Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Биология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский физико-технический институт (государственный университет)»
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной и методической работе
Д.А. Зубцов
Рабочая программа дисциплины (модуля)
по дисциплине: Общая биология
по направлению: Прикладные математика и физика (бакалавриат)
профиль подготовки:
факультет: биологической и медицинской физики
кафедра: молекулярной и биологической физики
курс: 1
квалификация: бакалавр
Семестры, формы промежуточной аттестации:
1(Осенний) - Экзамен
2(Весенний) - Экзамен
Аудиторных часов: 120 всего, в том числе:
лекции: 60 час.
практические (семинарские) занятия: 0 час.
лабораторные занятия: 60 час.
Самостоятельная работа: 108 час.
Подготовка к экзамену: 60 час.
Всего часов: 288, всего зач. ед.: 8
Количество курсовых работ, заданий: 4
Программу составили:
А.Е. Доброчаев, канд. биол. наук, доцент
А.К. Чабан
Программа обсуждена на заседании кафедры
10 июля 2015 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой И.А. Попов
Декан факультета биологической и медицинской физики
Начальник учебного управления И.Р. Гарайшина
1. Цели и задачи
Цель дисциплины
сформировать общие представления о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, а также обучить грамотному восприятию практических проблем, связанных с биологией, в том числе – здоровья человека, охраны природы, преодоления экологического кризиса, привить навыки экологической культуры.
Задачи дисциплины
- изучить фундаментальные свойства живых систем (самообновление, саморегуляция, самовоспроизводство) и атрибуты жизни: обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, размножение, наследственность и изменчивость;
- ознакомиться с уровнями организации живого и проявлением фундаментальных свойств живого на основных эволюционно-обусловленных уровнях организации: молекулярно-генетическом, клеточном, онтогенетическом, популяционно-видовом, биогеоценологическом, биосферном. Изучить строение и принципы функционирования структурных компонентов элементарной единицы живого – клетки. Ознакомиться с основными метаболическими процессами, протекающими в клетке;
- ознакомиться с видами размножения в живых системах. Изучить особенности полового размножения, формирование половых клеток, оплодотворение, видов и особенностей индивидуального развития.
- изучить молекулярный уровень организации живого: структуру и функции главных биополимеров (белки, жиры, углеводы, нуклеотиды). Ознакомится с молекулярным механизмом наследственности и изменчивости живых организмов. Изучить основы пластического и энергетического обмена. Изучить основные генетические законы: законы Менделя, неменделевское расщепление, генетика пола. Уметь связать законы генетики с хромосомной теорией и с молекулярными основами наследственности;
- ознакомиться с закономерностями и механизмами жизнедеятельности человека на эволюционно обусловленных уровнях его организации. Изучить принципы функционирования различных систем организма человека: опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, нервной. Изучить принципы регуляции функций организма.
2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Данная дисциплина относится к вариативной части образовательной программы.
Дисциплина «Общая биология» базируется на дисциплинах:
Биология.
Дисциплина «Общая биология» предшествует изучению дисциплин:
Биофизика;
Молекулярная биология.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Освоение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способность понимать ключевые аспекты и концепции в области их специализации (ОПК-3).
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны
знать:
- основные законы биологии и  общей экологии;
- сущность жизни, уровни и принципы биологической организации;
- главнейшие понятия, закономерности и законы, касающиеся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;
- особенности человека, как биологического вида, особенности физиологии, соматическое, психическое и социальное начала в природе человека, факторы здоровья и экологического риска, место человека в эволюции Земли;
- основы экологии (экология особей, популяций, сообществ, учение о биосфере, взаимодействие природы и общества, экологические проблемы современности);
- основные биологические понятия и термины; 
- основы строения и жизнедеятельности человека;
- основы общей и органической химии;
- предмет, цель, задачи дисциплины и ее значение для будущей профессиональной деятельности;
- структуру и функции белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот;
- основные этапы энергетики клетки;
- строение биологических мембран; механизмы транспорта веществ через мембраны;
- строение и функции органелл клетки;
- классификацию клеток в зависимости от их специализации;
- закономерности структурно-функциональных взаимосвязей в клетках;
- виды межклеточных контактов, структуру и функции синапса;
- принцип и этапы передачи наследственной информации в поколениях организмов;
- этапы биосинтеза белка на рибосомах, регуляция этих этапов;
- понятие о гомеостазе;
- основные принципиальные подходы к регуляции деятельности клетки;
- механизм бесполого размножения; сущность митоза;
- сущность полового размножения, гаметогенеза, мейоза;
- этапы индивидуального развития организма;
- происхождение специализированных частей тела из зародышевых листков;
- закономерности регенерации;
- отличительные особенности тканей животного организма;
- закономерности взаимосвязи организма и среды с позиции адекватной и неадекватной реакции организма, адекватных и неадекватных условий среды;
- основные понятия генетики и селекции: доминантность и рецессивность; хромосомные основы расщепления и независимого перераспределения генов; молекулярные механизмы и генетический контроль рекомбинации; взаимодействие генов; 
- основы генетики пола; наследственность, сцепленная с полом;
- биологические основы наследственных болезней человека;
- социальные аспекты биологии человека;
- основные положения экологии человека.
уметь:
- грамотно воспринимать теоретические и практические проблемы, связанные с биологией и экологией, в том числе — здоровья человека, охраны природы, преодоления экологического кризиса;
- использовать полученные знания на практике;
- отстаивать свою точку зрения;
- оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде и собственному здоровью; 
- использовать знания строения и функций биомолекул клетки для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в клетке;
- охарактеризовать органоиды клетки и их роль в осуществлении жизнедеятельности клетки для поддержания оптимальной регуляции функций клетки;
- на основе знания этапов синтеза белка и факторов, обусловливающих его, уметь регулировать механизмы долгосрочной адаптации клетки; решать задачи по молекулярной биологии
- объяснить закономерности структурно-функциональных взаимосвязей в клетках и уметь пользоваться этими знаниями для вмешательства в процесс повреждения клетки;
- пользоваться понятиями гомеостаза, адаптации в применении  к конкретным жизненным ситуациям;
- определять пути регуляции деятельности клетки и управлять этой деятельностью;
- установить принципиальные различия между митозом и мейозом для понимания роли этих процессов в эволюции;
- использовать знания закономерностей наследования, установленные Г.Менделем, для решения генетических задач;
- самостоятельно работать с литературой по биологии, а также с учебной, учебно-методической и справочной литературой по медико-биологическим предметам;
- решать ситуационные задачи и тестовые задания для формирования эвристического мышления;
- оценивать общебиологические закономерности жизнедеятельности организма человека;
- обобщать и осмысливать данные различных медицинских, фармацевтических наук и общебиологических позиций для того, чтобы в дальнейшем решать биологические проблемы методами анализа.
владеть:
- методами решения экологических проблем;
- навыками работы с литературными источниками;
- представлять результаты собственной деятельности с использованием современных средств, ориентируясь на потребности аудитории, в том числе в форме отчетов, презентаций, докладов;
- способностью проведения экспериментальных исследований, выполнения проектов и заданий по тематике разрабатываемой научной проблемы;
- биологической терминологией;
- пониманием закономерностей жизнедеятельности организма человека, связывать функции  органов и систем органов  организма  с физиологическими   процессами, протекающими в них.
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкости по видам учебных занятий
             
Тема (раздел) дисциплины Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу
Лекции Практич. (семинар.) задания Лаборат. работы Задания, курсовые работы Самост. работа
1 Молекулярная организация клетки 3   4   5
2 Строение клетки 8   12   5
3 Деление клетки. Репликация ДНК. Транскрипция. Особенности генома эукариот 8   8   5
4 Биосинтез белка 3       5
5 Свойства живого 2       5
6 Жизненные циклы и жизненные формы Эволюция. Филогения. Родство организмов 6       5
7 Филогенетические линии 6       5
8 Настоящие грибы 2       5
9 Многоклеточность: вопросы координации и специализации клеток 2   8   5
10 Многоклеточные животные: общие вопросы, кишечнополостные, черви, экдизозои, вторичноротые 10       5
11 Многоклеточные животные: хордовые 6       5
12 Устройство и разнообразие растений 4   4   5
13 Микроскопия     4   5
14 Методы окраски препаратов     2   5
15 Практикум. Свойства живого: питание     4   5
16 Практикум. Свойства живого: движение     4   5
17 Практикум. Свойства живого: коммуникация     4   5
18 Гормональная регуляция     4   5
19 Физиология человека     2   18
Итого часов 60   60   108
Подготовка к экзамену 60 час.
Общая трудоёмкость 288 час., 8 зач.ед.
             
4.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
Семестр: 1 (Осенний)
1. Молекулярная организация клетки
Молекулярная организация клетки. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты
2. Строение клетки
Клеточная теория. Строение клеточного ядра. Центральная догма молекулярной биологии. Структура хроматина.
Ядрышко. Синтез рРНК и мРНК. Ядерная оболочка
Общие свойства биологических мембран. Плазматическая мембрана. Гранулярный эндоплазматическии ретикулум. Гладкий ретикулум и другие мембранные вакуоли. Аппарат Гольджи.  Лизосомы.
Митохондрии и пластиды
3. Деление клетки. Репликация ДНК. Транскрипция. Особенности генома эукариот
Микрофиламенты, микротрубочки, промежуточные филаменты. Клеточный центр. Митотическое деление клеток.
Мейоз. Репликация ДНК
Репарация,  рекомбинация, рестрикция и модификация ДНК.
Транскрипция. Особенности генома эукариот.
4. Биосинтез белка
Биосинтез белка
5. Свойства живого
Свойства живого
6. Жизненные циклы и жизненные формы Эволюция. Филогения. Родство организмов
Жизненные циклы и жизненные формы. Эволюция. Филогения. Родство организмов. Филогенетическая линия растений.
7. Микроскопия
Микроскопия световая, флуоресцентная, конфокальная. Световой микроскоп, просмотр готовых препаратов
8. Методы окраски препаратов
Методы окраски препаратов (классические, флуоресцентные красители, иммунохимия. Выявление органоидов, приготовление своих препаратов
Семестр: 2 (Весенний)
9. Филогенетические линии
Филогенетическая линия разножгутиковых организмов. Филогенетическая линия Alveolata. Филогенетические линии Rhizaria и Excavata
10. Настоящие грибы
Настоящие грибы: Разнообразие, распространённость, жизненные циклы
11. Многоклеточность: вопросы координации и специализации клеток
Многоклеточность: вопросы координации и специализации клеток.
Практикум:
• Передний и задний конец тела, животные (трихоплакс и планария);
• Оси тела по типу растений (растения, гидроидные полипы)
12. Многоклеточные животные: общие вопросы, кишечнополостные, черви, экдизозои, вторичноротые
Многоклеточность: вопросы координации и специализации клеток.
Многоклеточные животные. Eumetazoa (“настоящие” Metazoa) как монофилетическая группа, их общие признаки.
Группы многоклеточных (1) Губки и кишечнополостные, Lophotrochozoa.
Группы многоклеточных (2) Lophotrochozoa, плоские черви
Группы многоклеточных (3) Экдизозои (Ecdysozoa), вторичноротые.
13. Многоклеточные животные: хордовые
Происхождение хордовых и их общая характеристика. Первичноводные хордовые.
Выход позвоночных на сушу.
Разнообразие амниот.
14. Устройство и разнообразие растений
15. Практикум. Свойства живого: питание
• Типы питания гидры, бадяги, планарии, дафнии;
• Питание на примере шаровки, сувойки, инфузории туфельки
• Питание грибов, бактерий, растений;
16. Практикум. Свойства живого: движение
• Движение по поверхности воды: василиск, водомерка, прудовик: движение по воде + изменение поверхностного натяжения
• Движение по твердой поверхности (геккон и квакша)
• Движение за счет потоков воды (жгутиконосцы, инфузории, коловратки); плавание (пиявки); шагание (пиявки)
17. Практикум. Свойства живого: коммуникация
Коммуникация
• звуковая (песня сверчка)
• визуальная (кино для рептилий)
• химическая передача эффекта скученности и стресса (ракообразные)
• защитная агрегация E.coli на полужидкой среде при действии перекиси водорода
• поведение (ухаживание дрозофил разных видов)
18. Гормональная регуляция
Гормональная регуляция
• кворум-эффект у бактерий
• диктиостелиум
• каллусы (инициирование роста стеблей и корней)
• этилен
19. Физиология человека
Замеры различных параметров: ЭКГ, ЭЭГ, полиграф, дыхание, пульс и т.д.
5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
Учебная аудитория, мультимедиа проектор и экран.
Световые микроскопы, ламинарный бокс, чашки Петри, готовые гистологические препараты, холодильник, термотаты, наборы реактивов, буферные растворы, центрифуга, автоклав.
6. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Основная литература
1. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб: Издательство «Лань», 2005.
2. Сыч В. Ф. Общая биология. – М.: Академический проект, 2008.
3. Лысов П.К., Акифьев А.П., Добротина Н.А. Биология с основами экологии. – М.: Высшая школа, 2010.
Дополнительная литература
1. Биология. В 2-х книгах./ Под. ред. Ярыгина В. Н. – М.: Высшая школа, 2008.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. – М.: Мир, 1990.
3. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х т. – М.: Мир, 1993.
4. Одум Ю. Экология. В 2-х т. – М.: Мир, 1996.
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. ЗООИНТ (www.zin.ru/projects/zooint_r),
2. FLORANIMAL. ru (www.floranimal.ru),
3. Биопедия ( www.biopedia.ru),
4. TerraNorte (www.terranorte.iki.rssi.ru).
8.  Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
MS Office, MS Windows, Origin, Mathlab.
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Для успешного освоения курса, помимо посещения лекций, семинаров и практических занятий,  от студентов  требуется самостоятельная работа в объеме не менее чем те часы, которые указаны для каждого раздела программы. В основном, это время отводится на изучение литературы, а также на повторение материала лекций, семинарских занятий и подготовку к промежуточным тестированиям, которые проводятся для текущего контроля за усвоением материала. Студенты, успешно прошедшие все формы промежуточного контроля, допускаются к сдаче зачета в 3-м семестре и экзамена в 4-м семестре по дисциплине.
10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам обучения
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
по направлению: Прикладные математика и физика (бакалавриат)
профиль подготовки:
факультет: биологической и медицинской физики
кафедра (название): молекулярной и биологической физики
курс: 1
квалификация: бакалавр
Семестры, формы промежуточной аттестации:
1(Осенний) - Экзамен
2(Весенний) - Экзамен
Разработчики:
А.Е. Доброчаев , канд. биол. наук, доцент
А.К. Чабан , доцент
1. Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины
Освоение дисциплины направлено на формирование у обучающегося следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способность понимать ключевые аспекты и концепции в области их специализации (ОПК-3).
2. Показатели оценивания компетенций
В результате изучения дисциплины «Общая биология» обучающийся должен:
знать:
- основные законы биологии и  общей экологии;
- сущность жизни, уровни и принципы биологической организации;
- главнейшие понятия, закономерности и законы, касающиеся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;
- особенности человека, как биологического вида, особенности физиологии, соматическое, психическое и социальное начала в природе человека, факторы здоровья и экологического риска, место человека в эволюции Земли;
- основы экологии (экология особей, популяций, сообществ, учение о биосфере, взаимодействие природы и общества, экологические проблемы современности);
- основные биологические понятия и термины; 
- основы строения и жизнедеятельности человека;
- основы общей и органической химии;
- предмет, цель, задачи дисциплины и ее значение для будущей профессиональной деятельности;
- структуру и функции белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот;
- основные этапы энергетики клетки;
- строение биологических мембран; механизмы транспорта веществ через мембраны;
- строение и функции органелл клетки;
- классификацию клеток в зависимости от их специализации;
- закономерности структурно-функциональных взаимосвязей в клетках;
- виды межклеточных контактов, структуру и функции синапса;
- принцип и этапы передачи наследственной информации в поколениях организмов;
- этапы биосинтеза белка на рибосомах, регуляция этих этапов;
- понятие о гомеостазе;
- основные принципиальные подходы к регуляции деятельности клетки;
- механизм бесполого размножения; сущность митоза;
- сущность полового размножения, гаметогенеза, мейоза;
- этапы индивидуального развития организма;
- происхождение специализированных частей тела из зародышевых листков;
- закономерности регенерации;
- отличительные особенности тканей животного организма;
- закономерности взаимосвязи организма и среды с позиции адекватной и неадекватной реакции организма, адекватных и неадекватных условий среды;
- основные понятия генетики и селекции: доминантность и рецессивность; хромосомные основы расщепления и независимого перераспределения генов; молекулярные механизмы и генетический контроль рекомбинации; взаимодействие генов; 
- основы генетики пола; наследственность, сцепленная с полом;
- биологические основы наследственных болезней человека;
- социальные аспекты биологии человека;
- основные положения экологии человека.
уметь:
- грамотно воспринимать теоретические и практические проблемы, связанные с биологией и экологией, в том числе — здоровья человека, охраны природы, преодоления экологического кризиса;
- использовать полученные знания на практике;
- отстаивать свою точку зрения;
- оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде и собственному здоровью; 
- использовать знания строения и функций биомолекул клетки для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в клетке;
- охарактеризовать органоиды клетки и их роль в осуществлении жизнедеятельности клетки для поддержания оптимальной регуляции функций клетки;
- на основе знания этапов синтеза белка и факторов, обусловливающих его, уметь регулировать механизмы долгосрочной адаптации клетки; решать задачи по молекулярной биологии
- объяснить закономерности структурно-функциональных взаимосвязей в клетках и уметь пользоваться этими знаниями для вмешательства в процесс повреждения клетки;
- пользоваться понятиями гомеостаза, адаптации в применении  к конкретным жизненным ситуациям;
- определять пути регуляции деятельности клетки и управлять этой деятельностью;
- установить принципиальные различия между митозом и мейозом для понимания роли этих процессов в эволюции;
- использовать знания закономерностей наследования, установленные Г.Менделем, для решения генетических задач;
- самостоятельно работать с литературой по биологии, а также с учебной, учебно-методической и справочной литературой по медико-биологическим предметам;
- решать ситуационные задачи и тестовые задания для формирования эвристического мышления;
- оценивать общебиологические закономерности жизнедеятельности организма человека;
- обобщать и осмысливать данные различных медицинских, фармацевтических наук и общебиологических позиций для того, чтобы в дальнейшем решать биологические проблемы методами анализа.
владеть:
- методами решения экологических проблем;
- навыками работы с литературными источниками;
- представлять результаты собственной деятельности с использованием современных средств, ориентируясь на потребности аудитории, в том числе в форме отчетов, презентаций, докладов;
- способностью проведения экспериментальных исследований, выполнения проектов и заданий по тематике разрабатываемой научной проблемы;
- биологической терминологией;
- пониманием закономерностей жизнедеятельности организма человека, связывать функции  органов и систем органов  организма  с физиологическими   процессами, протекающими в них.
3. Перечень типовых контрольных заданий, используемых для оценки знаний, умений, навыков
Промежуточная аттестация по дисциплине «Общая биология» осуществляется в форме экзамена (зачета). Экзамен (зачет) проводится в письменной (устной) форме.
Экзамен проводятся в устной форме.
Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Общая биология» в 1-м семестре:
1. Свойства живого.
2. Уровни организации живого.
3. Теории происхождения жизни на Земле.
4. Этапы развития жизни на земле. Их характеристики.
5. Основные ароморфозы в истории живого.
6. Причины возникновения ароморфозов.
7. Эры и периоды, основные этапы жизни на земле.
8. Структура и функции биосферы. Ноосфера.
9. Биогеоценоз, его структура и эволюция, понятие об антропобиогеоценозе.
10. Влияние человека на экосистемы.
11. Понятие эволюция.
12. Основные эволюционные учения.
13. Направления и пути эволюции.
14. Этапы и причины видообразования.
15. Доказательства макроэволюции.
16. Основные положения клеточной теории.
17. Понятие вид, популяция.
18. Критерии вида.
19. Характеристика популяций.
20. Понятие изоляции, причины ее возникновения.
21. Виды изоляции и их характеристика.
22. Классификация химических элементов клетки и их функции.
23. Неорганические вещества клетки.
24. Их роль в жизнедеятельности.
25. Углеводы и липиды. Их строение и функции в клетки.
26. Белки. Их строение и функции в клетки.
27. Нуклеотиды. Виды нуклеиновых кислот. Их строение и функции.
28. Немембранные структуры клетки. Их строение и функции.
29. Одномембранные структуры клетки. Их строение и функции.
30. Двумембранные структуры клетки. Их строение и функции.
31. Строение ядра. Его функции. Уровни упаковки хроматина.
32. Строение гена эукариот и прокариот. Сходство и отличие. Виды генов.
33. Этапы транскрипции. Их характеристика.
34. Этапы трансляции. Их характеристика.
35. Прокариоты. Особенности строения и жизнедеятельности.
36. Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности.
37. Эукариоты. Особенности строения и жизнедеятельности
38. Обмен веществ и энергии в клетке. Классификация организмов по способу питания: автотрофы (фототрофы и хемотрофы), гетеротрофы, миксотрофы.
39. Автотрофное питание: фотосинтез и хемосинтез.
40. Световая фаза фотосинтеза. Фотосинтетическое фосфорилирование: циклическое и нециклическое.
41. Фотодыхание. Темновая стадия фотосинтеза: С3-, С4- и САМ-типы фотосинтеза.
42. Макроэргические молекулы. АТФ: строение, синтез, значение.
43. Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородный (гликолиз), кислородный. Брожение.
44. Электрон-транспортная дыхательная цепь: ферменты, локализация, энергетика. Хемоосмотическая теория Митчелла.
45. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.
46. Типы деления клеток. Общая характеристика этих процессов.
47. Митотический цикл клетки.
48. Митотический цикл клетки. Характеристика периодов. Митоз, его биологическое значение. Амитоз.
49. Мейоз. Особенности первого и второго деления мейоза. Биологическое значение. Отличие мейоза от митоза.
50. Размножение – основное свойство живого. Бесполое и половое размножение. Формы бесполого размножения. Определение, сущность, биологическое значение.
51. Онтогенез и его периодизация. Прямое и непрямое развитие.
52. Сперматогенез. Биологическое значение полового размножения.
53. Овогенез. Особенности формирования женских гамет.
54. Оплодотворение. Партеногенез. Формы и распространенность    в природе. Половой диморфизм.
55. Понятие об основных этапах эмбрионального развития (дробление, гаструляция, образование тканей и органов).
56. Постэмбриональное развитие.
57. Антропогенез. Положение человека в системе приматов. Общая морфофизиологическая и эколого-географическая характеристика отряда приматов.
58. Время и место выделения человеческой линии эволюции: важнейшие гипотезы. Филогенетическое развитие человека.
59. Древнейшие (архантропы), древние (палеоантропы) и ископаемые люди современного типа (неоантропы).
60. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.
61. Происхождение рас: теории моно- и полигенизма (центризма). Основные причины и факторы расообразования. Классификации человеческих рас Ф. Бернье, К.Линней, Ж.Бюффона, И. Блюменбаха, И. Е. Деникера, В. Джиуффрида-Руджери. Современные классификации рас (по Я.Я. Рогинскому и М.Г. Левину).  Морфологическое описание «больших» рас.
62. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.
63. Паразитизм, как биологическое явление. Классификация форм паразитов. Пути происхождения паразитизма.
64. Взаимодействие паразита и хозяина. Морфофизиологическая характеристика адаптация паразитов.
65. Пути циркуляции возбудителей заболеваний в природе. Жизненные циклы паразитов.
66. Экологические основы классификаций болезней: инвазионные и инфекционные, трансмиссивные, природноочаговые. Понятие об антропонозах и зоонозах.
67. Теория академика Е.Н.Павловского о природной очаговости паразитических болезней. Биологические принципы борьбы с трансмиссивными и природно-очаговыми заболеваниями.
68. Тип Простейшие. Классификация. Характерные черты организации. Происхождение и значение для медицины. Патогенные представители класса Саркодовые: дизентерийная амеба, кишечная амеба, ротовая амеба. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование лабораторной диагностики, профилактика.
69. Патогенные жгутиконосцы: лейшмании, лямблии, трипаносомы. Систематика, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики.
70. Общая характеристика класса Споровики. Кокцидии, токсоплазмы. Систематика, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики.
71. Малярийный плазмодий. Систематическое положение, морфология, цикл развития, видовые отличия. Борьба с малярией. Задачи противомалярийной службы на современном этапе.
72. Общая характеристика класса инфузорий. Балантидий и другие паразитические инфузории. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики профилактики.
73. Гельминты. Тип плоские черви, класс сосальщики: печеночный сосальщик, кошачья двуустка, шистосомы и другие. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики.
74. Гельминты. Общая характеристика класса Cestoda. Виды финн ленточных червей. Бычий цепень, свиной цепень, карликовый цепень, лентец широкий, эхинококк и альвеококк. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов лабораторной диагностики, пути заражения, профилактика
75. Тип Круглые черви. Классификация. Характерные черты организации. Медицинское значение. Аскарида, власоглав, острица, трихинелла, ришта, филярия. Систематическое положение, морфология, цикл развития, обоснование методов диагностики, пути заражения, профилактика.
76. Паразитические членистоногие: клещи – общая характеристика, семейство иксодовые клещи, семейство аргазовые клещи; клещи – обитатели жилища человека. Систематическое положение, морфология, эпидемиологическое значение, меры борьбы.
77. Паразитические членистоногие: жук – нарывник, тараканы, вши, клопы, блохи. Систематическое положение, морфология, эпидемиологическое значение, меры борьбы.
78. Паразитические животные – возбудители болезней человека. Паразитические членистоногие: мухи, комары, москиты, оводы, слепни, мошки. Систематическое положение, морфология, эпидемиологическое значение, меры борьбы.
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Общая биология» в 2-м семестре:
1. Понятие о гормонах, виды гормонов, типы физиологического действия гормонов. Механизмы действия гормонов.
2. Надпочечники. Строение и функции. Гормоны мозгового слоя надпочечников.
3. Гормоны коры надпочечников – кортикостероиды. Роль минералкортикоидов и глюкокортикоидов.
4. Щитовидная и паращитовидная железы: строение, функции. Проявления гипотиреоза и гипотиреоза.
5. Эндокринная функция поджелудочной железы. Инсулин и глюкагон: участие в метаболических процессах.
6. Функции половых гормонов. Тестостероны, эстрогены и прогестероны.
Гипофиз, его гормоны, их физиологическое действие.
7. Виды гормонов пищеварительной системы, их физиологическое действие.
8. Взаимодействие желез внутренней секреции.
9. Нейрогуморальная регуляция функций организма. Роль гипоталамуса.
10. Гомеостаз. Пути надежности функционирования организма как биологической системы.
11. Регуляция. Виды регуляции. Местная регуляция. Нервная регуляция. Гуморальная регуляция.
12. . Внутренняя среда организма. Функции и состав крови.
13. . Физико-химические свойства плазмы крови. Осмотическое и онкотическое давление.
14. . Состав и свойства плазмы крови.
15. Клеточный состав крови. Эритроциты: строение и функции. Гемоглобин, виды гемоглобина. Причины эритропении и эритроцитоза.
16. Группы крови. Агглютиногены и агглютинины. Доноры и реципиенты.
17. Клеточный состав крови. Лейкоциты. Гранулоциты: количество, виды, строение и функции. Лейкоцитарная формула. Лейкоциты. Агранулоциты: количество, виды, строение и функции.
18. Тромбоциты. Стадии свертывания крови. Фибринолиз.
19. . Кроветворение. Органы кроветворения. Регуляция кроветворения. Специфические и неспецифические факторы эритропоэза.
20. . Иммунитет и иммунная система. Специфический и неспецифический иммунитет. Активный и пассивный иммунитет.
21. Клеточный и гуморальный иммунитет: определение, значение и функции. Антигены, их распознавание, виды иммунного ответа.
22. Органы иммунной системы
23.   Клеточный и гуморальный иммунитет: определение, значение и функции.
24. Антигены, их распознавание, виды иммунного ответа.
25. Антитела, их виды, происхождение, значение.
26. Понятие об аллергических реакциях. Аутоиммунные заболевания
27. Определение понятия иммунодефицит. Первичные и вторичные иммунодефициты.
28. Лимфа и лимфатическая система. Отличие лимфатической системы от кровеносной. Лимфообращение.
29. Система кровообращения. Типы кровеносных сосудов.
30. Основные показатели гемодинамики: объемная и линейная скорость кровотока, давление крови в различных отделах кровеносной системы. Артериальное и венозное давление.
31. Непрерывность тока крови. Пульс и пульсовая волна. Движение крови по капиллярам. Значение венозного тонуса.
32. . Строение сердца. Функциональные свойства миокарда. Проявления сокращений миокарда.
33. Автоматия сердца, ее природа и механизм. Проводящая система сердца. Водители ритма. Градиент автоматии.
34. Работа сердца и ее характеристики. Сердечный цикл.
35. ЭКГ. Вид, значение ее элементов.
36. Регуляция функции сердечно-сосудистой системы. Нервная и гуморальная регуляция сердечной деятельности.
37. . Дыхание: определение, функции, методы исследования. Этапы процесса дыхания.
38. Строение и функции органов дыхания.
39. Дыхательный цикл. Вентиляция легких. Факторы, способствующие внешнему дыханию. Свойства сурфактанта.
40. Механизмы вдоха и выдоха. Дыхательные объемы. Легочные емкости. Газообмен в легких. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Тканевое дыхание.
41. . Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Механорецепторный контроль дыхания. Хеморецепторный контроль дыхания.
4. Критерии оценивания
Оценка отлично (10 баллов) -  выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины, проявляющему интерес к данной предметной области, продемонстрировавшему умение уверенно и творчески применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений.
Оценка отлично (9 баллов) - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений.
Оценка отлично (8 баллов)  - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, правильное обоснование принятых решений, с некоторыми недочетами.
Оценка хорошо (7 баллов) - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но недостаточно грамотно обосновывает полученные результаты.
Оценка хорошо (6 баллов) - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности.
Оценка хорошо (5 баллов) - выставляется студенту, если он в основном знает материал, грамотно  и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач достаточно большое количество неточностей.
Оценка удовлетворительно (4 балла)  - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он освоил основные разделы учебной программы, необходимые для дальнейшего обучения, и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.
Оценка удовлетворительно  (3 балла) - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, допускающему ошибки в формулировках базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, слабо владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и с трудом применяет полученные знания даже в стандартной ситуации.
Оценка неудовлетворительно (2 балла) - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных принципов и не умеет использовать полученные знания при решении типовых задач.
Оценка неудовлетворительно (1 балл) - выставляется студенту, который не знает основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубейшие ошибки в формулировках базовых понятий дисциплины и вообще не имеет навыков решения типовых практических задач.
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
При проведении экзамена обучающемуся предоставляется не менее 40 минут на подготовку. Опрос по билету и ответы на дополнительные вопросы не должен превышать двух астрономических часов.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика