Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Список экзаменационных вопросов по истории, философии и методологии естествознания для студентов V курса ФОПФ


Проф. Семенов Ю.И.

Вопросы к экзамену по истории, философии и методологии естествознания


для студентов 5 курса ФОПФ (2015-2016 учебный год)



  1. Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.

  2. Основной вопрос философии.

  3. Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия (философия истории)..

  4. Материализм как онтология и как гносеология. Понятие материи.

  5. Субъективный идеализм. Солипсизм. Трудности субъективного идеализма.

  6. Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.

  7. Агностицизм, или феноменализм.

  8. Обыденное и концепциональное знание. Проблема источника концепциального знания. Предлагаемые ее решения

  9. Эмпиризм Понятия апостериорного и априорного знания.

  10. Ступени человеческого познания

  11. Чувственное познание и его формы.

  12. Сенсуализм и его основные виды.

  13. Проблема природы ощущений и восприятий.

  14. Решение проблемы природы ощущений и восприятий естествознанием и материалистической философией.

  15. Решение проблемы природы ощущений и восприятий субъективным идеализмом.

  16. Кантианское решение проблемы природы ощущений и восприятий.

  17. Юмистский ответ на вопрос о природе ощущений и восприятий.

  18. Как философы открыли, что мир существует в сознании человека? (элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).

  19. Что значит знать о чем-то, иметь знание о чем-то?

  20. Наивный реализм.

  21. Феноменализм. Можно ли его опровергнуть? Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне его?

  22. Проблема отношения вещей в себе и вещей для нас. Кантианское и материалистическое ее решение.

  23. Материализм о вещах в себе и вещах для нас. Познание как превращение вещей в себе в вещи для нас.

  24. Соотношение мира для нас и мира в себе

  25. «Теория символов» Г. Гельмгольца.

  26. «Иероглифический» материализм

  27. Знаки и знаковые системы.

  28. Два аспекта природы идеального: гносеологический и онтологический. Психофизиологическая проблема

  29. Психофизическая проблема в домарксистской философской мысли

  30. Психофизическая проблема в современной немарксистской философской мысли

  31. Психофизическая проблема в марксистской философской мысли

  32. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В чем прав и в чем не прав И.П. Павлов

  33. Два вида идеального: биоидеальное и социоидеальное

  34. Основные понятия теории информации. Природа информации.

  35. Два вида объективного существования: самобытие и въинобытие.

  36. Чувственное познание в свете теории информации.

  37. Идеальное в чувственном познании.

  38. Проблема пространства и времени. Кантианское и материалистическое ее решения.

  39. Субстанциальная и реляционная концепции времени и пространства

  40. Понятие метафизики. Эссенциализм.

  41. Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).

  42. Виды эссенциализма.

  43. Человек как единство духа и тела. Сократ о соотношении духа (души) и тела.

  44. Понятие духа. Дух как единство познания и воли.

  45. Р. Декарт о соотношении духа (души) и тела. Рефлексы и волевые действия..

  46. Чувственное познание как реакции организма (тела)

  47. Мышление как волевая деятельность человека.

  48. Проблема правильного и неправильного образов действия.

  49. Проблема правильного образа (метода) мысли.

  50. Философия как метод мышления и наука о мышлении (логика)

  51. Два вида мышления: рассудочное и разумное. Две науки о мышлении: формальная логика и логика философская (содержательная).

  52. Формальная логика — наука о мышлении как субъективной деятельности человека

  53. Основные формы рассудочного мышления.

  54. Понятие. Его содержание и объем.

  55. Суждение.

  56. Умозаключение.

  57. Дедукция и индукция..

  58. Основные законы формальной логики

  59. Что дает и чего не может дать формальная логика?

  60. Современная (символическая) формальная логика

  61. Философия — наука о мышлении как объективном процессе.

  62. Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса и его законов.

  63. Конкретно-реальные и логические процессы.

  64. Частнологические процессы и вселогический (панлогический) процесс

  65. Основные части философии Г. Гегеля. Сущность гегелевской абсолютной идеи.

  66. Понятие диалектики. Основные значения слова.

  67. Отличие диалектики Г. Гегеля от диалектики К. Маркса

  68. Философия как наука о мышлении и самый общий метод мышления.

  69. Мышление и язык. Понятие и слово.

  70. Понятие знака. Треугольник Фреге: знак, предметное значение знака (денотат), смысловое значение знака (десигнат)

  71. Проблема природы понятий.

  72. Проблема общего и отдельного

  73. Номинализм: крайний и умеренный (концептуализм).

  74. Открытие Платоном понятий и мышления как объективного явления.

  75. Реализм. Учение Платона о двух мирах

  76. Три решения вопроса об отношении универсалий и вещей

  77. Два вида реализма крайний и умеренный.

  78. Материалистический универсизм, или объектали зм

  79. Диалектика общего и отдельного

  80. Понятия как образы внешнего мира. Два вида бытия общего: в мире и в мышлении.

  81. Понятия как продукты человеческого творчества. Роль фантазии в познании общего.

  82. Проблема соотношения чувственного познания и мышления в истории философской мысли..

  83. Дает ли мышление новое знание? Проблема и предлагаемые ее решения.

  84. Сенсуализм в философии Нового времени и проблема умозрения, познания общего и сущности

  85. Рационализм в философии Нового времени

  86. Познание общего и сущности и проблема активности мышления

  87. Проблема источника гносеологической активности мышления.

  88. Целепланирующая и волевая активности сознания.

  89. Проблема существования объективной предопределенности.

  90. Проблема свободы и необходимости как основной вопрос философии.

  91. Телеология.

  92. Возникновение абсолютного детерминизма

  93. Абсолютный детерминизм в философии и естествознании Нового времени.

  94. Индетерминизм и свобода.

  95. Попытки решения проблемы свободы и необходимости: Эпикур, стоики, Спиноза, Фихте, Шеллинг.

  96. Г. Гегель о случайности и необходимости

  97. Кризис материализма в конце XVIII — начале XIX вв,

  98. Взгляды французских материалистов XVIII в. на общество. Их социоисторический идеализм и волюнтаризм.

  99. Историософская и историческая мысль в поисках объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории.

  100. Великая французская революция и крах волюнтаризма.

  101. Философия истории Г. Гегеля: ее историческое значение.

  102. Открытия французских историков эпохи Реставрации.

  103. Вклад политической экономии в решение проблемы объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории.

  104. Философия истории А. Сен-Симона.

  105. Экономический детерминизм Р. Джонса

  106. Открытие объективного социального бытия. Возникновение материалистического понимания истории и всеобъемлющего материализма (панматериализма)

  107. Открытие материального источника активности мышления.

  108. Практика как основа проникновения общего из мира в мышление. Диалектический сенсуализм.

  109. Создание вероятностного (относительного, диалектического) детерминизма.

  110. Причинность как момент объективной предопределенности. Ее место во всеобщей связи мира. Абсолютизация причинной связи как основа абсолютного детерминизма.

  111. Причина и условия. Кондиционализм.

  112. Чередование событий и процесс. Процесс, его факторы и уровни

  113. Предопределенность и неопределенность. Необходимость и случайность.

  114. Возможность и действительность. Возможность и невозможность

  115. Вероятность как единство предопределенности и неопределенности. Вероятность и неизбежность

  116. Закономерность как категория вероятностного (вариативного, относительного, диалектического) детерминизма.

  117. Проблема детерминизма и современная наука. Квантовая механика, синергетика, тория хаоса

  118. Решение проблемы свободы и необходимости диалектическим материализмом..

  119. Две сферы человеческой деятельности: свободная и несвободная, зависимая

  120. Свобода воли: формальная и реальная.

  121. Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии

  122. Два отношения сознания и мира: познавательное и практическое. Превращение материального в идеальное и идеального в материальное.

  123. Соотношение чувствозримого и умозримого миров для нас

  124. Чувствоумозримый мир в себе и для нас. Создание чувствоумозримого мира для нас как воспроизведение объективного мира.

  125. Понятие факта.

  126. Методы добывания фактов в естествознании: наблюдение , измерение, эксперимент.

  127. Первичная обработка фактов. Единичные и общие факты.

  128. Объективность и субъективность фактов.

  129. Проблема понимания и объяснения фактов.

  130. Интерпретация (истолкование) фактов как их объединение (унитаризация)

  131. Два вида унитаризации фактов: холизация и эссенциализация.

  132. Суть и соотношение понимания и объяснения.

  133. Теория и теоротекст. Переход от теории к теоротексту (текстуализация) и от теоротексту к теории (иинтеллектуализация)

  134. Идея — ключевое понятие разумного мышления. .

  135. Проблема и идея. Практическая и познавательная идея.

  136. Рождение идеи. Озарение. Интуиция.

  137. Проблемно-фактуальная интуиция.

  138. Житейская бессознательная и сознательная холизация.

  139. Профессионально-специализированная (расследовательская) холизация.

  140. Холизация в исторической науке. Способы проверка холии.

  141. Проблема отношения эмпирического и теоретического знания в философии и науке Нового времени

  142. «Философия науки» неопозитивизма и постпозитивизма

  143. Факты, эссенциальная идея, гипотеза и теория.

  144. Способы проверка гипотезы (теории).

  145. Две компонента теории и два пути развития теоретического знания

  146. Проблема «теоретической нагруженности» фактов.

  147. Теоретическая триад: теория, мир как он в теории (теорозримый мир) и теоротекст.

  148. Теорозримый мир. Открытие его физиками. Понятие физической реальности.

  149. Истинное, истинность, истина. Объективность истины.

  150. «Корреспондентская» теория истины. Проблема критерия истины.

  151. Концепции очевидности . Авторитарная концепция истины.

  152. Концепция общезначимости. Конвенциализм.

  153. Концепции простоты (экономии мышления) и когерентности.

  154. Прагматическая концепция истины.

  155. Современный аверитизм.

  156. Проблема суверенности человеческого познания.

  157. Абсолютная и относительная истина.

  158. Конкретность истины.

  159. Граничность (предельность) истины.

  160. Диалектика истинного и ложного.

  161. Истинное и ложное в развитии мировой философской мысли. Ложноистинные концепции

  162. Иллюзии как вид заблуждения. Религиозные иллюзии

  163. Идеологические иллюзии. Компоненты идеологии. Партийность идеологии

  164. Объективное в идеологических иллюзиях

  165. Объективность и партийность

  166. Роль идеологии в классовом обществе. Агитация, пропаганда, «пиар».

  167. Наука и партийность

  168. Проблема оценки во взглядах на общество. Объективность и объективизм.


Понятия, которые нужно знать и уметь четко определить:

агностицизм, акциденция, апостериори (a posteriori), априори (a priori), атеизм, верификация (у неопозитивистов), вещь в себе, вещь для нас, волюнтаризм, восприятие, гипотеза, гносеология, дедукция, деизм, детерминизм, джастификация (у неопозитивистов), диалектика, дуализм, заблуждение, идеализм, объективный, субъективный, идеальное, идея, индетерминизм, индукция, истина, истинное, истинность, критерий истины, материя, материальное, материализм, механицизм, мышление, натурфилософия, неопозитивизм, номинализм, ноумен, общее, объект, объективное, онтология, опыт, отдельное (единичное), ощущение, пантеизм, позитивизм, понятие, постпозитиивизм, представление, прогресс, разум, рассудок, рационализм, реализм, регресс, редукция, редукционизм, релятивизм, сенсуализм, скептицизм, спиритуализм, ступени познания, субстанция, субъект, субъективное, суждение, теория, теоротекст, умозаключение, факт, фальсификация (по К. Попперу), фатализм, феномен, феноменализм, чувственное познание, эмпиризм, эмпириокритицизм, эпистемология, эссенциализм


Литература

Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. М., Издательство URSS. 2013.

Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Книга 2. Вечные проблемы философии. М., Издательство URSS. 2013.

Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Книга 3. Марксистский прорыв в философии. М., Издательство URSS. 2013.

Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Книга 4. Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления. М., Издательство URSS. 2013.

Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Книга 5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг. М., Издательство URSS. 2013.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2017 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика