Адрес e-mail:

3. Основания естественных наук в контексте философии науки ХХ века

 

Курс лекций Липкина А.И. для аспирантов МФТИ.

(ссылка на вопросы кандидатского экзамена по этому курсу )

В центре этого курса лекций – философия науки второй половины 20 в., т.е. постпозитивизма 1960-1970-х гг. и новый круг проблем появившийся в 1980-х: споры реализма и антиреализма, философия эксперимента, социология науки, «исследование науки и техники». Предыдущий этап от античности до середины 20 в. (в основном в форме теории познания – гносеологии) будет представлен лишь настолько, насколько это необходимо для понимания последующей философии науки. Со стороны науки акцент делается на физику, которая на протяжении Нового времени (с 17 в.) служила главным образцом науки для теории познания и философии науки. Соответственно история науки, являющаяся основным эмпирическим материалом для философии науки, будет, главным образом, представлена физикой Нового времени (от теории падения тел Галилея, ставшей первой естественнонаучной теорией и задавшей базовую структуру естественных наук, до современной теории суперструн). Будут рассмотрены и новые формы взаимоджействия науки и техники во второй половине 20 в. На этом фоне будут значительно более кратко представлены философские вопросы математики, информатики, биологии, синергетики, социально-гуманитарных наук. Этот материал довольно полно представлен во 2-м издании «Философии науки» (ред. А.И.Липкин, М.: ЮРАЙТ, 2015).

Философия занимается предельными вопросами. Философия науки - предельными вопросами науки. О чем наука? Что такое наука? Чем она отличается от магии, религии, искусства, обыденного знания? Достоверность и объективность науки? На что опирается и какими методами наука производит научное знание? Как научное знание связано с техникой? С обществом?

 

Современная философия науки это, главным образом, англо-американская постпозитивистская философия науки второй половины ХХ в. Она формируется в полемике с предшествующим ей логическим позитивизмом второй четверти ХХ в. (наследника позитивизма второй половины XIX в.). При этом концепции логического позитивизма были раскритикованы, но полностью не преодолены до сих пор, хотя в рамках постпозитивима 1960–1970-х годов появился ряд принципиально новых концепций (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос и др.).

Наряду с этими концепциями в моем курсе представлен и мой собственный "объектный" подход к философии науки, который является дополнительным к подходам Т. Куна и И. Лакатоса и их сравнение позволяет углубить понимание каждого из них.

Философия физики является самой продвинутой областью философии науки. Мой подход родился из анализа структуры оснований квантовой механики и других разделов физики, которые представлены в курсе теоретической физики Л.Д. Ландау и И.М. Лифшица. При этом я исхожу из того, что физики делают, а не из того, что они про это говорят (иногда, особенно в квантовой механике, это совершенно разные вещи). На фоне физики многое видно и в отношении других наук, как естественных, так и точных, социальных и даже гуманитарных, которые тоже будут рассмотрены в данном курсе лекций, который

будет использовать также материалы руководимого мной научного семинара по философии науки (https://mipt.ru/education/chair/philosophy/centerphilandhist/seminars/).


I. Концепции философии науки

1. Вводная лекция. Основные этапы истории науки и философии науки в контексте истории европейской цивилизации. Отношения между наукой, религией, обыденным знанием, искуccтвом. Магия, паранаука и наука https://yadi.sk/d/refT8Tb6za9cx

2. Теория познания Нового времени: эмпиризм vs. рационализм; идеализм vs. материализм

3. Критика эмпиризма Юмом и Теория познания Канта. Мир явлений vs. мир "вещей в себе", априорные формы как способ решения проблемы Юма. Развитие идей Канта неокантианцами

4. Первый и Второй позитивизм второй половины XIX в. Американский прагматизм

5. Логический позитивизм второй четверти XX в.: принцип верификации; «стандартная» модель структуры научного знания; форма организации знаний. Рождение философии науки.

6. Логическая и историческая критика позитивизма постпозитивизмом.

А) К.Поппер (фальсифицируемость как критерий научности; Фаллибилизм и рост научного знания; «третий мир» объективного знания,  эволюционная эпистемология). Б) Модель развития науки Т.Куна (парадигма, сообщество, нормальная наука и научная революция).  в) Динамика науки как смена «исследовательских программ» И. Лакатоса. Перманентная революция в «эпистемологическом анархизме» П. Фейерабенда.

7. Структура физического и естественнонаучного знания. «Объектный» подход. (входит в «Обзорные лекции»)Три методологических революции XVII-XX вв.: синтез натурфилософии, математики и техники в теории падения тел Г. Галилея; выделение слоя оснований в механике Ньютона. Неявный тип определения базовых понятий в «неклассической» физике конца XIX – начала XX в. Современная структура естественно-научного знания: место оснований, измерений, моделей и математики.

8. Сущность эксперимента и его структура. «Когда кончается эксперимент?». Мысленный эксперимент. Компьютерный эксперимент и компьютерное моделирование

9. Научный реализм и его критика (тезис о недоопределённости теории опытом; структурный реализм). Конструктивный эмпиризм Б. ван Фрассенна. Двухуровневый объектный реализм А.Липкина.

10.Социология науки. Этос науки и структура научного сообщества в разные эпохи. “Внутренняя” и “внешняя” истории науки И.Лакатоса vs. сильная программа в социологии науки Д.Блура. Проверка этих концепций на истории отечественной науки: наука в Академии наук и университетах в императорской России; наука в СССР: трагедия советской биологии; советская физика: идеология vs. атомный проект. Роль социо-культурного фактора: история науки в России и  США в XVIII-XX вв. в контексте их социо-культурно-политической истории

11. «Исследования науки и технологии» (STS) vs. философия науки. В лаборатории не исследуют, а конструируют реальность? Что определяет «акты выбора»?  Место «публикации»? Природа – лабораторный факт – социум (на примере лаборатории Пастера)? Новые реалии Б.Латура: «акторы», «сети» и «гибридные объекты». Рассмотрение этих вопросов в «объектном» подходе.

12. Наука и техника в современной цивилизации. Понятие «чистой», прикладной и технической науки. «Линейная» и «каскадная» схемы взаимодействия науки и техники. Рождение «технонауки 1» (атомный проект). "Большая" наука и «меганаука» второй половины XX в. Рождение инновационной «технонауки 2» (Кремниевая долина). Инновационная технонаука и общество (инновационные кластеры и «тройная спираль»). «Технонаука 3» в XXI в. (Mode 2).Техника как опосредование + Человек для техники или техника для человека?


13. Специфика социо-гуманитарных наук.
Герменевтика и проблема «герменевтического круга». Специфика гуманитарного познания в учениях Баденской школы неокантианства. Герменевтика как  философское учение о человеческом бытии. Классический структурализм (Леви-Стросс). Постструктурализм Мишеля Фуко: «игры истины» и  «власть-знание»  


II. Философские проблемы оснований конкретных наук

  1. Философские проблемы классической механики (понятия силы и инерциальной системы отсчета).
  2. Философские проблемы теории относительности (абсолютистская и реляционная концепции пространства и времени, место измерения и 4-мерия, гравитация как поле и как кривизна). Философские проблемы современной космологии (планковские масштабы, «антропный принцип», «волновая функция Вселенной» и др.) и отрицание возможности науки о Вселенной И.Канта.
  3. Философские проблемы квантовой механики (разрыв между деятельностью и рефлексией: "парадоксы", "интерпретации", "парадигмы", место измерения и принципов соответствия, неопределенности, дополнительности). Существуют ли «особое место наблюдателя» и «парадоксы» в квантовой механике? Модель квантованных полей, место в ней "физического вакуума" и "виртуальных" частиц
  4. Философские проблемы термодинамики и статистической механики: место вероятности и необратимости.
  5. Синергетика как философия и естественная наука. Что такое наддисциплинарность. Критика глобального эволюционизма.
  6. Структура химического знания и вопрос о редукции химии к физике.
  7. Философские проблемы биологии. Типологическая специфика биологии. Проблема сущности и происхождения жизни. Механицизм и органицизм.
  8. Проблема сущности и происхождения человека. Язык, культура, сознание, бессознательное.

Основная литература

 

 

 Философия науки ((2-е изд, переработанное) ред. А.И. Липкин) М.: ЮРАЙТ, 2015

Липкин А.И. Социокультурные и политические факторы в развитии российского естествознания (XVII-XX вв.).М.: МФТИ, 2012. 

Липкин А.И. Основания физики. Взгляд из теоретической физики . – М.: урсс. 2014.

Материалы семинара по философии науки (http://philosophy.mipt.ru/centerphilandhist/seminars/philsci/).

 

 

Рекомендованная для самостоятельной работы литература

 

Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальность. Избранные труды по методологии физики. – М., 1994.

Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Под ред. А.Ф. Грязнова. – М., 1998.

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. – М., 1976.

Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1987.

Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. – М., 1987.

Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. – М., 1996.

Куайн У. Слово и объект. – М., 2001.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. – М.,1978.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. – М., 1975.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Пайс А. Научная деятельность и жизнь А. Эйнштейна. – М.: Наука, 1989.

Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Тт. 1,2. – СПб., 2000.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М., 1985.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Пригожин И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант: к решению парадокса времени. – М., 1994.

Пуанкаре А. Наука и гипотеза // А. Пуанкаре. О науке. – М.: Наука, 1983.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.

Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М., 2000.

Тулмин Ст. Выдерживает ли критику различение нормальной и революционной науки? // Философия науки. Вып. 5. М., ИФ РАН, 1999.

Тулмин Ст. История, практика и «третий мир» (трудности методологии Лакатоса) // Там же.

Тулмин Ст. Человеческое понимание. – М., 1984.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. – М., 1985.

Хакинг Я. Представление и вмешательство. – М., 1998.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. – М., 1981.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.


ВОПРОСЫ

1. Споры рационализма и эмпиризма (Декарт и Локк).

Споры идеализма и материализма внутри эмпиризма (Беркли и французские материалисты)

2. Метод эмпирической индукции Ф. Бэкона и его критика Д. Юмом.

3. Решение "проблемы Юма" И. Кантом (априорные формы).

4. Эмпиризм Фр. Бэкона и 1-й позитивизм (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер), его принципы.

5. 2-й позитивизм. (Э. Мах, А. Пуанкаре, П. Дюгем).

6. Логический атомизм и неопозитивизм. Принцип верификации, "язык наблюдения" и его эволюция.

7. Американский прагматизм, основные принципы.

8. Логическая критика неопозитивизма К. Поппером. Проблема демаркации и критерий фальсифицируемости. Фаллибилизм и отношение к истине в попперовском "критическом рационализме". Концепция 3 миров.

9. Эволюционная эпистемология

10. Историческая критика Т. Куном неопозитивизма и кумулятивной модели развития науки. Тезис о "несоизмеримости теорий". Куновская модель науки основные (научное сообщество, парадигма, «нормальная» наука, научная революция) и вспомогательные понятия.

11. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

12. Научные революции XVII и XX вв. в физике, их методологическая сущность. Уровень оснований и уровень конкретных теорий. Что такое физика? Понятие "первичного" и "вторичного" идеального объекта.

13. Структура оснований раздела физики. Место в ней "первичных идеальных объектов" и "законов природы". Понятия физической системы и ее состояний. Место измерения, "приготовления", наблюдения.

14.Типичные этапы развития науки. Примеры: механика, электродинамика, ТО, квантовой механика.

15. Спор реализма и антиреализма.

16. Структура естественнонаучного эксперимента. Граница между явлением и измерением. Проблема «теоретической нагруженности» эксперимента. Изменение места лаборатории в современном эксперименте 

17. Структура квантовой механики и система основных постулатов.

18. Проблема множественности интерпретаций квантовой механики. Формулировка проблемы "коллапса" (редукции) волновой функции и предлагаемые решения.

19. Классические "парадоксы" квантовой механики: "кота Шредингера",  Эйнштейна, Подольского, Розена (ЭПР).

20. Различение модельного и математического слоев (на примере квантовой механики и теории относительности). Вопрос о связи пространства и времени в ТО.

21. Метод "затравочной классической модели" (на примере теории относительности и квантовой механики).

22. Структура ядра раздела науки для синергетики. Основные понятия. Наддисциплинарная и натурфилософская составляющая синергетики.

23. Проблема редукционизма: сводится ли химия к физике

24. Специфика гуманитарных наук. Герменевтика и проблема «герменевтического круга».

25. Методология гуманитарных наук. Структурализм и постструктурализм

26. Философия техники. Взаимоотношение науки и техники в 20 в.

27. Философские проблемы биологии

28. «Внутренняя» и «внешняя» история по И.Лакатосу и сильная программа в социологии науки д. Блура.

29. Влияние социально-политического и культурных факторов на развитие науки на примере истории отечественного естествознания. Академия наук и университеты

30. Влияние социально-политического и культурных факторов на развитие науки на примере истории отечественного естествознания. Советская биология

31. Влияние социально-политического и культурных факторов на развитие науки на примере истории отечественного естествознания. Советская физика

 


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика