Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

4. Основания естественных наук в контексте философии науки ХХ века

 

Курс лекций Липкина А.И. для аспирантов МФТИ.

(ссылка на вопросы кандидатского экзамена по этому курсу )

Философия занимается предельными вопросами. Философия науки - предельными вопросами науки. О чем наука? Что такое наука? Чем она отличается от магии, религии, искусства, обыденного знания? Достоверность и объективность науки? На что опирается и какими методами наука производит научное знание? Как научное знание связано с техникой? С обществом?

 

Современная философия науки это, главным образом, англо-американская постпозитивистская философия науки второй половины ХХ в. Она формируется в полемике с предшествующим ей логическим позитивизмом второй четверти ХХ в. (наследника позитивизма второй половины XIX в.). При этом концепции логического позитивизма были раскритикованы, но полностью не преодолены до сих пор, хотя в рамках постпозитивима 1960–1970-х годов появился ряд принципиально новых концепций (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос и др.).

Наряду с этими концепциями в моем курсе представлен и мой собственный подход к философии науки, который является дополнительным к подходам Т. Куна и И. Лакатоса и их сравнение позволяет углубить понимание каждого из них.

Философия физики является самой продвинутой областью философии науки. Мой подход родился из анализа структуры оснований квантовой механики и других разделов физики, которые представлены в курсе теоретической физики Л.Д. Ландау и И.М. Лифшица. При этом я исхожу из того, что физики делают, а не из того, что они про это говорят (иногда, особенно в квантовой механике, это совершенно разные вещи). На фоне физики многое видно и в отношении других наук, как естественных, так и точных, социальных и даже гуманитарных, которые тоже будут рассмотрены в данном курсе лекций, который

будет использовать также материалы руководимого мной научного семинара по философии науки (https://mipt.ru/education/chair/philosophy/centerphilandhist/seminars/).


I. Концепции философии науки

1. Вводная лекция. Основные этапы истории науки и философии науки в контексте истории европейской цивилизации. Отношения между наукой, религией, обыденным знанием, искуccтвом. Магия, паранаука и наука https://yadi.sk/d/refT8Tb6za9cx

2. Теория познания Нового времени: эмпиризм vs. рационализм; идеализм vs. материализм

3. Критика эмпиризма Юмом и Теория познания Канта. Мир явлений vs. мир "вещей в себе", априорные формы как способ решения проблемы Юма. Развитие идей Канта неокантианцами

4. Первый и Второй позитивизм второй половины XIX в. Американский прагматизм

5. Логический позитивизм второй четверти XX в.: принцип верификации; «стандартная» модель структуры научного знания; форма организации знаний. Рождение философии науки.

6. Логическая и историческая критика позитивизма постпозитивизмом.

А) К.Поппер (фальсифицируемость как критерий научности; Фаллибилизм и рост научного знания; «третий мир» объективного знания,  эволюционная эпистемология). Б) Модель развития науки Т.Куна (парадигма, сообщество, нормальная наука и научная революция).  в) Динамика науки как смена «исследовательских программ» И. Лакатоса. Перманентная революция в «эпистемологическом анархизме» П. Фейерабенда.

7. Три методологических революции XVII-XX вв.: синтез натурфилософии, математики и техники в теории падения тел Г. Галилея; выделение слоя оснований в механике Ньютона. Неявный тип определения базовых понятий в «неклассической» физике конца XIX – начала XX в.

8. Современная структура естественно-научного знания: место оснований, измерений, моделей и математики

9. Сущность эксперимента и его структура. «Когда кончается эксперимент?». Мысленный эксперимент. Компьютерный эксперимент и компьютерное моделирование

10. Научный реализм и его критика. Тезис о недоопределённости теории опытом. Конструктивный эмпиризм Б. ван Фрассенна. Структурный реализм. Двухуровневый объектный реализм

11. Социология науки. Этос науки и структура научного сообщества в разные эпохи. “Внутренняя” и “внешняя” истории науки vs. сильная программа в социологии науки. Проверка концепций на истории отечественной науки: наука в Академии наук и университетах в императорской России; наука в СССР: трагедия советской биологии; советская физика: идеология vs. атомный проект

12. «Исследования науки и технологии» (STS) vs. философия науки. В лаборатории не исследуют, а конструируют реальность? Что определяет «акты выбора»?  Место «публикации»? Природа – лабораторный факт – социум (на примере лаборатории Пастера)? Новые реалии Б.Латура: «акторы», «сети» и «гибридные объекты». Рассмотрение этих вопросов в «объектном» подходе.

13. Наука и техника в современной цивилизации. Понятие «чистой», прикладной и технической науки. «Линейная» и «каскадная» схемы взаимодействия науки и техники. Рождение «технонауки 1» (атомный проект). "Большая" наука и «меганаука» второй половины XX в. Рождение инновационной «технонауки 2» (Кремниевая долина). Инновационная технонаука и общество (инновационные кластеры и «тройная спираль»). «Технонаука 3» в XXI в. (Mode 2).Техника как опосредование + Человек для техники или техника для человека?

14. Роль социо-культурнонр фактора: история науки в России и  США в XVIII-XX вв. в контексте их социо-культурно-политической истории

15. Специфика социо-гуманитарных наук. Герменевтика и проблема «герменевтического круга». Специфика гуманитарного познания в учениях Баденской школы неокантианства. Герменевтика как  философское учение о человеческом бытии. Классический структурализм (Леви-Стросс). Постструктурализм Мишеля Фуко: «игры истины» и  «власть-знание»

 


II. Философские проблемы оснований конкретных наук

  1. Философские проблемы классической механики (понятия силы и инерциальной системы отсчета).
  2. Философские проблемы теории относительности (концепции абсолютистская и реляционная концепции пространства и времени, место измерения и 4-мерия, гравитация как поле и как кривизна).
  3. Философские проблемы квантовой механики (разрыв между деятельностью и рефлексией: "парадоксы", "интерпретации", "парадигмы", место измерения и принципов соответствия, неопределенности, дополнительности). Модель квантованных полей, место в ней "физического вакуума" и "виртуальных" частиц
  4. Философские проблемы термодинамики и статистической механики: место вероятности и необратимости.
  5. Синергетика как философия и естественная наука. Что такое наддисциплинарность и междисциплинарность.
  6. Структура химического знания и вопрос о редукции химии к физике.
  7. Философские проблемы биологии. Типологическая специфика биологии. Проблема сущности и происхождения жизни. Механицизм и органицизм.
  8. Проблема сущности и происхождения человека. Язык, культура, сознание, бессознательное.

Основная литература

 

 

 Философия науки ((2-е изд, переработанное) ред. А.И. Липкин) М.: ЮРАЙТ, 2015

Липкин А.И. Социокультурные и политические факторы в развитии российского естествознания (XVII-XX вв.).М.: МФТИ, 2012. 

Липкин А.И. Основания физики. Взгляд из теоретической физики . – М.: урсс. 2014.

Материалы семинара по философии науки (http://philosophy.mipt.ru/centerphilandhist/seminars/philsci/).

 

 

Рекомендованная для самостоятельной работы литература

 

Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальность. Избранные труды по методологии физики. – М., 1994.

Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Под ред. А.Ф. Грязнова. – М., 1998.

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. – М., 1976.

Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1987.

Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. – М., 1987.

Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. – М., 1996.

Куайн У. Слово и объект. – М., 2001.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. – М.,1978.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. – М., 1975.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Пайс А. Научная деятельность и жизнь А. Эйнштейна. – М.: Наука, 1989.

Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Тт. 1,2. – СПб., 2000.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М., 1985.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Пригожин И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант: к решению парадокса времени. – М., 1994.

Пуанкаре А. Наука и гипотеза // А. Пуанкаре. О науке. – М.: Наука, 1983.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.

Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М., 2000.

Тулмин Ст. Выдерживает ли критику различение нормальной и революционной науки? // Философия науки. Вып. 5. М., ИФ РАН, 1999.

Тулмин Ст. История, практика и «третий мир» (трудности методологии Лакатоса) // Там же.

Тулмин Ст. Человеческое понимание. – М., 1984.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. – М., 1985.

Хакинг Я. Представление и вмешательство. – М., 1998.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М., 1981.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.

 


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика