Вопросы к зачету по истории, философии и методологии естествознания для студентов 5 курса ФМХФ
доц. ЛУПАНДИН И.В.
Вопросы к зачету
по истории, философии и методологии естествознания
для студентов 5 курса ФМХФ
(первый семестр 2019/2020 учебного года)
1. Природа науки и ее статус. Признаки научного знания. Критерии демаркации.
2. Античная наука. Пифагорейская, атомистическая и континуалистская научные программы.
3. Научные учреждения и школы античности.
4. Трансляция античного научного наследия в Средние века.
5. Наука в системе культуры. Эрвин Панофский о различии между наукой и культурой.
6. Схоластика и готика. Символизм готики на примере витражей аббатства Сен-Дени в Париже.
7. Коллегия и барокко. Влияние протестантизма на науку и культуру Европы.
8. Лаборатория и классицизм. Картезианская и ньютоновская картины мира.
9. Наука как социальный институт. История научных учреждений: академия, университет, коллегия.
10. Наука, философия, религия: проблемы демаркации.
11. Современная научная картина мира: космология расширяющейся вселенной, строение атома, теория эволюции, генетика.
12. Аксиологические проблемы науки. Роль ценностной ориентации ученого и его окружения в развитии науки.
13. Основные стадии исторической эволюции науки. Четыре этапа развития науки (античный, средневековый, классический, современный).
14. Предшественники Галилея в XIV веке.
15. Коперниканская революция.