Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (семестровый курс)

Д.и.н., профессор Ю.И. Семенов

 Философия истории и современность: основные проблемы

(внимание: ссылка на вопросы кандидатского экзамена по этому курсу)

Тема 1. Проблема субъекта исторического процесса.

Проблема субъекта исторического процесса. Основные  значения  термина «общество» (1) отдельное общество (социоисторический организм), (2) система социоисторических организмов, (3) человеческое общество в целом, (4) общество вообще, (5) общество вообще определенного типа (тип общества или особенное общество). Два основных типа социоисторических организмов: демосоциальные и геосоциальные. Страны и народы. Этносы (этнические общности). Нации.

Тема 2. Исторический процесс: его понимание и истолкование.

Два основных подхода к всемирной истории: унитарно-стадиальный и плюрально-циклический (“цивилизационный”).

Возникновение и развитие унитарно-стадиальных концепций истории. Теория общественно-экономических формаций: ее достоинства и недостатки. Линейно-стадиальный вариант унитарно-стадиального подхода к истории.

Возникновение и развитие плюрально-циклических концепций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев и др.). Их господство в западной науке в первой половине XX в.

Возрождение унитарно-стадиального подхода к истории во второй половине XX в. Концепции индустриального и постиндустриального (сверхиндустриального, сервисного, информационного  и т. п.) общества.

Концепции модернизации и их крах.

Концепции зависимости (зависимого развития). Р. Пребиш о центре и периферии в современном мире. Мир-системный подход (Ф. Бродель, И. Валлерстайн).

Глобально-стадиальный подход к всемирной истории.

Тема 3.  Основные эпохи всемирной истории.

Возникновение человеческого общества.  Эпоха праобщества (1,6 – 0,4 млн. лет).

Эпоха первобытного общества (40 – 5 тыс. лет).

Эпоха Древнего Востока (конец IV – II тысячелетия до н.э.). Ближневосточная мировая система  социоисторических  организмов.

Античная  эпоха (VIII в. до н.э. – V в. н.э.). Средиземноморская античная мировая система. 

Эпоха средних веков (VI – XV вв.). Западноевропейская  феодальная мировая система. 

Эпоха нового времени (XVI в. – начало XX в.). Западноевропейская капиталистическая мировая системы. Развитие капитализм во внутрь. Развитие капитализма вширь. Возникновение всемирного исторического пространства. Преемственная связь между  мировыми системами и эпохами мировой истории. История человечества как целостный процесс поступательного развития. Роль Западной Европы в мировой истории. Два капитализма: центральный и периферийный. Россия как страна периферийного капитализма. Первая волна периферийных революций. Великая Октябрьская революция 1917 г в России.

Новейшее время (1917–1991 гг.). Какая общественная система возникла в России после Октября 1917 г.? Утверждение в России неополитаризма. Вторая волна периферийных революций. Возникновение наряду с капиталистической второй мировой системы (неополитарной) и ее последующее исчезновение.

Тема 4. Современность. Основные тенденции и перспективы развития.

Конец истории? Глобализация и глобальное классовое общество. Современный, или позднейший центральный капитализм. Бесконтрольная власть рынка как основная причина кризиса глобального капиталистического общества. Место бывших неополитарных стран вообще, России в частности, в современном мире. Центр и периферия в современной мире. Глобальная классовая борьба, ее возможный ход и результаты. Основные сценарии грядущего развития человечества.

Литература:

Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология  XXI века. – М., 2003.

Валлерстайн И.  После либерализма. – М., 2003.

Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. – М., 2003.

Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. – М., 2001.

Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? – М., 1992.

Семенов Ю.И. Россия: что с ней случилось в двадцатом веке // Российский этнограф. Вып. 20. – М., 1993.

Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Вып. 1. Проблема и категориальный аппарат. Возникновение человеческого общества. – М., 1997; Вып. 2. История первобытного общества. – М., 1999;  Вып. 3. История цивилизованного общества (XXX в. до н.э. — XX в. н.э.). –  М., 2001.

Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции. – М., 2003.

Социальная философия. Под ред. И.А. Гобозова. – М., 2003. Лекции 3, 5, 6, 7, 8,  9.

Туроу Л.К.  Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. – Новосибирск, 1999.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории.   Антология.– М., 1995.         

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика