Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Список вопросов для зачета по философии для студентов посещающих курс Ю.И. Семенова

проф. Семенов Ю.И.

Вопросы к зачету по философии для студентов IV курса ФОПФ


(2015-2016 учебный год)


  1. Истина как цель научного исследования. Истина и заблуждение.

  2. Истина как объект философского исследования

  3. Философия как теория познания и самый общий метод исследования.

  4. Понятия объекта и субъекта, объективного и субъективного

  5. Ступени человеческого познания.

  6. Чувственное познании. Его основные формы.

  7. Мышление как деятельность человека. Проблема правильного образа (метода) познания. Философия как метод мышления и наука о мышлении — логика.

  8. Два вида мышления: рассудочное и разумное и две логики: формальная и содержательная (философская)

  9. Классическое определение истины.

  10. Проблема определения понятий «мир» и «сознание».

  11. Основной вопрос философии.

  12. Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия.

  13. Материализм как онтология и как гносеология. Понятие материи.

  14. В чем заключается вторичность сознания по отношении к материи.

  15. Формы материализма. Натурматериализм и панматериализм.

  16. Субъективный идеализм. Солипсизм. Трудности субъективного идеализма.

  17. Объективный идеализм. Суть и основные компоненты.

  18. Социоконструктивный идеализм

  19. Монизм. Два его вида: материалистический и идеалистический.

  20. Понятие субстанции и акциденции .

  21. Дуализм и плюрализм

  22. Агностицизм (феноменализм)

  23. Позитивизм: первый, второй и третий, Постпозитивизм. Аналитическая философия

  24. Основные эпохи истории человечества.

  25. Возникновение классового общества. Эпоха Древнего Востока. Общественный строй Древнего Востока. Появление письменности и преднауки.

  26. Античное общество и античная эпоха. Возникновение в античном мире теоретического мышления, философии и науки

  27. Милетская школа. Проблема, которую она стремилась решить.

  28. Гераклит Эфесский.

  29. Пифагор и пифагорейская школа.

  30. Элейская школа. Основные ее представители. Учение Парменида о бытии. Вклад элеатов в развитии философской мысли.

  31. Эмпедокл и Анаксагор.

  32. Древнегреческий атомизм. Возникновение абсолютного детерминизма.

  33. Софисты. Протагор и Горгий.

  34. Сократ.

  35. Платон.

  36. Аристотель

  37. Учение Аристотеля о бытии

  38. Учение Аристотеля о материи и форме

  39. Теория познания Аристотеля

  40. Учение Аристотеля об обществе

  41. Философии в позднеклассическую и эллинистическую эпохи.

  42. Философия в эпоху Римской державы

  43. Гибель античного мира. Философская мысль на заре средних веков. Северин Боэций, Аврелий Кассиодор. «Семь свободных искусств».

  44. Каролингское Возрождение. Иоанн Скот Эриугена.

  45. Становление феодализма.

  46. Возникновение городов и городской культуры в Западной Европе. Монастырские, епископальные и городские школы..

  47. Ранняя схоластика: Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, Иоахим Флорский

  48. Арабы и арабские завоевания. Возникновение ислама и исламского богословия. Возрождение античной науки и возникновение интереса к античной философии в исламском мире. Арабская философия (арабский аристотелизм)

  49. Философия на Востоке исламского мира. Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина, Аль-Газали

  50. Философия на Западе исламского мира. Ибн Рушд.

  51. Арабы и развитие научной и философской мысли Западной Европы. Возникновение университетов в Западной Европе.

  52. Аристотель и средневековая схоластика. «Золотой век схоластики»

  53. Бонавентура и Альберт Великий

  54. Фома Аквинский

  55. Сигер Брабантский и Роджер Бэкон.

  56. Иоанн Дунс Скот и Уильям Оккам.

  57. Эпоха Возрождения. Ее значение в истории человечества.

  58. Важнейшие деятели Возрождения в Италии, Голландии, Англии, Германии и Франции

  59. Наука в эпоху Возрождения: Леонардо да Винчи, Николай Коперник. Философия Джордано Бруно.


Философские термины,

которые нужно знать и уметь четко определить

агностицизм, акциденция, атеизм, восприятия, гносеология, деизм, детерминизм, диалектика, дуализм, заблуждение, идеализм, объективный, субъективный, социоконструктивный, идеальное, истина, логика, материальное, материализм, метод познания, метод мышления, мышление, натурфилософия, неотомизм, номинализм, общее, объект, объективное, онтология, отдельное (единичное), ощущения, пантеизм, позитивизм, понятие, представления, разум, рассудок, реализм, сенсуализм, социальная философия, ступени познания, субстанция, схоластика, томизм, фатализм, феноменализм, чувственное познание, эпистемология.

Литература

  1. История философии в кратком изложении. М., 1991. 592 с.
  2. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана и И.Я. Щипанова. М., 1971. 790 с.
  3. Рассел Б. История западной философии. Т.1. М., 1993. 509 с.; Т. 2. М., 1993. 445 с.  (или любое другое издание).
  4. Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии и, ее основные понятия и место в системе человеческого  знания. М., 2013;  2015.  222 с.


 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика