Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Европейская философия Нового и Новейшего времени

курс лекций Липкина А.И. для студентов 5 курса

"Раньше людей можно было разделить на образованных и необразованных, на более или менее образованных и более или менее необразованных. Но "специалиста" нельзя подвести ни под одну из этих категорий. Его нельзя назвать образованным, т.к. он полный невежа во всем, что не входит в его специальность; он и не невежа, т.к. он все-таки "человек науки" и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его "ученым невеждой", и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту... В политике, в искусстве, в социальной жизни, и в остальных науках он держится примитивных взглядов полнного невежды, но излагает их и отстаивает с авторитетом и самоуверенностью, не принимая возражения авторитетных специалистов..." 

Хосе Ортега-и-Гассет. ("Восстание масс" гл. XII).

"Философию можно определить и так: философия есть такое занятие, такое мышление о предметах,... когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания,... границы…. "Философия - это оформление и до предела развития состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта… Философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя..., послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить... Порождать такой (философский) вопрос может только собственный невыдуманный опыт... (это одна половина дуги-пути) По другой половине дуги нам идет навстречу философия уже существующих понятий" 

Мераб Мамардашвили ("Как я понимаю философию").

Особенность курса - разворачивание его как истории сменяющих друг друга проблем, тесно связанных с культурно-историческим контекстом. Поэтому акцент делается не на сходстве, не на преемственности различных идей-ответов, а на различии, на спорах между различными философскими направлениями, на постановке проблем. Рассматриваются различные философские течения, каждое из которых характеризуется определенной постановкой проблем и системой понятий, с помощью которых эти проблемы схватываются и решаются (если решаются).

0. Средневековая философия

Проблема веры и разума в раннехристианской патристике (Тертулиан и платонический синтез Бл.Августина). Аристотелеизм схоластика. Проблема веры и разума в средневековой схоластике (аверроизм и аристотелевский синтез Фомы Аквинского). Линии Аристотеля и Платона в средние века: 1)спор номиналистов и реалистов; 2)схоластика и мистицизм. Ник.Кузанский и понятие бесконечности.

I. Философия Нового времени

Гуманизм, Возрождение, Реформация. Их взаимоотношение. Основные идеи и направления. Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). _Г.Галилей и естественная наука Нового времени (до Бора). Фр.Бэкон - отец английского эмпиризма, опиравщегося на опыт и опытные науки .. Основные моменты его эмпирической философии ("призраки", метод индукции). Гоббс. Рационализм: Декарт и основные элементы системы новоевропейского рационализма: математика как образец научного знания; мышление как наиболее очевидная данность; "врожденные идеи" как основа познания; методы интуиции, усматривающей аксиомы, и дедукции, делающей из них многочисленные выводы, строя причинно-следственные цепочки; наличие двух субстанций (духовную и материальную), основными атрибутами которых являются соответственно "мышление" и "протяженность" (длина, ширина, глубина). Декартовское решение проблемы связи теории и реальности. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница. Лидер эмпиризма Дж.Локк. Его противостояние Декарту: концепция исходного состояния сознания как "чистого листа"; наблюдение направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, как источник первичных "простых идей"; образование "сложных идей". Раздвоение эмпиризма на моносубстанциональные материалистическую (Дидро и Ламетри) и идеалистическую (Беркли и Юм) линии: французское Просвещение и механицистски-материалистическое решение проблемы соотношения теории и реальности у Дидро и Ламетри и вытекающий из нее механицистский детерминизм; идеалистическое решение тех же проблем у Беркли и Юма. Этико-политические идеи эпохи Просвещения:Локк, Вольтер, Дидро, Руссо. И.Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом на основе понятий: "вещь в себе" и "явление"; "априорное" знание, "чистое" и эмпирическое познание, "синтетическое" и "аналитическое" суждения. Пространство и время у Канта. Этика и эстетика Канта. Попытки преодоления кантовской "вещи в себе" в немецкой классической философии и немецкая натурфилософия (Гете,Фихте,Шеллинг). Философская система Гегеля: логика и диалектический метод, философия природы, философия духа.

II. Философия Новейшего времени

1-й позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм Гносеологический кризис в физике и 2-й позитивизм. От эволюционизма к психологизму: махизм и конвенционализм Пуанкаре. Aналитическая философия Витгенштейна и Рассела и неопозитивизм "Венского кружка". От психологизма к логицизму. Проблема соотношения теоретического и эмпирического "уровней знания". Критерий верифицируемости, "язык наблюдения" и его эволюция.  Постпозитивизм. Логическая критика позитивизма К.Поппером и проблемы "теоретической нагруженности" эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации. Существуют ли "решающие эксперименты"? Обсуждение проблемы "демаркации" Поппера между естественной наукой, натурфилософией, гуманитарной наукой и "ненауками". Неокантианство и методология гуманитарных наук.Историческая критика позитивизма. Антифундаменталистские и некумулятивные модели развития науки (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд). Укрупнение анализируемых в философии и методологии науки "единиц": от "высказываний" к теориям, системам теорий, "исследовательским программам", "парадигмам" и пр.  Антропология экзистенционализма (от сущности к существованию). Перелом 1848 г. и поздний романтизм. Искусство к.XIX- н.ХХ Проблема "свободы воли" у С.Кьеркегора. Бойня I Мировой войны как кризис и конец Нового и начало новейшего времени. Потерянное поколение и немецкий экзистенционализм (Ясперс, Хайдеггер), Массовая культура ХХ в. (Ортега-и-Гассет). II Мировая война, французское "Сопротивление" и коллаборационизм, проблемы свободы воли, теодицеи и атеизма во французском экзистенционализме (Камю, Сартр). Персонализм.  Философия жизни. От бытия к воле и жизни: (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). Культурология (Шпенглер). Антропология. Психоаналитическая антропология Фрейда. Психология бессознательного К.Юнга и др. Психо-физическая проблема в ХХ в. и кризис разума Нового времени. Иррационализм и мистика в ХХ в.  Основные идеи феноменологии Э.Гуссерля Культурно-исторические предпосылки философии герменевтики. Ф. Шлейермахер и основные понятия герменевтики (понимание, часть и целое, герменевтический круг). Герменевтика как метод познания культурно-исторических явлений у В.Дильтея. Критика герменевтического психологизма М. Шелером. Герменевтические идеи М. Хайдеггера. Учение о языке как "доме бытия". Философская герменевтика Х.Г.Гадамера. Основные понятия и положения.  Неогегельянство. Марксизм в XIX и XX вв.. Структурализм, его особенности и концептуальный аппарат. Структурная антропология Леви-Стросса. Постиндустриальное общество, постструктурализм и постмодернизм. Ж.Ф. Лиотар о "Ситуации постмодерна" и ее особенностях. "Археология знания" М.Фуко. Понятие эпистеме. Культура как знаковая система. Эволюция взглядов М.Фуко, "гинеология власти" и поиск техники "заботы о себе". Деконструктивизм Ж.Деррида, критика им "бинарных оппозиций", "онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма". Ж.Деррида как постмодернист. (Деррида, Фуко). Русская философия и культура на фоне европейской. Основные этапы развития философии в России. Религиозно-мистическая философия "серебряного века" (В.Соловьев, Н.Бердяев); философский (Н.Федоров) и научный (Циолоковский, Чижевский, Вернадский) космизм; материализм и марксизм (Чернышевский, Плеханов, Ленин).  Американская философия и культура на фоне российской: прагматизм (Ч.Пирс (1839-1914), У. Джэймс (1842-1910), Дж.Дьюи (1859-1952), А.Уайтхед (1861-1947)); романтически-мистическая философия трансцендентализма Р.Эмерсона (1803-82) и "абсолютный волюнтаризм" Дж.Ройса (1855-1916). Связь этих направлений со спецификой американской культуры в целом.

НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЕТА является написание реферата по текстам какого-либо философа, указанного в программе.

Общие учебники:

Б.Рассел История Западной философии. Новосиб.,1999. В.Виндельбанд. История философии Киев. 1997. История философии: ЗАПАД - ВОСТОК - РОССИЯ. Кн. (2), 3, 4. (под ред. Н.В.Мотрошиловой, А.М.Руткевича) М.,1999. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней в 4 тт. (посл тт.). М., 1997.

Энциклопедии:

Современная западная философия (Словарь); Философский энциклопедический словарь Антология мировой философии Тт. 2,3.

Книги по частным вопросам:

Позитивизм, философия науки, аналитическая философия: Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. М., Дом интел. книги, 1998. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ в. Долгопрудный, 1994. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. Липкин А.И. Модели современной физики (взгляд изнутри и извне). - М.: 1999 (пп. 1г) и 8) Экзистенциализм и философия жизни: Сумерки Богов. М., 1990. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М., 1991. Первоисточники - книги указанных в программе философов.

ВОПРОСЫ К КУРСУ

     (1-е вопросы)

Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). Г.Галилей и естественная наука Нового времени (до Бора) Фр.Бэкон - отец английского эмпиризма. Основные моменты его эмпирической философии ("призраки", метод индукции). Гоббс. Основные положения рационализма Р.Декарта. Декартовское решение проблемы связи теории и реальности. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница. Основные положения эмпиризма Дж.Локка и его противостояние Р.Декарту Раздвоение эмпиризма на моносубстанциональные материалистическую (Дидро и Ламетри) и идеалистическую (Беркли и Юм) линии. Этика эпохи Просвещения: Вольтер, Дидро, Руссо. И.Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом (понятия:"вещь в себе" и "явление"; "априорные формы ...", "синтетическое" и "аналитическое" суждения. Основные положения этики и эстетики И. Канта Немецкая классическая философия (Гете,Фихте,Шеллинг) Немецкая классическая философия (Гегель) Позитивизм Конта, эволюционизм Спенсера,утилитарианизм Милля. 2-й позитивизм (Мах, Пуанкаре). Конструктивизм и реализм.

(2-е вопросы)

Aналитич фил-я (Витгенштейн и Рассел). Неопозитивизм: Венский кружок(принцип верификации,"язык наблюдения" и его эволюция) Постпозитивизм Поппера (проблемы "теоретической нагруженности" эмпирических утверждений, критика эмпирической индукции, принцип фальсификации) Историческая критика и постпозитивизм Куна и Лакатоса Философия Маркса и ее место в истории Новейшего времени. Проблема "свободы воли" у С.Кьеркегора ("эстетик", "этик" и "рыцарь веры"). Философия жизни (Шопенгауэр и Ницше). Культурология (Шпенглер,Тойнби). Психология бессознательного (Фрейд, Юнг) Немецкий экзистенциализм. "Философия веры" и "осевое время К.Ясперса Французский экзистенциализм (Сартр, Камю) Основные этапы развития русской философии. Религиозная фило- софия "серебряного века" Русский космизм и русский марксизм Феноменология Гуссерля и ее продолжение у Хайдеггера Герменевтика Гадамера. Структурализм и постструктурализм Основные характеристики постмодернизма.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика