Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Первое заседание клуба

28 марта 2015 состоялось первое заседание.

Его вели Аркадий Исаакович Липкин (АЛ) и Владислав Владимирович Гершкович (ВГ).

 

Для «затравки» демонстрировался фильм Л.Бонюэля «Скромное обаяние буржуазии» (1972). В 1973 он получил: премию «Оскар» (лучший фильм на иностранном языке), премию Французского общества кинокритиков (лучший фильм), премию Национального общества кинокритиков США (лучший режиссёр, лучший фильм).

Фильм был описан как бесплотная паутина снов внутри снов, в которых снится сон. Герои фильма — шесть человек из верхних слоёв среднего класса — на протяжении фильма пытаются, несмотря на постоянно возникающие препятствия, вместе пообедать.

 

«А о чем был фильм?» - начали спрашивать собравшиеся.

АЛ: Из богатого художественного произведения каждый берет свое. Но главной темой фильма мне представляется критика буржуазного общества левым интеллектуалом. Он утверждает, что смыслом жизни буржуа является стандартный набор удовольствий, сочетающийся с цинизмом и равнодушием к окружающему. По большому счету их жизнь бессмысленна и абсурдна, о чем говорят повторяющиеся кадры, где они идут по дороге из никуда в никуда, и рассказы о снах, которые прерывают вроде бы самые серьезные действия. Сюрреалистическая форма описывает сюрреалистическое содержание.

 

Однако главной темой обсуждения стал вопрос «В чем суть замысла клуба». (ВГ) была высказана идея, что целью клуба является развитие личности. На что последовало возмущенное высказывание одной из участниц: «Уже поздно этот вопрос ставить. Вы что нас за личностей не считаете?».

АЛ: Ответ на этот вопрос даете вы сами, мы пытаемся предоставить возможности, которыми вы можете воспользоваться, если сумеете.

- А какие возможности, расскажите? А то неясно из чего выбирать.

АЛ: Запросы должны идти от Вас.

ВГ: Здесь можно воспользоваться метафорой «пассажира поезда и пешехода». 1-й может на станциях осуществить пересадку, выбрать между заданными не им направлениями. 2-й движется медленнее, но в любом направлении, которое задает он сам.

АЛ: Похоже, что присутствующие не знают, что спрашивать. Это достаточно характерно, причем не только для физтехов, я через это в свое время прошел сам. На первый курс человек приходит с горящими глазами и кучей вопросов. После трех лет интенсивной учебы у студента не только исчезают вопросы, но угасает и способность их задавать. Характерный пример: я употребил слово «симулякр». Многие из вас не знают что это такое, но почему-то не спрашивают. В клубе можно восстановить способность задавать серьезные вопросы.

Реплика из зала: «Человек должен стремиться быть целостным, чтобы и физика, и лирика, …»

АЛ: Целостность может быть разной, может быть за счет развития, точнее за счет саморазвития, а может быть за счет редукции, обеднения, многие физтехи такой целостностью обладают. Но современный мир нелинеен и сложен и такой редуцированной целостности недостаточно для того, чтобы ориентироваться в нем.

Здесь вспоминается высказывание испанского экзистенциалиста Ортеги-и-Гассета: «Раньше людей можно было разделить на образованных и необразованных, на более или менее образованных и более или менее необразованных. Но "специалиста"  нельзя  подвести ни под одну из этих категорий.  Его нельзя назвать образованным, т.к. он полный невежа во всем, что входит в его специальность;  он и не невежа, т.к. он все-таки "человек науки" знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать  его "ученым невеждой",  и это очень серьезно,  это значит, что во всех вопросах,  ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом,  но с авторитетом и амбицией,  присущими знатоку и специалисту... В политике,  в искусстве,  в социальной жизни,  и в остальных науках  он держится примитивных взглядов полного невежды,  но излагает их и отстаивает с авторитетом и самоуверенностью, не принимая возражения авторитетных специалистов...» (Восстание масс).

 

ВГ: Вы знаете чем отличается университет от специального вуза?

Реплика из зала: Универсальностью образования.

АЛ: Во многом – самообразования. При этом особое значение имеет «внеклассная» «клубная» составляющая, связанная с общением в коридорах, столовой, которая специально устраивалась как межфакультетская. Например, я пару лет вольнослушателем ходил на кафедру зарубежной философии Философского фак-та МГУ, где подружился с профессором Арсением Николаевичем Чанышевым. Так вот его лекции мне не очень нравились, но после них мы гуляли вокруг университета по часу и более, и вот эти беседы мне дали куда больше. Другой пример из моей жизни. Мой первый руководитель лаборатории – академик Иван Васильевич Обреимов и мои непосредственные руководители – очень много дали мне за чайными беседами, которые предваряли два еженедельных семинара (эту традицию И.В.Обреимов вывез из довоенной Германии).

Более прямая, но тоже не лекционная и предполагающая собственную активность форма – научные семинары. Все эти формы имеют нечто общее с тем, что вам предлагается, но вы получите лишь то, что сможете взять.

Сегодня для затравки беседы был показан фильм, но возможны и другие формы «затравки».

Форма ведения – несколько ведущих (в этот раз было два) – себя оправдала, было не скучно, и основная часть не очень многочисленной аудитории осталась до конца, до 21.00 (началось все в 17.30 (полчаса возились с проектором)).

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика