Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Орлова Н.А. Психоаналитическая традиция в культуре. Методическое пособие. М., 2004

Введение

Предлагаемый курс посвящен исследованию взаимовлияний психоаналитической традиции и ее "ответвлений" на культуру 20 века.
Основная часть курса предполагает изучение психоанализа как влиятельного феномена культуры 20 века. В курсе рассматриваются его истоки и становление, теоретические представления психоанализа (о структуре психики, о стадиях формирования сексуальности, о защитных механизмах), их практическое приложение к психотерапевтической практике, а также влияние этих теоретических представлений на самоосознание современников, их понимание культуры и природы человека.
Помимо психоанализа в курсе рассматриваются такие выделившиеся из психоанализа направления, как аналитическая психология (К.Г. Юнг и др.) и индивидуальная психология (А. Адлер), а также направления, переосмыслявшие исходные представления психоанализа и давшие тем самым начало течению неофрейдизма, такие, как лондонская школа объектных отношений (М. Кляйн и др.), Эго-психология (А. Фрейд и др.), теории К. Хорни, Э. Фромма и др. Также будет уделено внимание учениям, тесно соприкоснувшимся с другими теориями (фрейдомарксизм), и учениям, начавшим свое становление в рамках психоанализа, но в итоге отошедшим от традиций анализа психических содержаний (терапия воли О. Ранка). Знакомство с перипетиями теоретической и практической жизни психоанализа завершится обращением к современному классическом психоанализу, структурному психоанализу Ж. Лакана и психодинамическим моделям, используемым на современном этапе в большой и малой психиатрии.
В курсе предполагается также проведение демонстрационных упражнений, знакомящих студентов с базовыми техниками основных аналитических учений.
Целью курса поэтому является и теоретическое ознакомление студентов с основными представлениями психоаналитических учений о человеке и культуре и знакомство с современными, вышедшими из психоаналитической традиции, психотехниками, что позволит не только получить новые знания о "психической реальности", но лучше и глубже понять свою собственную жизнь.

Лекция 1. Проблематизация сознания

Проблематизация феномена сознания в европейской культуре в ХIX веке
Сознание как самоочевидная данность в классической философской формации. Представление о предельных философских оппозициях: субъективное - объективное, рациональное - иррациональное, в контексте изменяющихся представлений о феномене сознания. Сознание как проблема.
Дополнительный методологический аппарат
Основные понятия семиотики как науки о знаковых системах: знак, означающее и означаемое, денотация и коннотация, текст и контекст, код, интерпретация как дополнительный методологический аппарат анализа материала.
Понятие психотехники
Смена и развитие психотехник в европейской культуре: от мнемотехники до психотехники мышления и становления психотехники осознания в психоанализе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Аграчев С.Г. К вопросу о месте и роли психоанализа в современной культуре // Московский психотерапевтический журнал. 1996. - №2. - С. 14-25.
2. Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.) Фрейдизм. - М.: Лабиринт, 1993.
3. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990.
4. Мамардашвили М.К. Вена на заре ХХ века. - М., 1992.
5. Олешкевич В.И. История психотехники. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
6. Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. Очерки развития европейской психотехники. Психотехнический подход к психоанализу и психотерапии. Психотехнические циклы. - М., 1997.

Дополнительная
1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
2. Барт Р. Мифологии. - М., 1996.

Лекция 2. Культурный контекст конца XIX века

Общие идейные изменения в культурном контексте конца XIX века (Ф. Ницше, К. Маркс, З. Фрейд). Статус психоаналитического знания. Его "ближайшее окружение" - философские концепции, естественнонаучное знание или религиозные учения?
Источники представлений о Бессознательном
Философские источники представлений о Бессознательном.
Психологические источники представлений о Бессознательном. Психофизика Фехнера.
Гипнотический метод как феномен культуры и как метод лечения.
Клиническая практика до З. Фрейд. "Соматический подход" в психиатрии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Лоренцер А. Археология психоанализа: Интимность и социальные страдания. - М., 1996.
2. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика: От Месмера до Фрейда. - М., 1996.

Дополнительная
1. Автономова Н.С., Муравьев Д.А. Психоанализ, гипноз, внушение: историко-эпистемологический анализ взаимодействий // Вопросы истории, естествознания и техники. 1988. - № 3. - С.32-37.
2. Бендлер Р., Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. - Сыктывкар: Флинта, 2000.
3. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М., 1995.
4. Шерток Л. Непознанное в психике человека. - М.: Прогресс, 1982.
5. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб.: Университетская книга, 1997.
6. Фуко М. Рождение клиники. - М.: Смысл, 1998.

Лекция 3. Психоанализ как теория

Зигмунд Фрейд: научная биография и значимые эпизоды жизни
Работа с Дж. Брейером. Стажировка у Ж. Шарко. Первый этап психоанализа (1897 - 1905): психоанализ как метод лечения психических расстройств. Совращение как источник невротических состояний. Венский психоаналитический кружок. Второй этап (1906 - 1918): психоанализ как учение о личности и ее развитии. Поездка в США. Разрыв с А. Адлером и К.Г. Юнгом. Третий этап (с 1920 г.): психоанализ как учение о человеке и культуре.
Теоретические представления психоанализа: две топики, динамика, экономика
Первая топика: сознательное, предсознательное и бессознательное.
Вторая топика: психические инстанции "Я", "Оно", "Сверх-Я". Природа "Оно": вытесненные содержания и влечения. Динамическое бессознательное. Сверхдетерминированность психических содержаний. Структура и функции "Я". Природа и происхождение "Сверх-Я", представление о цензуре.
Основные понятия экономики: либидо, свободное и "связанное" либидо, распределение либидо между инстанциями, инвестирование либидо.
Первичный и вторичный процессы. Принцип удовольствия и принцип реальности.
Психосексуальные стадии развития
Сексуализация детства. Предшественники З. Фрейда в разработке этой темы.
Оральная, анальная и фаллическая стадии. Латентный период. Генитальная стадия. Фиксации и их роль в формировании невротических симптомокомплексов, складов характера, а также их воплощение в особых стилях, темах и персонажах в искусстве.
Патология любви как отклонения от мейнстрима становления взрослой сексуальности: садизм и мазохизм, фетишизм, гомосексуализм, вуайеризм, эксгибиционизм и другие формы.
Базовые психические комплексы
Комплекс Эдипа. Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Эдипальные ситуации. Комплекс Электры (название предложено К.Г. Юнгом). Комплекс кастрации. Зависть к пенису. Инцестуозные желания, желание смерти родителям. Психологический климат в семье. Фантазмы или факты?
Понятие внутрипсихического конфликта. Виды конфликтов. Напряжение как особое состояние психического аппарата. Виды тревоги. Страх.
Защитные механизмы и их проявления
Понятие защиты. Защита от внешних и внутренних факторов. Распознавание защиты: сигналы, сопротивление. Место, цель и "персонаж" защиты. Представления З. Фрейда о защите и разработка этой проблематики Анной Фрейд.
Основные защитные механизмы, систематизированные и описанные А. Фрейд: вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена некогда бывшего, проекция, интроекция (предложен Шандором Ференци), обращение на себя, обращение в свою противоположность, сублимация. Различение З.Фрейдом вытеснения и подавления. Рационализация. Слой защиты от возбуждения. Другие защитные приемы, выделенные А. Фрейд: отрицание посредством фантазирования, идеализация, идентификация с агрессором.
Простейшие защитные механизмы, предложенные и рассмотренные Мелани Кляйн: расщепление объекта и субъекта, проективное (само) отождествление, отказ от психической реальности, претензия на всевластие над объектами и пр.
Представления о генезисе защитных механизмов. Проявление защитных механизмов в невротической и психотической симптоматике, в сновидениях, фантазмах, в создании образного материала, в повседневной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2001.
2. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1991.
3. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.
4. Фрейд А. Эго и механизмы защиты. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.
5. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2000.

Дополнительная
1. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология: теория и клиника. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001.
2. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. (Введение в теорию, практику и историю психоанализа.) Пособие для учителей. - М.: Интерпракс, 1994.

Лекция 4. Психоанализ как практика

"Остроумие и его отношение к Бессознательному" (З. Фрейд)
Остроумие и ошибочные действия как демонстранты действенности бессознательных сил.
Методы получения бессознательного материала и работа с ним
Метод свободных ассоциаций.
Самоанализ: трудности и "ловушки". Фиаско метода интроспекции. Поиск новых форм диалога со своими бессознательными содержаниями.
Метод анализа сновидений как "царской дороги" к бессознательным содержаниям. Механизмы "работы сновидения": сгущение, смещение, драматизация и вторичная обработка. Техника толкования сновидений. Символы в сновидениях. Архаика сновидений.
Организация сессионного пространства. Представление о психоаналитике как "экране проекций". Понятия переноса, трансфера и контртрансфера. Положительный и отрицательный перенос. Анализ получаемого в процессе трансфера материала как специфический метод психоанализа.
Практическое приложение теоретических представлений психоанализа
Терапия неврозов. Границы применимости психоанализа. Трудности в процессе лечения и возможности развития метода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Сандлер Дж., Дэр К., Холлдер А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса. - М.: Смысл, 1997.
2. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1991.
3. Фрейд З. Сновидения. Избранные лекции. - М.: Водолей, 1991.

Дополнительная
1. Вард И. Фобия. - М.: ООО "Издательство Проспект", 2002.
2. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. - Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994.
3. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. - М.: ПЕР СЕ, СПб.: Университетская книга, 2000.
4. Холмс Д. Нарциссизм. - М.: ООО "Издательство Проспект", 2002.

Лекция 5. Психоанализ как парадигма

Психоанализ как философия и антропология
Экспансия метода как попытка понять и объяснить глубинные движущие силы и природу человека.
Истоки первобытных форм культуры
Тотем и экзогамия.
Табу: ограничения в общении; правила избегания; изменение чувства на противоположное; предписываемые социумом чувства и поведение. Амбивалентность чувств по отношению к значимым лицам (близким родственникам, врагам, мертвецам и лицам, облеченным властью) и ритуальные способы преодоления амбивалентности. "…Основание табу составляет запрещенное действие, к совершению которого в бессознательном имеется сильная склонность." (З.Фрейд) Аналогия между обычаем табу и симптоматикой невроза навязчивости.
Анимизм и магия. Анимизм как "психологическая теория", первая в ряду анимистических, религиозных и научных представлений. Магия как "техника анимизма". Аналогия принципов сходства и прикосновения в магии и в ассоциативных процессах.
Представление об убийстве "первобытного отца". Раскаяние, вина и совесть. Истоки нравственности.
Эрос и Танатос
Военные неврозы. Проблема сущности и генезиса агрессивности человека. Введение представления о "влечении к смерти". Проблематика смерти.
Сущность и генезис религий и искусства
Религиозные представления как иллюзии. Образ Моисея. Интерпретация художественных произведений. Авторы и персонажи. Анализ З. Фрейдом творчества Ф.М. Достоевского и Леонардо да Винчи. Сексуальность, аффект и интеллект: возможности и виды сублимационной деятельности.
Культура под вопросом
Представления З. Фрейда о генезисе и предназначении культуры.
Проблематизация культуры как целостного феномена. Первичные импульсы к кровосмешению, каннибализму и убийству. Индивидуальная и массовая психология: "массовая" душа.
Культура как невроз. Пути излечения человечества.
Культура как система защит человека от природы вовне и внутри него.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // Фрейд З. Я и Оно. - М., Харьков, 1998. - С. 769 - 838.
2. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992.
3. Фрейд З. Тотем и табу. - СПб., М.: Олимп, ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998.
4. Фрейд З. Художник и фантазирование. - М., 1995.

Дополнительная
1. Гаддини Е. По ту сторону инстинкта смерти: проблемы психоаналитического исследования агрессии // Психоанализ в развитии. - Екатеринбург, 1998. С. 108 - 127.
2. Додельцев Р.Д. Концепция культуры З.Фрейда. - М., 1989.
3. Додельцев Р.Д. Фрейдизм: культурология, психология, философия. - М., 1997.
4. Попова М.А. Фрейдизм и религия. - М., 1985.
5. Руткевич А.М. Психоанализ и религия. - М., 1987.
6. Старовойтов В.В. Психоанализ и художественное творчество // История философии, 2000. - № 5. - С. 72-79.
Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда: Анализ его личности и влияния. - М., 1996.
7. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1990.

Лекция 6. Индивидуальная психология

Альфред Адлер: научная биография и значимые эпизоды жизни
Второй ребенок в семье, первого звали Зигмунд. Много болел в детстве. Был ближе отцу, чем матери (в силу этого не принял идеи Эдипова комплекса). Раскол в 1911 г. в лагере З. Фрейда (концепция "мужского протеста" А. Адлера) - вместе с А. Адлером ушло несколько человек. Основание Общества индивидуальной психологии. Во время Первой Мировой войны был военным врачом. В 1920 г. начинает преподавать в педагогическом институте Вены. В 1934 г. переезжает в США, 1935 г. - основывает "Международный журнал индивидуальной психологии".
Главные пункты расхождения психоанализа и индивидуальной психологии
Целевая, а не каузальная обусловленность поведения. Главенство социального фактора в развитии и становлении человека. Чувство недостаточности и стремление к совершенствованию. Значение агрессии. Статусы полов в обществе: понятие "мужского протеста" (1910). Главный конфликт - это конфликт между стремлением к превосходству и самоутверждению и наличием социального интереса. Формирование комплекса неполноценности как неудача в разрешении этого конфликта.
Жизненный стиль
Целостность личности. Значение целей личности и воли в их достижении. Понятие жизненного стиля. Виды невротического жизненного стиля.
Влияние взглядов А. Адлера на психологию и психотерапию
Представление о важности порядка рождений. Идея ключевой роли воспитания. Создание воспитательных консультационных центров. Разворот внимания психологов и психотерапевтов в сторону социальной психологии. Судьба адлерианства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1998.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1995.
3. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера: Учебное пособие. - Спб., 1993.

Лекция 7. Аналитическая психология: расхождение с психоанализом

Карл Густав Юнг: научная биография и значимые эпизоды жизни
Религиозные интересы и детские сновидения. Спиритические сеансы. Знакомство с психоанализом. К.Г.Юнг как ближайший ученик З.Фрейда и его "наследник". Разработка метода свободных ассоциаций. Конфронтация с З.Фрейдом и разрыв отношений.
Критика К.Г. Юнгом психоанализа: основные пункты расхождения психоанализа и аналитической психологии
Проблематизация либидо. Либидо как психическая энергия. Духовность как особый аспект природы человека, а не результат сублиматорной деятельности. Активность бессознательного: основной психический процесс - не вытеснение, а компенсация. Представление о существовании в бессознательном материала, который не был вытеснен из сознания. Комплексная структура психики.
Источники аналитической психологии К.Г. Юнга
Исследование контекста спиритического сеанса. Алхимия как "духовная родина" (К. Юнг) аналитической психологии. Клиническая практика К. Юнга. Работа в Бургхольцли с больными, страдающими психотическими расстройствами. Возникновение аналитической психологии.
Представления о современном состоянии культуры и души человека
Понятие компенсаторного процесса. Отражение компенсаторного процесса в искусстве и науке. Поиски нового взгляда на природу человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991.
2. Юнг К.Г. Критика психоанализа. - СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 2000.
3. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994.
4. Юнг К.Г. О современных мифах. - М., 1994.
5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1993.

Дополнительная
1. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. - Киев: AirLand, 1994.
2. Нолл Р. Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга. - М.: "Рефл-бук", Киев: "Ваклер", 1998.

Лекция 8. Теоретические представления К.Г. Юнга

Основные представления К.Г. Юнга о структуре психики
Психика как саморегулирующаяся компенсаторная система. Понятие автономного комплекса. Понятия личного и коллективного бессознательного. Источники появления понятия коллективного бессознательного.
Понятие психической установки
Экстраверсия и интроверсия. Особенности сознательной и бессознательной установки. Проявление установок в сфере искусства.
Представление о четырех психических функциях
Основные психические функции: мышление, ощущение, чувство, интуиция. Представление о ведущей и подчиненной функции. Особенности четвертой функции. Психологические типы.
Соционика
Современное направление соционики как попытка детализировать и приложить к групповым взаимодействиям разработки К. Юнга о психологических типах. Психологические соционические портреты. Совместимость психологических типов.
Трансцендентальная (пятая) функция
Понятие символа у К.Г. Юнга. Понятие индивидуации. Источник и цель индивидуации.
Архетипы и архетипические образы
Проблема типологизации архетипов. Типология архетипов: персона, тень, анимус и анима, мана-личность, Самость. Три уровня интерпретации образов: личностный, культуральный, архетипический.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб., М., 1995.
2. Юнг К.Г. Синхронистичность. - М.: "Рефл-бук", Киев: "Ваклер", 1997.
3. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. - М., 1992.

Дополнительная
1. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. - СПб.: Б.С.К., 1997.
2. Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии Самости. - М.: "Рефл-бук", Киев: "Ваклер", 1997.

Лекция 9. Методы аналитической психологии

Методы аналитической психологии
Активное воображение как один из ведущих методов аналитической психологии. Внешние и внутренние условия для появления и развития образов. Наиболее распространенные варианты протекания свободного ассоциирования и типичные образы.
Амплификация как особый способ привлечения культурного материала в процессе ассоциирования. Уровни дискурса и привлечение символического материала.
Исследование аналитической дистанции: образы и реакции пациента как эффекты, создаваемые типом взаимоотношения аналитика и анализанда. Типы отношений.
Перенос и контрперенос.
Юнгианское толкование сновидений. Объективная и субъективная интерпретации сновидного материала. Основные отличия от психоаналитического толкования сновидений. Сновидение как провозвестник будущих возможных изменений Эго сновидца. Терапевтическая функция сновидений.
Сказка как "хранитель" архетипических представлений. Способы толкования волшебных сказок. Эго как герой сказки. Персонажи как варианты архетипических образов и типов поведения. Ключевые ситуации в развитии сказочного повествования. Путь героя (Эго) как путь индивидуации человека. Вариации сказочного материала в культурном контексте разных эпох.
Интерпретация в аналитическом процессе. Меры предосторожности в обращении с материалом бессознательного.
Эго-комплекс как герой драмы индивидуации
Понятие индивидуации. Основные способы взаимодействия Эго-комплекса с бессознательной психикой (конфронтация, перцепция, инфляция и интеграция) и их представление в образном материале. Проекция бессознательных содержаний.
"Феномен духа…" (К.Г. Юнг)
Творчество с точки зрения аналитической психологии. Понимание символа и мифа. Два типа художественных произведений: симптоматический и символический. В поисках сущности шедевра. Анализ К.Г. Юнгом "Улисса" Джойса. Литература, впитавшая в себя идеи юнгианской психологии (Г. Гессе, У. Ле Гуин и др.). Современные темы и мифы в литературе, живописи и кинематографе с точки зрения юнгианской психологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. - М.: ООО "ЦГЛ "РОН", В. Секачев, 2001.
2. Юнг К.Г. Практическое использование анализа сновидений // Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи. Сборник. - М.: "Рефл-бук", Киев: "Ваклер", 1997.

Дополнительная
1. Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. - СПб.: Академический проект, 2000.
2. Франц Мария-Луиза фон. Прорицание и синхрония. Психология значимого случая. - СПб.: Б.С.К., 1998.
3. Франц Мария-Луиза фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. - СПб.: Б.С.К., 1998.
4. Холл Дж. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. - СПб.: Б.С.К., 1996.
5. Эстес Кл.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. - Киев: "София", М.: ИД "Гелиос", 2001.

Лекция 10. Постъюнгианство

Три основные школы и диалог между ними. Споры о понимании сущности человека.
Классическая школа
Объединение вокруг Цюрихской группы. Особое внимание, уделяемое Эго-комплексу. Диалог между Эго-комплексом и Бессознательным. Цель - "жизнь, проживаемая сознательно" (Д. Харт).
Архетипическая школа
Направление в постъюнгианстве, в котором максимальное внимание уделяется феноменологической фиксации и описанию внутрипсихических образов и образов искусства. Децентрация и релятивизация Эго-комплекса. Отказ от понятия архетипа в пользу понятия архетипического образа. Феноменологический метод - "пере-сматриваемая психология" Дж. Хиллмана. Отождествление реального и воображаемого. Политеизм вместо монотеизма, плюрализм образов вместо диктата Эго-комлекса. Экологический акцент направления.
Школа развития
Основной акцент на этапах и особенностях развития человека. Влияние на это направление работ Школы объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт, У. Бион). Наблюдения за младенцами в Тэвистокской клинике и в Институте психоанализа. Модель Майкла Фордхама: спонтанно деинтегрирующаяся самость, активирующая внешние и внутренние объекты и реинтегрирующаяся посредство различных форм психического усвоения (сон, рефлексия).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. - М.: Мартис, 1997.
2. Кембриджское руководство по аналитической психологии. - М.: Добросвет, 2000.
3. Новая весна // Альманах постъюнгианской психологии и культуры. 2002. - № 4.
4. Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. - М., 1997.


Лекция 11. Лондонская школа объектных отношений

Основные идеи Школы объектных отношений
Смещение интереса на до-эдиповы стадии развития. Введение в представление о "частичном" и "целостном" объектах.
Мелани Кляйн и ее трансформация психоанализа
Основные вехи жизни. Работа с детьми.
Представление об объектных отношениях, формирующихся в раннем возрасте, как образующих систему внутрипсихических и социальных связей. Отказ от жесткого биологического подхода к природе человека. Встроенность принципа удовольствия в более широкую систему отношений ребенка и ухаживающих за ним лиц.
Представление о параноидно-шизоидной и депрессивной позициях в онтогенезе человека. Прохождение позиций, формирование особых форм защиты. Архаические эмоции и типичные страхи.
Продуцирование младенцем фантазматических бессознательных образов. Формирование Эго и опасности фиксаций.
Свободная игра детей как способ получения материала, заменяющий свободное ассоциирование взрослых.
Возникновение движения кляйнианцев внутри психоанализа
Угроза раскола между М. Кляйн и А. Фрейд. Основные моменты расхождения в их теоретических взглядах и практических подходах к терапии детей.
Представители Школы объектных отношений и их влияние на развитие психоаналитических идей
Дональд Винникотт: важность контакта "мать - дитя". Представление о "ложном Я" и "истинном Я". Чувство безопасности как базовое чувство, более значимое, чем чувства удовольствия или неудовольствия. Игра в "каракули" как один из методов получения материала и налаживания контакта с детьми на психоаналитических сессиях.
Понятие контейнирования Уилфрида Биона.
Майкл Балинт: понятия окнофилии и филобатизма. Понятие "базисного дефекта". Группы Балинта.
Герберт Розенфельд и Отто Кернберг о нарциссизме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Кембриджское руководство по аналитической психологии. - М.: Добросвет, 2000.

Дополнительная
1. Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. - М., 2000.
2. Холмс Д. Нарциссизм. - М.: ООО "Издательство Проспект", 2002.

Лекция 12. "Травма рождения" и терапия воли Отто Ранка

Поиск кратких форм психоанализа. Сотрудничество с Ш. Ференци.
Отказ от классических представлений о генезисе неврозов и введение представлений о травме рождения как первичном источнике тревоги и о последующих формах отделения как о повторении травмы рождения (тревога при отнятии от груди, кастрационная тревога, тревога сепарации). Боязнь жизни и боязнь смерти и связанные с ними защитные стратегии "здоровой личности": конформизм и творческий индивидуализм. Невроз как невозможность выбрать ни одну из этих стратегий.
Отход от психоанализа. Терапия воли как неаналитический метод, ориентированный на усиление самоутверждения личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ранк О. Миф о рождении героя. - М., 1997.
2. Ранк О. Травма рождения. - М.: Аграф, 2004.
3. Ранк О., Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. - СПб., 1913.

Лекция 13. Фрейдомарксизм

Фрейдомарксизм как психотерапия и как идеология.
В. Райх: терапия тела и фрейдомарксизм
Основные вехи биографии.
Телесно ориентированный психоанализ. Понятие "мышечного панциря" ("брони" характера). Методы терапии.
Идеи фрейдомарксизма: социальный порядок формирует не только душу, но и тело. Трансформация либидозных импульсов в агрессивные при запрете в обществе на их выражение. Борьба с насилием и жестокостью - это необходимость освободить и признать сексуальность.
Поиск материального эквивалента либидо. Оргон.
Фрейдомарксистские течения
Шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гаттари в философии и глубинная герменевтика А. Лоренцера в психологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Райх В. Массовая психология фашизма // Архетип. 1995. - № 1. - С. 91-97; или Свободная мысль. 1992. - № 10. - С. 113-121.
2. Райх В. Посмотри на себя, маленький человек. - М., 1997.
3. Райх В. Психология масс и фашизм. - СПб., 1997.
4. Райх В. Сексуальная революция. - СПб., М., 1997.

Лекция 14. Развитие теории и практики психоанализа

"Генеалогическое древо" психоаналитического течения
Проблема преемственности. Фрейдизм, неофрейдизм и постфрейдизм.
"Эго-психология"
Анна Фрейд: основные вехи жизни и творчества. Разработка теоретических представлений психоанализа, в первую очередь представлений о защитных механизмах Эго. Создание детского психоанализа.
Теория эго-идентичности Эрика Эриксона
Представление о восьми стадиях формирования эго-идентичности. Понятия кризиса идентичности, диффузии идентичности и неспособности к формированию идентичности.
Карен Хорни: жизнь, практика и теория
Развитие социально ориентированных течений в психоаналитической традиции. Новый Американский институт психоанализа. Популяризация психоаналитических идей. Критика психоанализа.
Теоретические воззрения: характерные особенности невротического поведения (ригидность реакций и расхождение между возможностями и их осуществлением); культурологическая относительность невротического поведения; "базовая тревога" как источник невротического поведения; структурообразующие черты невротических личностей (привязанность, покорность, отказ и власть).
Теория Гарри С. Салливана
Стремление к удовлетворению и стремление к безопасности. Вчувствование (эмпатия). Тревога и комфорт как базовые эмоциональные состояния ребенка. "Селективное невнимание". Самость как система диссоциированных комплексов, поддерживающая свою конфигурацию для избегания тревоги. Ядро самости - как система возможностей, которые могут развиться или нет.
Гуманистический психоанализ Эриха Фромма
Свобода человека, страх свободы и способы бегства от нее: мазохизм, садизм, деструктивность и автоматический конформизм. Невроз как "личная" религия и попытка выжить в условиях, когда выжить нельзя. Типы характеров: восприимчивый, эксплуататорский, накопительский, рыночный, продуктивный.
Структурный психоанализ Жака Лакана
Бессознательное как язык. Дискурс, анализ дискурса. Символический, воображаемый и реальный порядки. Разрыв мыслящего и существующего Я.
Теория привязанности Джона Боулби
Предельная значимость отношений "мать - ребенок" в раннем детстве и нарушения в психике и поведении ребенка при их нарушении, особенно при разлуке с матерью.
Психология самости Гейнца Кохута
Двухполюсная самость. Восстановление самости.
Персонология Генри Мюррея
Современный психоанализ

Основные проблематизируемые темы: поиск единой системы или взаимопонимания между разными "языками"?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. - М.: "Рефл-бук", Киев: "Ваклер", 1997.
2. Автономова Н.С. Структуралистский анализ Ж.Лакана // Французская философия сегодня. М., 1989. С. 65-87.
3. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Эриксона // Принцип развития в психологии. - М., 1978.
4. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003.
5. Кэхеле Х., Томэ Г. Современный психоанализ: Исследования. - СПб.:Издательство "ВЕИП", 2001.
6. Лакан Ж. Образования бессознательного (Семинары: Книга V (1957/1958)). - М.: ИТДГК "Гнозис", Издательство "Логос", 2002.
7. Спотниц Х. Современный психоанализ шизофренического пациента // Психоаналитический вестник. 1999. - № 1 (7). - С. 81-106.
8. Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления // История философии. 2001. - № 8. - С. 29-37.
9. Фромм Э. Кризис психоанализа. - СПб.: Академический проект, 2000.

Лекция 15. Современные методы выявления бессознательных содержаний и работы с ними

Современные методы получения бессознательного материала
Символдрама. Развитие метода активного воображения в рамках психоаналитических представлений: символдрама - "психоанализ в образах". Х. Лейнер и его метод "кататимного переживания образов" (КПО). Минская школа развития символдрамы.
Активное воображение как основа метода. Отличие направленного активного воображения от свободного. Кататимный образ и его отличие от фантазмов и образов фантазии. Стандартные мотивы трех уровней (луг, ручей, опушка леса и др.) и способы ведения клиента. Основные проблемы при развитии образов. Способы проживания и интерпретации образов. Контакт Эго с кататимными образами. Проблема свободы Эго внутри образа. Способы поведения Эго-образа внутри кататимной ситуации: основные запреты и предписания.
Фокусирование. Метод Юджина Джендлина как контакт Эго клиента с целостным переживанием, которое может конкретизироваться как образ, телесное ощущение, речь, жест и т.д. Восемь характерных черт появления базового переживания. Способы работы с целостным переживанием.
Экспрессивные техники и проективные методики
Некоторые экспрессивные техники и проективные методики, используемые в современной психотерапии и психологическом консультировании для выявления бессознательных содержаний и работы с ними. "Игра в песочек" в аналитической психологии. Работа с пластилином, глиной, различным материалом. Рисунки (карандашами, красками и т.д.) по разным техникам и методикам. Тесты "Дом. Дерево. Человек", "Кинетический рисунок семьи" и "Несуществующее животное". Техника изготовления масок. Техника коллажа. Техники, использующие жесты, позы, мимику, вокал. Психодрама. Расстановка семьи. Гештальт-методы визуализации субличностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Символдрама: Сборник научных трудов. - Минск: Европейский гуманитарный университет, 2001.

Дополнительная
1. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетический рисунок. - М.: Смысл, 2003.
2. Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 2003.
3. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. - М., 2000.
4. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.
5. Ферс Г. Тайный мир рисунка. - СПб.: Деметра, 2003.
6. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная терапия. - СПб.: Питер, 2001.

Лекция 16. Истина дискурса и дискурс истины

Общий взгляд на традицию психоаналитической психологии, ее культурный аспект. Психоанализ: наука, философия, идеология? Современные дискуссии вокруг и внутри психоаналитической традиции. Кризис или новый этап развития?
Диалог европейской культуры и психоанализа: взаимное влияние. Российская культура и психоанализ: догонять Запад или искать другие пути контакта с тем, что в психоанализе названо Бессознательным?
Поиск Автора в европейской традиции. От смерти Бога (Ф. Ницше) до смерти автора (Р. Барт). Распад дискурса. Поиск нового способа понимания субъективности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990.
2. Олешкевич В.И. История психотехники. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
3. Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. Очерки развития европейской психотехники. Психотехнический подход к психоанализу и психотерапии. Психотехнические циклы. - М., 1997.

Справочная литература ко всему курсу

1. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
2. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. - Челябинск: "Урал LTD", 1999.
3. Овчаренко В.И. Российские психоаналитики. - М.: Академический Проект, 2000.
4. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. (Введение в теорию, практику и историю психоанализа.) - М.: Интерпракс, 1994.
5. Сонин В.А., Шлионский Л.М. Классики мировой психологии. Биографический энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во "Речь" 2001.
6. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб.: Изд-во "Евразия", 1998.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Общее представление о культурном контексте конца XIX века с точки зрения изменений представлений о человеке. Представление о Бессознательном. Психоанализ (истоки, становление). Структура психики (топика, динамика, экономика), стадии формирования сексуальности.
2. Защитные механизмы и их проявления. Понятие сублимации. А. Фрейд "Эго и защитные механизмы". Защитные механизмы, описанные М. Кляйн.
3. Психоаналитическая интерпретация сновидений и ошибочных действий. "Остроумие и его отношение к бессознательному".
4. Представления З. Фрейда о культуре. Истоки первобытной культуры. Тотем и табу. Генезис нравственности. Совесть, вина.
5. Оппоненты З. Фрейда: А. Адлер и К.Г. Юнг. Критика психоанализа. Главные пункты расхождения психоанализа, индивидуальной психологии и аналитической психологии.
6. Основные представления К.Г. Юнга о структуре психики. Понятие коллективного бессознательного. Архетипы и их манифестации в культуре (архетипические образы). Активное воображение как базовый метод аналитической психологии. Основные способы взаимодействия Эго-комплекса с бессознательной психикой (конфронтация, перцепция, инфляция и интеграция) и их представление в образном материале.
7. Творчество с точки зрения аналитической психологии. Три уровня интерпретации образов (личностный, культуральный, архетипический). Два типа художественных произведений (симптоматический и символический). Сказка как "хранитель" архетипических представлений.
8. Современные способы работы с образами (феноменологический и интерпретативный уровни): символдрама и экспрессивные техники.
9. Три школы постъюнгианства. Их основные пункты схождения и разногласия.
10. Неофрейдизм (на примере двух-трех выбранных школ или направлений).
11. Фрейдомарксизм.
12. Психологическое учение О. Ранка.
13. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Основные понятия семиотики как науки о знаковых системах: знак, означающее и означаемое, сообщение, денотация и коннотация, текст и контекст, код, интерпретация и их использование при интерпретации бессознательного материала.
14. Современное положение психоанализа. Динамические модели в психиатрии. Базовые изменения в представлении европейского человека ХХ века о себе самом и о культуре в связи с распространением психоаналитических учений.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Развитие представлений об Эго в психоаналитической традиции.
2. Сравнительный анализ представлений о культурных феноменах (религия, искусство) в психоанализе и аналитической психологии.
3. Развитие представлений о психических комплексах в разных школах психоанализа и аналитической психологии.
4. Критика психоанализа изнутри и извне традиции.
5. Методы в психоаналитической традиции и их связь с представлениями о структуре психики (на примере разных направлений).

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика