Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

1. Избранные главы истории и философии науки (на материале теоретической физики 19-20 вв.)

Д.ф.-м.н. В.П. Визгин

 

Избранные главы истории и философии науки

(на материале теоретической физики XIX– XX вв .)

Программа
курса лекций для  аспирантов МФТИ

 

Тема 1 (лекции 1–3). Философско-методологическое введение

1) Что такое теоретическая физика? Теоретическая физика, математическая физика, вычислительная физика и экспериментальная физика. Две основные задачи теорфизики. Л.И. Мандельштам о структуре физической теории. Эйнштейновская модель структуры и построения физической теории.

2) Фундаментальные физические теории. Классическая и неклассическая физики. Нетерова структура физической теории, т.е. структура, основанная на теореме Э. Нетер о взаимосвязи принципов симметрии с законами сохранения.

3) Методологические принципы физики и их роль в конструировании физических теорий (концепция Н.Ф. Овчинникова).

4) Принцип соответствия и «куб теорий» А.Л. Зельманова. Фундаментальные постоянные.

5) Что такое философия науки? Понятие научной революции в свете философско-научной концепции Т. Куна. История науки как полигон для испытания философско-научных моделей развития науки.

 

Литература:

1. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – М., 2004.

2. Визгин В.П. Научно-исследовательские программы и методологические принципы // Методологические принципы историко-научных исследований. – М., 1982. С. 172–197.

3. Зельманов А.Л. Элементы общей теории относительности. – М., 1989.

4. Мандельштам Л.И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. – М., 1972.

5. Манин Ю.И. Математика как метафора. – М., 2008.

6. Медведев Б.В. Начала теоретической физики. – М., 1977.

7. Овчинников Н.Ф. Принципы теоретизации знания. – М., 1996.

8. Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. – М.–Ижевск, 2007

9. Томилин К.А. Фундаментальные физические постоянные в историческом и методологическом аспектах. – М., 2006.

10. Эйнштейн А. Собрание сочинений. Т. 4. – М., 1967.

 

Тема 2 (лекции 4–5). «Французская революция» в физике (начало 1820-х гг.): математико-аналитическое рождение классической физики.

1) Предыстория классической физики от Архимеда до П.-С. Лапласа. Классическая механика, ньютоновская картина мира и состояние физики в XVIII в. Механика и математический анализ.

2) Парижская Политехническая школа и программа Лапласа – предпосылки «французской революции» в физике.

3) Четыре знаковых фигуры: «анти-лапласианцы» Ж.-Б. Фурье (теория теплопроводности и дифференциальные уравнения с частными производными), О. Френель (волновая оптика и математический анализ), А.-М. Ампер (Электродинамика и анализ), С. Карно (математические и концептуальные истоки термодинамики).

4) Аналогичные процессы (аналитической математизации физики) в Британии, Германии и России. Уравнения с частными производными 2-го порядка – основная математическая структура классической физики.

 

Литература:

1. Визгин В.П. «Французская революция» в физике, математическое рождение классической физики и С. Карно // Исследование по истории физики и механики. 1995–1997. – М., 1999. С. 15–38.

2. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX в. до середины ХХ в. – М.,1979.

3. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. Т. 1. – М., 1989.

4. Погребысский И.П. От Лагранжа к XIX Эйнштейну: классическая механика в XIX в. – М., 1966.

5. Уиттекер Э. История теорий эфира и электричества. Классические теории. – М.-Ижевск. 2001.

6. Физика XIX–XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XIX в. / Отв. ред. В.П. Визгин и Л.С. Полак. – М., 1995.

 

Тема 3 (лекция 6). Аналитическая механика и ее роль в развитии математики и физики.

1. Краткий экскурс в историю аналитической механики (от Л. Эйлера и Лагранжа до А. Пуанкаре).

2. «Двуликость» аналитической механики – ключ к изучению воздействия классической механики на математику в XIX в.: механика как теория обыкновенных дифференциальных уравнений; как вариационное исчисление, как симплектическая и риманова геометрии и т.д.

3. Проблема эквивалентных формализмов и ее связь с критериями «хорошей» теории Р. Фейнмана и И. Лакатоса.

4.Непостижимая эффективность аналитической механики в физике.

 

Литература:

1. Визгин В.П. Между механикой и математикой: аналитическая механика как фактор развития математики XIX в. // Исследования по истории физики и механики.1986. – М., 1986.С.49–62.

2. Визгин В.П. Непостижимая эффективность аналитической механики в физике // Метафизика. Век ХXI. Альманах. Вып. 4. Метафизика и математика / Под ред. Ю.С. Владимирова. – М., 2011. С. 275–289.

3. Ланцош К. Вариационные принципы механики. – М., 1965.

4. Пенроуз Р. Путь к реальности. – М.-Ижевск, 2007.

5. Полак Л.С. Вариационные принципы механики: их развитие и применение в физике. Изд.2-е. – М., 2010.

 

Тема 4 (лекции 7–9). Квантово-релятивистская революция в физике первой трети ХХ в. Специальная теория относительности и рождение теоретико-инвариантного подхода к физике.

1) Структура и динамика развития научной революции в физике: от открытия  рентгеновских лучей до квантовой электродинамики (общая картина).

2) Специальная теория относительности (СТО). Предпосылки ее создания. Вклад Х.А. Лоренца, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, М. Планка и Г. Минковского в ее формирование. Релятивистская исследовательская программа.

3) Четырехмерная теоретико-инвариантная формулировка СТО Г. Минковским.

4) СТО и рождение теоретико-инвариантного подхода к физике. Эрлангенская программа Ф. Клейна в геометрии и физике.

 

Литература:

1. Визгин В.П. Макс Планк и теория относительности // Исследования по истории физики и механики,2009–2010. – М., 2010. С. 33–58.

2. Визгин В.П. Эрлангенская программа и физика. – М., 1975.

3. Визгин В.П. «Эрлангенская программа» Ф. Клейна и физика // Институт Информатизации образования РАО. Ученые записки. Вып. 2. 1998. С. 46–63.

4. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике: статьи и выступления. – М., 1995.

5. Мандельштам Л.И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. – М., 1972.

6. Пайс А. Научная деятельность и жизнь А. Эйнштейна. – М., 1989.

7. Паули В. Теория относительности. – М., 1983.

8. Физика XIX–XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика ХХ века / Отв. ред. Г.М. Идлис. – М., 1997 (особенно разделы, написанные И.Ю. Кобзаревым и В.П. Визгиным).

9. Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4-х томах. – М., 1965–1967.

  

Тема 5.(Лекции 10–14). Создание общей теории относительности и первые шаги на пути к единой теории поля.

1) Общая теория относительности (ОТО) – основа современных представлений о пространстве и времени и Вселенной. Основные особенности и этапы формирования и последующего развития.

2) Трудности ньютоновской теории тяготения. Электромагнитные и спецрелятивистские теории тяготения. Принцип эквивалентности – основной исходный пункт для построения ОТО.

3) Предпосылки и генезис тензорно-геометрической концепции гравитации. Скалярные теории тяготения.

4) Проблема общековариантных уравнений гравитационного поля и ее решение Эйнштейном и Д. Гильбертом в ноябре 1915 г. Завершение основ ОТО и ее последующее развитие.

5) Программа геометрического полевого синтеза физики. Первые единые теории гравитационного и электромагнитного полей (Д. Гильберт, Г. Вейль, Т. Калуца).

6) Эйнштейн – лидер геометрической полевой программы в 1920–1930-е гг. Конкуренция геометрической полевой программы с квантовой программой.

7) Эвристическое значение геометрической полевой программы (прежде всего, ее влияние на разработку калибровочной концепции поля).

 

Литература:

1. Вейль Г. Пространство, время, материя. Лекции по общей теории относительности / Перевод, примечания и послесловие В.П. Визгина. 2-е, исправл. издание. – М., 2004.

2. Визгин В.П. Единые теории поля в квантово-релятивистской революции: программа полевого геометрического синтеза физики. Изд. 2, исправл. и дополн. – М., 2006.

3. Визгин В.П. Концептуальные истоки общей теории относительности (к столетию принципа эквивалентности А. Эйнштейна и четырехмерного мира Г. Минковского) // Исследования по истории физики и механики. 2007. – М., 2008. С. 253–280.

4. Визгин В.П. Об открытии уравнений гравитационного поля Эйнштейном и Гильбертом (новые материалы) // УФН. 2001, т. 171. № 12. С. 1347–1363.

5. Визгин В.П. Релятивистская теория тяготения (Истоки и формирование, 1900–1915 гг.). – М., 1981.

6. См. также литературу к теме 4 [1–3, 9].

 

Тема 6 (лекции 15–21). Проблемы социокультурной истории физики в России и СССР.

1) Формирование физики как научной дисциплины в России во 2-ой половине XIX – начале ХХ в. Физическое сообщество; экспериментаторы и теоретики. Уровень научных достижений.

2) Восприятие теории относительности. Философско-релятивистские дискуссии. Релятивизм в гуманитарно-художественной культуре. Отечественный вклад в теорию относительности.

3) Физика и власть в условиях тоталитаризма (1930–1940-е гг.). Между техницизмом и идеологическим прессом, научные школы и уровень достижений.

4) Советский атомный проект. Ядерный этос. Культ атома. Вторая функция «ядерного щита». Ядерно-академический союз.

5) Золотые годы советской физики (1950–1960-е гг.). Институты, научные школы, научные достижения.

 

Литература:

1. Визгин В.П., Горелик Г.Е. Восприятие теории относительности в России и СССР // Эйнштейновский сборник 1984–1985. – М., 1988. С. 7–70.

2. Визгин В.П. Мартовская (1936г.) сессия АН СССР: советская физика в фокусе // Вопросы истории естествознания и техники. 1990, вып. 1. С. 63–84; 1991, вып. 3. С. 36–65.

3. Визгин В.П., Печенкин А.А., Пименов А.В., Сокулер З.А.. Научные традиции в истории и современности. Вып. 1. – М., 1997 (разделы, написанные В.П. Визгиным и А.А. Печенкиным).

4. Визгин В.П. Ядерно-академический союз: роль Академии наук в Советском атомном проекте (по материалам АРАН и других архивов) // Атомная эра: вклад Академии наук. – М., 2009 (С.2–79) .

5. Визгин В.П. Ядерный щит в «тридцатилетней войне» физиков с невежественной критикой современных физических теорий // УФН, 1999, № 2. С. 1363–1389.

6. История Советского атомного проекта: документы, воспоминания, исследования. Вып. 2 / Отв. ред. и сост. В.П. Визгин. – СПб., 2002 (Статьи Г.А. Гончарова, В.П. Визгина и др.).

7. Корзухина А.М. От просвещения к науке: физика в Московском и С.-Петербургском университетах во второй половине XIX в. – начале ХХ в. – Дубна. 2006.

8. Мухин К.Н., Суставов А.Ф., Тихонов В.Н. Российская физика Нобелевского уровня. – М., 2006.

9. Научное сообщество физиков СССР. 1950–1960-е годы.: документы, воспоминания, исследования. Вып. 1. Сост. и ред. В.П. Визгин и А.В. Кессених. – СПб., 2005.

10. Научное сообщество физиков СССР. 1950–1960-е и другие годы: документы, воспоминания, исследования. Вып. 2. Сост. и ред. В.П. Визгин и А.В. Кессених. – СПб., 2007.

11. Печенкин А.А. Леонид Исаакович Мандельштам: исследование, преподавание и остальная жизнь. – М., 2011.

12. Холловей Д. Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1936–1956. – Новосибирск, 1997.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика