История философии науки: конструктивизм vs. реализм
(пособие к курсу лекций для аспирантов).

Бекон
Метафизика
Позитивизм
1-й позитивизм
2-й позитивизм
3-й позитивизм
Постпозитивистская критика логического позитивизма
Эмпирический конструктивизм против эмпирического реализма
Американский прагматизм
Литература
Физика

Если очень кратко и схематично изобразить основные позиции в философии науки Нового времени, делая упор на спор рационализма и эмпиризма и конструктивизма и реализма, то получится следующая картина.

В XVII в. мы находим четыре истока науки и философии науки Нового времени, восходящие, соответственно к Фр. Бэкону (основателю эмпиризма), Г. Галилею (основателю современной естественной науки - как утверждаем мы), Р. Декарту (основателю рационализма ) и оппоненту последнего - эмпирику Дж. Локку.

Рационалистическая метафизика доминировала в философии математики, а эмпирическая (после Локка) - абсолютно доминировала в философии естественных наук (в XVIII в. она распалась на французскую реалистическо-материалистическую (французские материалисты Ламетри, Дидро и др.) и английскую идеалистическую (Беркли, Юм)).

Поворотной точкой в метафизическом эмпиризме становится критика Юма метода эмпирической индукции для обоснования причинной связи и вообще всеобщих универсальных высказываний, каковыми являются формулировавшиеся уже в XVIII в. законы физики.

В сер. XIX в. как отрицание метафизики (т.е. классической философии Нового времени от Декарта до Гегеля) возникает 1-й позитивизм француза О. Конта и его английских продолжателей Милля и Спенсера.

Позитивизм проходит ряд фаз традиционно называемых 1-м (Конт, Спенсер, Милль), 2-м (Мах, Пуанкаре и др.), 3-м (Венский кружок) позитивизмом. Последний, называемый часто "неопозитивизмом" и "логическим позитивизмом", в конце 1930-х приходит в тесное взаимодействие с американским прагматизмом - другим важным истоком основных направлений современной философии науки. В рамках позитивизма, особенно 2-го, рождается конструктивизм противопоставляемый реализму.

Общим знаменателем всех перечисленных течений является эмпиризм, восходящий к Фр.Бэкону в сочетании с вниманием к критике Юма и неприятием "метафизики". В значительной степени это относится и к так называемому постпозитивизму, выросшему на исторической (Т. Кун и др.) и логической (К. Поппер и др.) критике неопозитивизма.

Параллельно этой "бэконовской" линии развивается "галилеевская" линия, описанная в ??? [Липкин] (сделать отсылку на мою статью, которую я Вам пошлю).

Здесь понятие "рационализм" употребляется в узком смысле. Рационализм в широком смысле (как он используется К.Поппером и И.Лакатосом) противостоит иррационализму и включает оба рассматриваемых течения.

Липкин Аркадий Исаакович, окончил МФТИ в 1973. Почти 20 лет работал как физик-теоретик в системе АН СССР, воспитанник академика И.В.Обреимова. В 1982-1986 гг. - участник методологических семинаров Г.П.Щедровицкого. Кандидат физ.-мат. (1982) и филос. (1994) наук. Область научной деятельности сегодня - философия и методология науки, культурология. Преподаватель каф. философии МФТИ.