Адрес e-mail:

Список экзаменационных вопросов по истории, философии и методологии естествознания для студентов V курса ФМХФ

доц. Лупандин И.В.

 

Вопросы к экзамену для студентов 5 курса ФМХФ

(2020 год)



1.      Природа науки и ее статус. Признаки научного знания. Критерии демаркации

2.      Античная наука. Пифагорейская, атомистическая и континуалистская научные программы.

3.      Научные учреждения и школы античности.

4.      Трансляция античного научного наследия в Средние века

5.      Наука в системе культуры. Эрвин Панофский о различии между наукой и культурой.

6.      Схоластика и готика. Символизм готики на примере витражей аббатства Сен-Дени в Париже

7.      Коллегия и барокко. Влияние протестантизма на науку и культуру Европы

8.      Лаборатория и классицизм. Картезианская и ньютоновская картины мира

9.      Наука как социальный институт. История научных учреждений: академия, университет, коллегия

10.   Наука, философия, религия: проблемы демаркации.

11.   Современная научная картина мира: космология расширяющейся вселенной, строение атома, теория эволюции, генетика

12.   Аксиологические проблемы науки. Роль ценностной ориентации ученого и его окружения в развитии науки

13.   Основные стадии исторической эволюции науки. Четыре этапа развития науки (античный, средневековый, классический, современный)

14.   Предшественники Галилея в XIV веке

15.   Коперниканская революция

16.   Итальянская наука: Галилей

17.   Рационалистическая и математическая программа: Декарт, Ньютон

18.   Ньютоновская научная парадигма. Противоречивость ньютоновской вселенной (гравитационный и фотометрический парадоксы)

19.   Философия науки: предмет и статус. Кумулятивная и революционная схема развития науки

20.   Структура научного знания: гуманитарные и технические науки. Статус математики, искусствознания, философии и теологии

21.   Методы научного познания и их классификация. Эмпиризм и рационализм

22.   Критический рационализм К. Поппера и его место в философии науки.

23.   Особенности современного этапа развития науки.

24.   Специфика социально-гуманитарного познания. Две культуры по Ч. Сноу

25.   Культура и цивилизация по Н.Я. Данилевскому и О. Шпенглеру. Наука как элемент морфологии культуры.

26.   Психоанализ З. Фрейда и К. Юнга

27.   Влияние воззрений Кьеркегора и Спинозы на спор Бора и Эйнштейна

28.   Роль женщины в науке. Основные тезисы книги Симоны де Бовуар «Второй пол»

29.   История науки в СССР. Плюсы и минусы марксизма

30.   Логический позитивизм: Рассел, Витгенштейн и Венский кружок.

31.   Концепция Л.Н. Гумилева об этногенезе

32.   А.Ф. Лосев об отличии научного мышления от мифологического

33.   Утопии и наукократия

34.   Психология Эриха Фромма

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2021 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)

Противодействие коррупции | Сведения о доходах

Политика обработки персональных данных МФТИ

Техподдержка сайта | API

Использование новостных материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на https://mipt.ru

МФТИ в социальных сетях