Адрес e-mail:

Список экзаменационных вопросов по истории, философии и методологии естествознания для студентов V курса ФИВТ

Д.ф.н. ЛИПКИН А.И.

Экзаменационные вопросы для студентов V курса ФИВТ

(2016–2017 учебный год) 


Запись консультации для студентов от 30 мая 2015 (скачать файл в формате amr 3.8 mb)...


1. Предыстория науки в древности.


2. Научные программы Платона, Аристотеля и Демокрита. Рождение теории и математики.


3. Наука в Европе в Средние века. Спор веры и разума. Переосмысление античного наследия. Николай Кузанский и понятие бесконечности.


4. Возникновение науки Нового времени: основные концепции и ключевые персоналии.


Примечание: Текст для подготовки к первым четырем вопросам скачать...


5. Спор рационализма и эмпиризма  (ДекартЛоккБэкон).


6. Понятие субстанции у ДекартаСпинозы и Лейбница (По Расселу: ДекартСпиноза и Лейбниц). 


7. Спор идеализма (Беркли) и материализма (Дидро и Ламетри) внутри эмпиризма.


8. Д.Юм: учение о познании и причинности.


9. И. Кант и его вариант решения проблемы Юма и споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом (понятия "мира явлений" и "мира вещей для себя", априорных форм, синтетических и аналитических суждений).


10. Первый позитивизм. Главные положения Конта и эволюционизм Спенсера.


11. Второй позитивизм (Мах и "нейтральные элементы", конвенционализм Пуанкаре), гносеологический кризис в физике, спор «реализма» и «конвенциализма».


12. Американский прагматизм (принцип Пирса)


13. Логический позитивизм как представитель аналитической философии: Рассел, Витгенштейн, Венский кружок (принцип верификации и «протокольные предложения»)


14. Логическая критика позитивизма К. Поппером: проблемы индукции и демаркации; принцип фальсификации; отношение к истине. Концепция роста науки.


15. Историческая критика позитивизма Т. Куном. Куновская модель развития науки: научное сообщество и научная парадигма, “нормальная” и “аномальная” фазы в истории науки.


16. Модель «исследовательских программ» (ИП) И. Лакатоса.


17. Спор реализма и антиреализма в современной философии науки.

Примечание: Текст для подготовки к этому вопросу скачать...


18. Социологизация современной философии науки. Спор о достаточности модели «внешней» и «внутренней» истории Лакатоса.

Примечание: Текст для подготовки к этому вопросу скачать...


19. Структура физического знания. Место математики и измерений. Место оснований и теорий явлений.

Примечание: Для подготовки во вопросам 19,21-26 рекомендуем кафедральный учебник под редакцией А.И. Липкина "Философия науки" Скачать книгу можно по этой ссылке...


20. Философские проблемы квантовой механики (3 "интерпретации" и "парадоксы")


21. Философские проблемы теории относительности (происхождение ТО, место 4-мерия, реляционная и абсолютистская онтологии)


22. Структура химического знания. Проблема редукции химии к физике


23. Проблема обоснования математики

Примечание: Текст для подготовки к этому вопросу скачать...


24. Сущность техники. Этические проблемы современной науки и техники.

Примечание: Текст для подготовки к этому вопросу скачать...


25. Типы сочетания науки и техники при создании современных наукоемких технологий


26. Особенности наук о живом. Вопрос о редукции биологии к химии и физике. Биосфера, ноосфера, экология и проблема устойчивого развития.

  Примечание: Показать \Скрыть


27. Синергетика, самоорганизация, порядок и хаос, концепция глобального эволюционизма и «антропный принцип».


28. Концепции философии сознания (изъят, т.к. не успел рассказать).


29. Герменевтика и вопрос о специфике гуманитарных наук.


30. Основные идеи структурализма


31. Основные понятия постструктурализма (М.Фуко: «дисциплинарная власть», «власть-знание», «эпистема»). Критика макронарратива в постмодернизме (Лиотар).

  Примечание: Показать \Скрыть


32. Основные понятия исторического материализма (формации,…; базис и надстройка). Социальная обусловленность человека


33. Представление о человеке в экзистенциализме (Сартр «Экзистанциолизмм – это гуманизм», «проснуться» (см. прим.) из Камю:)

  Примечание: Показать \Скрыть


34. Основные положения философии жизни (Шопенгауэр (процесс «объективации»), Ницше («воля к власти») и иррационализм

  Примечание: Показать \Скрыть


35. Цивилизационный подход как альтернатива марксизму и европоцентризму (Шпенглер).

  Примечание: Показать \Скрыть


36. Понятия «общественного договора» и «естественного состояния» общества ( Т. Гоббс («Левиафан»), Дж. Локк ) (по Расселу...)


37. Этика утилитаризма (Милль) и этика долга Канта («категорический императив»)


  Примечание: Показать \Скрыть


ПРОГРАММА КУРСА "ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"


Д.ф.н. Липкин А.И.

Тематика лекций по философии (5 курс)

 

"Раньше людей можно было разделить на образованных и необразованных, на более или менее образованных и более или менее необразованных. Но "специалиста" нельзя подвести ни под одну из этих категорий. Его нельзя назвать образованным, т.к. он полный невежа во всем, что не входит в его специальность; он и не невежа, т.к. он все-таки "человек науки" и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его "ученым невеждой", и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту... В политике, в искусстве, в социальной жизни, и в остальных науках он держится примитивных взглядов полнного невежды, но излагает их и отстаивает с авторитетом и самоуверенностью, не принимая возражения авторитетных специалистов..."

Хосе Ортега-и-Гассет. ("Восстание масс" гл. XII).

"Философию можно определить и так: философия есть такое занятие, такое мышление о предметах,... когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания,... границы…. "Философия - это оформление и до предела развития состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта… Философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя..., послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить... Порождать такой (философский) вопрос может только собственный невыдуманный опыт... (это одна половина дуги-пути) По другой половине дуги нам идет навстречу философия уже существующих понятий"

Мераб Мамардашвили ("Как я понимаю философию").

Особенность курса - разворачивание его как истории сменяющих друг друга проблем, тесно связанных с культурно-историческим контекстом. Поэтому акцент делается не на сходстве, не на преемственности различных идей-ответов, а на различии, на спорах между различными философскими направлениями, на постановке проблем. Рассматриваются различные философские течения, каждое из которых характеризуется определенной постановкой проблем и системой понятий, с помощью которых эти проблемы схватываются и решаются (если решаются).

ВВЕДЕНИЕ.

Философия как способ индивидуально обосновываемого обсуждения предельных вопросов. Основные темы: бытие, сознание, природа, общество, искусство и техника. Культуроцентричный подход к бытию: человечество, культура и история; исторические этапы развития человечества; понятие цивилизаций; исторические этапы развития Западной Европы и России.



ТЕМА 1Ключевые этапы развития науки

Проблема возникновения науки в древности. Рецептурный и прикладной характер знания на Древнем Востоке. Рождение философии. Научные программы Платона, Аристотеля и Демокрита. Зарождение античной науки: математика, физика, астрономия и биология. Проблема социальной организации античной науки. «Мусический» культ и научно-философские школы. Александрийский Мусейон и дальнейшее развитие эллинистической науки. Наука Древнего Рима. Арабская средневековая наука.

          Наука в Европе в Средние века. Христианство и наука Спор веры и разума. Переосмысление античного наследия. Средневековый эмпиризм. Николай Кузанский и понятие бесконечности. Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения.

          Возникновение науки Нового времени: основные концепции и ключевые персоналии. Ключевые исследовательские программы новоевропейской науки. Триумф ньютоновской физики и становление математического естествознания. Центральные теоретические постулаты и методы классического естествознания.

 

ТЕМА 2. Фундаментальные принципы научного и философского познания.

Познание как философская проблема. Природа, основание и условия познания. Основные понятия: истина и ее критерии, истина и мнение, истина/заблуждение/ложь. Различные концепции истины. Чувственное и рациональное познание. Деление познавательных способностей (чувственность, рассудок, разум, понятие интеллектуальной интуиции). Субъект и объект познания. Возможности и границы познания.

          Период метафизики (XVII–XVIII вв.). Спор рационализма и эмпиризма

Рационалистическое направление: метод дедукции и понятие интеллектуальной интуиции в философии Декарта и Спинозы. Декартовский пробабилизм. Теория врожденных идей. Учение Лейбница об „истинах факта“ и „истинах разума“, о видах знания, об анализе и синтезе. Рационалистическая трактовка тезиса о соответствии бытия и мышления.

Традиция английского эмпиризма: бэконовское учение об опыте, о роли индукции, об „идолах“ познания. Локковская модель научного познания. Тезис Беркли: быть — значит быть воспринимаемым. Юмовский скептицизм и психологизм, критика понятия причинности.

Кантовское решение проблемы познания. Постановка вопроса о возможности познания. Пространство и время как формы чувственности. Конструирование предметности в процессе познания. Разум как законодатель. Специфика кантовского понимания мышления. Критика возможности сверхчувственного познания. Понятие „вещи в себе“. Антиномии разума..

Трактовка познания в неокантианстве. Марбургская и баденская школы неокантианства. Неокантианская разработка теории познания. Деление наук на номотетические и идиографические. Проблема ценностей в Баденской школе.

Позитивизм и постпозитивизм.  Первый и второй позитивизм XIX в. Аналитическая философия Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Логический позитивизм и «лингвистический поворот». Постпозитивизм К.Поппера, Т.Куна и И.Лакатоса.

Гносеологические вопросы в философии новейшего времени. Ф. Ницше: познание как выражение “воли к власти”. Разум и интуиция в философии А. Бергсона. Природа познания и понимание истины в позитивизме и прагматизме. Теория познания в русской философской традиции: интуитивизм Н. Лосского. Отказ от идеи репрезентации у Д. Дьюи, Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера.

Развитие философии науки в последней трети XX века: «реализм и конструктивизм», социология науки, философия эксперимента, взаимоотношение науки и техники

          Логическая критика позитивизма К. Поппером: проблемы индукции и демаркации; принцип фальсификации; отношение к истине. Концепция роста науки К. Поппера: фаллибилизм и теория правдоподобия. Развитие современной космологии и физики элементарных частиц.

          Историческая критика позитивизма. Существуют ли “решающие эксперименты”? Тезис о “несоизмеримости теорий”. Куновская модель развития науки: научное сообщество и научная парадигма, “нормальная” и “аномальная” фазы в истории науки. Модель исследовательских программ И. Лакатоса: “жесткое ядро” и “защитный пояс гипотез”; “прогрессивный сдвиг проблем” как критерий отброса исследовательских программ. Исторический релятивизм П. Фейерабенда. Спор реализма и антиреализма в современной философии науки. Социологизация современной философии науки. Спор о модели «внешней» и «внутренней» истории Лакатоса. Место лаборатории в науке. Взаимоотношения науки и техники во второй половине XX – начале XXI в.

           Структура естественно-научного знания. Место математики и измерений. Место оснований и теорий явлений. Место методологических принципов.

           Взаимоотношение науки и техники. Происхождение техники и ее сущность. Проблема научно-технического прогресса. Этические проблемы современной науки. Формы сочетания науки и техники в XX в.

 

ТЕМА 3. Современная философия о проблемах естественно-научного знания.

Философские проблемы наук о неживом. Теория относительности и философские проблемы пространства и времени. Квантовая механика и философские проблемы ее осмысления. Место парадоксов, измерения и наблюдателя. Понятие динамических и статистических закономерностей и вероятности как объективной характеристики природных объектов. Место принципов симметрии и законов сохранения.

Синергетика, самоорганизация и соотношение порядка и беспорядка. Модель глобального эволюционизма.

Особенности наук о живом. Вопрос о редукции биологии и химии к физике. Противоречия между природой и человеком в наши дни. Глобальные проблемы современной цивилизации, возможности экологической катастрофы. Биосфера, ноосфера, экология и проблема устойчивого развития.

Междисциплинарные подходы в современной науке.

 

ТЕМА 4. Современная философия о проблемах социального и гуманитарного знания.

Гуссерлевская критика психологизма в логике. Феноменология как строгая наука. Истина и метод: от разума законодательствующего к разуму интерпретирующему; Г.-Р. Гадамер, П. Рикер и др. «Философия и зеркало природы": Р. Рорти.

Философская антропология (Шелер, Гелен). Структурализм (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс и др.); постструктурализм (Р. Барт, М. Фуко и др.). Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Герменевтика Х. Гадамера.

 

ТЕМА 5. Наука, религия, философия.

Религия и философское знание. Ранние формы религии. Многообразие подходов к проблемам ранних религиозных форм: эволюционизм (У. Тейлор), структурализм (Леви-Брюль, Леви-Строс), марксизм.

От мифа к логосу: возникновение греческой философии, противопоставление умозрительного и технического. Натурфилософия, онтология, этика, логика. Гармония человека и природы в древневосточной философии. Человек и природа в традиции европейской культуры. Эволюция европейской мысли от “фюсис” античности — к “природе” и “материи” Нового Времени.

Наука Нового времени как наследница греческой натурфилософии. Натурфилософские традиции прошлого и современные философские и научные подходы к пониманию природы, отношений человека и природы.

Взаимоотношение мировых религий с философией и наукой. Решение проблем соотношения веры и разума, свободы воли и предопределенности в различных ветвях христианства и в исламе. Проблема возможности существования религиозной философии. Религиозно-философские концепции немецких романтиков (Ф. Шлейермахер). Религиозная философия С. Кьеркегора. Границы существования религиозной философии в рамках католицизма (неотомизм), протестантизма, православия. Русская религиозная метафизика.

 

ТЕМА 6. Проблема кризиса культуры в научном и философском дискурсе.

Культ разума и идея прогресса эпохи Просвещения и антипросвещенческие иррационалистические течения конца XIX и вв. С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. З. Фрейд, его последователи и оппоненты. Учение о коллективном бессознательном К.Г. Юнга.

Антисциентизм и кризис культуры. Марксизм советский и западный, переосмысление марксистского наследия в творчестве представителей Франкфуртской школы социологии (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс), его основные проблемы и парадоксы. Философский постмодерн (Лиотар, Бодрийар, Делез и др.). Образ философии и ее истории в современных философских дискуссиях.

 

ТЕМА 7. Наука и философия о природе сознания.

Феномен сознания как философская проблема. Знание, сознание, самосознание. Реальное и идеальное. Бытие и сознание. Сознание–речь–язык. Вещь–сознание–имя. Сверхсознание–сознание–бессознательное. Принцип тождества бытия и мышления (сознания): от элеатов до Г. Гегеля. Сознание и самосознание в философии Г. Гегеля. Проблематика сознания у философов XIX-XX вв.


Рекомендуемая учебная литература

Философия науки (ред. А.И.Липкин) М.: ЮРАЙТ, 2015. 

Антология мировой философии. В 4-х томах. М., 1969-1972.

История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 2-4 (кн. 2 <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/> кн.3 <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/>; кн.4 <http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/>)

Рассел Б. История западной философии (http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html)

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.  Тт. 1-4. СПб., 1994-1997.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Философский энциклопедический словарь (большого формата, издания не ранее 1988 г.)

Фролов И. Т. (ред.) "Введение в философию"http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/ )

 

Темы для рефератов 




I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Этические и этико-политические проблемы

1. Вопрос о смысле жизни как предельный вопрос этики.

Процесс этической индивидуализации в древнем мире. Осознание противоречия между гедонистическим смыслом жизни, конечностью жизни и справедливостью-добродетелью. Типы разрешения этого противоречия: 1) загробное воздаяние; 2) решение Платона и Будды; 3) решение римского стоицизма и конфуцианства (<http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/crisis_renascence/> ); решения эпохи Просвещения: разумный эгоизм; утилитаризмэтика долга Канта (добрая воля, долг, счастье, категорический императив ("Критика практического разума"). Этические концепции Востока

Новый тип этических проблем (Макиавелли ("Государь"), Достоевский ("Великий инквизитор") , Сартр ("Дьявол и Господь Бог"))

Этико-политические системы просвещения и современности

"Естественное состояние" и "общественный договор" (Гоббс , Локк , Руссо [Б.Рассел: http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html ]). Либерализм и социализм: сравнение западных индивидуалистически-демократических политико-экономических систем и коллективистски-авторитарных систем "реального социализма" (Поппер и Хайек [см. Поппер К. "Открытое общество и его враги" и Хайек Ф.А. "Пагубная самонадеятельность: ошибки социализма"]), неолиберализм - теория рационального выбора Дж. Ролса, социал-демократизм, неоклассицизм (http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=43&r=4&z=0);, утопизм (утопия – вымышленное рационально устроенное общество всеобщего благоденствия (http://www.mnemosyne.ru/library/rawls.html ), идет от "Утопии" Томаса Мора (http://lib.ru/INOOLD/MOR/utopia.txt)), анархизм и новые левые (см. ст.М.А.Хевеши "АНТИКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ БУНТ "НОВЫХ ЛЕВЫХ")(http://philosophy.ru/iphras/library/absol.html#195), национализм ХХ века, мультикультурализм и религиозный фундаментализм (http://philosophy.mipt.ru/publications/works/lipkin/civilization/LipkinPubl1206.html); глобализм и антиглобализм.

Вопросы для семинара по теме I.

Три формы отношений индивида и общества (коллективизм, эгоцентризм, личность) на материале античности?

Отличие мировой и «государственной» религий?

Этико-политические концепции Гоббса, Локка, Руссо (по Расселу)?

Утилитаризм?

Этика долга Канта?

Либерализм и неолиберализм, "теория справедливости", понятия отрицательной и положительной свободы?

Социализм: "за" (западный марксизм 20 в. и новые левые) и "против" (Поппер, Хайек)?

Мультикультурализм

Литература: Современный либерализм: Ролз,... М., 1998 (http://www.mnemosyne.ru/library/index.html)

 Русская философия и культура на фоне европейской. Основные этапы развития философии в России. Религиозно-мистическая философия "серебряного века" (В.Соловьев, Н.Бердяев); философский (Н.Федоров) и научный (Циолоковский, Чижевский, Вернадский) космизм; материализм и марксизм (Чернышевский, Плеханов, Ленин).

Экзистенциализм 
С. Ки(ь)ркегор. Страх и трепет 

К. Ясперс. Философская вера (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/jaspers/01.php) Лекции 2, 3, 4 (на выбор) 

Ж.П. Сартр. Дьявол и Господь Бог. 
А.Камю: Бунтующий человек; Чума 
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. Восстание масс. 

Н. Бердяев: Философия свободы; Философия творчества 
Г. Шпет: Явление и смысл (1914); Сознание и его собственник (1916); Герменевтика и её проблемы (1918); Философское мировоззрение Герцена (1921) 

Персонализм 
Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999 
Бубер М. Я и Ты, М., 1993; 
Маритен Ж. Человек и государство. М.: Идея-Пресс, 2000 -- Бачурин Александр 
Марсель Г. Быть и иметь М., 1994 
Философия жизни 
А.Шопенгауэр: «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813); «Мир как воля и представление» (1819); «Об основе морали» (1840); Афоризмы житейской мудрости 
Ф. Ницше: 
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883—1887) 
· «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und B?se, 1886) 
· «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887) 
· «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888) 
· «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (G?tzen-D?mmerung, 1888), книга также известна под названием «Сумерки идолов» 
· «Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888) 
· «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888) 
Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь). (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/31747) 
Бергсон А. Длительность и одновременность; Творческая эволюция 
О. Шпенглер. Закат Европы 
З.Фрейд [Психология бессознательного (М., 1990) Психоанализ. Религия. Культура. (М., 1992)]: Лекции по введению в психоанализ (1916-1917); Я и Оно (Das Ich und das Es, 1923); 
Ж.П. Сартр "Фрейд" (http://lib.rus.ec/b/92602) 
К.Юнг Аналитическая психология. Тавистокские лекции 
Феноменология 
Э.Гуссерль: Философия как строгая наука; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология 
М. Хайдеггер: Время картины мира; Что такое метафизика?; Европейский нигилизм; Письмо о Гуманизме; Бытие и время (центральное, но сложное произведение). 
Герменевтика 
Г. Гадамер Истина и метод 
Фра?нкфуртская шко?ла неомарксизма 
· Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения (1944). 
· Адорно, Т. Исследования авторитарной личности (1950). 
· Адорно, Т. Негативная диалектика (1966). 
· Маркузе, Г. Разум и революция (1941). 
· Маркузе, Г. Эрос и цивилизация (1955). 
· Маркузе, Г. Одномерный человек (1964). 
· Фромм, Э. Бегство от свободы (1941). – занято! 
· Фромм, Э. Здоровое общество (1955). 
· Фромм, Э. Марксова концепция человека (1961). 
· Фромм, Э. Революция надежды (1968). 
· Фромм, Э. Иметь или быть? (1976). 
· Хабермас, Ю. Знание и человеческие интересы (1968). 
· Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия (1981). 
· Хоркхаймер, М. Традиционная и критическая теория (1936). 
Постструктурализм 
М.Фуко: 

Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет 
История безумия в классическую эпоху/ Пер. с фр. И. Стаф под ред. В. Гайдамака. — СПб.: Университетская книга, 1997 
Забота о себе. История сексуальности. т.3 — Киев: Дух и Литера, 1998. 
Надзирать и наказывать / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. — M.: Ad Marginem, 1999. 
Интеллектуалы и власть: статьи и интервью 
Жан-Франсуа Лиотар. Состояние Постмодерна 
Ж. Бодрийар: Симулякры и симуляция; В тени молчаливого большинства, или конец социального; Символический обмен и смерть; Общество потребления; Америка (эссе) 
Барт Р. Мифологии; Ролан Барт о Ролане Барте; 

В. Соловьев "Чтения о богочеловечестве" 
Н. Бердяев "Философия свободы"; "Смысл творчества" 

Комментарий. 
Тексты очень разной сложности. 
Ваш выбор надо утвердить у меня. 

адрес нашей общей переписки по курсу лекций: phillipkmipt (at) gmail (dot) com 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика