Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Зачет по истории и философии науки для аспирантов посещающих семинары проф. Семенова Ю.И.

Вопросы к зачету для аспирантов группы проф. Ю.И. Семенова

(2015-2016 учебный год)


  1. Проблема предмета философии.

  2. Занимается ли философия исследованием? Если да, то, каков ее способ исследования?

  3. Наука и философия: сходство и различие

  4. Размышление как способ познания мира.

  5. Философия, парафилософия и лжефилософия.

  6. Истина как цель научного исследования. Истина и заблуждение.

  7. Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.

  8. Понятия субъекта и объекта. Понятия объективного и субъективного.

  9. Классическое определение истины.

  10. Проблема определения понятий «мир» и «сознание».

  11. Основной вопрос философии и основные ответы на него.

  12. Философия как предельно общий взгляд на мир. Онтология. Натурфилософия. Социальная философия (философия истории)

  13. Материализм как онтология и гносеология. Понятие материи.

  14. В чем заключается вторичность сознания по отношении к материи. Отличие материального и идеального.

  15. Основные формы материализма. Главное отличие марксистcкого материализма от домарксистского и современного немарксистского.

  16. Субъективный идеализм. Солипсизм. Трудности субъективного идеализма.

  17. Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные компоненты. Главное различие между объективным идеализмом Платона и Гегеля.

  18. Социоконструктивный идеализм

  19. Проблема единства и единственности мира.

  20. Понятия субстанции и акциденции

  21. Монизм материалистический и монизм идеалистический

  22. Дуализм и плюрализм. Р. Декарт и Г. Лейбниц.

  23. Скептицизм, агностицизм, или феноменализм. Философия Д. Юма.

  24. «Первый» позитивизм

  25. «Второй» позитивизм.

  26. Аналитическая философия. Неопозитивизм постпозитивизм.

  27. Идеализм и религия..

  28. Материализм и атеизм.

  29. Теизм, деизм, пантеизм, гилозоизм, панпсихизм.

  30. Знание житейское, обыденное и знание концепционное.

  31. Проблема источника концепционного знания. Авторитет, разум, опыт.

  32. Эмпиризм Понятия апостериорного и априорного знания. Дж. Локк.

  33. Ступени человеческого познания

  34. Чувственное познание и его формы.

  35. Сенсуализм и его основные виды.

  36. Проблема природы ощущений и восприятий.

  37. Решение проблемы природы ощущений и восприятий естествознанием и материалистической философией.

  38. Решение проблемы природы ощущений и восприятий субъективным идеализмом.

  39. Кантианское решение проблемы природы ощущений и восприятий. И. Кант о ноуменах (вещах в себе) и феноменах (вещах для нас).

  40. Гносеологические корни идеализма.

  41. Юмистский (феноменалистский) ответ на вопрос о природе ощущений и восприятий. Доводы, приводимые в пользу его

  42. Как философы открыли, что мир существует в сознании человека: Элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант.

  43. Наивный реализм.

  44. Понятия “вещи в себе” и “вещи для нас» как важнейшие категории теории познания

  45. Выявление природы знания

  46. Основные ответы на вопрос о существовании мира вне сознания

  47. Два противоположных решения вопроса об отношении вещей в себе и вещей для нас: кантианское и материалистические

  48. Материалистическое решение вопроса об отношении между миром в себе и миром для нас

  49. Проблема природы процесса познания . Познание как процесс превращения вещей в себе в вещи для

  50. Феноменализм. Можно ли его опровергнуть? Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне его?

  51. «Теория символов» Г. Гельмгольца.

  52. «Иероглифический» материализм

  53. Знаки и знаковые системы. Семиотика.

  54. Два аспекта природы идеального: гносеологический и онтологический. Психофизиологическая проблема

  55. Психофизическая проблема в домарксистской философской мысли

  56. Психофизическая проблема в современной немарксистской философской мысли. «Научный» материализм.

  57. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В чем прав и в чем не прав И.П. Павлов

  58. Два вида идеального: биоидеальное и социоидеальное

  59. Основные понятия теории информации.

  60. Природа информации.

  61. Два вида объективного бытия, самобытие и въинобытие.

  62. Чувственное познание в свете теории информации.

  63. Природа биоидеального

  64. Проблема пространства и времени. Кантианское и материалистическое его решения.

  65. Основные концепции времени и пространства в философии и естествознании

  66. Понятие метафизики.. Эссенциализм.

  67. Открытие умозрения и умозримого: (милетцы, элеаты, Демокрит).

  68. Проблема отношения явлений и сущности.

  69. Виды эссенциализма.

  70. Человек как единство духа и тела. Сократ о соотношении духа (души) и тела.

  71. Понятие духа. Дух как единство познания и воли.

  72. Р. Декарт о соотношении духа (души) и тела. Рефлексы и волевые действия..

  73. Чувственное познание как реакции организма (тела)

  74. Мышление как волевая деятельность человека.

  75. Проблема правильного и неправильного образов действия.

  76. Проблема правильного образа (метода) познания.

  77. Философия как метод мышления и наука о мышлении (логика)

  78. Два вида мышления: рассудочное и разумное. Две науки о мышлении: формальная логика и логика философская (содержательная).

  79. Формальная логика — наука о мышлении как субъективной деятельности человека

  80. Основные формы рассудочного мышления.

  81. Понятие. Содержание и объем понятия. Логический класс. Вид и род.

  82. Суждение.

  83. Умозаключение. Силлогизм.

  84. Дедукция и индукция..

  85. Основные законы формальной логики

  86. Что дает и чего не может дать формальная логика?

  87. Современная (символическая) формальная логика

  88. Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса.

  89. Реально-конкретные процессы и частные логические процессы.

  90. Частные логические процессы и вселогический (панлогический) процесс

  91. Основные части философии Г. Гегеля. Сущность абсолютной идеи Г. Гегеля

  92. Понятие диалектики. Основные значения слова.

  93. Категории и законы диалектики.

  94. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.

  95. Материалистическая диалектика К. Маркса

  96. Наиболее общие понятия (категории). История создания систем категорий (Пифагор, Платон, Аристотель, И. Кант, И. Фихте).

  97. Философия — наука о мышлении как объективном процессе и самый общий метод мышления.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика