Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Европейская философия Нового и Новейшего времени

Д.ф.н. Липкин А.И.

Тематика лекций по философии (5 курс)

 

"Раньше людей можно было разделить на образованных и необразованных, на более или менее образованных и более или менее необразованных. Но "специалиста" нельзя подвести ни под одну из этих категорий. Его нельзя назвать образованным, т.к. он полный невежа во всем, что не входит в его специальность; он и не невежа, т.к. он все-таки "человек науки" и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его "ученым невеждой", и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту... В политике, в искусстве, в социальной жизни, и в остальных науках он держится примитивных взглядов полнного невежды, но излагает их и отстаивает с авторитетом и самоуверенностью, не принимая возражения авторитетных специалистов..."

Хосе Ортега-и-Гассет. ("Восстание масс" гл. XII).

"Философию можно определить и так: философия есть такое занятие, такое мышление о предметах,... когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания,... границы…. "Философия - это оформление и до предела развития состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта… Философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя..., послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить... Порождать такой (философский) вопрос может только собственный невыдуманный опыт... (это одна половина дуги-пути) По другой половине дуги нам идет навстречу философия уже существующих понятий"

Мераб Мамардашвили ("Как я понимаю философию").

Особенность курса - разворачивание его как истории сменяющих друг друга проблем, тесно связанных с культурно-историческим контекстом. Поэтому акцент делается не на сходстве, не на преемственности различных идей-ответов, а на различии, на спорах между различными философскими направлениями, на постановке проблем. Рассматриваются различные философские течения, каждое из которых характеризуется определенной постановкой проблем и системой понятий, с помощью которых эти проблемы схватываются и решаются (если решаются).

ВВЕДЕНИЕ.

Философия как способ индивидуально обосновываемого обсуждения предельных вопросов. Основные темы: бытие, сознание, природа, общество, искусство и техника. Культуроцентричный подход к бытию: человечество, культура и история; исторические этапы развития человечества; понятие цивилизаций; исторические этапы развития Западной Европы и России.

Средневековая философия Проблема веры и разума в раннехристианской патристике (Тертулиан и платонический синтез Бл.Августина). Аристотелеизм и схоластика. Проблема веры и разума в средневековой схоластике (аверроизм и аристотелевский синтез Фомы Аквинского). Линии Аристотеля и Платона в средние века: 1)спор номиналистов и реалистов; 2)схоластика и мистицизм. Ник.Кузанский и понятие бесконечности.

Гуманизм, Возрождение, Реформация. Их взаимоотношение. Основные идеи и направления.

 

I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Этические и этико-политические проблемы

1. Вопрос о смысле жизни как предельный вопрос этики.

Процесс этической индивидуализации в древнем мире. Осознание противоречия между гедонистическим смыслом жизни, конечностью жизни и справедливостью-добродетелью. Типы разрешения этого противоречия: 1) загробное воздаяние; 2) решение Платона и Будды; 3) решение римского стоицизма и конфуцианства (<http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/crisis_renascence/> ); решения эпохи Просвещения: разумный эгоизм; утилитаризм; этика долга Канта (добрая воля, долг, счастье, категорический императив ("Критика практического разума"). Этические концепции Востока

Новый тип этических проблем (Макиавелли ("Государь"), Достоевский ("Великий инквизитор") , Сартр ("Дьявол и Господь Бог"))

Этико-политические системы просвещения и современности

"Естественное состояние" и "общественный договор" (Гоббс , Локк , Руссо [Б.Рассел: http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]). Либерализм и социализм: сравнение западных индивидуалистически-демократических политико-экономических систем и коллективистски-авторитарных систем "реального социализма" (Поппер и Хайек [см. Поппер К. "Открытое общество и его враги" и Хайек Ф.А. "Пагубная самонадеятельность: ошибки социализма"]), неолиберализм - теория рационального выбора Дж. Ролса, социал-демократизм, неоклассицизм (http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=43&r=4&z=0);, утопизм (утопия – вымышленное рационально устроенное общество всеобщего благоденствия (http://www.mnemosyne.ru/library/rawls.html ), идет от "Утопии" Томаса Мора (http://lib.ru/INOOLD/MOR/utopia.txt)), анархизм и новые левые (см. ст.М.А.Хевеши "АНТИКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ БУНТ "НОВЫХ ЛЕВЫХ")(http://philosophy.ru/iphras/library/absol.html#195), национализм ХХ века, мультикультурализм и религиозный фундаментализм (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/LipkinPubl1206.html); глобализм и антиглобализм.

Вопросы для семинара по теме I.

Три формы отношений индивида и общества (коллективизм, эгоцентризм, личность) на материале античности?

Отличие мировой и «государственной» религий?

Этико-политические концепции Гоббса, Локка, Руссо (по Расселу)?

Утилитаризм?

Этика долга Канта?

Либерализм и неолиберализм, "теория справедливости", понятия отрицательной и положительной свободы?

Социализм: "за" (западный марксизм 20 в. и новые левые) и "против" (Поппер, Хайек)?

Мультикультурализм

Литература: Современный либерализм: Ролз,... М., 1998 (http://www.mnemosyne.ru/library/index.html)

 

 

II. ПРИРОДА И ЕЕ ПОЗНАНИЕ

Фр.Бэкон – отец английского эмпиризма. Рождение науки Нового времени (Коперник и Галилей). Специфика эксперимента. Отличие естественной науки от натурфилософии (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/philsci/LipkinPubl02.html или "Философия науки" (ред. А.И.Липкин), гл. 7)

Декарт и основные элементы системы новоевропейского рационализма. Проблема субстанции у Спинозы и Лейбница [Б.Рассел: http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]

Эмпиризм Дж.Локка. Его противостояние Декарту

Материалистическая и идеалистическая линии эмпиризма. Французское Просвещение и механицистски-материалистическое решение проблемы соотношения теории и реальности у Дидро и Ламетри. Механицистский детерминизм Лапласа. Идеалистическое решение тех же проблем у Беркли и Юма.

И.Кант и его вариант решения споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом на основе понятий: "вещь в себе" и "явление"; "априорные" формы, "синтетическое" и "аналитическое" суждения.

Эстетика Канта

Попытки преодоления кантовской "вещи в себе" в немецкой классической философии и немецкая натурфилософия (Гете, Фихте, Шеллинг)

Философская система Гегеля: логика и диалектический метод, философия природы, философия духа

Неокантианство

Неогегельянство. Антропология Фейербаха. Марксизм

1-й позитивизм Конта, Милля и Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Гносеологический кризис в физике и 2-й позитивизм . От эволюционизма к психологизму: махизм и конвенционализм Пуанкаре. Американский прагматизм (Пирс, Джеймс, Дьюи)

 

Aналитическая философия Витгенштейна и Рассела и неопозитивизм "Венского кружка". От психологизма к логицизму. Проблема соотношения теоретического и эмпирического "уровней знания". Критерий верифицируемости, "язык наблюдения" и его эволюция. Аналитическая философия

Логическая критика позитивизма К.Поппером и проблемы "теоретической нагруженности" эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации. Проблема "демаркации" Поппера между естественной наукой, натурфилософией, гуманитарной наукой и "ненауками". Проблема истины и "третий мир". Эволюционная эпистемология

Историцистская критика позитивизма: модели развития науки Куна, Лакатоса и эволюционной эпистемологии. "Философия и зеркало природы" Р.Рорти

III. ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ

Антропология экзистенциализма (от сущности к существованию). Проблема "свободы воли" у С.Кьеркегора. Потерянное поколение и немецкий экзистенциализм (Ясперс, Хайдеггер), Массовая культура ХХ в. (Ортега-и-Гассет).

II Мировая война, французское "Сопротивление" и коллаборационизм, проблемы свободы воли, теодицеи и атеизма во французском экзистенциализме (Камю, Сартр). Персонализм.

Философская Антропология XIX-XX вв. (Э.Кассирер, И.Хейзинга, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассет, Шелер и др.)

Философия жизни. От бытия к воле и жизни: (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)

Неомарксизм в XX вв. Франкфуртская школа (М.Хоркхмайер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас)

IV. ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ

Феноменология Э.Гуссерля

Герменевтика как метод познания культурно-исторических явлений у В.Дильтея. Критика герменевтического психологизма М. Шелером. Герменевтические идеи М. Хайдеггера. Учение о языке как "доме бытия". Философская герменевтика Х.Г.Гадамера

IV. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.

Философия сознания.

Психо-физическая проблема в ХХ в. и кризис разума Нового времени. Иррационализм и мистика в ХХ в. Связь внутреннего и внешнего мира: механическое и магическое, рациональное и иррациональное. Сознание и бессознательное. Психоаналитическая антропология З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга и др. Сознание, бессознательное и язык (Ж.. Лакан), деприватизация бессознательного (Ж.Делез и Ф.Гваттари).

Еропейская традиция Cogito.

Отказ от проблематики сознания; Дьюи, Хайдеггер, Витгенштейн

 

Структурализм и постструктурализм: растворение сознания в игре структур и культурных кодов, письме, желании (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида).

Философия техники

Философия и религия

Русская философия и культура на фоне европейской. Основные этапы развития философии в России. Религиозно-мистическая философия "серебряного века" (В.Соловьев, Н.Бердяев); философский (Н.Федоров) и научный (Циолоковский, Чижевский, Вернадский) космизм; материализм и марксизм (Чернышевский, Плеханов, Ленин).

Рекомендуемая учебная литература

Антология мировой философии. В 4-х томах. М., 1969-1972.

История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 2-4 (кн. 2 <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/> кн.3 <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/>; кн.4 <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/>)

Рассел Б. История западной философии (http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html)

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.  Тт. 1-4. СПб., 1994-1997.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Философский энциклопедический словарь (большого формата, издания не ранее 1988 г.)

Фролов И. Т. (ред.) "Введение в философию"( http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/ )

 

Темы для рефератов
Экзистенциализм
С. Ки(ь)ркегор. Страх и трепет

К. Ясперс. Философская вера (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/jaspers/01.php) Лекции 2, 3, 4 (на выбор)

Ж.П. Сартр. Дьявол и Господь Бог.
А.Камю: Бунтующий человек; Чума
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. Восстание масс.

Н. Бердяев: Философия свободы; Философия творчества
Г. Шпет: Явление и смысл (1914); Сознание и его собственник (1916); Герменевтика и её проблемы (1918); Философское мировоззрение Герцена (1921)

Персонализм
Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999
Бубер М. Я и Ты, М., 1993;
Маритен Ж. Человек и государство. М.: Идея-Пресс, 2000 -- Бачурин Александр
Марсель Г. Быть и иметь М., 1994
Философия жизни
А.Шопенгауэр: «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813); «Мир как воля и представление» (1819); «Об основе морали» (1840); Афоризмы житейской мудрости
Ф. Ницше:
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883—1887)
· «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und B?se, 1886)
· «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887)
· «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888)
· «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (G?tzen-D?mmerung, 1888), книга также известна под названием «Сумерки идолов»
· «Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888)
· «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)
Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь). (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/31747)
Бергсон А. Длительность и одновременность; Творческая эволюция
О. Шпенглер. Закат Европы
З.Фрейд [Психология бессознательного (М., 1990) Психоанализ. Религия. Культура. (М., 1992)]: Лекции по введению в психоанализ (1916-1917); Я и Оно (Das Ich und das Es, 1923);
Ж.П. Сартр "Фрейд" (http://lib.rus.ec/b/92602)
К.Юнг Аналитическая психология. Тавистокские лекции
Феноменология
Э.Гуссерль: Философия как строгая наука; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология
М. Хайдеггер: Время картины мира; Что такое метафизика?; Европейский нигилизм; Письмо о Гуманизме; Бытие и время (центральное, но сложное произведение).
Герменевтика
Г. Гадамер Истина и метод
Фра?нкфуртская шко?ла неомарксизма
· Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения (1944).
· Адорно, Т. Исследования авторитарной личности (1950).
· Адорно, Т. Негативная диалектика (1966).
· Маркузе, Г. Разум и революция (1941).
· Маркузе, Г. Эрос и цивилизация (1955).
· Маркузе, Г. Одномерный человек (1964).
· Фромм, Э. Бегство от свободы (1941). – занято!
· Фромм, Э. Здоровое общество (1955).
· Фромм, Э. Марксова концепция человека (1961).
· Фромм, Э. Революция надежды (1968).
· Фромм, Э. Иметь или быть? (1976).
· Хабермас, Ю. Знание и человеческие интересы (1968).
· Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия (1981).
· Хоркхаймер, М. Традиционная и критическая теория (1936).
Постструктурализм
М.Фуко:

Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет
История безумия в классическую эпоху/ Пер. с фр. И. Стаф под ред. В. Гайдамака. — СПб.: Университетская книга, 1997
Забота о себе. История сексуальности. т.3 — Киев: Дух и Литера, 1998.
Надзирать и наказывать / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. — M.: Ad Marginem, 1999.
Интеллектуалы и власть: статьи и интервью
Жан-Франсуа Лиотар. Состояние Постмодерна
Ж. Бодрийар: Симулякры и симуляция; В тени молчаливого большинства, или конец социального; Символический обмен и смерть; Общество потребления; Америка (эссе)
Барт Р. Мифологии; Ролан Барт о Ролане Барте;

В. Соловьев "Чтения о богочеловечестве"
Н. Бердяев "Философия свободы"; "Смысл творчества"

Комментарий.
Тексты очень разной сложности.
Ваш выбор надо утвердить у меня.

адрес нашей общей переписки по курсу лекций: phillipkmipt (at) gmail (dot) com

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика