Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Молекулярная микробиология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский физико-технический институт (государственный университет)»
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной и методической работе
Д.А. Зубцов
Рабочая программа дисциплины (модуля)
по дисциплине: Молекулярная микробиология
по направлению: Прикладные математика и физика (бакалавриат)
профиль подготовки:
факультет: биологической и медицинской физики
кафедра: молекулярной и биологической физики
курс: 4
квалификация: бакалавр
Семестр, формы промежуточной аттестации: 8(Весенний) - Дифференцированный зачет
Аудиторных часов: 30 всего, в том числе:
лекции: 30 час.
практические (семинарские) занятия: 0 час.
лабораторные занятия: 0 час.
Самостоятельная работа: 42 час.
Всего часов: 72, всего зач. ед.: 2
Количество курсовых работ, заданий: 2
Программу составили:
А.В. Летаров, д-р биол. наук, доцент
Программа обсуждена на заседании кафедры
10 июля 2015 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой И.А. Попов
Декан факультета биологической и медицинской физики
Начальник учебного управления И.Р. Гарайшина
1. Цели и задачи
Цель дисциплины
Целью курса является усвоение студентами основ микробиологии и понимание молекулярных механизмов основных метаболических микробных процессов. Данный курс подготавливает студентов к чтению и пониманию научной литературы по микробиологии.
Задачи дисциплины
- Получение студентами базовых знаний в области микробиологии, о принципах систематики микроорганизмов, о строении микробных клеток  и о микробных процессах в рамках современной концепции миробиологии.
- Получение студентами теоретических представлений молекулярных процессах, идущих в клетках бактерий, микробном метаболизме, роли микроорганизмов в биосфере.
- Формирование представления об эволюции микроорганизмов, о ходе современной научной дискуссии и об уровне аргументации сторон в данной дискуссии.
- Получение теоретических знаний о ходе патогенеза микробных заболеваний и о закономерностях иммунного ответа.
- Получение теоретических знаний о строении и жизненном цикле вирусов микроорганизмов, об их роли в жизни микробного сообщества и об их роли в эволюции микроорганизмов.
- Формирование у студентов навыков самостоятельной работы со специальной научной литературой биологической направленности.
2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Данная дисциплина относится к вариативной части образовательной программы.
Дисциплина «Молекулярная микробиология » базируется на дисциплинах:
Общая и неорганическая химия;
Органическая химия;
Общая биология;
Биохимия;
Молекулярная биология.
Дисциплина «Молекулярная микробиология » предшествует изучению дисциплин:
Биотехнология.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Освоение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
способность использовать основы философских знаний для формирования мировозренченской позиции (ОК-1);
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
способность планировать и проводить научные эксперименты (в избранной предметной области) и (или) теоретические (аналитические и имитационные) исследования (ПК-1);
способность анализировать полученные в ходе научно-исследовательской работы данные и делать научные выводы (заключения) (ПК-2);
способность выбирать и применять подходящее оборудование, инструменты и методы исследований для решения задач в избранной предметной области (ПК-3);
способность критически оценивать применимость применяемых методик и методов (ПК-4);
способность понимать принципы составления проектов работ в избранной области и экономические аспекты проектной деятельности (ПК-5);
способность понимать и применять методологии проектирования (ПК-6);
способность демонстрировать осведомленность в сфере проектного менеджмента и бизнеса, знание и понимание влияния рисков и изменяющихся условий (ПК-7).
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны
знать:
- фундаментальные понятия, законы, теории классической и современной микробиологии;
- порядки численных величин, характерные для различных разделов химии живого;
- структуры и функции основных метаболитов энергетического и пластического обмена микробной клетки;
- современные проблемы физики, химии, биологии, математики;
- современные подходы, применяемые в практической микробиологии (биотехнологии);
- экспериментальные основы микробиологии;
- строение бактериальной клетки и принципы ее функционирования
- строение вирусов микроорганизмов и принципы их функционирования
- основы и принципы систематики микроорганизмов и их вирусов
- роль микроорганизмов и их вирусов в экосистемах различного порядка
- основные принципы работы иммунного ответа
- основные стадии патогенеза отдельных заболеваний, вызванных микроорганизмами.
уметь:
- соотносить процессы, происходящие в живой клетке, с физическими и химическими процессами
- ориентироваться в структурных формулах главных компонентов клетки (углеводы, в том числе полисахариды, аминокислоты, белки, нуклеотиды, нуклеозиды, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), липиды, витамины, стероидные гормоны)
- применять полученные теоретические знания о экспериментальных подходах в микробиологии для решения конкретных экспериментальных задач
- пользоваться своими знаниями для решения фундаментальных и прикладных задач и технологических задач;
- делать правильные выводы из сопоставления результатов теории и эксперимента;
- производить численные оценки по порядку величины;
- делать качественные выводы при переходе к предельным условиям в изучаемых проблемах;
- видеть в биологических задачах физическое содержание;
- осваивать новые предметные области, теоретические подходы и экспериментальные методики;
- получать наилучшие значения измеряемых величин и правильно оценить степень их достоверности;
- работать на современном, в том числе и уникальном экспериментальном оборудовании;
- эффективно использовать информационные технологии и компьютерную технику для достижения необходимых теоретических и прикладных результатов.
владеть:
- навыками освоения большого объема информации;
- культурой постановки и моделирования биологических задач;
- навыками грамотной интерпретации результатов опыта и сопоставления с теоретическими данными;
- практикой исследования и решения теоретических и прикладных задач  в предметной области курса.
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкости по видам учебных занятий
             
Тема (раздел) дисциплины Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу
Лекции Практич. (семинар.) задания Лаборат. работы Задания, курсовые работы Самост. работа
1 Обзор биологии бактериофагов 2       2
2 Обзор секреторных систем бактерий 2       2
3 Обзор типов движения прокариотов 2       2
4 Онтогенез бактериальнй клетки 2       2
5 Основные механизмы споруляции 2       2
6 Основы механизмов неспецифического иммунного ответа 2       2
7 Патогенность микроорганизмов 2       2
8 Предмет «микробиология» и объект предмета «микробиология» 2       2
9 Принципы специфического иммунного ответа 2       2
10 Транскрипция и трансляция у прокариотов 2       2
11 Углеродная гетеротрофия 2       2
12 Форма прокариотической клетки 2       2
13 Хранение и передача генетической информации 2       2
14 Цитоскелет прокариотической клетки 2       2
15 Энергетический обмен прокариотической клетки 2       14
Итого часов 30       42
Подготовка к экзамену 0 час.
Общая трудоёмкость 72 час., 2 зач.ед.
             
4.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
Семестр: 8 (Весенний)
1. Обзор биологии бактериофагов
Строение хвостатого фага T4. Единичный цикл фага, литический и лизогенный цикл, умеренные и вирулентные фаги. Морфогенез хвостатых бактериофагов. Экологическое значение бактериофагов.
2. Обзор секреторных систем бактерий
Передача из цитоплазмы к наружней мембране белков, липополисахаридов, липопротеинов. Вывод плазмид из цитоплазмы в наружнюю среду.
3. Обзор типов движения прокариотов
Активное и пассивное движение. Механизмы различных типов активного движения прокариотов. Строение бактериального жгутика. Разница между периплазматическим и эндоплазматическим жгутиком. Строение пили IV типа. Движение с помощью полимеризации актина клетки-хозяина.
4. Онтогенез бактериальнй клетки
Стадии клеточного цикла. Обзор разнообразия клеточных циклов прокариотов. Клеточная дифференцировка у прокариотов на примере Caudolobacter crescetens. Механизмы старение клетки. Смерть клетки.
5. Основные механизмы споруляции
Образование споры. Условия споруляции. Фосфореле. Роль  SpoOA. Строение споры. Изопиколиновая кислота. Прорастание споры.
6. Основы механизмов неспецифического иммунного ответа
Факторы неспецифического иммунитета. Клетки, вовлеченные в неспецифический иммунный ответ. Воспалительная реакция. Система комплемента. Септический шок.
7. Патогенность микроорганизмов
Определение факторов патогенности микроорганизмов, обзор основных типов факторов патогенности. Противодействие бактериальных патогенов иммунной системе. Бактериальные токсины, их типы.
8. Предмет «микробиология» и объект предмета «микробиология»
Что является объектом изучения микробиологии, какова систематическая принадлежность объектов, изучаемого микробиологами, как эти объекты распределеын в природе,  какие задачи изучает предмет «микробиология».
9. Принципы специфического иммунного ответа
Понятие антитела. Типы антител. Принцип клональной селекции. Антиген – презентирующие клетки, Т и В лимфоциты. Взаимодействие специфического и неспецифического иммунного ответа. Аутоиммунные реакции. Иммунодигностика.
10. Транскрипция и трансляция у прокариотов
Транскрипция и трансляция у прокариотов.
11. Углеродная гетеротрофия
Основные реакции гликолиза, альтернативные пути метаболизма моосахаридов, брожение, судьба пирувата, цикл Кребса. Энергетический и пластический смысл всех перечисленных процессов.
12. Форма прокариотической клетки
Обзор форм, характерных для прокариотических клетое. Механизмы детерминации формы прокариотической клетки.
Строение и синтез пептидогликана.
Рост пептидогликанового слоя в длину и толщину?
13. Хранение и передача генетической информации
Строение бактериальной хромосомы. Партитность генома прокариотов. Особенности репликации у прокариотов. Инициация репликации. Инициация транскрипции.
14. Цитоскелет прокариотической клетки
Обзор основных белков цитоскелета прокариотов. Функции и строение белков FtsZ, MinCDE, MreB, PBP.
Механизмы деления прокариотической клетки.
15. Энергетический обмен прокариотической клетки
В каких видах энергия содержится в прокариотических клетках, основные ее носители, способы передачи от носителя к носителю. Протонофорные системы, АТФ-азы, НАД/НАДН, ФАД/ФАДН2. фосфагены.
5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Компьютер и мультимедийное оборудование (проектор, звуковая система).
6. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Основная литература
1. Александер Пиневич, «Биология прокариотов», в 3х томах. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009 г.
2. Александр Пиневич, Алексей Сироткин, Ольга Гаврилова, Алексей Потехин «Вирусология». Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011 г.
3. «Современная микробиология» в 2х томах, под ред.  Джозеф Ленгелер, Г. Древс, Ганс Шлегель, Москва, «Мир», 2012.
Дополнительная литература
1. Заварзин Г.А. «Лекции по природоведческой микробиологии»/ Г.А. Заварзин, отв. Ред. Н.Н. Колотилова; Ин-т микробиологии. – М. Наука, 2003. – 348 с.
2. Шлегель Ганс «История микробиологии»
3. Поль де Крюи. «Охотники за микробами». М., Молодая гвардия, 1935, 1957, М., Терра – Книжный клуб, 2001, СПб, Амфора, 2006
4. Экология микроорганизмов: Учебник для студ. ВУЗов/ А. И. Нетрусов. Е. А.А Бонч-осмоловская, В.М. Горленко и др.; под ред. А. И. Нетрусова – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 272 с.
5. Мецлер Д. Биохимия: В 3-х т.: Пер. с англ. - М.: Мир, 1980.
6. Ленинджер А. Биохимия: Молекулярные основы структуры и функций клетки: Пер. с англ. - М.: Мир, 1974, 1976.
7. Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х т.: Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.
8. Льюин Б. Гены: Пер. с англ. - М.: Мир, 1987.
9. Наглядная биохимия. Кольман Я., Рём К.-Г. М.: Мир, 2000. - 469 с.
10. Шлегель Ганс Гюнтер. История микробиологии: пер. С нем. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 304.
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Pubmed.com База данных о публикациях биомедицинской тематики
http://www.expasy.org/ Портал биоинформационных инструментов
8.  Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
При подготовке и чтении лекций может потребоваться следоущее программное обеспечение: MS Word, MS Power Point, MS Visio. При самостоятельном изучении учебного материала необходимо наличие установленных: Acrobat Reader, DJVU Reader.
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Успешное освоение курса «Молекулярная микробиология» требует большой самостоятельной работы студента. В программе курса приведено минимально необходимое время для работы студента над темой.
Самостоятельная работа включает в себя:
– чтение и обсуждение рекомендованной литературы,
– изучение новых научных статей по изучаемой теме.
Контроль над самостоятельной работой студента осуществляется в форме индивидуальных консультаций и регулярных контрольных работ.
Показателем владения материалом служит проверка знаний в результате контрольных работ и активного общения с лектором во время обучения.
При затруднениях с пониманием материала следует обращаться за консультациями к лектору.
10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам обучения
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
по направлению: Прикладные математика и физика (бакалавриат)
профиль подготовки:
факультет: биологической и медицинской физики
кафедра (название): молекулярной и биологической физики
курс: 4
квалификация: бакалавр
Семестр, формы промежуточной аттестации: 8(Весенний) - Дифференцированный зачет
Разработчики:
А.В. Летаров , д-р биол. наук, доцент
М.А. Летарова , доцент
1. Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины
Освоение дисциплины направлено на формирование у обучающегося следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
способность использовать основы философских знаний для формирования мировозренченской позиции (ОК-1);
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
способность планировать и проводить научные эксперименты (в избранной предметной области) и (или) теоретические (аналитические и имитационные) исследования (ПК-1);
способность анализировать полученные в ходе научно-исследовательской работы данные и делать научные выводы (заключения) (ПК-2);
способность выбирать и применять подходящее оборудование, инструменты и методы исследований для решения задач в избранной предметной области (ПК-3);
способность критически оценивать применимость применяемых методик и методов (ПК-4);
способность понимать принципы составления проектов работ в избранной области и экономические аспекты проектной деятельности (ПК-5);
способность понимать и применять методологии проектирования (ПК-6);
способность демонстрировать осведомленность в сфере проектного менеджмента и бизнеса, знание и понимание влияния рисков и изменяющихся условий (ПК-7).
2. Показатели оценивания компетенций
В результате изучения дисциплины «Молекулярная микробиология » обучающийся должен:
знать:
- фундаментальные понятия, законы, теории классической и современной микробиологии;
- порядки численных величин, характерные для различных разделов химии живого;
- структуры и функции основных метаболитов энергетического и пластического обмена микробной клетки;
- современные проблемы физики, химии, биологии, математики;
- современные подходы, применяемые в практической микробиологии (биотехнологии);
- экспериментальные основы микробиологии;
- строение бактериальной клетки и принципы ее функционирования
- строение вирусов микроорганизмов и принципы их функционирования
- основы и принципы систематики микроорганизмов и их вирусов
- роль микроорганизмов и их вирусов в экосистемах различного порядка
- основные принципы работы иммунного ответа
- основные стадии патогенеза отдельных заболеваний, вызванных микроорганизмами.
уметь:
- соотносить процессы, происходящие в живой клетке, с физическими и химическими процессами
- ориентироваться в структурных формулах главных компонентов клетки (углеводы, в том числе полисахариды, аминокислоты, белки, нуклеотиды, нуклеозиды, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), липиды, витамины, стероидные гормоны)
- применять полученные теоретические знания о экспериментальных подходах в микробиологии для решения конкретных экспериментальных задач
- пользоваться своими знаниями для решения фундаментальных и прикладных задач и технологических задач;
- делать правильные выводы из сопоставления результатов теории и эксперимента;
- производить численные оценки по порядку величины;
- делать качественные выводы при переходе к предельным условиям в изучаемых проблемах;
- видеть в биологических задачах физическое содержание;
- осваивать новые предметные области, теоретические подходы и экспериментальные методики;
- получать наилучшие значения измеряемых величин и правильно оценить степень их достоверности;
- работать на современном, в том числе и уникальном экспериментальном оборудовании;
- эффективно использовать информационные технологии и компьютерную технику для достижения необходимых теоретических и прикладных результатов.
владеть:
- навыками освоения большого объема информации;
- культурой постановки и моделирования биологических задач;
- навыками грамотной интерпретации результатов опыта и сопоставления с теоретическими данными;
- практикой исследования и решения теоретических и прикладных задач  в предметной области курса.
3. Перечень типовых контрольных заданий, используемых для оценки знаний, умений, навыков
Промежуточная аттестация по дисциплине «Молекулярная микробиология » осуществляется в форме экзамена (зачета). Экзамен (зачет) проводится в письменной (устной) форме.
1. Предмет «микробиология» и объект предмета «микробиология».
Что является объектом изучения микробиологии, какова систематическая принадлежность объекта, изучаемого микробиологами, как этот объект распределен в природе,  какие задачи изучает предмет «микробиология»
2. Форма прокариотической клетки.
Какие формы характерны прокариотическим клеткам? Что определяет форму прокариотической клетки? Как клетка «знает», какой формы ей следует быть? Как можно изменить форму прокариотической клетки?
3. Строение и синтез пептидогликана.
Что такое пептидогликан? Что такое муреин? Их чего состоит пептидогликан? Как происходит синтез пептидогликана в клетке? Как происходит рост пептидогликанового слоя в ширину и длину? Как происходит рост пептидогликанового слоя в толщину?
4. Цитоскелет прокариотической клетки.
Какие белки цитоскелета прокариотов вы знаете? Какие гомологи этих белков вы знаете у эукариотов? Какую функцию выполняют различные белки цитоскелета прокариотов? FtsZ, MinCDE, MreB, PBP.
5. Общее строение прокариотической клетки.
План строение прокариотической клетки. Органеллы. Включения. Компартменализация. Особенности строения бактериальной оболочки. Особенности упаковки бактериальной хромосомы. Особенности строения бактериальной рибосомы.
6. Строение бактериальных оболочек.
Строение оболочки Грам-положительных клеток, строение оболочки Грам-отрицательных клеток. Особенности строения наружнего листка внешней мембраны Грам-отрицательных клеток. Тейхоевые кислоты.
7. Движение прокариотов.
Типы движения прокариотов. Активное и пассивное движение. Механизмы активного движения прокариотов. Строение бактериального жгутика. Разница между периплазматическим и эндоплазматическим жгутиком. Строение пили IV типа. Движение с помощью полимеризации актина клетки-хозяина.
8. Секреторные системы бактерий.
Передача их цитоплазмы к наружней мембране белков, липополисахаридов, липопротеинов. Вывод плазмид из цитоплазмы в наружнюю среду.
9. Споруляция.
Образование споры. Условия споруляции. Фосфореле. Роль  SpoOA. Строение споры. Изопиколиновая кислота. Прорастание споры.
10. Онтогенез бактериальнй клетки.
Строение клеточного цикла. Разнообразие клеточных циклов прокариотов. Клеточная дифференцировка у прокариотов на примере Caudolobacter crescetens. Старение клетки. Смерть клетки.
11. Бактериофаги
Строение хвостатого фага. Единичный цикл фага, литический и лизогенный цикл, умеренные и вирулентные фаги. Морфогенез хвостатых бактериофагов. Экологическое значение бактериофагов.
12. Неспецифический иммунный ответ.
Факторы неспецифического иммунитета. Клетки, вовлеченные в неспецифический иммунный ответ. Восполительная реакция. Система комплемента. Септический шок.
13. Специфический иммунный ответ.
Антитела. Типы антител. Принцип клональной селекции. Антиген – презентирующие клетки, Т и В лимфоциты. Взаимодействие специфического и неспецифического иммунного ответа. Аутоиммунные реакции. Иммунодигностика.
14. Патогенность микроорганизмов.
Что такое факторы патогенности микроорганизмов? Какие типы факторов патогенности вам известны? Противодействие бактериальных патогенов иммунной системе. Бактериальные токсины, их типы.
15. Углеродная гетеротрофия.
Гликолиз, брожение, судьба пирувата, цикл Кребса. Энергетический и пластический смысл всех перечисленных процессов.
16. Хранение и передача генетической информации
Строение бактериальной хромосомы. Возможное количество хромосом в прокариотической клетке. Особенности репликации у прокариотов. Инициация репликации. Инициация транскрипции.
17. Транскрипция и трансляция у прокариотов.
18. Энергия прокариотичекой клетки.
В каких видах энергия содержится в прокариотических клетках? Что является ее носителем? Как она передается от носителя к носителю? Протонофорные системы. АТФ-азы, НАД/НАДН, ФАД/ФАДН2. Фосфагены
Приложение
4. Критерии оценивания
Оценка отлично 10 баллов -  выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины, проявляющему интерес к данной предметной области, продемонстрировавшему умение уверенно и творчески применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений.
Оценка отлично 9 баллов - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений.
Оценка отлично 8 баллов  - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, правильное обоснование принятых решений, с некоторыми недочетами.
Оценка хорошо 7 баллов - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но недостаточно грамотно обосновывает полученные результаты.
Оценка хорошо 6 баллов - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности.
Оценка хорошо 5 баллов - выставляется студенту, если он в основном знает материал, грамотно  и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач достаточно большое количество неточностей.
Оценка удовлетворительно 4 балла  - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он освоил основные разделы учебной программы, необходимые для дальнейшего обучения, и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.
Оценка удовлетворительно  3 балла - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, допускающему ошибки в формулировках базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, слабо владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и с трудом применяет полученные знания даже в стандартной ситуации.
Оценка неудовлетворительно 2 балла - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных принципов и не умеет использовать полученные знания при решении типовых задач.
Оценка неудовлетворительно 1 балл - выставляется студенту, который не знает основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубейшие ошибки в формулировках базовых понятий дисциплины и вообще не имеет навыков решения типовых практических задач.
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
При проведении устного дифференцированного зачета обучающемуся предоставляется 30 минут на подготовку. Опрос обучающегося по билету на устном дифференцированном зачете  не должен превышать одного астрономического часа.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика