Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Список экзаменационных вопросов по истории, философии и методологии естествознания для студентов V курса ФРТК

доц. В.И.Коцюба

 

Вопросы к экзамену по истории, философии и методологии естествознания

5 курса ФРТК 2017 г.


1.​ Условия развития естествознания в древних цивилизациях. Особенности греческой математики сравнительно с вавилонской и египетской.

2.​ Математические теории ранних пифагорейцев. Кризис пифагорейской математики и выход из него. Теэтет. Архит Тарентский, Гиппократ Хиосский.

3.​ Ранняя греческая космология и астрономия. Анаксимандр, Филолай. Енопид Хиосский. Физика и математика Демокрита.

4.​ Космология и физика Платона.

5.​ Евдокс Книдский. Теория отношений. Метод исчерпывания. Астрономическая теория. Конические сечения Менехма.

6.​ Логика и методология познания Аристотеля.

7.​ Физика и космология Аристотеля. Учение о континууме, о пространстве и времени. Динамика.

8.​ Александрийская наука эпохи Эллинизма. «Начала» Евклида. Эратосфен. «Конические сечения» Аполлония Пергского.

9.​ Механика Архимеда. Статика, гидростатика. Интегральные и дифференциальные методы Архимеда

10.​ Астрономия эпохи Эллинизма. Гераклид Понтийский, Аристарх Самосский. Аполлоний Пергский, Гиппарх.

11.​ Астрономия, математика и физика поздней Античности. Клавдий Птолемей, Диофант. Иоанн Филопон.

12.​ Оксфордская традиция естествознания. Роберт Гроссетест. Роджер Бэкон. «Мертонские калькуляторы», Томас Брадвардин, учение о континууме.

13.​ Естествознание в Парижском университете. Жан Буридан. Николай Орем.

14.​ Николай Коперник. Цели, структура и результаты труда Коперника «О вращениях небесных сфер». Восприятие системы Коперника его современниками-астрономами. «Виттенбергская интепретация» системы Коперника.

15.​ Астрономия и физика, методология научного познания Галилея. Основные идеи «Диалога о двух системах мира».

16.​ «Новая астрономия» Кеплера, ее отличие от прежней астрономии. Методология Кеплера, особенности его мировоззрения.

17.​ Теория познания Р. Декарта: идея универсальной математики, учение о методе, теория врожденных идей. Особенности физики и космологии Декарта. Учение о двух видах субстанций, психо-физический дуализм.

18.​ Достижения Б. Паскаля в области естествознания, его взгляды на природу научного знания. Религиозно-философская антропология в сочинении «Мысли», критика рационализма.

19.​ Вклад И. Ньютона в развитие оптики, математики, классической механики. Основные понятия «Математических начал натуральной философии». Особенности научной программы Ньютона.

20.​ Разработка Р. Бойлем принципов теоретической химии. Научные и религиозно-философские взгляды Бойля: экспериментальный метод, корпускулярная теория, учение о целевых причинах.

21.​ Разработка Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления, связь принципов математического анализа с философским учением Лейбница. Вклад Лейбница в развитие логики.

22.​ Полемика Лейбница с картезинцами по вопросу о мере движения и с ньютонианцами по вопросу о пространстве и времени. Полемика Лейбница с Бейлем в «Теодицее»: соотношение веры и разума, свободы воли и разума, критика волюнтаризма, фатализма, вопрос об оценке добра и зла.

23.​ Развитие естествознания в России в XVIII столетии: первые учебные заведения, деятельность Л. Эйлера, его вклад в развитие классической механики.

24.​  Вклад в развитие отечественной науки М.В. Ломоносова, его деятельность в области химии, теплофизики, изучения электричества. Теория языка.

25.​ Организация научной деятельности в XVIII веке, деятельность академий. Основные области научных исследований. «Трактат о свете» Хр. Гюйгенса. Развитие классической механики. Исследование электричества: первые теории (Франклин, Эйлер), достижения (Кулон, Вольта).

26.​  Развитие химии и теплофизики в XVIII веке. Теория флогистона и ее критика у А.Л. Лаувазье, его новая кислородная теория горения и ее значение для химии. Новая химическая номенклатура.

27.​ Теплофизика в XVIII веке. Теория теплорода. Причины малой популярности кинетической теории теплоты.

28.​  Критика у Беркли корпускулярной теории, понятия «материи», учения о пространстве Ньютона, оснований математического анализа.

29.​ Теория познания И. Канта. Идея трансцендентальной философии. Структура и основные понятия «Критики чистого разума». Различение аналитических и синтетических суждений, познания a priori и a posteriori. Учение о пространстве и времени, о категориях рассудка, об антиномиях разума. Взгляд Канта на природу математического и естественнонаучного знания.

30.​ Этика Канта: учение о видах мотивации поступков, категорический императив, критика эвдемонистических концепций этики, антиномия практического разума и его постулаты.

31.​ Развитие естествознания в первой половине XIX в. Парижская политехническая школа. Научная программа Лапласа-Бертолле и ее оппоненты. Феноменологический подход в физике. Научная методология и достижения Юнга, Френеля, Ампера, Фурье.

32.​ Развитие естествознания в России в первой половине XIX века. Реформа образования при Александре I. История разработки Н.И. Лобачевским неэвклидовой геометрии, ее значение для последующего развития естествознания. Отношение к неэвклидовой геометрии современников Лобачевского: Гаусса, Остроградского.

33.​ Философская система Гегеля и ее влияние на современников.

34.​ Русская философия в XVIII – первой половине XIX века: основные направления. Философские взгляды П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского.

35.​ Философия науки первого позитивизма: Взгляды О. Конта, теория трех стадий, критерии научности, социальная философия Конта. Теория познания Дж. Милля. Критика первого позитивизма в русской философии (Вл. Соловьев, М. Каринский).

36.​ Становление феноменологической термодинамики. Концепция идеальной тепловой машины С. Карно и ее значение для развития термодинамики. Обоснование закона сохранения энергии у Р. Майера, Дж. Джоуля, Г. Гельмгольца. Формулировка начал термодинамики Р. Клаузиусом.

37.​ Электродинамика М. Фарадея и Дж. Максвелла. Становление статистической физики (Л. Больцман, Дж. Гиббс).

38.​ Основные положения эмпириокритицизма Э. Маха.

39.​ Теории цивилизаций Н.Я. Данилевского и К. Леонтьева.

40.​ Основные положения труда П. Дюгема «Физическая теория: ее цель и строение». Тезис Дюгема-Куайна.

41.​ Философия науки А. Пуанкаре. Идеи конвенционализма. Пуанкаре о характере математического и естественнонаучного знания, о кризисе в физике.

42.​ Математика в XIX столетии: обоснование математического анализа в трудах О. Коши, К. Вейерштрасса. Теория множеств Г. Кантора и кризис в математике. Концепции обоснования математики: логицизм, интуитивизм

43.​ Важные открытие и новые теории в физике в начале XX века. Зарождение квантовой теории. Специальная теория относительности А. Эйнштейна.

44.​ Становление квантовой механики: позиции Н. Бора, В. Гейзенберга и А. Эйнштейна. Различные интерпретации квантовой механики.

45.​ Критика психологизма в объяснении логики у Э. Гуссерля.

46.​ Экзистенциализм как философское направление: взгляды Н. Бердяева, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра.

47.​ Философия науки логического позитивизма: принцип верификации, теория развития научного знания.

48.​ Теория познания К. Поппера: принцип фальсификации, теория развития науки, концепция трех миров.

49.​ Основные понятия и идеи концепции научных революций Т. Куна

50.​ Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Отличие взглядов Лакатоса от взглядов Поппера и Куна.



Наряду с материалами лекций и семинаров основная литература для подготовки:


Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М. 2007. Раздел I.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой (любое издание). История новоевропейской философии в ее связи с наукой (любое издание).

Гельфер Я.М. История и методология термодинамики и статистической физики. М., 1981.

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. Т.1 С древнейших времен до конца 18-го века. Т.2. С начала XIX до середины XX века (любое издание)

Зеньковский В. История русской философии. (Любое издание)

История математики в 3-х томах. Под ред. А.П. Юшкевича М. 1970-1972.

Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII века (любое издание)

Клайн М. Математика: утрата определенности. М., 1984.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М. 2003.

Паннекук А. История астрономии. М. 1966.

Рожанский И.Д. Античная наука. М. 1980.

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. М. 2003.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика