Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Список экзаменационных вопросов по истории, философии и методологии естествознания для студентов V курса ФИВТ

Д.ф.н. ЛИПКИН А.И.

Экзаменационные вопросы для студентов V курса ФИВТ

(2016–2017 учебный год) 


Запись консультации для студентов от 30 мая 2015 (скачать файл в формате amr 3.8 mb)...


1. Предыстория науки в древности.


2. Научные программы Платона, Аристотеля и Демокрита. Рождение теории и математики.


3. Наука в Европе в Средние века. Спор веры и разума. Переосмысление античного наследия. Николай Кузанский и понятие бесконечности.


4. Возникновение науки Нового времени: основные концепции и ключевые персоналии.


Примечание: Текст для подготовки к первым четырем вопросам скачать...


5. Спор рационализма и эмпиризма  (ДекартЛоккБэкон).


6. Понятие субстанции у ДекартаСпинозы и Лейбница (По Расселу: ДекартСпиноза и Лейбниц). 


7. Спор идеализма (Беркли) и материализма (Дидро и Ламетри) внутри эмпиризма.


8. Д.Юм: учение о познании и причинности.


9. И. Кант и его вариант решения проблемы Юма и споров между рационализмом и эмпиризмом и между материализмом и идеализмом (понятия "мира явлений" и "мира вещей для себя", априорных форм, синтетических и аналитических суждений).


10. Первый позитивизм. Главные положения Конта и эволюционизм Спенсера.


11. Второй позитивизм (Мах и "нейтральные элементы", конвенционализм Пуанкаре), гносеологический кризис в физике, спор «реализма» и «конвенциализма».


12. Американский прагматизм (принцип Пирса)


13. Логический позитивизм как представитель аналитической философии: Рассел, Витгенштейн, Венский кружок (принцип верификации и «протокольные предложения»)


14. Логическая критика позитивизма К. Поппером: проблемы индукции и демаркации; принцип фальсификации; отношение к истине. Концепция роста науки.


15. Историческая критика позитивизма Т. Куном. Куновская модель развития науки: научное сообщество и научная парадигма, “нормальная” и “аномальная” фазы в истории науки.


16. Модель «исследовательских программ» (ИП) И. Лакатоса.


17. Спор реализма и антиреализма в современной философии науки.

Примечание: Текст для подготовки к этому вопросу скачать...


18. Социологизация современной философии науки. Спор о достаточности модели «внешней» и «внутренней» истории Лакатоса.

Примечание: Текст для подготовки к этому вопросу скачать...


19. Структура физического знания. Место математики и измерений. Место оснований и теорий явлений.

Примечание: Для подготовки во вопросам 19,21-26 рекомендуем кафедральный учебник под редакцией А.И. Липкина "Философия науки" Скачать книгу можно по этой ссылке...


20. Философские проблемы квантовой механики (3 "интерпретации" и "парадоксы")


21. Философские проблемы теории относительности (происхождение ТО, место 4-мерия, реляционная и абсолютистская онтологии)


22. Структура химического знания. Проблема редукции химии к физике


23. Проблема обоснования математики

Примечание: Текст для подготовки к этому вопросу скачать...


24. Сущность техники. Этические проблемы современной науки и техники.

Примечание: Текст для подготовки к этому вопросу скачать...


25. Типы сочетания науки и техники при создании современных наукоемких технологий


26. Особенности наук о живом. Вопрос о редукции биологии к химии и физике. Биосфера, ноосфера, экология и проблема устойчивого развития.

  Примечание: Показать \Скрыть


27. Синергетика, самоорганизация, порядок и хаос, концепция глобального эволюционизма и «антропный принцип».


28. Концепции философии сознания.


29. Герменевтика и вопрос о специфике гуманитарных наук.


30. Основные идеи структурализма


31. Основные понятия постструктурализма (М.Фуко: «дисциплинарная власть», «власть-знание», «эпистема»). Критика макронарратива в постмодернизме (Лиотар).

  Примечание: Показать \Скрыть


32. Основные понятия исторического материализма (формации,…; базис и надстройка). Социальная обусловленность человека


33. Представление о человеке в экзистенциализме (Сартр «Экзистанциолизмм – это гуманизм», «проснуться» (см. прим.) из Камю:)

  Примечание: Показать \Скрыть


34. Основные положения философии жизни (Шопенгауэр (процесс «объективации»), Ницше («воля к власти») и иррационализм

  Примечание: Показать \Скрыть


35. Цивилизационный подход как альтернатива марксизму и европоцентризму (Шпенглер).

  Примечание: Показать \Скрыть


36. Понятия «общественного договора» и «естественного состояния» общества ( Т. Гоббс («Левиафан»), Дж. Локк ) (по Расселу...)


37. Этика утилитаризма (Милль) и этика долга Канта («категорический императив»)


  Примечание: Показать \Скрыть


Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li soc-yt
Яндекс.Метрика