Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

6. Философия науки в историческом изложении (годовой курс, ФАЛТ)

Философия науки в историческом изложении.

Программа для аспирантов ФАЛТ МФТИ.

(ссылка на вопросы кандидатского экзамена по этому курсу )

Лекция 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЦЕЛЯХ, ЗАДАЧАХ И ПРОБЛЕМАХ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.

Различные понимания задач философии науки. Идея прескриптивной (нормативной, предписывающей) и дескриптивной (описывающей) философии науки.

Цель прескриптивной философии науки: выявить единственно верный метод, ведущий к приращению истинного знания. Исторические формы прескриптивной философии науки. Критика идеи прескриптивной философии науки.

Цели дескриптивной философии науки: описание научной практики, развития науки, связей науки и философии, религии, культуры.

Основной круг вопросов, обсуждаемых философией науки: наука как процесс познания и как социальный институт; возможность единого и однозначного определения науки; един ли научный метод или возможны науки разных типов с разными методами; вопрос о возникновении науки; наука как феномен европейской культуры; возможность проведения "демаркационной линии" между наукой и ненаукой (обыденным познанием, философией, идеологий и пр.); методы научного познания - гарантируют ли они от заблуждения и обеспечивают ли неуклонное приближение к истине; характер развития науки - является ли оно неуклонным накоплением все новых истин; существуют ли пределы научного познания.

Многообразие ответов на эти вопросы в различных направлениях философии науки. Необходимость выработки собственной позиции по данным вопросам для развития свободного, критического мышления и для осмысления места и роли ученого в современном мире.

Рекомендуемая литература:

Баженов Л.Б. Обладает ли наука особым эпистемологическим статусом? // Вопросы философии. 1988, ¹ 7 Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М., 1978. С. 43-110. Гейзенберг В. О соотношении гуманитарного образования, естествознания и западной культуры // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 34-45. Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. М., 1984. - 255 с. Грязнов Б.С. Логика. Рациональность. Творчество. М., 1982. Исследовательские программы в современной науке. Новосибирск, 1987.- 319 с. Липкин А.И. Модели современной физики (взгляд изнутри и снаружи). М., 1999. - 165 с. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997. - 359 с. Печенкин А.А. Введение // Современная философия науки. М., 1996. С. 5-39. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. Тулмин Ст. Общее введение // Человеческое понимание. М., 1984. С. 23-49. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М.,1986. С. 147- 185. Эйнштейн А. Религия и наука; О науке // Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. М., 1967. С. 126-129; 142-146.

Лекция 2. ДИЛЕММА РАЦИОНАЛИЗМА И ЭМПИРИЗМА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ XVII ВЕКА

Важность вопроса об источнике достоверного, безошибочного познания в условиях: а) научной революции; б) межконфессиональных споров и конфликтов.

Философия эмпиризма: единственный надежный источник познания - опыт. Утверждение Фр. Бэкона, что знание есть сила, и критика бесплодной схоластической учености. Учение об "идолах", препятствующих познанию. Особенности индуктивного метода Бэкона.

Польза и значение наук по Фр. Бэкону: утопия "Новая Атлантида".

Идея науки как коллективной, поддерживаемой государством деятельности.

Распространение идей Бэкона в Европе XVII в. и движение "экспериментально философии". Появление первых научных академий и их научные программы.

Сильные и слабые стороны трактовки научного метода в философии эмпиризма; неспособность объяснить роль математики в познании; недооценка роли теории как руководящей нити опыта и наблюдения.

Проблема причинности в философии эмпиризма: Д. Юм.

Философия рационализма: источник достоверного познания лежит в самом разуме. Р. Декарт и его учение о рациональном методе. Процедура рационального сомнения и ее итог. Смысл утверждения: "Мыслю, следовательно, существую". Проблема достоверного знания: понятие ясных и отчетливых идей. Интеллектуальная интуиция и дедукция как основные элементы рационалистического метода Декарта. Учение о двух субстанциях, механистическая картина мира.

Тезис Б. Спинозы "Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей".

Учение Г.В. Лейбница об "истинах разума" и "истинах факта". Понятие "аналитической истины". Лейбниц о природе математики. Учение о предустановленной гармонии как объяснение соответствия между истинами, постигаемыми разумом, и фактическим положением вещей.

Сильные и слабые стороны объяснения научного знания в рационалистических концепциях: учет роли математики в познании; необходимость прибегать к принципу предустановленной гармонии или его аналогу для объяснения соответствия между истинами разума и реальностью.

Образ науки в философии Просвещения: убеждение, что знание должно быть полезным. Противопоставление полезной опытной науки и бесполезной метафизики.

Рекомендуемая литература:

Блэкуэлл Дж. Законы движения Декарта // Физика на рубеже XVII - XVIII вв. М., 1974. С. 9-30. Бэкон Фр. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1971. С. 63-84; 294-326; Т. 2. М., 1972. С. 12-36; 45-46; 53-54; 61- 72; 91-142; 487-524. Визгин Вик. П. Эксперимент и чудо религиозно-теологический фактор генезиса науки Нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. 1995, ¹ 3, с. 3-20. Д'Аламбер. Очерк происхождения и развития наук // Родоначальники позитивизма. Вып. 1. СПб, 1910. С. 97-155. Декарт Р. Соч.в 2-х тт. Т. 1. М., 1989. С. 78-153; 180-206; 252-262; 268-273; 367-373. Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. М., 1993. - 141с. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий: Сер. XVII в. - сер. XVIII в. Л., 1974. Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х тт. Т. 1. М., 1982. С. 413-429; 433-528; Т. 2. М., 1983. с. 74-90; 155-157; 415-423; 444-460. Матвиевская Г.П. Рене Декарт. М., 1976. - 269 с. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993. - 214 с. Юм Д. Соч. в 2-х тт. Т. 1. С. 89-96; 170-192.

Лекция 3. ОБЪЯСНЕНИЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В УЧЕНИИ И. КАНТА

"Коперниканский переворот", осуществленный Кантом в представлениях о познании: не познание сообразуется со своим предметом, но предмет сообразуется с познанием.

Понятие аналитических и синтетических суждений. Понятие априорных и апостериорных суждений. Понятие синтетических суждений априори как суждений, не происходящих из опыта и расширяющих наше знание.

Приводимые Кантом примеры синтетических суждений априори. Три типа синтетических суждений априори и три уровня продуцирующего их синтеза (на уровне чувственности, рассудка и разума). Ответ Канта на вопрос: "Как возможна математика?" и учение о пространстве и времени как априорных формах созерцания.

Ответ Канта на вопрос: "Как возможно чистое естествознание?": учение об априорных категориях рассудка. Понятие природы как объекта возможного опыта. Анализ категорий причины и субстанции.

Понятие "вещи самой по себе" и "явления". Идея границы возможного познания.

Ответ Канта на вопрос "Как возможна метафизика?" и критика притязаний разума. Антиномии чистого разума. Указание на границы разума. Кант о невозможности теоретического доказательства бытия Бога.

Учение Канта о долге, трансцендентальной свободе, об автономии морали и категорическом императиве. Идея высшего блага. Право практического разума на выход за пределы мира опыта. "Практическое" доказательство бытия Бога.

Учение Канта как попытка преодолеть односторонности рационализма и эмпиризма. Ориентация Канта на научное знание его эпохи - ньютонову механику. Оценка концепции Канта в свете происшедших с тех пор изменений в научном познании.

Рекомендуемая литература:

Абрамян Л.А. Кантова философия математики: Старые и новые споры. Ереван, 1978. 86 с. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С. 343-388. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. М., 1995 или: Кант И. Соч. в 6-ти тт. Т. 4 (1). М., 1965. §§ 5, 23; 27-36; 41-44; 50-57. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 16-19; 39-41. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1996. С. 633-667.

Лекция 4. "ПЕРВЫЙ" ПОЗИТИВИЗМ И ИНДУКТИВИЗМ

Исторические условия и ситуация в науке в момент рождения позитивизма. Профессионализация науки. Все более активное государственное управление и финансирование науки. Перенос центра тяжести научно-исследовательский деятельности из академий в высшие учебные заведения. Парижская Политехническая школа как новая форма организации научной деятельности. Роль Парижской Политехнической школы в развитии математической физики.

Место Парижской Политехнической школы в жизни О. Конта.

Учение О. Конта о трех формах познания и трех стадиях общественного и индивидуального развития. Идея зависимости форм общественной организации от уровня развития познания. Отличительные черты теологической стадии (объяснение посредством апелляции к сверхъестественным сущностям; военно-теократическая общественная организация); метафизической (объяснение посредством апелляции к абстрактным сущностям; критические и революционные эпохи общественного развития); позитивной стадии (позитивная наука; индустриальное общество). Основные черты опытной науки: отказывается от вопроса почему?, ставит перед собой только вопрос как?; носит опытный характер; достоверна; полезна для общества.

Классификация наук по Конту. Ее отличительные черты (линейность; редукционизм).

Тезис Конта о неравномерном развитии наук и неодновременном достижении ими порога позитивности. Задача построения позитивной науки об обществе - социологии. Социальная динамика и социальная статика. Лозунг Конта: Прогресс и стабильность. Позитивная социология как условие стабильного прогрессивного развития общества. Идея позитивной религии человечества.

Влияние позитивизма Конта.

Дж. Ст. Милль о методах научной индукции. Понятие индукции как вывода общих положений из частных положений. Представления Милля о роли индукции в познании. В чем, по мнению Милля, состоит проблема научной индукции. Милль о характере причинной связи и важности причинных объяснений в науках. Проблема индуктивного принципа как общего принципа "единообразия природы". Милль о происхождении этого принципа. Эмпиризм Милля, отрицание априорных истин. Милль об эмпирическом происхождении истин математики. Четыре метода научной индукции.

Ограниченность и слабости позитивистской трактовки научного знания: недооценка роли научной теории и теоретического объяснения; переоценка значения индукции в науке; игнорирование роли метафизических представлений в развитии науки.

Рекомендуемая литература:

Визгин Вл. П. Математика в классической физике // Физика XIX - XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XIX в. М., 1995. С. 6-72. Гейзенберг В. К 80-летию М. Хайдеггера // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 348-349. Грязнов Б.С. Учение о науке и ее развитии в философии О. Конта // Позитивизм и наука: Критический очерк. М., 1975. С. 7-48. Грязнов Б.С. Проблемы науки в работах логиков-позитивистов XIX вв.: Д.С. Милль, У.С. Джевонс // Там же, с. 67-96. Жизнь науки: Антология вступлений к классике естествознания. М., 1973. С. 151-159; 167-170. "Первый" позитивизм // Антология мировой философии. Т. 3. М., 1971. С. 549-585 (Конт); С. 593-605 (Милль). Родоначальники позитивизма. Вып. 4. Огюст Конт. СПб., 1912. С. 1-46; 54-83; 88-89; 90-95; 112-114; 121. Родоначальники позитивизма. Вып. 5. Огюст Конт. СПб., 1913. С. 3-9; 65-68.

Лекция 5. "ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ"

Революционные изменения в физике на рубеже XIX - XX веках. Кризис программы механицизма (программа сведения физики к механике) на рубеже веков. Критика базисных понятий механики Ньютона.

Появление "второго" позитивизма и стремление очистить физику от примеси метафизических понятий. Э. Мах и его критика классической физики. Критика понятий причины и субстанции.

Эмпириокритицизм Р. Авенариуса: идея критического анализа опыта и возвращения к чистому, свободному от метафизических искажений опыту. Неразрывного единство "Я" и "мира" в чистом опыте. Понятие "интроекции". Близость идей Э. Маха к концепции Авенариуса.

Учение Маха о "нейтральных элементах опыта".

Трактовка научного познания Э. Махом: основа познания - опыт; принцип экономии мышления; понятия как обозначения для связей элементов опыта. функции научной теории - экономное описание опыта и предсказание; назначение гипотезы - вести к расширению нашего опыта.

Влияние феноменализма Маха и его критики классической механики на молодого А. Эйнштейна.

Трактовка научной теории в концепции А. Пуанкаре. Разные функции теоретической и экспериментальной физики. Физическая теория как способ упорядочения экспериментальных данных для облегчения их обзора и использования и для предсказаний. Гипотетический характер любой теории.

Конвенционализм Пуанкаре. Законы математической физики как конвенции, т. е. положения, принятые по соглашению. Конвенциональный характер геометрии.

П. Дюгем о структуре научной теории: выделение объяснительной и описательной частей. Дюгем о математическом характере физических законов и об их приблизительном соответствии действительности. Цель физической теории - описание и предсказание.

Особенности Дюгемовской трактовки экспериментальных данных: их можно понять только в контексте теории. Тезис Дюгема - Куайна: невозможность подвергнуть экспериментальной проверке отдельную изолированную гипотезу. Роль решения научного сообщества в оценке исхода эксперимента.

П. Дюгем как историк науки. Тезис о средневековых предшественниках Галилея и о рождении новой науки в XIII в.

Сильные и слабые стороны "второго позитивизма": отход от индуктивизма; постановка проблемы структуры и функций физической теории; постановка проблемы языка, которым пользуется физическая теория, и критериев его выбора; негативная оценка значения метафизики для строгой науки; стремление обезопасить будущее развитие науки от перспективы повторения научных революций.

Рекомендуемая литература:

Гейзенберг В. Изменение структуры мышления в развитии науки // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 190-200. Дюгем П. Физическая теория, ее цель и строение. СПб., 1910.Из истории французской науки. М., 1960. Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 1988. С. 144-222. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908. Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. СПб., 1909. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М., 1909. Мах Э. Популярно-научные очерки. СПб., 1909. Мах Э. Принцип сохранения работы. История и корень его. СПб., 1909. Никитин Е.П. Радикальный феноменализм Э. Маха // Позитивизм и наука. М., 1975. С. 96-130. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. 1998, ¹ 3. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. Романовская Т.Б. Модификации в механистической картине мира и изменения принципов рациональности в физике XIX в. // Рациональность на перепутье. Кн. 2. Москва, РОССПЭН, 1999. С. 246-289. Холтон Дж. Мах, Эйнштейн и поиск реальности // Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. С. 73-119.

Лекция 6. "КРИЗИС В ОСНОВАНИЯХ МАТЕМАТИКИ", ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ОСНОВАНИЯМ

Увеличение строгости математического доказательства и математизация анализа в XIX в. Становление теоретико-множественных представлений. Теория множеств Г. Кантора. Парадоксы наивной теории множеств. Логико-семантические парадоксы. Реакция на парадоксы.

Программа логицизма: поиск неопровержимых оснований математики в логике. Г. Фреге и его "исчисление формул чистого мышления". Фреге как основоположник современной математической логики. Определение понятия числа. Парадокс Рассела. Развитие логицизма в работах Б. Рассела и А. Уайтхеда, проблемы, стоящие перед этим подходом.

Критика логицизма в работах А. Пуанкаре. Пуанкаре о принципе математической индукции как синтетическом априори. Л.Э.Я. Брауэр и критика классической математики в интуиционизме: отказ от понятия актуальной бесконечности и от неограниченного использования закона исключенного третьего и принципа доказательства от противного. Интуиционистские требования к доказательствам существования: доказательство должно предъявлять соответствующий объект или задавать процедуру его поиска (построения). Конструктивизм.

Формализм Д. Гильберта и судьба этой программы. Идея формализации. Формализация и аксиоматизация. Различение языка и метаязыка, математики и метаматематики. Требования Гильберта к метаматематической теории: финитность. Идея метаматематического доказательства непротиворечивости формальной арифметики. Теоремы К. Г¸деля и судьба программы формализма.

Современное состояние исследований по основаниям: обилие математических результатов при отказе от философских притязаний.

Рекомендуемая литература:

Бурбаки Н. Исторический очерк // Бурбаки Н. Теория множеств. М., 1963. С. 298-348. Вейль Г. О философии математики. М., 1934. Г¸дель К. Расселовская математическая логика // Рассел Б. Введение в математическую философию. М., 196. С. 205-232. Гильберт Д. "О понятии числа"; "Об основаниях логики и арифметики", "О бесконечном", "Обоснования математики", "Проблемы обоснования математики" // Гильберт Д. Основания геометрии. М.-Л., 1948. С. 315-399. Есенин-Вольпин А.С. Об антитрадиционной (ультраинтуиционистской) программе основания математики в естественнонаучном мышлении // Вопросы философии. 1996, ¹ 8. Клини Ст. Введение в метаматематику. М., 1957. С. 11-63. Мартин-Л¸ф П. Очерки по конструктивной математике. М., 1975. 6 с. Пуанкаре А. Наука и метод. Кн. II. Гл. 2-5. // Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 352-400. Рассел Б. Введение в математическую философию. М., 1996. С. 233-240. Рид К. Гильберт. М., 1977. - 367 с. Френкель А., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М, 1966. С. 11-28, 238-418.

Лекция 7. НЕОКАНТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Лозунг "Назад к Канту". Баденская школа неокантианства. В. Виндельбанд: противопоставление наук о природе как "генерализирующих" наукам о культуре как "индивидуализирующим".

Марбургская школа неокантианства: ориентация на истолкование математизированной науки о природе. Понимание природы математики; идея функциональной зависимости; число как фундаментальное научное понятие. Критика индуктивизма. Подчеркивание теоретических аспектов научного знания: научная теория не сводится к опыту и не выводима из него.

Высокая оценка роли математики в конституировании физической теории. Идея развития науки как процесса, происходящего исключительно в силу собственной внутренней логики, независимо от каких бы то ни было "внешних" (социальных, культурных и пр.) факторов.

Рекомендуемая литература:

Гайденко П.П. Анализ математических предпосылок научного знания в неокантианстве Марбургской школы // Концепции науки в буржуазной философии и социологии. М., 1973. С. 73-131. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3. М., 1998. С. 65-81. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб, 1912.

Лекция 8. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЛОСОФИЮ НАУКИ

Влияние идей Г. Фреге на становление аналитической философии. Понятия смысла и значения, анализ структуры предложения как составленной из функтора и его аргументов.

Б. Рассел и философия логического анализа. Понимание анализа. Программа логического атомизма. Теория дескрипций как средство разрешения философских проблем. Отношение аналитической философии к традиционным философским проблемам. Сочетание метода логического анализа с эмпиризмом. Учение о знании по непосредственному знакомству и знании по описанию.

"Логико-философский трактат" Л. Витгенштейна: понятия мира, логического пространства, объекта и его формы. Логический каркас мира и языка. Язык как образ реальности. Трактовка смысла предложения. "Трактат" о характере философских предложений и о задаче философии. Концепция того, "что может, и что не может быть выражено в предложениях". Трактовка предложений логики, математики, естественных наук.

Философия математики Л. Витгенштейна. Критика исследований по основаниям как попытки математическими средствами решать философские проблемы. Опровержение ложной аналогии между математикой и эмпирической наукой и между математическим доказательством и экспериментом. Понимание математического существования. Критика платонизма и эмпиризма в истолковании математических объектов. Математические предложения как правила высказываний о физических объектах. Источник неопровержимости математических истин. Трактовка противоречия. Рассмотрение понятия бесконечности.

"Поздняя" философия Л. Витгенштейна. "Языковые игры", значение как употребление, следование правилу. "Языковые ловушки" и характер философских проблем. Понимание философской деятельности как терапии.

Критический анализ остенсивных определений (т.е. заданий значений слов путем указания на обозначаемый предмет). Холизм в трактовке языка и понятие "видения в аспекте" как концептуальные источники постпозитивистского тезиса о теоретической нагруженности языка наблюдения.

Витгенштейн о познании: о знании можно говорить только там, где возможно незнание; достоверность присутствует там, где невозможно сомневаться. Достоверные и необходимые предложения как "правила" языковых игр. Целостный характер языковых игр. "Правила" языковых игр как условия возможности того, что некоторые предложения оцениваются как истинные или ложные. Сомнение возможно только в рамках некоторых "языковых игр".

Рекомендуемая литература:

Аналитическая философия: Становление и развитие (Антология). М., Дом интеллектуальной книги, 1998. - 540 с. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3. М., 1998. С. 212-246. Рассел Б. Дескрипции // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982. Рассел Б. Исследование значения и истины. М., Дом интеллектуальной книги, 1999. - 399 с. Рассел Б. Мое философское развитие // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., МГУ, 1993. С. 11-28. Рассел Б. Философия логического анализа // Рассел Б. История западной философии. М., 1993. С. 750-756.  Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. Долгопрудный, 1994. - 172 с. Фреге Г. Избранные работы. М., "Дом интеллектуальной книги", 1998. - 160 с.

Лекция 9. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Претензия логического позитивизма на свершение "революции в философии" и создание философии, адекватной современной науке. Логический позитивизм как международное движение. Основные центры и представители. Цели и задачи движения (анализ научных утверждений, чтобы показать их эмпирическое содержание). Отношение к традиционной философии. Влияние "Логико-философского трактата" Л. Витгенштейна на формирование основных установок логического позитивизма.

Эмпиризм, проблема "протокольных предложений" как эмпирического базиса научных теорий; тезис о конвенциональности "протокольных предложений" (Нейрат).

Верификационистская теория значения (значением научного предложения является подтверждающий его факт) (М. Шлик). Условие научности предложений. Разграничение научных и метафизических предложений как осмысленных и бессмысленных. Идея преодоления метафизики с помощью логического анализа языка (Р. Карнап).

Идея нейтрального языка наблюдения. Использование математической логики для сведения теоретических предложений науки к эмпирическим (Р. Карнап). Операционализм Бриджмена. Проект "унифицированной науки" (О. Нейрат) и проблема создания единого языка науки. Постепенное существенное ослабление тезиса о сводимости теоретических утверждений к эмпирическим (Карнап).

Трактовка математических предложений как аналитических. Понятие тавтологии (предложение, истинное при любом положении дел). Логицизм как составная часть программы логического позитивизма.

Р. Карнап о концептуальных каркасах и различении "внутренних" и "внешних" вопросов существования: усиление конвенционализма в логическом позитивизме.

Развитие индуктивной и вероятностной логики (Р. Карнап, Г. Рейхенбах).

Нереализуемость программ логического позитивизма. Кризис этого направления и появление постпозитивизма.

Рекомендуемая литература:

Гемпель К. Логика объяснения. М., "Дом интеллектуальной книги" 1998. - 240 с. Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959. С. 298-320. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. - 390 с. Карнап Р. Преодоление метафизики путем логического анализа языка // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1993, ¹ 6. Рейхенбах Х. Направление времени. М., 1962. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985. Франк Ф. Философия науки. М., 1960. Шлик М. Поворот в философии // Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993. С. 28-33. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993. С. 33-50. Печенкин А.А. Операционалистская трактовка логики науки у П. Бриджмена // Концепции науки в буржуазной философии и социологии. М., 173. С. 53-72. Позитивизм и наука: Критич. очерк. М., 1975. С. 131-230.

Лекция 10. ПОСТПОЗИТИВИЗМ. КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

Основные идеи постпозитивистской философии науки: А) Философия науки должна исследовать развитие научного знания; полностью завершенными являются лишь ложные теории; Б) Научное знание целостно; теоретический и эмпирический уровень взаимосвязаны; любое эмпирическое утверждение обусловлено соответствующей теорией - "теоретически нагружено"; В) Метафизические концепции тесно связаны с научным знанием: оказывают стимулирующее воздействие на развитие науки; входят в само тело науки; Г) Развитие научного знания некумулятивно (т.е. это не только накопление (кумуляция) знаний, но и опровержение концепций, до того признававшихся истинными) Д) Философия науки должна ориентироваться на историю и социологию науки.

"Критический рационализм" К. Поппера. Изменение смысла проблемы демаркации: разграничение науки и догматической идеологии, решение проблемы демаркации без связи с вопросом об истинности.

Критика индуктивизма К. Поппером. Критика любых претензий на обладание непогрешимым истинным знанием. Научные теории являются не индуктивными обобщениями опыта, а смелыми предположениями. Тезис, что любое описание опыта также является смелым предположением, а не фиксацией непосредственно наблюдаемого. Отказ от противопоставления теоретических терминов и терминов наблюдения. Конвенционализм в трактовке эмпирического базиса науки. Универсальная модель развития методом "проб и ошибок".

Рациональность и критикуемость: отличительные черты науки по Попперу. Фальсифицируемость (т.е. принципиальная возможность опровержения) как отличительная черта научных утверждений.

Критика К. Поппером инструментализма и реализма в трактовке теоретических терминов научных теорий: "предположительный реализм".

Идея объективной истины: наука как бесконечная и негарантированная попытка приблизиться к ней. Попытка Поппера построить "эпистемологию без познающего субъекта".

Применение Поппером идей "критического рационализма" к социальной сфере: понятия "открытого" и "закрытого" обществ, "утопической социальной инженерии" и "частичной" (или поэтапной) инженерии. Научная рациональность как ядро демократических процедур.

Критика И. Лакатосом джастификационизма и "наивного фальсификационизма". Лакатос о роли конвенционализма в науке. Идея рациональной реконструкции истории науки. Понимание научной рациональности. Концепция "исследовательских программ": понятия "твердого ядра" и "защитного пояса" программы; позитивной и негативной эвристик; критерии сравнения конкурирующих исследовательских программ. Философия математики И. Лакатоса.

Рекомендуемая литература:

Агасси Дж. Наука в движении // Структура и развитие науки. М., 1978. С. 121-160. Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история // Вопросы философии. 1997, ¹ 12. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. - 236 с. Лакатос И. Бесконечный регресс и основания математики // Современная философия науки. М., 1996. С. 106-136. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. - М.,1978. С. 203-269. Ноттурно М. Открытое общество и его враги: сообщество, авторитет и бюрократия // Вопросы философии. 1997, ¹ 11. Поппер К. Открытое общество и его враги. Тт. 1,2. М., 1992. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. ¹ 8, с. 49-79; ¹ 9, с. 22-48; ¹ 10, с. 29-59. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 605 с. Поппер К. Реализм и цель науки (фрагменты) // Современная философия науки. М., 1996. С. 92-106. Поппер К. Неоконченный поиск: Интеллектуальная биография. М., 2000. Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых?) // Вопросы философии. 1992, ¹ 6. Ван Фрассен Б. Чтобы спасти явления // Современная философия науки. М., 1996. Сокулер З.А. Проблема основания знания. Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М., 1988. - 177 с.

Лекция 11. ПОСТПОЗИТИВИЗМ: "ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА"

Отличие так называемой "исторической школы" постпозитивизма от критического рационализма: отказ от постановки вопроса о специфической научной рациональности; от попыток рациональной реконструкции истории науки; признание большой роли социально-психологических факторов в развитии науки; признание несоизмеримости конкурирующих теорий, исследовательских программ и картин мира.

Влияние Л. Витгенштейна на "историческую школу" постпозитивизма. В. Куайн: критика позитивизма; холизм в трактовке языка; тезисы об "онтологической относительности" и "неполной определенности" теории эмпирическими данными.

Т. Кун: понятия парадигмы, научного сообщества, нормальной науки. Характер работы ученого в "нормальной науке". Защита тезиса о теоретической нагруженности языка наблюдения. Трактовка научной революции. Невозможность описать научную революцию на языке концепций научной рациональности. Научная революция как смена картин мира и смена элит в науке. Роль социально-психологических факторов в этом процессе. Несоизмеримость конкурирующих парадигм. Критика позитивистских представлений о взаимоотношении старой и новой научных теорий. Понимание прогресса в науке.

Дискуссия о существовании научных революций в смысле Куна в истории математики. Ориентация на историю и социологию науки в современной философии математики.

П. Фейерабенд и его критика идеи "научной рациональности" как кодекса правил, которыми должны руководствоваться ученые при оценке и выборе конкурирующих гипотез и парадигм. Отрицание возможности демаркации между наукой и не-наукой. "Принцип терпимости". "Контриндукция". "Принцип пролиферации". Роль вне-научных факторов и ненаучных идей в развитии науки. Познание как "океан альтернатив". Тезис, что теория не может быть фальсифицируемой, если нет конкурирующей с ней теоретической альтернативы. Несоизмеримость. Тезис о сходстве между научным и мифологическим объяснением, между научной теорией и мифом. Представления о месте науки в свободном обществе.

Л. Лаудан об исторической изменчивости целей научной деятельности и о характере методологии науки.

Сближение философии науки в духе "исторической школы" и философии гуманитарного познания. Идея герменевтического метода как метода исторического познания (В. Дильтей).

Рекомендуемая литература:

Дж. Агасси. Революции в науке - отдельные события или перманентные процессы // Современная философия науки. М., 1996. С. 136-153. Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987. - 342 с. Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1996. С. 18-40. Кун Т. Замечания на статью И. Лакатоса // Структура и развитие науки. М., 1978. С. 270-283. Кун Т. Объективные, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М., 1996. С. 40-60. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. - 288 с. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки. М., 199 С. 295-342. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985. - 344 с. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984. - 327 с. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. - 543 с. Фейерабенд П. Ответ на критику // Структура и развитие науки. М., 1978. С. 419-470. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996, ¹ 9. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. - 382 с. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии 1995, ¹ 10. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. - 700 с. Грюнбаум А. Сто лет психоанализа: итоги и перспективы // Вопросы философии. 1997, ¹ 7. С. 85-98. Барабашев А.Г. Будущее математики. М., 1991. 158 с. Родин А. Теорема // Вопросы философии. 1998, ¹ 8. Стили в математике: Социокультурная философия математики // Сборник статей. СПб., 1999. - 548 с. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. Гл. 1 "О смысле чисел", с.189-247; Гл. 6. "Фаустовское и апполоническое познание природы", с. 566-629.

Лекция 12. КОНКРЕТНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТЕЗИСА О ВЛИЯНИИ ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИДЕЙ: ИДЕЯ ПОЛЕТА

Мифологический смысл полета.Мировоззрение К.Э. Циолковского.

Рекомендуемая литература:

Циолковский К.Э. Утописты. Живая Вселенная // Вопросы философии. 1992, ¹ 6. С. 132-158. Циолковский К.Э. Животное космоса // Собрание сочинений. Т. 4. М., 1964. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. Тула, 1986. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 521-529, 563-572. Гаврюшин Н.К. Космический путь к вечному блаженству (К.Э. Циолковский и мифология технократии) // Вопросы философии. 1992, ¹ 6. Гороховская Е.А., Желтова Е.Л. Советская авиационная агиткампания 20-х гг.: идеология, политика и массовое сознание // Вопросы истории естествознания и техники. 1995, ¹ 3. Карасев Л.В. Русская идея // Вопросы философии. 1992, ¹8. Мифы народов мира. М., 1992. С. 346-349. Труды XXV чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция: К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса". М., 1994. Мень А. Циолковский и атеизм // История религии в 7 тт. - Т. 1. М., 1991. С. 208-216. Семенова С.Г., Гачева А.Г. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) // Русский космизм. М., 193. Семенова Н.Ф. Н.Ф. Федоров и его философское наследие // Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 5-50.

Лекция 13. ОБРАЗ НАУКИ КАК РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РАЗУМА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Л. Брюнсвик об историческом характере истин разума.

Г. Башляр: идея нового рационализма. Значение эпистемологических препятствий и эпистемологических разрывов в истории науки. Ж. Кангийем и его критика "вируса предшественника" в историографии науки.

М. Фуко: критика континуализма и защита дискретности в истории науки и истории идей, понятия дискурса, высказывания, археологического исследования; исследования роли отношений власти и подчинения в формировании современных наук о человеке.

Рекомендуемая литература:

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 4. М., 199. С. 310-326. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. - 375 с. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993. - 148 c. Башляр Г. Вода и грезы. Очерк о воображении материи. М., 1998. - 268 с. Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М., 1996. - 23 с. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998. - 308 с. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. - 574 с. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977. - 487 с.

Лекция 14. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Основные концепции и направления современной западной философии техники.

Образ техники в трудах М. Хайдеггера.

Рекомендуемая литература:

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 4. М., 1999. С. 225-237. Новая технократическая волна на Западе. Сб. переводов. М., 1986. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 221-237. Анисимов К.Л. Человек и техника. Современные проблемы. М., 1995. Вригт Г.Х. Философия техники Н. Бердяева // Вопросы философии. 1995, ¹ 4. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопросы философии. 1996, ¹ 3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 237-260, 289-322. Яних П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопросы философии. 1996, ¹ 3.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика