Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ (годовой курс)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

для сдачи кандидатского минимума

по курсу

Проф. Баженова Л.Б.

1. Наука как социокультурное явление в европейской философской мысли ХХ века. Сциентизм и антисциентизм. Экстернализм, интернализм и экстернализм в понимании науки. Обладает ли наука особым эпистемологическим статусом? Анализ «социологии знания» и родственных ей концепций.

2. Эмпирический уровень научного познания и его функции. Понятие «факт» как основное в понимании эмпирического уровня  и трудности его интерпретации. Концепция теоретической нагруженности факта и ее анализ. Основные методы эмпирического уровня: пассивное наблюдение и активный эксперимент. Многообразие типов эксперимента.

3. Понятие «теория» и его многозначность. Сложность структуры теории. Основные структурные компоненты теории и проблемы, связанные с гносеологическим и методологическим содержанием структурных компонентов теории.

4.  Инструменталистская («рамсей-элиминация») и реалистская трактовки научной теории. Проблема объективности  научного знания. Три лика (вида, типа) объективности. Концепция языка К. Поппера и ее значение для выделения третьего вида объективности.

5.  Гипотетико-дедуктивная модель научного знания, ее достижения, ограниченность и дальнейшее развитие. Современное состояние проблемы. Связь проблемы соотношения описания и объяснения с проблемой соотношения закона и причины. Полемика по этим вопросам в истории науки и философии. Анализ «иерархической модели объяснения».

6. Основные функции научной теории: объяснение и предсказание. Основные проблемы, возникающие в связи  с их взаимоотношением.

7. Принципы проверяемости (верифицируемости), фальсифицируемости и наблюдаемости. Оппозиция фальсификационизма и джастификационизма.

8. Принцип простоты и его различные исторические трактовки. Анализ тезиса Дюгема-Куайна. Понятие ad hoc – гипотез (допущений) и связь принципа простоты с принципом подтверждаемости.

9. Принцип системности (согласованности) и его своеобразие в системе методологических принципов. Требование внутренней и внешней согласованности теории и согласованности между теориями. Принцип соответствия как важнейшее выражение принципа системности. «Каноническая» формулировка принципа соответствия  И.В. Кузнецовым. Полемика вокруг принципа соответствия.

10. Неопозитивистская концепция научного знания. Инструменталистская трактовка теоретического уровня. Антиисторизм и кумулятивизм неопозитивистской  концепции. Достижения и недостатки неопозитивистской концепции науки.

11. Концепция науки К. Поппера. Фаллибилизм и фальсификационизм К. Поппера. Поппер о проблеме «демаркации» и эвристической роли метафизики. Концепция третьего мира.

12. Концепция научных революций Куна. Понятие «парадигма» и «научное сообщество». Взаимоотношение теорий, создаваемых  в рамках разных парадигм (нормальная наука и экстраординарная наука). Тезис  о несоизмеримости научных  теорий. Вопрос о пригодности куновской модели для анализа научного знания.

13. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Исходная модель концепции Лакатоса и структура исследовательской программы. Характер функционирования программы в научном познании. Возможности вырождения и возрождения исследовательских программ.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика