Адрес e-mail:

Вопросы к зачету по истории, философии и методологии естествознания для студентов 5 курса ФЭФМ ФФКЭ

проф. ЗОТОВ В.В.


Вопросы к экзамену по «Истории, философии м методологии естествознания» для студентов 1 курса магистратуры ФЭФМ (группы М04-104-106)

(2021-2022 учебный год)



1.        Проблема возникновения науки в древности. Рецептурный и прикладной характер знания на Древнем Востоке.

2.        Организация античной научной деятельности. Деятельность Академии Платона и Ликей Аристотеля.

3.        Античная натурфилософия: особенности и основные представители

4.        Античная гносеология: особенности и основные представители

5.        Особенности развитие эллинистической науки. Наука Древнего Рима.

6.        Арабская средневековая наука.

7.        Развития научного знания в средневековом Китае. Четыре великих изобретения.

8.        Христианство и наука (Спор веры и разума).

9.        Развитие норм научного мышления в Средневековье. Схоластика.

10.    Организационные формы развития знания в средние века (алхимические лаборатории, средневековые университеты).

11.    Пантеизм Николая Кузанского.

12.    Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника

13.    Материалистический пантеизм Джордано Бруно

14.    Экспериментально-математическое естествознание Галилео Галилея.

15.    Научные достижения и деизм нового времени

16.    Деизм и механицизм Нового Времени. Вклад Исаака Ньютона в развитие науки.

17.    Эмпиризм Ф. Бэкона

18.    Сенсуализм Д.Локка

19.    Эмпиризм Т.Гоббса

20.    Скептицизм и психологизм Д.Юма. Критика понятия причинности.

21.    Субъективный идеализм Дж.Беркли

22.    Рационализм  Р.Декарт

23.    Рационализм  Б.Спинозы.

24.    Метафизика плюрализма Г. Лейбница. (Отношение метафизики и естественнонаучного знания. Методология и теория познания)

25.    Философская рефлексия И. Канта о научном познании. Априорные формы чувственности и категории рассудка. Рассудок и разум.

26.    Трактовка познания в неокантианстве. Марбургская и баденская школы неокантианства. Деление наук на номотетические и идиографические.

27.    Первый позитивизм (О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер). Критика метафизики.

28.    Второй позитивизм (эмпириокритицизм)

29.    Логический позитивизм (неопозитивизм).

30.    Познание как философская проблема. Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Объяснение и понимание. Вера и познание. Практика и познание.

31.    Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание.Основные понятия: истина и ее критерии, истина и мнение, истина/заблуждение/ложь. Возможности и границы познания.

32.    Научное познание и его специфические признаки. Критерии научности.

33.    Научная рациональность и её эволюция в классической, неклассической и постнеклассической науке.

34.    Методология научного познания. Дескриптивный  и прескриптивный характер методологии. Понятие научного метода.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2022 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях