Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Экзаменационные вопросы к кандидатскому экзамену по курсу Визгина В.П.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

для сдачи кандидатского минимума

1. Что такое теоретическая физика. Две основные задачи теорфизики. Эксперимент и математика. А. Эйнштейн и Л.И. Мандельштам о функциях и структуре физической теории.

2. Структура физической теории. Классическая и неклассическая физика.  Нетерово строение классической части (теорема Нетер). Гейзенберговы системы. Куб теорий А.Л. Зельманова и принцип соответствия.

3. Методологические подходы к изучению развития теорфизики. Модели Т. Куна и И. Лакатоса. Научная революция как смена глобальных исследовательских программ. Роль системы методологических принципов физики.

4. Парижская политехническая школа – институциональная основа “французского взлета” физико-математических наук. Программа Лапласа – Бертолле. Влияние Великой Французской революции.

5. Феномен “Французской революции” в физике. Математическое рождение классической физики. Электродинамика Ампера и волновая оптика Френеля.

6. Физическая теория как теория дифференциальных уравнений. Теория теплопроводности Фурье.

7. Математическое рождение классической физики: случаи С. Карно и Пуассона. Почему дифференциальные уравнения - основная математическая структура классической физики.

8. Генезис максвелловской теории электромагнитного поля. О понятии электротонического состояния и его возможной связи с романтизмом. Истоки калибровочной концепции поля.

9. Аналитическая механика как форма теоретической (или математической) физики. Двуликость аналитической механики. Многообразие эквивалентных формализмов. “Непостижимая эффективность” аналитической механики в математике и физике. Критерии Лакатоса и Фейнмана.

10. Формирование национальной научной      культуры (на материале физики в России в последней трети XIX в.): от академической к университетской науке; роль реформ; трансляция западноевропейского опыта; от преподавания к исследованию. Структура на-учного сообщества. Уровень достижений и особенности российской теорфизики.

11. Специальная теория относительности (СТО). Кто создал СТО. Что такое релятивистская программа. Четырехмерная теоретико-инвариантная формулировка СТО: Пуанкаре и Минковский.

12. СТО и рождение теоретико-инвариантного подхода (физическая теория как теория инвариантов группы симметрии). СТО с точки зрения “Эрлангенской программы” Ф. Клейна.

13. Проблема “непостижимой эффективности математики в естественных науках” (Вигнер) на примере “эрлангенской” формулировки СТО (физические истоки “Эрлангенской программы” и модель Гильберта связи математики с физикой). “Эрлангенский” подход к истории физики.

14. Научная революция в физике первой трети ХХ в. “Пространственно-временная” структура этой революции. Научная революция как смена глобальных исследовательских программ (научная революция по Куну и по Лакатосу). Роль методологических принципов физики.

15. Общая теория относительности (ОТО) как релятивистская теория гравитационного поля. Основные особенности этой теории (геометризация физического взаимодействия, общая ковариантность, нелинейность и т.д.). Основные этапы ее формирования.

16. Эмпирические и внутритеоретические трудности классической теории тяготения, их методологический анализ. Электромагнитные и спецрелятивистские теории тяготения, их неудовлетворительность.

17. Эйнштейновский принцип эквивалентности как исходная “клеточка” для построения ОТО. Трудности на пути его распространения на произвольные гравитационные поля.

18. От скалярных теорий гравитации к тензорно-геометрической теории Эйнштейна-Гроссмана. Методологический анализ “тензорно-геометрического прорыва”. Эйнштейн в системе научных коммуникаций.

19. На пути к общековариантным уравнениям гравитационного поля. Методологические принципы физики как средство построения теории. Соревнование между Эйнштейном и Гильбертом.

20. Единые теории поля. Попытки электромагнитно-полевого синтеза физики. Гильбертовский подход к “полевому идеалу единства” физики.

21. Геометрическая полевая программа синтеза физики. Теория Вейля. Пятимерие Калуцы. 1921г. – возникновение программы.

22. Эйнштейн – лидер программы полевой геометризации физики. Ее конкуренция с квантовой программой. Роль геометро-полевой программы в генезисе калибровочной концепции.

23. Восприятие теории относительности в России и СССР. Роль математических традиций. Философско-релятивистские дискуссии в СССР в 20–50-ые гг. О российском вкладе в теорию относительности.

24. Отражение научной революции в физике в художественной литературе (на примере романов Р. Музиля и Ч.П. Сноу). Проблема “научно-художественного резонанса”: общие черты геометро-полевой программы и художественной культуры 10-х – 20-х гг. ХХ в.

25. Наука и власть в тоталитарном государстве (на материале советской физики 30-х гг.). Основные научные центры и научные школы. Теоретическая физика в СССР. Адаптация физиков к идеологическому давлению.

26. Наука и власть в тоталитарном государстве (на примере советской физики 30-х гг.). Физика как “база социалистической техники”. Мартовская сессия АН СССР 1936г.

27. История советского атомного проекта. Основные этапы его реализации. “Научный задел” – советская ядерная физика 30-х гг. Принятие решения и первая советская программа: роль разведки.

28. История советского атомного проекта как реализация комплексной научно-технической программы государственного значения. Два основных направления: плутониевое и урановое. От атомного к водородному оружию. Нравственные аспекты. Роль теоретиков.

29. О том, как атомная бомба спасла физиков от "философского погрома" (1949г.). Философские сюжеты в истории советского атомного проекта.

           Л и т е р а т у р а

Вопросы 1-3 – см. /1; 5; 7; 10; т. 4; 14, 15, 17-20/.

Вопросы 4-7 – см. /1-3, 6, 21/.

Вопросы 8 – см. /1, 2; 13, гл. 6/.

Вопросы 9 – см. /22, 7, 17, 23/.

Вопросы 10 – см. /23/.

Вопросы 11-13 – см. /11, 4, 5, 19, 20/.

Вопросы 14 – см. /18, 16, 17, 15 - раздел, написанный лектором/.

Вопросы 15-19 – см. /12, 4, 7-10/.

Вопросы 20-22 – см. /13, 4, 7-10, 17/.

Вопрос 23 – см. /24/.

Вопросы 25-26 – см. /25/.

Вопросы 27-28 – см. /26/.

Вопрос 29 – см. /24/.

   Несколько книг по истории физико-математических наук в XIX–XX вв.

1. Дорфман Я.Г.  Всемирная история физики с начала XIX в. до середины ХХ в. М., 1979.

2. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. Т. 1. М., 1989.

3. Погребысский И.Б. От Лагранжа к Эйнштейну: классическая механика в XIX в. М., 1966.

4. Пайс А. Научная деятельность и жизнь А. Эйнштейна. М., 1989.

5. Мандельштам Л.И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. М., 1972.

               Немножко  классики

6. Жизнь науки. Антология вступлений к классике естествознания. М., 1973.

7. Вариационные принципы механики.  М., 1959 (важные работы Лагранжа, Гамильтона, Гельмгольца, Гильберта, Э. Нетер и др.).

8. Принцип относительности. Л., 1935 (работы классиков релятивизма – Эйнштейна, Лоренца, Пуанкаре, Минковского).

9. А. Эйнштейн и теория гравитации. М., 1979 (классические работы или фрагменты работ Лобачевского, Римана, Маха, Клиффорда, Эйнштейна, Вейля, Калуцы, Шварцшильда, де Ситтера, Фридмана, Фока, Бронштейна, Петрова, Хокинга и др.).

10. А. Эйнштейн. Собрание научных трудов в 4-х томах. М., 1965–1867 (т. 1 – классические работы по СТО и ОТО, т. 4 – философско-методологические работы).

  Некоторые работы лектора, тематические близкие к курсу

11. Эрлангенская программа и физика. М., 1975.

12. Релятивистская теория тяготения, истоки и формирование. М., 1981.

13. Единые теории поля в I-й трети ХХ в. М., 1985.

     Несколько книг, полезных для понимания курса

14. Методологические принципы физики. М., 1975.

15. Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.

16. Структура и развитие науки. М., 1978 (особенно раздел II).

17. Манин Ю.И. Математика и физика. М., 1979.

                  Дополнение

18. Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975.

19. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. М., Наука, 1992.

20. Вигнер Э. Этюды  о симметрии. М., Мир, 1971.

21. Пуанкаре А. О науке. М., Мир, 1971.

22. Визгин В.П. Между механикой и математикой: аналитическая механика как фактор развития математики в XIX в. // Исследования по истории физики и механики, 1986, с. 49-62.

23. История естествознания в России, т. 2 (гл. 4). М., изд. АН СССР, 1960.

24. Визгин В.П., Горелик Г.Е. Восприятие теории относительности в России и СССР // Эйнштейн. Сборник 1984-85. М., Наука, 1988, с. 7-70.

25. Визгин В.П. Мартовская (1936 г.) сессии АН СССР: советская физика в фокусе // Вопросы истории естествознания и техники (ВИЕТ), 1990, в. 1, с. 63-84; 1991, в. 3, с.  36-55.

26. ВИЕТ, 1992, в. 3, с. 97-134; 1994, в. 2; 1994, в. 4; Харитон Ю.Б., Смирнов Ю.Н. Мифы и реальность советского атомного проекта. ВНИИЭФ. Арзамас-16, 1994.

27. Сонин А.С. "Физический идеализм": история одной идеологической кампании. М., Наука, 1994.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика