1.1. Эмпиризм Фр. Бэкона

Основатель метода эмпирической индукции - Фр. Бэкон, как и его практически ровесник Г.Галилей, фигуры переходные от позднего Возрождения и Реформации к Новому времени.

Подход Фр. Бэкона отвечает характерному для Англии того времени протестантскому взгляду на мир. "Лютеровское разведение веры и знания", характерное для протестантизма в целом, привело к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума миром "земных вещей". Отсюда вытекает практически ориентированное познание природы. Предоставив дело спасения души "одной вере", Лютер тем самым вытолкнул Разум на поприще мирской практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики, сочетая это с новым представлением о труде как мирской аскезе. Отсюда следует признание особой ценности всех технических и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс.

Соответственно Фр. Бэкон говорит в своем "Новом органоне. Афоризмах об истолковании природы и царстве человека":

"Истина и полезность суть (в этом случае) совершенно одни и те же вещи. Сама же практика должна цениться больше как залог истины, а не из-за жизненных благ".

Т.е., с одной стороны, вроде бы чисто прагматическая установка, "знание - сила" и т. п., но с другой, что характерно для протестантизма, этот прагматизм связан не столько с земными целями, сколько с небесными.

"Мы строим в человеческом разуме образец мира таким, каков он оказывается, а не таким, как подскажет каждому его мышление" (имеются в виду "призраки" - А.Л.).

Истина у него, естественно связана с Богом (используемым и более поздними философами в качестве предельного, замыкающего понятия):

"Пусть знают люди... каковое различие между призраками человеческого разума(*1) и идеями божественного разума. Те не что иное, как произвольные отвлечения, эти же, действительно, знаки создателя на созданиях, запечатленные и определенные в материи посредством истинных и отменных черт" (CXXIV)(*2).

Бэкон выступает против парящих без оснований натурфилософских построений средневековых схоластов и утверждает основания метода эмпирической индукции, широко используемой до сего дня.

" Два пути существуют и могут существовать для открытия истины, - утверждает он. - Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне (имеются в виду схоластическая натурфилософия -А.Л.). Другой же путь выводит аксиомы (т.е. теоретические положения - А.Л.) из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Этот путь истинный, но не испытанный" (XIX).

Бэкон называет его "истолкованием природы" (XXIV) и предлагает

"восходить по истинной лестнице... от частностей к меньшим аксиомам и затем - к средним, одна выше другой, и наконец к самым общим. Ибо самые низкие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие аксиомы... умозрительны и отвлечены, и у них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними наконец расположены наиболее общие аксиомы, не отвлеченные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами" (CIV).

Но для осуществления этого пути "должна быть придумана иная форма inductio (индукции, наведения), чем та, которой пользовались до сих пор..." (CV).

В основе бэконовской эмпирической индукции - детально разработанные методы систематизации данных опытов, которые он свел к трем типам таблиц. Это, во-первых, "таблица сущности и присутствия", в которой разуму представляются все известные примеры, сходящиеся в этой природе, хотя бы и посредством самых различных материй". В качестве "примеров, сходящихся в природе тепла", он приводит следующие:

1. Солнечные лучи, особенно летом и в полдень.
2. Солнечные лучи, отраженные и собранные... особенно в зажигательных стеклах.
3. Огненные метеоры.
4. Воспламеняющиеся молнии.
5. Извержение пламени из горных недр...
6. Всякое пламя.
7. Раскаленные тела.
.................
27. Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения...

Во-вторых, должно представить разуму примеры, которые лишены данной природы... Эту таблицу мы называем таблицей отклонения, или отсутствия в ближайшем". И далее он приводит

"к первому положительному примеру - первый отрицательный, или подчиненный, пример: лучи луны, звезд и комет не оказываются теплыми для осязания...;

ко второму - второй: лучи солнца не производят тепла в средней... области воздуха...;

к двадцать седьмому - тридцать второй: есть много действий, общих и теплу и холоду, хотя и совершенно различных по своим причинам. Так мы видим, что и снег жжет руки мальчиков, спустя недолгое время; и холод предохраняет мясо от гниения не меньше, чем огонь..."

В третьих, должно предоставить разуму примеры, в которых исследуемая природа присутствует в большей и меньшей степени... мы называем эту таблицу таблицей степеней, или таблицей сравнений". И далее он приводит:

"1. Среди твердых и осязаемых тел мы ненаходим ни одного, которое было бы изначально тепло по своей природе...

...

25. Встречаются среди раскаленных тел гораздо более горячие, чем некоторые виды пламени..."
/Бэкон, т.2, с. 89-101/.

Эти приемы, в той или иной степени, используются и сегодня при работе с первичным эмпирическим материалом и отвечают распространенным представлениям о развитии науки. Достаточно близки бэконовской схеме и представления физика-теоретика о своей работе (но не сама эта работа), скажем, взгляды А. Эйнштейна. На самом же деле наука устроена значительно сложнее и интереснее, о чем речь впереди.


вверх(*1)Под "призраками" он имеет в виду "четыре вида призраков, которые осаждают умы людей" (XXXIX). "Призраки рода", обусловленны тем, что "все восприятия как чувства, так и ума относятся к человеку, а не к миру. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде" (XLI).

"Призраки пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы..." (XLII).

"Призраки рынка" обусловлены тем, что "люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум... Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям" (XLIII).

"Существуют, наконец, призраки, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем призраками театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых и изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры..." (XLIV).

вверх(*2)Римскими цифрами в скобках обозначаются ссылки на абзацы источника.