Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Список экзаменационных вопросов по истории, философии и методологии естествознания для студентов V курса ФРТК

доц. В.И.Коцюба

 

Вопросы к экзамену по истории, философии и методологии естествознания

5 курса ФРТК 2016 г.

 («развернутый» вариант для подготовки к экзамену)


1.​ Условия развития естествознания в древних цивилизациях. Особенности греческой математики сравнительно с вавилонской и египетской.

2.​ Математические теории ранних пифагорейцев. Кризис пифагорейской математики и выход из него. Теэтет. Архит Тарентский, , Гиппократ Хиосский.

3.​ Ранняя греческая космология и астрономия. Анаксимандр, Филолай. Енопид Хиосский. Физика и математика Демокрита.

4.​ Античная медицина: пифагорейцы, Гиппократ Хосский.

5.​ Космология и физика Платона.

6.​ Евдокс Книдский. Теория отношений. Метод исчерпывания. Астрономическая теория. Конические сечения Менехма.

7.​ Логика и методология познания Аристотеля.

8.​ Физика и космология Аристотеля. Учение о континууме, о пространстве и времени. Динамика.

9.​ Александрийская наука эпохи Эллинизма. «Начала» Евклида. Эратосфен.

10.​ Механика в античности. «Механические проблемы». Механика Архимеда. Статика, гидростатика.

11.​  Интегральные и дифференциальные методы Архимеда. «Конические сечения» Аполлония Пергского.

12.​ Логика стоиков.

13.​  Астрономия эпохи Эллинизма. Гераклид Понтийский, Аристарх Самосский. Аполлоний Пергский, Гиппарх.

14.​ Астрономия, математика и физика поздней Античности. Клавдий Птолемей, Диофант. Иоанн Филопон.

15.​ . Предпосылки для развития науки в христианском мировоззрении. Гносеология Августина. Антропология Григория Нисского.

16.​ Иоанн Дамаскин о соотношении религии и естествознания. Наука и образование в Византии. Григорий Палама об античной науке.

17.​  Математика древней Индии, Китая, средневекового Ближнего Востока Достижения арабской математики. Ибн-Сина.

18.​  Средневековое образование. Схоластика. Полемика реалистов и номиналистов.

19.​ Рецепция наследия Аристотеля в Западной Европе. Латинский аверроизм. Фома Аквинский.

20.​  Оксфордская традиция естествознания. Роберт Гроссетест. Роджер Бэкон. «Мертонские калькуляторы», Томас Брадвардин, учение о континууме.

21.​  Естествознание в Парижском университете. Жан Буридан. Николай Орем.

22.​  Мировоззрение эпохи Ренессанса. Антропоцентризм. Космология Николая Кузанского. Герметизм.

23.​  Астрономия и естествознание эпохи Ренессанса. Пурбах. Региомонтан. Леонардо да Винчи.

24.​ Николай Коперник. Цели, структура и результаты труда Коперника «О вращениях небесных сфер». Восприятие системы Коперника его современниками-астрономами. «Виттенбергская интепретация» системы Коперника.

25.​  Физика и математика позднего Ренессанса: Тарталья, Бенедетти, Стевин.

26.​  Астрономия и физика, методология научного познания Галилея. Основные идеи «Диалога о двух системах мира».

27.​  «Новая астрономия» Кеплера, ее отличие от прежней астрономии. Методология Кеплера, особенности его мировоззрения.

28.​  Основные идеи труда Ф. Бэкона «Великое восстановление наук»: учение об идолах познания, метод познания, концепция организации научной деятельности.

29.​  Теория познания Р. Декарта: идея универсальной математики, учение о методе, теория врожденных идей. Особенности физики и космологии Декарта. Учение о двух видах субстанций, психо-физический дуализм.

30.​  Достижения Б. Паскаля в области естествознания, его взгляды на природу научного знания. Религиозно-философская антропология в сочинении «Мысли», критика рационализма.

31.​ Онтология и гносеология Т. Гоббса: сенсуализм, номинализм, когерентная теория истины, взгляд на природу математического знания. Социальная философия Гоббса.

32.​ Онтология и гносеология Б. Спинозы: пантеизм, учение о видах познания, критика сенсуализма.

33.​ Вклад И. Ньютона в развитие оптики, математики, классической механики. Основные понятия «Математических начал натуральной философии». Особенности научной программы Ньютона.

34.​ Разработка Р. Бойлем принципов теоретической химии. Научные и религиозно-философские взгляды Бойля: экспериментальный метод, корпускулярная теория, учение о целевых причинах.

35.​ Теория познания Д. Локка: критика теории врожденных идей, учение об источниках и формах знания, о первичных и вторичных качествах. Этика и социальная философия Локка .

36.​  Онтология и гносеология Г.В. Лейбница: различение реального и феноменального мира, учение о монадах, идея анализа знания, виды представлений, истины разума и истины факта, критика эмпиризма, картезианства, основные законы логики, теория предустановленной гармонии.

37.​ Разработка Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления, связь принципов математического анализа с философским учением Лейбница. Вклад Лейбница в развитие логики.

38.​ Полемика Лейбница с ньютонианцами по вопросу о пространстве и времени. Полемика Лейбница с Бейлем в «Теодицее»: соотношение веры и разума, свободы воли и разума, критика волюнтаризма, фатализма, вопрос об оценке добра и зла.

39.​ Развитие естествознания в России в XVIII столетии: первые учебные заведения, деятельность Л. Эйлера, его вклад в развитие классической механики, философские взгляды Эйлера в «Письмах к немецкой принцессе о разных физических и философских материях».

40.​  Вклад в развитие отечественной науки М.В. Ломоносова, его деятельность в области химии, теплофизики, изучения электричества. Теория языка.

41.​ Организация научной деятельности в XVIII веке, деятельность академий. Основные области научных исследований. «Трактат о свете» Хр. Гюйгенса. Развитие классической механики. Исследование электричества: первые теории (Франклин, Эйлер), достижения (Кулон, Вольта).

42.​  Развитие химии и теплофизики в XVIII веке. Теория флогистона и ее критика у А.Л. Лаувазье, его новая кислородная теория горения и ее значение для химии. Новая химическая номенклатура. Теория теплорода, исследования Д. Блэка, причины малой популярности кинетической теории теплоты в XVIII веке.

43.​  Гносеология Д. Беркли, ее отличие от гносеологии Локка. Критика у Беркли корпускулярной теории, понятия «материи», учения о пространстве Ньютона, оснований математического анализа.

44.​ Теория познания Д. Юма. Скептицизм, психологическое объяснение причинности.

45.​ Теория познания И. Канта. Идея трансцендентальной философии. Структура и основные понятия «Критики чистого разума». Различение аналитических и синтетических суждений, познания a priori и a posteriori. Учение о пространстве и времени, о категориях рассудка, об антиномиях разума. Взгляд Канта на природу математического и естественнонаучного знания.

46.​ Этика Канта: учение о видах мотивации поступков, категорический императив, критика эвдемонистических концепций этики, антиномия практического разума и его постулаты.

47.​ Развитие естествознания в первой половине XIX в. Парижская политехническая школа. Научная программа Лапласа-Бертолле и ее оппоненты. Феноменологический подход в физике. Научная методология и достижения Юнга, Френеля, Ампера, Фурье.

48.​  Развитие естествознания в России в первой половине XIX века. Реформа образования при Александре I. История разработки Н.И. Лобачевским неэвклидовой геометрии, ее значение для последующего развития естествознания. Отношение к неэвклидовой геометрии современников Лобачевского: Гаусса, Остроградского.

49.​ Философская система Гегеля и ее влияние на современников.

50.​ Русская философия в XVIII – первой половине XIX века: основные направления. Философские взгляды П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, А.И. Герцена.

51.​  Философия науки первого позитивизма: Взгляды О. Конта, теория трех стадий, критерии научности, социальная философия Конта. Теория познания Дж. Милля.

52.​ Становление феноменологической термодинамики. Концепция идеальной тепловой машины С. Карно и ее значение для развития термодинамики. Основные направления исследования тепловых явлений в первой половине XIX века. Обоснование закона сохранения энергии у Дж. Джоуля, Г. Гельмгольца. Формулировка начал термодинамики Р. Клаузиусом.

53.​  Электродинамика Дж. Максвелла. Методология Максвелла, его философские и научные взгляды. Становление статистической физики (Л. Больцман, Дж. Гиббс).

54.​  Основные положения эмпириокритицизма Э. Маха.

55.​ Теории цивилизаций Н.Я. Данилевского и К. Леонтьева.

56.​  Основные положения труда П. Дюгема «Физическая теория: ее цель и строение». Тезис Дюгема-Куайна.

57.​  Философия науки А. Пуанкаре. Идеи конвенционализма. Пуанкаре о характере математического и естественнонаучного знания, о кризисе в физике.

58.​ Математика в XIX столетии: Галуа, обоснование математического анализа в трудах О. Коши, К. Вейерштрасса. Теория иррациональных чисел Р. Дедекинда.

59.​  Теория множеств Г. Кантора и кризис в математике. Концепции обоснования математики: логицизм, интуитивизм

60.​  Важные открытие и новые теории в физике в начале XX века. Зарождение квантовой теории. Специальная теория относительности А. Эйнштейна.

61.​ Становление квантовой механики: позиции Н. Бора, В. Гейзенберга и А. Эйнштейна.

62.​ Критика психологизма в объяснении логики у Э. Гуссерля, его идея феноменологии как чистой науки. Гуссерль о кризисе европейских наук.

63.​ Экзистенциализм как философское направление: взгляды Н. Бердяева, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра.

64.​  Философия науки логического позитивизма: принцип верификации, теория развития научного знания.

65.​  Теория познания К. Поппера: принцип фальсификации, теория развития науки, концепция трех миров.

66.​ Основные понятия и идеи концепции научных революций Т. Куна

67.​  Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Отличие взглядов Лакатоса от взглядов Поппера и Куна.



Наряду с материалами лекций основная литература для подготовки:


1.​ Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М. 2007. Раздел I.

2. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой (любое издание). История новоевропейской философии в ее связи с наукой (любое издание).

3.​ Гельфер Я.М. История и методология термодинамики и статистической физики. М., 1981.

4.​ Даннеман Ф. История естествознания (любое издание).

5.​ Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. Т.1 С древнейших времен до конца 18-го века. Т.2. С начала XIX до середины XX века (любое издание)

6.​ Зубов В.П. Григорьян А.Т. Очерки развития основных понятий механики. М. 1962.

7. История математики в 3-х томах. Под ред. А.П. Юшкевича М. 1970-1972.

8.​ Катасонов В.Н Метафизическая математика XVII века (любое издание)

9.​ Клайн М. Математика: утрата определенности. М., 1984.

10.​ Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М. 2003.

11.​ Паннекук А. История астрономии. М. 1966.

12.​ Рожанский И.Д. Античная наука. М. 1980.

13.​ Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. М. 2003.



Оценки за контрольную работу по истории, философии и методологии естествознания от 25.04.2016. 5 курс ФРТК


111

112

113

Вецлер Д к*

Галкина С. 8

Занкин В. 7

Круглик С. к

Лимонова Е. 8

Меркулов Д. к

Поволоцкий М. 6

Пономарев Е. 6

Рогожин М. 6

Сорокин И. к

Тарасов И. 7

Голенко Д. 7

Гусенков П. 6

Житов А. 5

Задорожный А. 6

Идиатулин К. 6

Камалова И. 8

Копцов И. к

Лазарев С. 8

Львович Я. к

Макарычев Е. к

Меньших Е. 6

Мингазов Д. к

Насекина Н. 4

Никольская Е. 6

Аверьянов В. к

Билялетдинов И. 8

Бочаров Н. 6

Грачик В. к

Гусев М. к

Ковалев В. 5

Кочетыгов А. к

Курбанов З. к

Ометов А. 6

Павловский А. к

Порошин П. к

Прусов И. 8

Рослов Н. 8

114

115

116

Жарин А. к

Коралли П. 7

Кондранина Н. 8

Корнеясев М. 7

Науменко О. к

Осьминин Н. к

Семенов С. 6

Афанасьев А. 8

Вахитов Э. 9

Гараев Э. 6

Двирник Я. к

Ибрагимов М. к

Иванов А. 5

Каплин М. 4

Карпов Г. 3

Мамаков М. к

Чирков Р. 6

Горбунов А. 8

Дао Куанг Минь 8

Кравцов А. 6

Муллаянов Т. 8

Нгуен Зуи Хань к

Новиков К. к

Петров И. к

Фам Хю Лок к

117

118

119

Александров С. 6

Буй Зуи Тан 7

Виноградов В. к

Виноградов К. 5

Герасимов А. 6

Левданский С. к

Митягин К. к

Патушин А. 7

Самарин Ю. 7

Сафронов В. 8

Герасимов А. к

Матвеев П. 6

Понкрашов С. 6

Мозолина Н. 9

Угрюмов С. 9

125 Зотова Ю. 8

125 Гусенкова Д. 6


к – означает, что студент должен показать свой конспект, на который он опирался при написании контрольной, чтобы преподаватель смог выяснить происхождение некоторых его ошибок и суждений. После этого студент может получить оценку за контрольную. Показать конспекты можно будет в понедельник 23 мая в 13.00 на кафедре.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика