Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

СЯС России

СЯС РОССИИ: НАРАЩИВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ

08 - 14 марта 2006 года

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.125.articles.conception_01

 

НА ВОПРОСЫ "ВПК" ОТВЕЧАЕТ НАЧАЛЬНИК 4-ГО ЦНИИ МИНОБОРОНЫ РФ ВЛАДИМИР ВАСИЛЕНКО

Какие перспективы у наших Стратегических ядерных сил? Какие факторы влияют на их развитие? Эти проблемы особенно актуальны в условиях развертывания системы противоракетной обороны и наращивания ядерных арсеналов в ряде стран. Такова главная тема беседы корреспондента "ВПК" с начальником 4-го ЦНИИ Минобороны РФ генерал-майором Владимиром ВАСИЛЕНКО.

- Как, на ваш взгляд, будут развиваться в среднесрочной и более отдаленной перспективе Стратегические ядерные силы России и какое место в них будут занимать Ракетные войска стратегического назначения?

- Развитие Стратегических ядерных сил России в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет определяться прежде всего военно-политической обстановкой в мире и социально-экономической ситуацией в России. Но сегодня с учетом всестороннего прогнозирования развития упомянутых условий уже сформирована нормативно-правовая база, определяющая вполне конкретные ориентиры количественных и качественных параметров будущих наших СЯС. В их основу положена реализация ключевых принципов строительства СЯС, в том числе:

- поддержание группировки СЯС, обеспечивающей решение задачи сдерживания на минимально достаточном уровне в условиях реализации договорных соглашений и развертывания отдельными государствами или военно-политическими блоками систем противоракетной обороны (ПРО);

- сохранение сложившейся трехкомпонентной структуры ударной группировки СЯС (РВСН, МСЯС, АСЯС) и сбалансированное развитие всех составляющих СЯС, включая системы их информационно-разведывательного обеспечения и боевого управления.

Напомню, в соответствии с Договором СНП 2002 г. численность боезарядов в группировке СЯС России к 31 декабря 2012 г. будет сокращена до уровня, не превышающего 2200 единиц, и далее будет поддерживаться в диапазоне 1700-2200 боезарядов. Как долго - будет определяться многими факторами, в том числе выполнением договорных обязательств по нераспространению, ограничению и сокращению ядерных вооружений всеми заинтересованными сторонами, содержанием будущих договорных соглашений в этой области, направлениями и результатами совершенствования наступательных вооружений в мире, масштабами и боевыми характеристиками развертываемых систем противоракетной обороны. В части последнего фактора на основе анализа публикуемых результатов экспериментальной отработки комплексов ПРО США имеются основания предполагать, что до 2015-2020 гг. ограничения Договора СНП не войдут в противоречие с условиями, необходимыми для обеспечения ядерного сдерживания. При этом, однако, потребуется качественное совершенствование группировки СЯС РФ в части наращивания ее возможностей по преодолению противоракетной обороны, повышения живучести ударных средств СЯС, а также оперативных и технических характеристик информационно-разведывательных и управляющих систем СЯС.

Реализовывать это предстоит с учетом нынешнего состояния Стратегических ядерных сил России и, естественно, с обеспечением рациональной преемственности в их развитии. Эволюция структуры СЯС должна быть направлена на придание группировке устойчивости и равной "прочности" на всей совокупности возможных условий ответных действий для обеспечения сдерживания любого агрессора от развязывания войны против Российской Федерации. Приоритет в развертывании новых ракетных комплексов (РК) стратегического назначения в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет отдан высокоживучим носителям мобильного наземного и морского базирования. Это особенно актуально в условиях развертывания системы противоракетной обороны, которая крайне чувствительна к масштабному фактору целевой обстановки.

Касаясь вопроса наращивания возможностей ударной группировки СЯС по преодолению противоракетной обороны, хотелось бы отметить одно обстоятельство. За почти полвека технологического соперничества в области стратегических вооружений двух ведущих ядерных держав проявилась тенденция периодического подъема и последующего спада активности в создании систем ПРО. Причины такой закономерности объяснимы, но являются предметом отдельного разговора. Естественно, что периоды активности сопровождались разработками средств и способов противодействия ПРО, то есть разработками асимметричных мер. Эти разработки в подавляющем большинстве относились к совершенствованию реальных, а не концептуальных образцов вооружения и для своей реализации требовали несопоставимо меньших затрат. Поэтому все эффективные идеи противодействия противоракетной обороне успевали реализоваться либо в модернизируемых ракетных комплексах, системах информационно-разведывательного обеспечения и боевого управления, либо в технологиях их оперативной адаптации к конкретным параметрам реально разворачиваемой системы ПРО. Сказанное в полной мере относится к модернизируемым комплексам наземного базирования "Тополь-М", а также создаваемым комплексам морского базирования "Булава-30".

В связи с тем что постановка на вооружение новых комплексов и систем в условиях ограниченного финансирования может отличаться по временным и количественным параметрам от плановых показателей, при развитии СЯС следует активно использовать возможности максимального продления сроков эксплуатации ракетных комплексов, их носителей, управляющих и информационно-разведывательных систем. Такой подход позволит гарантированно решать задачу сдерживания в процессе перевооружения СЯС при сохранении возможности маневра всеми имеющимися ресурсами для своевременного реагирования на реально складывающиеся военно-политические и социально-экономические условия.

- Как известно, Владимир Васильевич, в последние годы из боевого состава РВСН были выведены сотни ракетных комплексов, выслуживших установленные сроки эксплуатации. В этот же период войска получили всего 42 новых комплекса "Тополь М". Не приведет ли подобная диспропорция в перспективе к ослаблению боевых возможностей РВСН?

- Я бы не классифицировал соотношение выводимых и вводимых ракетных комплексов как диспропорцию. Это плановый процесс управления боевым составом группировки РВСН с учетом совокупности экономических, технических, нормативных, социальных, правовых и других ограничений, порождающих зачастую противоречия и, естественно, проблемы. Здесь и необходимость существенного сокращения ударной группировки в рамках договорных соглашений при очевидной целесообразности полного использования эксплуатационного ресурса развернутых ракетных комплексов. И значительная организационно-техническая сложность процессов как снятия старых ракетных комплексов с боевого дежурства, так и постановки на боевое дежурство новых РК, порождающая огромные нагрузки на личный состав ракетных частей и органы военного управления. Которые при этом, отмечу, обязаны решать главную задачу - поддержание боеготовности войск. Здесь трудности и реализации согласованных поставок, монтажа, строительства и наладки всех элементов ракетных комплексов при жесткой финансовой дисциплине в рамках гособоронзаказа и слабо управляемой ситуации с ценами на товары и услуги внутри многочисленной кооперации предприятий различного вида собственности, участвующих в создании и вводе в боевой состав РВСН новых ракетных комплексов. Принимаются во внимание и социальные факторы, обусловленные оргштатными мероприятиями при расформировании ракетных соединений и переформировании ракетных полков, перевооружаемых на новые РК. Эти и другие проблемные ситуации тщательно анализируются, формируются варианты их разрешения, в том числе с реализацией компенсационных мер, оцениваются последствия и принимаются решения, которые и позволяют командованию РВСН устойчиво управлять динамикой боевого состава ударной группировки, последовательно и без провалов приближаясь к назначенным уровням в установленные сроки.

Следует также иметь в виду, что количественный состав группировки РВСН, как и СЯС в целом, - это только одна составляющая из совокупности факторов, определяющих боевые возможности. Не менее значимыми являются качественные характеристики вооружения, боевое мастерство военнослужащих и искусство их командиров, возможный масштаб и результаты воздействия силами и средствами противника по объектам РВСН.

Совершенствованию качественных характеристик вооружения ударной группировки СЯС, систем их информационно-разведывательного обеспечения и боевого управления руководством страны уделяется постоянное внимание. Это одна из приоритетных задач строительства Вооруженных Сил РФ. И за последние годы здесь достигнуты заметные успехи. Достаточно отметить, что по всем основным боевым и эксплуатационным характеристикам новые и модернизируемые образцы вооружения и военной техники РВСН в полтора и более раз превосходят предыдущие. Последовательно увеличивается относительная доля боезарядов, размещаемых на высокоживучих носителях.

В РВСН созданная многими поколениями ракетчиков эффективная система поддержания высокой боевой готовности не только сохранена, но и адаптирована к современным непростым условиям. Все годы реформирования Вооруженных Сил в Ракетных войсках стратегического назначения боевая готовность поддерживается на уровне, близком к теоретически достижимому пределу. Причем высокие показатели боеготовности подтверждаются не только в рамках планового контроля органами военного управления РВСН, но и в ходе внезапных инспекций со стороны центральных органов военного управления Минобороны РФ, а также реальными учебно-боевыми пусками ракет, находившихся на боевом дежурстве.

Оценивая боевые возможности РВСН, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что процесс сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ) касается не только России, но и США. Сократили свои СНВ в одностороннем порядке и Великобритания, и Франция. Как следствие, сокращается и масштаб возможного воздействия силами и средствами нападающей стороны на объекты РВСН. За период с середины восьмидесятых годов прошлого века до настоящего времени он сократился примерно в 4 раза, а к 2012 г. - сократится еще в 2 раза.

Если весь этот комплекс факторов учесть в математических моделях и провести многовариантные исследования эффективности ответных действий, то представляется возможным от эмоциональных тревожных предчувствий подойти к обоснованным выводам. Боевые возможности РВСН за последние годы действительно снизились. Но это снижение идет от существенно избыточного уровня до гарантированно достаточного. В то же время боевые возможности РВСН за счет повышения "коэффициента использования" боевого потенциала удерживаются на заданном, достаточном для решения задачи сдерживания уровне. Так что опасения относительно ослабления боевых возможностей РВСН несостоятельны.

- Руководители страны и Минобороны РФ не раз заявляли, что в России проводятся опережающие исследования в области создания перспективных ракетных систем, которые могут поступить на вооружение через 10-20 лет. Чем вызвана необходимость создания новых комплексов и в чем их принципиальное отличие от существующих систем стратегического вооружения?

- Для начала следует отметить, что создание новых ракетных комплексов стратегического назначения является естественным процессом поддержания боевого состава группировки РВСН, поскольку жизненный цикл самих ракетных комплексов конечен. В настоящее время гарантийные сроки эксплуатации РК (устанавливаемые и обеспечиваемые разработчиком комплекса на момент его производства) доведены до 15 лет, а фактические сроки эксплуатации достигли 29 лет для жидкостных ракет и 20 лет для твердотопливных ракет. Если прибавить к этому 5-7 лет, которые были потрачены на разработку и подготовку серийного производства РК, то воспроизводство ранее разработанных комплексов должно было бы основываться на повторении технологий двадцати-тридцатилетней давности. А это не только противоречит здравому смыслу, но и практически нереализуемо. За такой период многие технологии создания специальных материалов и элементной базы, как правило, оказываются в безвозвратном прошлом в связи с научно-техническим прогрессом, длительной невостребованностью или по причинам иного характера.

Даже если представить себе попытку воспроизводства старого ракетного комплекса с применением современных, как правило, улучшенных материалов и элементной базы, то в этом случае мы получили бы усовершенствованный комплекс. Что уж говорить, если к этому добавить творческую конструкторскую мысль, которую нельзя остановить, естественно, при наличии конструкторов. А они должны быть и при этом реально и непрерывно востребованными. Создание стратегического ракетно-ядерного оружия является очень сложным, наукоемким и длительным процессом. Специалисты в этой отрасли формируются не годами, а десятилетиями. Поэтому потеря преемственности поколений в этой отрасли недопустима.

И все же основные причины, обуславливающие необходимость опережающих исследований в области создания новых ракетных комплексов, связаны с процессами перманентного совершенствования вооружений в мире. Кроме упоминавшихся уже систем ПРО и самих стратегических наступательных вооружений, сегодня во всем мире стремительно развиваются все компоненты стратегических разведывательно-ударных высокоточных систем, создающих реальную угрозу объектам РВСН, внедряются в практику новые технологии информационного противоборства, не отстают от технического прогресса диверсионные средства, которые со временем осваиваются, в том числе и террористами. Это извечное "соревнование меча и щита" приводит к тому, что в современных условиях примерно через 15-20 лет стратегические ракетные комплексы начинают морально устаревать и к ним уже предъявляются более высокие требования.

В таких условиях просто не существует альтернативы опережающим исследованиям в области технологий создания перспективных ракетных комплексов. Россия должна быть способна своевременно создавать стратегические ракетные системы на техническом уровне, адекватном прогнозируемым вызовам и угрозам безопасности страны.

Но прежде чем сказать несколько слов об отличиях новых ракетных комплексов от существующих, я хотел бы отметить одно принципиальное обстоятельство: в исследованиях по совершенствованию ракетных комплексов РВСН и в целом СЯС отсутствуют направления, связанные с повышением разрушительной мощи ядерного оружия или с поисками каких-либо новых факторов воздействия на человека или окружающую среду. Новые ракетные комплексы РВСН отличает прежде всего повышенная стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и оружия на новых физических принципах, дополнительная защищенность от воздействия обычного оружия, в том числе средств, которые могут быть на вооружении диверсионных сил и террористических групп. В связи с ростом террористических угроз, подчеркну, в новых комплексах реализованы самые современные методы и средства обеспечения ядерной безопасности и защиты от несанкционированного доступа. Они имеют также более высокие уровни надежности на всех этапах эксплуатации и технической готовности к применению.

Улучшенные свойства автономной пусковой установки подвижного грунтового варианта РК в части маневренности, степени маскировки на местности и автономности обеспечат существенное повышение его живучести. Современные ракеты имеют боевое оснащение, способное эффективно преодолевать системы эшелонированной противоракетной обороны. В масштабе СЯС выбрано направление максимальной унификации элементов и систем, входящих в состав РК различного вида базирования (наземного стационарного и мобильного, морского), что позволит существенно снизить затраты и повысить устойчивость процесса модернизации Стратегических ядерных сил.

- До каких пор может быть продлен ресурс ракетных комплексов РС-12М, РС-18 и РС-20В, стоящих на вооружении РВСН? Какие основные критерии берутся в расчет при продлении сроков эксплуатации ракет?

- В настоящее время фактические сроки эксплуатации ракетных комплексов с ракетами РС-12М, РС-18 и РС-20В уже в 2-3 раза превышают первоначально установленные разработчиками РК гарантийные сроки. Достигнутые сроки эксплуатации не являются предельными. Исследования, проведенные разработчиками комплексов и 4-м ЦНИИ, дают основания прогнозировать возможность поэтапного увеличения сроков эксплуатации РК. Эта возможность базируется на высоком техническом совершенстве комплексов, что было заложено в конструктивных и технологических решениях при создании комплексов, обеспечено высоким качеством при производстве и реализуется за счет рациональной организации процесса эксплуатации.

В качестве критериев принятия решения о возможности продления сроков эксплуатации РК используется соответствие прогнозируемых значений показателей технического состояния, надежности и безопасности эксплуатации комплексов заданным уровням. Для оценки прогнозных значений этих показателей кооперацией предприятий-разработчиков ракетных комплексов и 4-м ЦНИИ в рамках соответствующих ОКР проводятся теоретические и экспериментальные исследования.

На этапе теоретических исследований анализируются результаты эксплуатации всех составляющих систем ракетного комплекса, причины имевших место характерных отказов, обеспеченность ЗИП, результаты ранее выполненных экспериментальных исследований (учебно-боевые пуски, дефектации ракет, испытания отдельных систем и агрегатов и т.д.), достигнутые значения показателей технического состояния, надежности и безопасности эксплуатации.

Результаты теоретических исследований в значительной степени определяют организацию и проведение экспериментальных исследований. Чем весомее теоретические исследования, тем меньше затрат на натурные испытания комплексов. Это позволяет ограничиваться выделением на исследования единичных систем и агрегатов. В этих условиях, во-первых, максимально используется теоретическая оценка возможности продления срока эксплуатации. Во-вторых, экспериментальные работы на единичных образцах проводятся с особой тщательностью и с использованием самых современных научных методов, позволяющих получать максимальную и достоверную информацию о запасах долговечности составляющих элементов, систем и агрегатов исследуемого комплекса.

В рамках экспериментальных исследований на лабораторной базе предприятий-изготовителей в условиях арсеналов и на объектах эксплуатации РК проводятся дефектация отдельных элементов и систем ракетного комплекса, испытания его материалов, элементов и систем с целью оценки фактического технического состояния и определения запаса эксплуатационного ресурса. Ключевым этапом экспериментальных исследований по продлению сроков эксплуатации РК является проведение учебно-боевых пусков ракет после длительной эксплуатации.

Но даже по результатам экспериментальной оценки фактического состояния РК сделать долгосрочный прогноз предельных сроков его эксплуатации представляется возможным только в вероятностном смысле, то есть с определенной степенью достоверности. Например, прогноз увеличения срока эксплуатации РК на 1-2 года может быть дан с уровнем доверия 0,99 (при безусловном выполнении требований по ядерной безопасности), а вот на 3-5 лет - уже с вероятностью не выше 0,90-0,95. Поэтому командованием РВСН и руководством Федерального космического агентства решения о продлении сроков эксплуатации РК принимаются, как правило, ежегодно и только на основании положительных результатов соответствующих исследований, проведенных головными разработчиками РК и 4-го ЦНИИ. По этим решениям головными предприятиями-разработчиками формируются планы и совместно с войсками реализуются мероприятия по обеспечению продленных сроков эксплуатации ракетных комплексов, в которых предусматриваются необходимые доработки, замены, ремонт, пополнение ЗИП и т.п.

Эффективность реализуемого в РВСН порядка продления сроков эксплуатации вооружения подтверждается тем, что надежность, безопасность, техническое состояние и тактико-технические характеристики ракетных комплексов, вооруженных ракетами РС-12М, РС-18, РС-20В, даже после многократного продления сроков эксплуатации удерживаются на заданном уровне. Дальнейшие сроки продления эксплуатации ракетных комплексов, имеющихся на вооружении РВСН, будут определяться реально складывающейся ситуацией с поддержанием заданного количественного состава ударной группировки. При этом, безусловно, эти сроки имеют и предел, обусловленный прежде всего соблюдением безопасности эксплуатации РК.

- Вернемся к проблеме, которую вы уже поднимали. Надежно ли обеспечена ядерная безопасность объектов РВСН, особенно в условиях роста террористических угроз? По каким направлениям ведется эта работа? Какой вклад вносят западные партнеры (США, Европа) в решение задач совершенствования физической защиты российских ядерных объектов? Способна ли Россия самостоятельно решить эту задачу?

- Обеспечение безопасности ядерно опасных объектов РВСН является важнейшей практической задачей, решаемой командованием Ракетных войск стратегического назначения фактически с начала их образования, как собственно и другими видами и родами войск с появлением у них ядерных вооружений. Для успешного решения этой задачи была создана и постоянно совершенствовалась система проведения исследований по прогнозированию возможных угроз ядерным объектам и обоснованию требований к организационным и техническим системам обеспечения ядерной безопасности, формировалась кооперация промышленности по их созданию и производству, внедрялись в практику войск эффективные способы эксплуатации и применения таких систем.

Кстати, в РВСН задача создания первых автоматизированных систем охраны и обороны ядерно опасных объектов была возложена на 4-й ЦНИИ. В институте были созданы необходимые для этого научные и экспериментально-производственные подразделения. В начале кооперация включала четыре научные организации Минобороны и более 20 организаций промышленности. К середине 1980-х годов более 85% объектов РВСН были оснащены системами охраны, разработанными кооперацией во главе с 4-м ЦНИИ. В дальнейшем разработка систем охраны объектов РВСН была передана специализированным организациям промышленности.

За десятилетия практической и по факту успешной работы в области обеспечения ядерной безопасности созданы не только надежные и эффективные системы охраны и обороны, но и системы оперативного контроля состояния и обеспечения безопасной эксплуатации ядерно опасных объектов РВСН, реализованы схемно-конструктивные решения, обеспечивающие безопасность ядерного оружия даже в случае опасных воздействий на него. В современных условиях возрастания террористических угроз разрабатываются и реализуются дополнительные организационно-технические мероприятия по обеспечению ядерной безопасности. Работы ведутся по следующим направлениям:

- повышению уровня подготовки и надежности личного состава ядерно опасных объектов;

- совершенствованию организационного и технического взаимодействия всех силовых и административных структур, участвующих в предотвращении террористических актов на ядерно-опасных объектах;

- использованию передовых информационных технологий обеспечения обоснованного и своевременного принятия командирами различного уровня решения по предотвращению и пресечению террористических действий;

- внедрению в системы охраны технических средств обнаружения и наблюдения с максимальным использованием различных физических принципов (виброчувствительных, емкостных, инфракрасных, радиолучевых, радиолокационных, телевизионных и др.) и созданием объемных, площадных и рубежных зон обнаружения, адаптируемых к условиям конкретного ядерно опасного объекта;

- оснащению ядерно опасных объектов современными эффективными техническими средствами контроля и управления доступом личного состава и транспортных средств на территорию объекта, в его здания, сооружения и помещения;

- совершенствованию различных типов технических средств сдерживания и поражения, обеспечивающих адекватное воздействие на нарушителя.

Реализация такого комплекса работ требует, естественно, соответствующих финансовых ресурсов. Учитывая глобальный характер террористических угроз и необходимость консолидации усилий мирового сообщества по недопущению возникновения опасных инцидентов на ядерных и радиационно опасных объектах, в рамках военно-технического сотрудничества России и США реализуются программы повышения уровня защищенности ядерных объектов Минобороны РФ, в том числе и РВСН. Эти объекты оснащаются современными инженерно-техническими средствами физической защиты, которые разрабатываются и изготавливаются отечественными предприятиями, но с привлечением финансовых средств Министерства энергетики Соединенных Штатов. Эти средства выделяются на разработку и изготовление широкого перечня инженерно-технических средств (от аппаратуры теле- и видеонаблюдения, систем радиосвязи и передачи сигналов, досмотровых комплексов до систем пожаротушения и других необходимых компонентов), переоборудование периметров охраняемых территорий, строительство и обустройство отдельных служебных зданий и сооружений.

Состав объектов РВСН, оснащаемых новыми средствами физической защиты, определяется правительством России. При этом следует отметить, что доля объектов РВСН, оснащаемых средствами физической защиты в рамках программ военно-технического сотрудничества с США, в настоящее время не превышает 4%. А если учесть, что на долю РВСН приходится до 70% ядерно опасных объектов Минобороны РФ, то можно с уверенностью констатировать, что Россия не только способна, но в целом самостоятельно решает задачи по обеспечению ядерной безопасности. Вместе с тем глупо было бы отказываться от сотрудничества с США. Тем более что это сотрудничество никоим образом не затрагивает "секретов" средств физической защиты, которыми оснащаются объекты Минобороны РФ. Взаимодействие с США положительным образом сказывается на уровне технического совершенства внедряемых средств физической защиты, является значимым стабилизирующим фактором процесса последовательного повышения надежности защиты российских ядерных объектов в условиях роста террористических угроз, наполняет партнерские отношения России и Соединенных Штатов практическим содержанием.

- В связи с расширением числа стран, обладающих ракетно-ядерным оружием, и увеличивающимся ядерным потенциалом держав прежнего "ядерного клуба" меняется и характер угроз для нашей страны. Как учитывается этот фактор в планах развития Стратегических ядерных сил? Не считаете ли вы целесообразным возвращение в состав РВСН ракет средней дальности?

- Действительно, сегодня в мире сохраняются тенденции распространения ядерного оружия и ракетных технологий, ведется модернизация и наращивание ядерных арсеналов отдельных стран прежнего "ядерного клуба". Эти факторы руководством страны рассматриваются как дестабилизирующие. Поэтому они в обязательном порядке учитываются в виде прогнозных оценок параметров военно-стратегической обстановки при оценке достаточности потенциала сдерживания СЯС РФ в процессе формирования вариантов их развития на среднесрочную и более дальнюю перспективу.

Исследования подтверждают, что для России эти новые вызовы в будущем могут представлять определенные угрозы безопасности. Для их нейтрализации в качестве одного из дополнительных направлений обеспечения национальной безопасности в принципе может рассматриваться и развертывание группировки наземных ракет средней дальности. Тем более что в России сохранился технический и технологический задел по созданию ракет наземного базирования средней дальности и соответствующая производственная база. Безусловно, при рассмотрении подобного вопроса необходимо будет провести всесторонний военно-экономический анализ. И в процессе этого анализа неизбежно придется учесть, что межконтинентальные баллистические ракеты, в виду широкого диапазона дальностей их применения, являются более универсальным оружием сдерживания по сравнению с баллистическими ракетами средней дальности. Но принципиальным в рассматриваемом вопросе является то обстоятельство, что Россия как правопреемник СССР является участником Договора о РСМД, подписанного в 1987 г. между Советским Союзом и США. Этот договор обязывает его стороны не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 км до 1000 км) дальности.

Договор о РСМД является бессрочным, хотя каждая из сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из него, если решит, что связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. В последние годы в средствах массовой информации неоднократно публиковались материалы о возможности выхода России из Договора о РСМД. Такой вопрос регулярно обсуждается также в военных, политических и научных кругах. В этой связи следует обратить внимание на официальное заявление Министерства иностранных дел РФ, сделанное в 2005 году, в котором подтверждается приверженность России Договору о РСМД.

Сергей УМНОВ
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика