Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Вопросы к зачету для аспирантов посещающих семинары Семенова Ю.И.

Вопросы к зачету для аспирантов  группы проф. Ю.И. Семенова
(2012-2013 учебный год)

1 Проблема предмета философии.
2 Занимается  ли философия исследованием? Если да, то,  каков ее  способ исследования?
3 Наука и философия: сходство и различие.
4 Размышление как способ познания мира.
5 Наука и  квазинаука.
6 Философия, квазифилософия и лжефилософия.
7 Истина как цель научного исследования. Истина и заблуждение.
8 Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.
9 Философия как наука о мышлении (логика) и метод мышления.
10 Понятия субъекта и объекта. Понятия объективного и субъективного.
11 Классическое определение истины.
12 Проблема определения понятий  «мир» и «сознание».
13 Основной вопрос философии и основные ответы на него.
14 Философия  как предельно общий взгляд на мир. Онтология. Натурфилософия. Социальная философия (философия истории).
15 Материализм как онтология и гносеология. Понятие материи.
16 В чем заключается вторичность сознания по отношении к материи. Отличие материального и идеального.
17 Основные формы материализма. Главное отличие марксистского материализма от домарксистского и современного немарксистского.
18 Субъективный идеализм. Солипсизм. Трудности субъективного идеализма.
19 Объективный идеализм. Его  онтология и гносеология. Основные компоненты.  Главное различие между объективным идеализмом Платона и Гегеля.
20 Социоконструктивный идеализм.
21 Проблема единства и единственности мира.
22 Понятия субстанции и акциденции.
23 Монизм материалистический и монизм идеалистический.
24 Дуализм и плюрализм. Р. Декарт и  Г. Лейбниц.
25 Скептицизм, агностицизм, или феноменализм. Философия Д. Юма.
26 «Первый» позитивизм.
27 «Второй» позитивизм.
28 Аналитическая философия. Неопозитивизм.
29 Постпозитивизм.
30 Идеализм и религия..
31 Материализм и атеизм.
32 Теизм, деизм, пантеизм, гилозоизм, панпсихизм.
33 Знание житейское, обыденное и знание концепционное.
34 Проблема источника концепционного знания. Авторитет, разум, опыт.
35 Эмпиризм  Понятия апостериорного и априорного знания. Дж. Локк.
36 Ступени человеческого познания.
37 Чувственное познание и его формы.
38 Сенсуализм и его основные виды.
39 Проблема  природы ощущений и восприятий.
40 Решение проблемы  природы ощущений и восприятий естествознанием и материалистической философией.
41 Решение проблемы  природы ощущений и восприятий  субъективным идеализмом.
42 Кантианское решение проблемы  природы ощущений и восприятий. И. Кант о ноуменах (вещах в себе) и феноменах (вещах для нас).
43 Гносеологические корни идеализма.
44 Юмистский (феноменалистский)  ответ на вопрос о природе ощущений и восприятий.  Доводы, приводимые в пользу его
45 Как философы открыли, что  мир существует в сознании человека:  Элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант.
46 Наивный реализм.
47  Понятия “вещи в себе” и “вещи для нас» как важнейшие категории теории познания.
48  Выявление природы знания.
49  Основные  ответы на вопрос о существовании мира вне сознания.
50  Два противоположных решения вопроса об отношении вещей в себе и вещей для нас: кантианское и материалистическое.
51 Материалистическое решение вопроса об отношении между миром в себе и миром для нас
52 Проблема природы процесса познания. Познание как процесс превращения вещей в себе в вещи для нас.
53 Феноменализм. Можно ли его опровергнуть? Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне его?
54  «Теория символов» Г. Гельмгольца.
55 «Иероглифический» материализм.
56 Знаки и знаковые системы. Семиотика.
57 Два аспекта природы идеального: гносеологический и онтологический.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Психофизиологическая проблема.
58 Психофизическая проблема в  домарксистской  философской мысли.
59 Психофизическая проблема в современной немарксистской философской мысли. «Научный» материализм.
60 Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В чем прав и в чем не прав  И.П. Павлов.
61 Два вида идеального: биоидеальное и социоидеальное.
62 Основные понятия теории информации.
63 Природа информации.
64 Два вида объективного бытия, самобытие и въинобытие.
65 Чувственное познание в свете теории информации.
66 Природа биоидеального.
67 Проблема пространства и времени. Кантианское и материалистическое его решения.
68 Основные концепции времени и пространства в философии и  естествознании.
69 Понятие метафизики. Эссенциализм.
70 Открытие умозрения и умозримого: (милетцы, элеаты, Демокрит).
71 Проблема отношения явлений и сущности.
72  Виды эссенциализма.
73 Человек как единство духа и тела. Сократ о соотношении духа (души) и тела.
74 Понятие духа. Дух как единство познания и воли.
75 Р. Декарт о соотношении духа (души) и тела. Рефлексы и волевые действия.
76 Чувственное познание как реакции  организма (тела).
77 Мышление как волевая деятельность человека.
78 Проблема правильного и неправильного образов действия.
79 Проблема правильного образа (метода) познания.
80 Философия как метод мышления и наука о мышлении (логика).
81 Два вида мышления: рассудочное и разумное. Две науки о мышлении: формальная логика и логика философская (содержательная).
82 Формальная логика — наука о мышлении как субъективной деятельности человека.
83 Основные  формы  рассудочного  мышления.
84 Понятие. Содержание и объем понятия.  Логический класс. Вид и род.
85 Суждение.
86 Умозаключение. Силлогизм.
87 Дедукция и индукция.
88 Основные законы формальной логики.
89 Что дает и чего не может дать формальная логика?
90 Современная (символическая) формальная логика.
91 Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса.
92 Реально-конкретные  процессы и  частные  логические процессы.
93 Частные логические процессы и вселогический (панлогический) процесс.
94 Основные части философии Г. Гегеля.  Сущность  абсолютной идеи    Г. Гегеля
95 Понятие диалектики. Основные значения слова.
96 Категории и законы диалектики.
97 Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.
98 Материалистическая диалектика  К. Маркса.
99 Наиболее общие понятия (категории). История создания  систем категорий (Пифагор, Платон, Аристотель, И. Кант, И. Фихте).
100 Философия  — наука о мышлении как объективном процессе и  самый общий метод мышления.
101 Мышление и язык.
102 Треугольник Фреге:  (1) знак, (2)  предметное значение знака (денотат),  (3 ) смысловое значение знака (десигнат).
103 Слово и понятие.
104 Проблема природы понятий. Что соответствует понятию во внешнем объективном мире?
105 Проблема общего и отдельного.
106 Номинализм  крайний и номинализм умеренный (концептуализм).
107 Крайний реализм. Учение Платона о двух мирах.
108 Крайний и умеренный  реализм: сходство и различие.
109 Материалистический универсизм, или объектализм.
110 Диалектика общего и отдельного.
111 Объективный мир как единство отдельного и общего. Человеческое познание как единство познания отдельного и познания  общего.
112 Проблема общего и отдельного в философии и науке XX–XXI веков.
113 Понятия как образы внешнего мира. Два вида бытия общего: в мире и в мышлении.
114 Понятия как продукты человеческого творчества. Роль фантазии в познании общего.
115 Умозримые вещи в себе и для нас. Мир для нас как единство чувствозримого и умозримого миров для нас.
116 Отношение умозримого мира в себе и для нас.
117 Открытие  Платоном понятий и мышления как объективного явления.
118 Проблема  проникновения (вхождения)  общего в человеческое мышление.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика