Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Вопросы к кандидатскому экзамену по лекциям проф. Визгина В.П.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

кандидатского экзамена ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ

2015–2016 учебный год


Экзаменационные вопросы по курсу лекций В.П.Визгина


  1. Теоретическая физика в системе физического знания. Эйнштейновская модель построения физической теории. Нетерова структура физических теорий. «Куб теорий».

  2. Классическая и неклассическая физика. Научные революции и их типология. Философско-научные модели развития физики (Кун, Лакатос и др.). Методологические принципы физики.

  3. «Французская революция» в физике и Великая французская революция. Парижская политехническая школа. Программа Лапласа.

  4. «Французская революция» в физике. Математико-аналитическое рождение классической физики (Ампер, Френель, Фурье, С.Карно).

  5. Аналитическая механика. Вариационные принципы механики и физики. Проблема эквивалентных формализмов. Критерии Лакатоса и Фейнмана.

  6. Завершение классической физики (Клаузиус, Максвелл, Больцман). Квантово-релятивистская революция.

  7. Специальная теория относительности и ее создатели: Лоренц, Пуанкаре, Эйнштейн, Планк, Минковский.

  8. Специальная теория относительности и рождение теоретико-инвариантного подхода. Эрлангенская программа Ф. Клейна и физика.

  9. Общая теория относительности. Трудности классической теории тяготения. Электромагнитные и спецрелятивистские теории. Принцип эквивалентности. Релятивистская программа и ее расширение.

  10. Общая теория относительности: генезис тензорно-геометрической теории гравитации (Эйнштейн и Гроссман).

  11. Общая теория относительности: уравнения Эйнштейна-Гильберта. Последующее развитие теории (вплоть до черных дыр, инфляционной космологии и темной энергии).

  12. Геометрическая полевая программа и проекты единых теорий поля Вейля, Эддингтона, Эйнштейна и др. Сравнение с квантовой программой. Эвристическое значение геометрической полевой программы.

  13. Формирование физики (как научной дисциплины) в России в последней трети XIX в. Роль университетских реформ. Уровень научных достижений (Столетов, Менделеев, Умов, Лебедев и др.)

  14. Восприятие квантов и релятивизма в России и СССР. Отечественный вклад в релятивистскую и квантовую физику.

  15. Отечественная физика и власть в 1920-1940-е гг. Физика между идеологией и техницизмом. Уровень достижений. Научные школы.

  16. Советский атомный проект – государственная программа по созданию ядерного оружия. Ядерно-академический союз.

  17. Советский атомный проект: ядерный этос, ядерный щит, ядерный культ. Мирный атом.

  18. Золотые годы советской физики (1950-1960-е). Институты, научные школы, уровень достижений.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика