1961 г.— проф. философии Базельского ун-та. На формирование филос. взглядов Я. осо­бое влияние оказали Платон, Плотин, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Спиноза, Кант (критического периода), Шеллинг, С. Кьеркегор, Ницше, Гус­серль и Вебер. Я. решительно отмеже­вывается от рационалистической линии в философии, связанной с Декартом, Гегелем и К. Марксом, отрицая возмож­ность существования философии как науки. Истинная философия, по Я.,— это прежде всего сам процесс философ­ствования, к-рый, в отличие от научного познания, нельзя ограничить рамками определенного предмета и метода. Фи­лософия дает ориентиры для поведения человека в мире, она способна “осве­тить” экзистенцию и приблизить челове­ка к трансценденции, совершить “ска­чок к безусловному бытию”. Это бытие непознаваемо научными    методами, предметным сознанием вообще, оно им­манентно сознанию как таковому. Для достижения “безусловного бытия” необходимо пройти три этапа трансцен-дирования:ориентацию в мире (осозна­ние ограниченности только предметного его истолкования); прояснение (озаре­ние) экзистенции (осознание души); чтение шифров трансценденции. Пос­ледний этап и явл. собственной задачей философствующего, связанной с пони­манием Бога. Т. обр., в центре филосо­фии, по Я., лежит не понятийный ап­парат, не рассудок, а фантазия, и цен­ность для исследователя представляют лишь понятия метафизики, т. к. они отражают поиски человеческой мыслью смысла бытия. Философия, по Я., не познает бытие, но удостоверяет нас в его существовании. Рез-том философ­ствования у Я. выступает филос. вера, к-рая, в отличие от религиозной веры, основанной на откровении, явл. продук­том размышления, философствование означает также отказ от систематической философии в любой ее форме. Поэтому и история философии — это не процесс приращения знаний; каждое крупное филос. учение, подобно произведению иск-ва, уникально. Сходство ее с историей науки состоит в том, что в ходе развития философии также возрастает количество категорий и методов, а сходство с историей религии заключа­ется в последовательном выражении разных позиций веры. Философствование, по Я., свойственно каждому чело­веку и направлено на установление истинной коммуникации, на то, чтобы иметь возможность высказаться и быть услышанным. “Коммуникация” — цен­тральное понятие в философии Я., поз­воляющее установить смысл философст­вования как такового. С его т. зр., истинной явл. именно та философия, к-рая коммуникативна; мера коммуни­кации служит критерием предпочти­тельности той или иной филос. системы. Способность человека к коммуникации отличает его от всего остального суще­го, благодаря ей человек может обрести самого себя (свою Самость), она лежит в основе экзистенциального отношения между людьми, как отношения между Я и Ты. По Я., лишь в коммуникации достигается цель философии — осознание бытия, освещение любви, заверше­ние покоя. Т. обр., философия направле­на на внутр. действие, а не на то, чтобы активно вмешиваться в процессы изме­нения мира. Она получает сильную эти­ческую окраску, смещая акцент в сторо­ну субъекта. В этике Я. гл. понятиями выступают “свобода”, “верность”, “самим-собой-бытие”, “воля к коммуника­ции” и др. Я. отвергает ориентацию философии на гносеолого-методологи­ческие проблемы, к-рая была характер­на для неокантианства. Отвергается и рационалистический подход к проблемам эстетики. Метафизика, с его т. зр., явл. мышлением в иск-ве, а не об иск-ве. Иск-во представляет, по Я., большую ценность для философии, т. е. в его осно­ве лежит восприятие человеком тран­сцендентных шифров бытия. Философия истории Я. формировалась во многом под влиянием Вебера и критического отношения к рационалистическому истол­кованию истории Марксом. Я. отрицает возможность научного предвидения бу­дущего и наличие объективных законов исторического развития,  признавая лишь каузальные связи. В истории Я. выделяет четыре “среза”: возникнове­ние языков, изобретение орудий, начало использования огня; возникновение вы­соких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в 3—5-м тысяче­летиях до н. э.; духовное основоположение человечества, происшедшее в VIII— II вв. до н. э. одновременно и незави­симо в Китае, Индии, Персии, Палести­не, Греции; подготовленное в Евро­пе с конца средневековья рождение научно-технической эры, к-рая духовно конституируется в XVII в., приоб­ретает всеохватывающий хар-р с конца XVIII в. и получает чрезвычайно быст­рое развитие в XX в. Третий “срез” представляет собой, по Я., своеобраз­ную “ось мирового времени”, этап, на к-ром возникает совр. нам человек со своими представлениями о присущих ему возможностях и границах осозна­ния себя как Самости, с теми представлениями об ответственности, к-рые существуют и в наши дни. На этом этапе происходит становление истории чело­вечества как мировой истории, тогда как до “осевого времени” имели место лишь локальные истории. Я. говорит о том, что, вероятно, именно сквозь мировую историю человечество продвигается к новому “осевому времени”, способному породить основу подлинной человече­ской истории, единства человечества, такого общежития людей, при к-ром их взаимоотношения будут строиться на достойных человека принципах и нача­лах. Условием этого единства должна стать приемлемая для всех политиче­ская форма — правовое гос-во, осно­ванное на полном отказе от любых видов тоталитаризма. Сам Я. пытался отде­лить себя от современников-экзистен­циалистов, но тем не менее его философия имеет много общего с разл. экзи­стенциалистскими системами. Собствен­ной филос. школы Я. создать не удалось, хотя в последнее время его идеи приоб­ретают новый смысл и значение,особен­но в связи с интеграционными процесса­ми, происходящими в наст. время во всем мире, и особенно в Европе.

Осн соч.: Истоки истории и ее цель- Вып. 1, 2. М-, 1978; Современная техника//Новая технокра­тическая волна на Западе. М., 1986; Духовная ситуация времени//Философские науки. № 11— 12. 1988;

Миронова Д.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика