Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

5. Человек и научное познание. Социокультурные аспекты философии науки (годовой курс)

Министерство образования Российской Федерации 

Московский физико-технический институт (государственный  университет)

Кафедра  философии

     ЧЕЛОВЕК И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

  Программа курса по философии для аспирантов МФТИ

(ссылка на вопросы кандидатского экзамена по этому курсу )

 Составитель:

Скворчевский  Константин  Анатольевич

 ВВЕДЕНИЕ

 В центре внимания предлагаемого лекционного курса находится проблема формирования основных элементов метода европейской науки, а также становления особого типа главного действующего лица в процессе научного познания —  фигуры  Исследователя.

Излагаются основные подходы к методологическому и социально-философскому анализу науки. Делается попытка ответить на вопрос, – почему именно европейский (а не древнеиндийский, древнекитайский или древнеегипетский) тип научного знания оказался жизнеспособным и смог породить все многообразие современных технологий.

В лекционном курсе представлена история формирования европейского научного метода от античности до эпохи Нового Времени. Особое внимание обращается на то, какие требования предъявлял научный метод к системе деятельности самого Исследователя. Рассматривается принципиальная роль образовательных систем в истории формирования европейской науки.

Содержание философии науки излагается в тесной взаимосвязи с историей европейской философии, социологии и психологии. При этом акцент сделан на судьбу идей эволюционизма в философии науки ХХ века. Рассматриваются концепции самоорганизации в физической теории, биологии, социально-экономических областях знания. Естественно, что речь идет о теории неравновесных процессов И. Пригожина и синергетике Г. Хакена. Но не только о них...

Заключительная часть курса посвящена философскому анализу проблем становления современной информационной среды, глобальным информационным технологиям и коммуникациям, а также перспективам дальнейшего развития образовательных систем. 

Содержание курса рассчитано на 28 академических часа аудиторных занятий (четырнадцать лекций).

Весь учебный курс делится на три тематических блока:

1. История становления европейского научного метода в рамках философии классического периода (от Фалеса Милетского до Г.В.Ф. Гегеля);

2. История философии науки (от «первого позитивизма» до появления феноменологической философии науки и эмпирического конструктивизма);

3. Методологические принципы научного познания.

В процессе изучения данного курса предполагается самостоятельное знакомство слушателей с некоторыми оригинальными текстами, представляющими основные направления истории и методологии научного познания (см. Приложение № 1). Завершение учебного курса связано с выполнением самостоятельной письменной работы реферативного типа.

ЛЕКЦИЯ 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЗАРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО НАУЧНОГО МЕТОДА

1. Три фундаментальных открытия древних греков: природа, мышление, язык. Своеобразие древнегреческого понимания природы. Осознание разрыва между мышлением и деятельностью. Полагание возможности понимания природы посредством процесса мышления.

2. Первые древнегреческие философы — «физики». Проблема «архэ». Милетская школа. Фалес. Анаксимандр. Изречение Анаксимандра. Анаксимен. Пифагор и пифагорейство. Культурная традиция «золотого века». Гераклит Эфесский. «Мир Гераклита». Элеаты и Парменид. «Мир Парменида».

3. «Четвероякий корень» Эмпедокла. Анаксагор и концепция Ума.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. — М., 2000.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. — М., 1980.

3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 1. Античность. — СПб., 1995.

5. Рожанский И.Д. Античная наука. — М., 1980.

6. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху Античности: ранняя греческая наука «о природе». — М., 1979.

7. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. — М., 1988.

8. Фрагменты ранних греческих философов / Под ред. А.В. Лебедева. — М., 1989.

9. Шичалин Ю.А. Античность – Европа – История. — М., 1999.

10. Шичалин Ю.А. Статус науки в орфико-пифагорей-ских кругах // Философско-религиозные истоки науки. — М., 1997.

ЛЕКЦИЯ 2.  ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ШКОЛАХ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

1. Категория идеального у Платона. Концепция познания Платона. «Тимей» и космология Платона. 

2. Корпус сочинений Аристотеля, его структура. Логика, физика, этика. «Метафизика» Аристотеля. Концепция идеального Аристотеля. Единичное и множественное в онтологии Аристотеля. Категории формальной логики. Теория силлогизмов.

«Физика» Аристотеля. Классификация причин. Методологические принципы науки Аристотеля, их роль в формировании облика европейской науки. Астрономические взгляды Аристотеля. Различение физики земных и небесных явлений. Категория идеального в философии Аристотеля. Наука Аристотеля как изучение причин, определяющих место конкретной вещи. Специфические особенности «Физики» Аристотеля (качественный характер, отсутствие эксперимента, особый статус целевых причин, особая позиция наблюдателя).

3. Школа кинизма. Антисфен. «Лингвистическая» концепция познания. Этика киников. Пиррон и школа скептиков. «Неразличимость вещей» по Пиррону и способы взаимоотношения человека и внешнего мира.

4. Неоплатонизм. Плотин и синтез античных философских традиций. Категория Единого и «реабилитация» телесного бытия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Визгин Вик. П. Квалитативизм Аристотеля. М., 1982.

2. Гайденко П.П. Античный и новоевропейский типы рациональности: физика Аристотеля и механика Галилея // Рациональность на перепутье. Кн. 2. М., 1999. С. 29–64.

3. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 2. М., 1996.

4. Койре А. Галилей и Платон // Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 128–153.

5. Сокулер З.А. «Книга Природы написана на языке математики» // Научные традиции в истории и современности. Вып. 1. М., 1997. С. 25–55.

6. Шичалин Ю.А. Институциональный аспект проблемы рациональности: развитие образовательных и научных школ // Исторические типы рациональности. Т. 2. М., 1996.

ЛЕКЦИЯ 3 . Средневековая наука: доминиканцы и францисканцы. Проект  средневекового университета

1. Схоластическая философия IX–XII веков. Иоанн Скотт Эриугена и неоплатонизм. Формирование университетской образовательной традиции. Шартрская школа. Связь Откровения с космологией Платона.

Сен-Викторинская школа. Мистицизм и влияние неоплатонизма.

2. Социокультурная ситуация Европы XIII века и создание доминиканского и францисканского орденов. Доминиканское богословие и философия. Альберт Великий. Фома Аквинский. «Сумма теологии». Фома и Аристотель. Доказательства бытия Бога. Бог и Бытие. Критика онтологического доказательства. Богословие и философия францисканского ордена. Бонавентура и символическая концепция познания. Полемика с доминиканцами и латинскими аверроистами.

3. Британские францисканцы. Роджер Бэкон. Зарождение опытного знания. Иоанн Дунс Скотт. Принцип индивидуации вещей. У. Оккам. «Бритва Оккама». Наука францисканцев. Отказ от методологических принципов Аристотеля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.

2. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 2. Средние века. СПб., 1995.

ЛЕКЦИЯ 4 . Формирование научного метода Нового Времени.  

Ф. Бэкон и Р. Декарт. «Открытие» Декартом современного ученого

1. Основные стили философского мышления: античный, средневековый, Нового Времени. Связь стилей мышления с категориальным аппаратом философского дискурса. Идеальное – телесное, тварное – нетварное, субъект – объект. Эмпиризм и рационализм как магистральные пути движения философии Нового Времени.

2. Новое Время как социокультурный феномен. Особенности политического и религиозного развития Европы в этот период. Реформация, ее идейный фундамент. Образование национальных государств. Научные открытия в области астрономии и механики. Н. Коперник. Т. Браге. И. Кеплер.  Г. Галилей.

3. Критика научной методологии средних веков в трудах Р. Декарта и Ф. Бэкона. Структура научного метода Нового Времени: количественный характер результатов исследовательской деятельности, эксперимент, исследование действующих причин, феноменализм.

4. Обоснование Р. Декартом роли и значения познающего субъекта как независимого наблюдателя. «Правила для руководства ума» Декарта.

5. Школа британского эмпиризма. Ее связь с традицией неоплатонизма и францисканским стилем философствования. Ф. Бэкон: новые задачи науки, метод индукции, научное исследование как коллективный процесс. «Идолы», препятствующие научному познанию.

6. «Методологические правила» И. Ньютона. Значение естествознания И. Ньютона для философии Нового Времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Визгин Вик.П. Эксперимент и чудо: религиозно-теологический фактор генезиса науки Нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. 1995. № 3. С. 3–20.

2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII– XVIII вв.). М., 1987.

4. Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. СПб., 1999.

5. Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. М., 1993.

6. Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987.

7. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

8. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Л., 1974.

9. Косарева Л.М. Внутренние и внешние факторы развития науки (историографический аспект проблемы). М., 1983.

10. Косарева Л.М. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки). М., 1985.

11. Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. М., 1997.

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. Новое Время. СПб., 1996.

13. Сапрыкин Д.Л. Regnum Hominis (Имперский проект Фрэнсиса Бэкона). М., 2001.

14. Соловьев Э.Ю. Парадоксы Реформации: От независимой веры к независимой мысли // История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 2. М., 1996. С. 43–67.

ЛЕКЦИЯ  5 .  И. Кант и естествознание И. Ньютона

1. Источники философской системы Канта: И. Ньютон, Д. Юм и Г.В. Лейбниц. Протестантские корни мировоззрения И. Канта. Кант и традиция немецкого Просвещения. Структура системы Канта.

2. «Критика чистого разума». Модель идеального сознания по Канту. Формы чувственного созерцания. Структура и результаты деятельности рассудка. Роль априорных синтетических суждений в процессе образования знания. Разум и диалектика. Антиномии Канта. Этическое учение И. Канта.

3. Возвращение к античному наследию в рамках немецкой философской традиции. «Неогуманизм» и университетская реформа В. Гумбольдта. Зарождение научной лингвистики.

4. «Предметный кризис» в европейской философии. Оформление независимых от философии естественных и гуманитарных наук — математики, физики, логики, психологии, социологии. Поиск путей выхода из ситуации «предметного кризиса». Формирование отдельных методологических проектов — позитивизма, неокантианства, «философии жизни», философского прагматизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

2. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 1976.

3. Карцев В.П. Ньютон. М., 1987.

4. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. М., 1997.

5. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII века. Новосибирск, 1993.

6. Ньютон И. Лекции по оптике / Пер., коммент. и ред. акад. С.И. Вавилова. М., 1946.

7. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989.

8. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.

9. Свасьян К.А. Становление европейской науки. Ереван, 1990.

ЛЕКЦИЯ 6. Позитивизм  и зарождение      философии науки

1. «Первый позитивизм»: О. Конт, Г. Спенсер,          Дж. Милль. Исключение мировоззренческой функции философского знания. Опора на фактуальное знание. Закон «трех стадий» О. Конта. Классификация наук по Конту. Линейность и редукционизм философии науки Конта. Позитивная социология, ее связь с логико-философскими основаниями научного познания.

2. Концепция всеобщей эволюции Г. Спенсера. Признаки эволюционного процесса по Спенсеру.

3. Принцип индукции и индуктивная логика Дж. Милля. Проблема индуктивного принципа как общего принципа «единообразия природы». Эмпиризм Милля, отрицание априорных истин.

4. «Второй позитивизм». П. Дюгем. А. Пуанкаре.         Э. Мах. Осознание теоретической нагруженности фактов.

Взгляды П. Дюгема на  природу целостности и системного характера физической теории. Объяснительная и описательная части физической теории по Дюгему. Проблема холистского эксперимента. Тезис Дюгема-Куайна о невозможности экспериментально проверить отдельную выделенную гипотезу. Вклад Дюгема в развитие истории науки.

Конвенциональная теория истины А. Пуанкаре.

Научная теория как способ адаптации к новым ощущениям и принцип «экономии мысли» в философии науки        Э. Маха. Непосредственное влияние феноменализма Э. Маха на формирование методологии А. Эйнштейна.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грязнов Б.С. Проблемы науки в работах логиков-позитивистов XIX в.: Д.С. Милль, У.С. Джевонс // Позитивизм и наука: критический очерк. М., 1975.

2. Грязнов Б.С. Учение о науке и ее развитии в философии О. Конта // Позитивизм и наука: Критический очерк. М., 1975.

3. Дюгем П. Физическая теория, ее цель и строение. СПб., 1910.

4. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908.

5. Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. СПб., 1909.

6. Мах Э. Популярно-научные очерки. СПб., 1909.

7. «Первый» позитивизм // Антология мировой философии. Т. 3. М., 1971.

8. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 120–132.

9. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

10. Родоначальники позитивизма. Вып. 4. Огюст Конт. СПб., 1912.

11. Родоначальники позитивизма. Вып. 5. Огюст Конт. СПб., 1913.

  ЛЕКЦИЯ 7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ПРАГМАТИЗМА И                НЕОКАНТИАНСТВА

1. Философский прагматизм как основание национальной американской философской традиции. Ч.С. Пирс. Принцип Пирса. Роль верований в процессе научного познания. Первичность, вторичность и третичность в процессе открытия истины. Взгляды Пирса на природу знаковых систем. Космология Пирса.

2.  У. Джеймс. Роль Джеймса в развитии научной психологии. Категория «потока сознания» в философии Джеймса. Д. Дьюи. Инструменталистская концепция идеального. Идеи Дьюи в области педагогики.

4. Неокантианство. Смысл «возвращения к Канту» на фоне «предметного кризиса» в философии. Марбургская школа. Г. Коген. П. Наторп. Э. Кассирер. Связь неокантианства с современным ему естествознанием. Символическая картина мира Кассирера.

5. Баденская школа и создание теории ценностей. В. Виндельбанд. Номотетические и идеографические науки. Ценности как инструменты и основания выбора познавательных моделей. Роль ценностей в процессе экспериментальной деятельности. Критика различения содержания и деятельности сознания  Г. Риккертом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайденко П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургской школы // Кант и кантианцы. М., 1978.

2. Джеймс У. Введение в философию. М., 2000.

3. Джеймс У. О многообразии религиозного опыта. М., 1993.

4. Длугач Т.Б. Логическое обоснование научного мышления в марбургской школе неокантианства // Кант и кантианцы. М., 1978.

5. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1994.

6. Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Тт. 1,2. СПб., 2000.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 4. СПб., 1996.

ЛЕКЦИЯ  8.  ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ  ФИЛОСОФИИ. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

1. Зарождение и развитие аналитической философии. Б. Рассел и концепция «логического атомизма». Логическое обоснование математики Б. Расселом и А.Н. Уайтхедом. Значение «Principia Mathematica». Доктрина «внешних отношений Рассела. Обсуждение Расселом парадоксов математической логики. Философия «здравого смысла» и концепция       Дж.Э. Мура.

2. Л. Витгенштейн. Основные идеи «Логико-философ-ского трактата». Предложение как логический образ мира. Роль факта, помещенного в ситуацию, в процессе логического описания мира. Границы языка и границы мира.

3. Логический позитивизм. Деятельность «Венского кружка». Принцип верификации Р. Карнапа. Дальнейшее развитие идей логического позитивизма в аналитической философии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Под ред. А.Ф. Грязнова. М., 1998.

2. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.

3. Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998.

4. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов        Л. Витгенштейна. М., 1985.

5. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.

6. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель / Сост. В.П. Руднев. М., 1993.

7. Нарский И.С. Современный позитивизм. М., 1962.

8. Никифоров А.Л. От формальной логики к истории науки. М., 1983.

9. Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999.

10. Рассел Б. Мое философское развитие // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., МГУ, 1993.

11. Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.

12. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957.

13. Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.

14. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

15. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ века. Долгопрудный, 1994.

16. Франк Ф. Философия науки. М., 1960.

17. Фреге Г. Избранные работы. М., 1997.

18. Фреге Г. Логические исследования. Томск, 1997.

19. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966.

ЛЕКЦИЯ  9 .  Возникновение постпозитивистской философии науки

1. Философия языка «позднего Витгенштейна». Концепция «языковых игр». Взгляды Витгенштейна на природу математики, этики и религии.

2. Онтологическая относительность У. Куайна и критика им методологии логических позитивистов (редукционизма и различения синтетических и аналитических суждений). Развитие аналитической философии в послевоенный период. Основные темы аналитической философии: искусственный интеллект, философия сознания, биоэтика, философия политики.

3. Постпозитивистская философия науки. Т. Кун и кон-цепция «парадигм». Структура научной революции по Т. Куну. «Научное сообщество», «нормальная наука»; влияние социальных факторов на процесс роста научного знания.

4. К. Поппер и принцип фальсификации. Фаллибилизм и «перманентная революция» в науке. Концепция «третьего мира». Интернет и «третий мир» Поппера. Взгляды Поппера на природу социально-исторических процессов.

5. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. «Ядро» программы, ее защитные слои. Пример исследовательской программы – объединение электромагнитного и гравитационного взаимодействия на основе идеи геометризации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1996.

2. Куайн У. Слово и объект. М., 2001.

3. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

4. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978.

5. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

6. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975.

7. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

8. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

9. Поппер К. Открытое общество и его враги. Тт. 1,2. М., 1992.

10. Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М., 1988.

ЛЕКЦИЯ  10. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПОСТПОЗИТИВИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ  НАУКИ

1. «Гносеологический анархизм» П. Фейерабенда.

2. Тематический анализ науки Д. Холтона.

3. Концепция личностного знания М. Полани. Роль непосредственной передачи знания в процессе развития науки.

4. «Стандарты понимания» Ст. Тулмина.

5. Л. Лаудан и концепция исторической изменчивости целей научной деятельности.

6. Современный научный рационализм (Г. Башляр: идея нового рационализма; эпистемологические препятствия и эпистемологические разрывы в истории науки).

7. Эволюционная эпистемология. Эмпирический конструктивизм Б. ван Фраассена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

2. Ван Фраассен Б. Чтобы спасти явления // Современная философия науки. М., 1996.

3. Визгин В.П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М., 1996.

4. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки. М., 1996.

5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

6. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

7. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М., 2000.

8. Тулмин Ст. Выдерживает ли критику различение нормальной и революционной науки? // Философия науки. Вып. 5. М., ИФ РАН, 1999.

9. Тулмин Ст. История, практика и «третий мир» (трудности методологии Лакатоса) // Там же.

10. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.

11. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

12. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

ЛЕКЦИЯ  11 . Феноменологическая философия науки и техники

1. Возникновение философской феноменологии. Феноменология Э. Гуссерля. Влияние феноменологии на становление гуманистической (экзистенциальной) психологии (Л. Бинсвангер, М. Босс).

2. Развитие феноменологии в работах М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра.

3. Феноменологическая философия науки и техники. Понимание природы техники в работах М. Хайдеггера.

4. Перспективы дальнейшего развития феноменологической философии науки и техники. Тенденции в современной динамике информационного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М., 1978.

2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.

3. Грязнов Б.С. Логика. Рациональность. Творчество. М., 1982.

4. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999.

6. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.

7. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

8. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.

9. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. Благовещенск, 1998.

10. Розин В.М. Философия техники. М., 2001. 

11. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

12. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000.

13. Современная философия науки. Хрестоматия / Под ред. А.А. Печенкина. М., 1996.

14. Социокультурный контекст науки. М., ИФ РАН, 1998.

15. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

16. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

17. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1998.

18. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

ЛЕКЦИЯ  12. Система методологических принципов в современной философии науки

1. Принципы наблюдаемости, проверяемости, объяснения, простоты, системности, соответствия.

2. Роль принципа симметрии в современной физике. Принцип дополнительности и его статус.

3. Структура и функции научной теории. Идеализация и гипотеза. Абстрагирование и идеализация. Способы формирования идеализированного объекта. Гипотеза. Виды гипотез. Гипотетико-дедуктивный метод.

4. Эмпирические методы научного познания. Наблюдение. Измерение. Эксперимент. Понятие научного факта. Фактуализм и теоретизм. Структура научного факта. Взаимоотношение теории с фактами.

5. Виды научного объяснения. Дедуктивно-номологи-ческое объяснение. «Рациональное» объяснение. Интенциональное объяснение. Практический силлогизм.

6. Семантическая концепция понимания. Понимание как интерпретация.

Научная рациональность и истина. Рациональность как соответствие «законам разума». Рациональность как «целесообразность». Научная рациональность и цель науки.

7. Основы дифференциации наук. Онтологическое, гносеологическое и методологическое основание дифференциации наук.

8. Проблема применимости системы методологических принципов в биологических науках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальность. Избранные труды по методологии физики. М., 1994.

2. Алексеев И.С. Концепции дополнительности: Историко-методологический анализ. М., 1977.

3. Баженов Л.Б. Общенаучный статус редукционизма. М., 1986.

4. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.

5. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

6. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под ред. И.Т. Касавина. М., 1990.

7. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

8. Липкин А.И. Основания современного естествознания. М., 2001.

9. Панченко А.И. Логико-гносеологические проблемы квантовой физики. М., 1981.

10. Печенкин А.А. Обоснование научной теории: классика и современность. М., 1991.

11. Печенкин А.А. Объяснение как проблема методологии естествознания. М., 1989.

12. Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998.

13. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.

14. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

15. Юдин Б.Г., Юдин Э.Г. Наука и мир человека. М., 1978.

ЛЕКЦИЯ  13. ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА». СТАТУС И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ «СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ»  КАРТИНЫ МИРА

1. «Картина мира» как соединение конкретной методологии и способа видения мира.

2. Основные картины мира: натурфилософская, механическая, электродинамическая, квантово-релятивистская.

3. История формирования основных концепция самоорганизации в сложных системах. Идеи У. Эшби, Н. Винера, фон Ферстера.

4. Различие подходов И. Пригожина и Г. Хакена к описанию процессов самоорганизации. Теория неравновесных процессов и синергетика. Концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы.

5. Методологические проблемы «синергетической картины» мира.

6. Проблемы использования идей синергетики по отношению к  сфере анализа и прогноза социокультурных процессов. Концепции самоорганизации и современная психология.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

2. Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. Казань, 1991.

3. Овчинников Н.Ф. Особенности развития и тенденция к единству научного знания // Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974.

4. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. М., 1985.

5. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант: к решению парадокса времени. М., 1994.

6. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.

7. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления / Отв. ред. И.А. Акчурин, В.И. Аршинов. М., 1994.

8. Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М., 1991.

9. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

10. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.

ЛЕКЦИЯ  14 . КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В ФИЛОСОФИИ И НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ  ХХ  ВЕКА

1. Концепция «эмерджентного эволюционизма» С. Александера. «Время» и «низус» в системе Александера.

2. Метафизическая система А.Н. Уайтхеда.

3. Возможные пути включения концептуального содержания «метафизики процесса» в структуру современной философии синергетики и самоорганизации.

4. «Метафизика процесса» в контексте философской феноменологии и аналитической философии.                                                            

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василькова В.В. Синергетика. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.

2. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М., 1967.

3. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.

4. Скворчевский К.А. Метафизика процесса: история и современность. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2001.

5. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии М., 1990.

 

Приложение  № 1

 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

(для самостоятельной работы можно использовать любое издание выбранного текста)

 

1.         Парменид  «О природе»

2.         Платон   «Менон»

3.         Платон   «Кратил»

4.         Платон   «Теэтэт»

5.         Платон   «Парменид»

6.         Платон   «Софист»

7.         Платон   «Политик»

8.         Платон   «Тимей»

9.         Платон   «Критий»

10.     Платон   «Филеб»

11.     Платон   «Седьмое письмо»

12.     Аристотель  «Категории»

13.     Аристотель  «Об истолковании»

14.     Аристотель  «Физика»

15.     Аристотель  «О  небе»

16.     Аристотель  «Метафизика»

17.     Эпикур   «Письма»

18.     Тит Лукреций Кар  «О природе вещей»

19.     Секст Эмпирик  «Против математиков»

20.     Секст Эмпирик  «Против  ученых»

21.     Плотин   «Эннеады»

22.     Прокл  «Первоосновы  теологии»

23.     Юстин  «Диалог с Трифоном иудеем»

24.     Тертуллиан  «О  душе»

25.     Ориген   «О  началах»

26.     Василий  Великий.  «Шестоднев»

27.     Ансельм Кентерберийский.  «Прослогион»

28.     Николай Кузанский.  «Об ученом незнании»

29.     Николай  Кузанский.  «О возможности-бытии»

30.     Ф. Бэкон.  «Новый Органон»

31.     Ф. Бэкон.  «О достоинстве и приумножении наук»

32.     Р. Декарт. «Рассуждение о методе»

33.     Р. Декарт.  «Правила для руководства ума»

34.     Р. Декарт. «Размышления о первой философии»

35.     Б. Спиноза.  «Этика»

36.     Г. Лейбниц.  «Монадология»

37.     Д. Локк.  «Опыт о человеческом разумении»

38.     Д. Беркли.  «Алсифрон»

39.     Д. Юм. «Исследование о человеческом разуме»

40.     И. Кант «Критика чистого разума»

41.     И. Кант. «Критика практического разума»

42.     И.Г. Фихте.  «Наукоучение»

43.     Г. Гегель.  «Феноменология духа»

44.     Г. Гегель   «Наука  логики»

45.     Э. Гуссерль. «Философия как точная наука»

46.     Э. Гуссерль. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»

47.     М. Шелер. «Положение человека в космосе»

48.     М. Хайдеггер. «Бытие и время»

49.     М. Хайдеггер.  «О сущности истины»

50.     М. Хайдеггер.  «Введение в метафизику»

51.     М. Хайдеггер.  «Изречение Анаксимандра»

52.     М. Хайдеггер.  «О сущности истины»

53.     М. Хайдеггер.  «Письмо о гуманизме»

54.     М. Хайдеггер.  «Изречение Анаксимандра

55.     Г. Гадамер. «Истина и метод»

56.     Л. Витгенштейн. «Логико-философский трактат»

57.     Л. Витгенштейн. «Философские исследования»

58.     А. Бергсон.  «Творческая эволюция»

59.    К. Поппер.  «Логика и рост научного знания»

60.    Ф. Лиотар.  «Состояние постмодерна»

61.    М. Фуко.  «Слова и вещи»

62.   Г. Рейхенбах. «Философия пространства и времени»

63.   Р. Карнап. «Философские основания физики»

64.   Т. Кун. «Структура научных революций»

65.   И. Лакатос. «Доказательства и опровержения»

66.   И. Лакатос. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»  

67.   П. Фейерабенд. «Против метода»

68.   Э. Геттиер. «Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?»

69.   У. Куайн. «Две догмы эмпиризма»

70.   У. Куайн. «Онтологическая относительность»

71.   Р. Рорти.  «Философия и зеркало природы»

72.   Ж. Делез, Э. Гваттари.  «Что такое философия?»

 

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика