Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

6. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. (семестровый курс).

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Спецкурс для аспирантов 1-го года обучения

(ссылка на вопросы кандидатского экзамена по этому курсу )

Доц., д.техн.н., к.ф.н. СКВОРЧЕВСКИЙ К.А.

 

Введение

В ходе бурных дискуссий о смысле и значении процесса глобализации некоторым образом  забывается существенный вопрос: к чему в итоге приведет глобализация в социокультурной сфере?

Предположим, что глобализация закончилась или почти закончилась. Вне зависимости от  отношения к ее основаниям и характеристикам самого процесса, – что появится в итоге? Или, по-другому, что останется  в мире социального бытия?

Нам представляется, что после того, как “схлынут волны” глобализационного прилива, основное социальное действие в мире продолжат две  фигуры — Врач и Учитель. Медицина и Образование “после глобализации”, на наш взгляд, с неизбежностью станут “главными действующими лицами” социокультурного театра. Не банкир, предприниматель, юрист или даже специалист в области генной инженерии, а именно Врач и Учитель.

В рамках предлагаемого курса лекций я попытаюсь обосновать данный тезис. Кроме того, обсуждение философских проблем образования имеет смысл вести только по отношению к собственному опыту участников обсуждения. Такой опыт имеется у моих слушателей – аспирантов первого года обучения Физтеха. Это опыт весьма значителен – не менее 15 лет непрерывного обучения в различного рода образовательных системах. Личный опыт слушателей должен быть понят и положен в основание процесса формирования представлений о сущности образовательной деятельности, адекватных развитию современной социокультурной ситуации.

В настоящее время  становится все более очевидным, что образовательная деятельность является не только одной из функций различных типов социальных систем. Образование выступает в качестве “матрицы” смыслов социальной действительности  и “задающего” генератора социокультурных процессов. Само понятие “образование” для автора данного курса существует в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих измерениях. Во-первых, “образование” есть процесс формирования “образа” определенной сферы культуры в сознании Ученика, наделения его необходимой системой знаний, умений и навыков. Во-вторых, “образование” — это сам процесс появления, “образования” нового, ранее не известного знания в рамках некоторой деятельности Ученика, осуществляемой под руководством Учителя. В данном случае система знаний, умений и навыков не просто передается Ученику, а формируется в его сознании в различных ситуациях целенаправленной деятельности, подвергаемой процедуре рефлексивного анализа. И, наконец, в-третьих, “образование” может быть направлено на создание системы принципиально новых связей и отношений в социокультурной среде, окружающей Ученика и Учителя. В последнем случае сама система организации социокультурной среды становится главным результатом образовательного процесса.

Такой подход к сущности образовательного процесса позволяет, на наш взгляд, подойти к решению  главной проблемы развития системы современного профессионального образования. Эта проблема заключается в необходимости создания условий для эффективного сопряжения области профессиональной деятельности специалиста и траектории его профессионализации в рамках конкретного образовательного учреждения, которое в настоящее время выполняет функции модели всей системы профессиональной деятельности Ученика.

Следует отметить, что философия образования  обретает себя на трех взаимосвязанных уровнях:

-          как основание для формирования соответствующей педагогической теории;

-          как система представлений, необходимых для формирования образовательного проекта;

-          как рефлексия над процессом реализации образовательного проекта.

В рамках предлагаемого курса лекций  представлена  взаимосвязь исторического и проблемного срезов философии образования в контексте общего социально-философского и культурологического анализа, а также указаны возможные пути развития образовательной деятельности по отношению к  современной социокультурной ситуации.

Объем лекционного курса – 24 акад. часа.

 

ОСНОВНЫЕ  ТЕМЫ  УЧЕБНОГО КУРСА

1.            Прецеденты формирования инновационных образовательных систем: Парижская Политехническая Школа; Царскосельский Лицей; Гумбольтов Университет; Массачусетский Технологический Институт; Физтех; МИФИ.

2.            Понятие образовательной системы и образовательной деятельности. Специфика проблем профессионального образования.

3.            Базовые философские традиции и образовательная деятельность.

4.   Место психологии и педагогики в системе образовательной деятельности.

5.            История развития образовательных систем в традиционных культурах: древняя Месопотамия; древняя Индия; античное общество.

6.            Образовательные системы в истории западноевропейской цивилизации: монастырские школы; средневековый Университет.

7.            Образовательная деятельность в культуре Нового Времени. Возникновение “массовой” школы и специализированного вуза.

8.            Ключевые идеи современной философии образования:  Дж. Дьюи; Ричард Рорти; И. Иллич; П. Фрейре;         В.В. Давыдов.

9.            Процесс формирования  инновационного образовательного проекта.

10. Наука  и образование: характер взаимосвязи и перспективы взаимодействия.

11.            Образовательные системы в контексте “информационного общества”. 

12.            Образовательная деятельность как “задающий” генератор социокультурных процессов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Лекция 1. Основные способы интерпретации понятия “образование”. “Образование” как формирование “образа” в сознании учащегося. “Образование” как процесс появления нового знания в сознании учащегося. “Образование” как система организации социальных связей учащегося в социокультурной среде. Три уровня осуществления “образовательной деятельности”:

-          образовательный процесс, единицей которого является процесс взаимодействия Преподавателя и Ученика;

-          образовательное учреждение, функционирующее в соответствии с утвержденными стандартами, Учебным планом и Расписанием занятий;

-          образовательный проект, включающий в себя Заказчика выпускников  образовательного учреждения и соответствующую социальную инфраструктуру.

Главная организационно-содержательная проблема образовательной деятельности – построение модели определенной сферы профессиональной (или культурной) деятельности в рамках образовательного процесса, определяемого структурой Учебного плана и классно-урочной системой организации обучения.

 

Лекция 2. Образовательная деятельность не является одной из функций социального организма (социальной системы), а представляет собой совокупность трех направлений деятельности:

-          определяющей формы и содержание социокультурных процессов;

-          фиксирующей смысловые координаты отдельных событий социальной действительности;

-          осуществляющей обратную связь между результатами и исходными целями социального проектирования.

Проблема "вмешательства" философии в образовательную деятельность. Возможные способы построения “философии образования”:

-          в целях формирования средств педагогической теории и практики;

-          для разработки содержательных оснований образовательного проекта;

-          в проведении философской рефлексии по отношению к результатам и исходным основаниям образовательного проекта;

-          появление образовательной традиции внутри отдельной философской школы.

 

Лекция 3. Процесс формирования образовательных моделей в связи с разрушением трех классических “единств” традиционного образования: “единства места”, “единства времени” и “единства действия” под влиянием интенсификации коммуникативных практик и ускорения процессов социокультурных изменений. Основная проблема взаимодействия Учителя и Ученика, проявляющаяся в трех эффектах: “убегание субъекта”, “исчезновение субъекта”, “виртуальность субъекта”, которые существенно усложняют прямую трансляцию содержания образования. Две основные традиции в истории создания инновационных образовательных систем – личностно-ориентированное образование и деятельностно-ориентированное образование, их  достоинства и недостатки.

 

Лекция  4. Некоторые прецеденты в истории создания инновационных образовательных систем. Система МФТИ и МИФИ. Принцип включения в структуру глобального социокультурного проекта как условие оптимального сопряжения процесса профессионального развития студента и процесса развития сферы профессиональной деятельности выпускника.

Система средневековых  европейских университетов. Колледж де Франс. Парижская Политехническая Школа.

Лекция 5. История развития системы профессионального образования в России. Славяно-греко-латинская Академия, ее специфика. Реформы Петра Великого в сфере образования. Московский Университет. Проблемы взаимодействия с академической научной традицией. Царскосельский Лицей. Петербургское Училище правоведения. Петербургский Политехнический институт как прообраз системы МФТИ.

Лекция 6. Две основные линии в развитии образовательной деятельности эпохи Нового Времени: эмпирическая, идущая от Ф. Бэкона и Дж. Локка к В. Ратке, Я.А. Коменскому, Р. Бойлю, Дж. Беллерсу, А.Г. Франке, и  рационалистическая, восходящая к Р. Декарту, Б. Паскалю и школе Пор-Рояля (Ф. де Фенелон, Ш. Роллен), а также системе ордена иезуитов. Основные педагогические принципы Я.А. Коменского.

 

Лекция 7.  Вклад Дж. Локка в понимание проблем, связанных с возможностью  эмпирической методологии образовательной деятельности. Вопрос о пределах педагогического воздействия на процесс формирования сознания, и показал роль развития рефлексивных способностей в  образовательном действии.

Формирование в рамках эмпирической методологии образовательной деятельности системы “личностно-ориентированного” образования, получившей свое наиболее полное выражение в деятельности педагогов эпохи Просвещения. Французский, немецкий и американский варианты образовательных моделей эпохи Просвещения. Ориентация английского Просвещения на разработку системы “деятельностно-ориентированного” образования, связанного с формированием человека-специалиста, человека-профессионала, действующего в заданных дисциплинарных рамках.

 

Лекция 8.  Достижение баланса между эмпиризмом и рационализмом в теории и практике образовательной деятельности в эпоху Романтизма. Теория и практика И.Г. Песталоцци и  И.Ф. Гербарта. Появление  предмета  “философия образования”.

Гумбольтов Университет. “Французская” и “немецкая” системы соотношения науки и образования.

 

Лекция 9. Развитие образовательной деятельности в ХХ веке  по направлениям, заданным моделями “личностно-ориентированного” и “деятельностно-ориентированного” образования. Значение философского прагматизма: линия Ч.С. Пирс – Дж. Дьюи – У. Килпатрик, “метод проектов”, школы “Дальтон-плана” и “Виннетки-плана”. Модификация “принципа Пирса”, изначально лежавшего в основаниях прагматической методологии в образовательных моделях Дьюи и Килпатрика.

 

Лекция  10.   Оппозиция линии Дж. Дьюи в философии образования ХХ века: представители “эссенциализма”        (У. Бэгли) и “социальной педагогики” (П. Наторп).  Бихевиористский подход – А. Бине и Э. Торндайк.  Возможность синтеза указанных концепций в рамках трактуемого в современном ключе “проектного образования”. Степень влияния концепций неопрагматизма Р. Рорти и постмодернизма на процесс развития образовательных систем. Использования “процессуального” подхода в проектировании образовательных систем  (педагогическая концепция А.Н. Уайтхеда).

 

Лекция 11. Процесс проектирования инновационных образовательных систем. Две основные задачи: формированием фигуры Исследователя и формированием фигуры Управленца. Использование средств как личностно-ориентированного, так и деятельностно-ориентированного образования.

Современный подход к воссозданию системы “проектного образования” в таких междисциплинарных сферах как менеджмент и маркетинг.

 

Лекция 12. Наука  и образование: характер взаимосвязи и перспективы взаимодействия.

Прецеденты Массачусетского Технологического Института и Калифорнийского Технологического Института.

Образовательные системы в контексте “информационного общества”. Базовые представления и подходы к анализу современной информационной среды. 

Образовательная деятельность как “задающий” генератор социокультурных процессов.

Концепции  И. Иллича; П. Фрейре; В.В. Давыдова.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   

1.   История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учебное пособие / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. – М., ТЦ Сфера, 2001.

2.   Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация “Логос”, 2000.

3.   От глиняной таблички – к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья. Учебное пособие / Под ред. Т.Н. Матулис. – М.: Изд-во РУДН, 1998.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика