Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Первый вопрос к кандидатскому экзамену

Основные вопросы

к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

для аспирантов первого года обучения МФТИ

на 2015/2016 учебный год

(Список основных вопросов составлен в соответствии с программами кандидатских экзаменов «История и философия науки («Философия науки»), утвержденными Министерством образования Российской Федерации № 697 от 17.02.2004).

 

1. Место философии науки в системе философского знания. Проблема соотношения науки, философии и религии.

2. Обыденное (житейское) и научное познание. Специфика научного познания. Наука как форма познания и как социальный институт.

3. Рождение логики, математики и теории в эпоху античности. Научная революция XVII в. 

4. Возникновение современного естествознания. Формирование идеалов математизированного и опытного знания (Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон).

5. Концепция научного знания И. Канта. Феномены и ноумены. Априорные формы чувственности и категории рассудка. Рассудок и разум.

6. Д. Юм как предтеча позитивизма. Понимание научного знания в концепциях «первого» позитивизма. (О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер). Критика метафизики.

7. Революция в естествознании конца XIX — первой трети XX вв. и ее последствия. Изменение во взглядах на мир и познание.

8. Концепции научного знания «второго» позитивизма ((Э. Мах, А. Пуанкаре, П. Дюгем).

9. Логический позитивизм. Эмпирический базис. Проблема демаркации научного знания. Верификационизм.

10. К. Поппер и его философия науки. Фальсификационизм. Концепция «трех миров».

11. Концепция научных революций Т. Куна. 

12. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

13. Концепция научного знания И. Лакатоса. 

14. Эмпиризм и рационализм в истории философии и науки.

15. Эмпирическое познание. Споры вокруг понятия факта. Методы получения фактов в естествознании: наблюдение, эксперимент, измерение. Эмпирические зависимости.

16. Теоретическое познание. Проблема. Идея. Гипотеза и теория.

17. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания. Проблема «теоретической нагруженности» фактов.

18. Методологические принципы научного познания. Всеобщие, общенаучные и частные методы познания.

19. Понятия истины. Классическое определение истины. Понятие объективной истины. Иные, кроме классической, концепции истины: авторитарная, общезначимости, соглашения (конвенционализм), очевидности, простоты (экономии мышления),  непротиворечивости (когерентности), полезности.

20. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Функции науки в культуре.

21. Детерминизм и причинность (каузальность). Абсолютный (лапласовский) детерминизм, его господство в науке в XVII–XIX вв. и крах в XX в. Концепция вероятностной причинности.

22. Философские проблемы квантовой механики.

23. Проблема редукции в науке и философии науки. Редукционизм.

24. Время и пространство. Субстанциальные и реляционные концепции времени и пространства. Философские проблемы теории относительности.


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика