Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Кобзев А.И. Конфуцианство

— (соnfucianism), жу-цзя, жу-цзяо — (учение) школы ученых-интеллектуалов. Древнейшая филос. система и одно из трех главных этико-религ. учений (наряду с даосизмом и буддизмом Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже VI–V вв. до н. э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя — Конфуция, что соответствует исходной установке последнего — «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее» («Лунь юй», VII, 11). Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в V - VI вв. до н.э. и обретшем совр. форму на рубеже н.э. сборнике «Лунь юй» («Теоретические речи»). Свое качественно новое этико-филос. учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью «святых-совершенномудрых» (шэн [1]) правителей полумифич. древности, выраженной гл. обр. в историко-дидактич. и художеств. произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из к-рых — восходящие к концу II — 1-й пол. I тыс. до н. э. каноны «Шу цзин» и «Ши цзин». Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на историч. прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего конфуцианства. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI–III вв. до н. э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной» (вэнь) деятельности, т. е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонауч. штудиях, гл. обр. астрономо-астрологич. (семантика «культуры» — вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологич. явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (совр. пров. Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правившей или жреческой верхушки государства Шан-Инь, покоренного в XII–XI вв. до н. э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологич. значении термина жу — «слабый». Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал гос. устройства, в к-ром при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этич. направленностью и стремлением к слиянию с гос. аппаратом.

Этому стремлению соответствовало теоретич. истолкование и гос. и божественной («небесной») власти в семейно-родственных категориях; «гос-во — одна семья», государь — Сын Неба и одновременно «отец и мать народа». Гос-во отождествлялось с об-вом, социальные связи — с межличностными, основа к-рых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства отец считался «Небом» в той же мере, в какой Небо отцом. Поэтому «сыновняя почтительность» (сяо [1]) в специально посвященном ей канонич. трактате «Сяо цзин» была возведена в ранг «корня благодати/добродетели (дэ [1])».

Развиваясь в виде своего рода социально-этич. антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т. п. Воздерживаясь от собств. суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь [1]) сакральную и онтолого-космологич. проблематику Конфуций рассматривал с т. зр.значимости для человека и об-ва. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия «внутр.» импульсов человеч. натуры, в идеале охватываемых понятием «гуманности» (жэнь [2]), и «внеш.» социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной «благопристойности» (ли [2]). Нормативный тип человека, по Конфуцию, — «благородный муж» (цзюнь цзы), познавший небесное «предопределение» (мин [1]), «гуманный», сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Соблюдение этико-ритуальной нормы ли [2] Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологич. принципом: «Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить не соответствующее ли [2]»; «Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли [2], можно избегнуть нарушений». Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в «золотое правило» морали (шу [3] —«взаимность»), во втором — в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин — «выправление имен»). Смысл человеческого существования, по Конфуцию, — утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этич. порядка — «Пути» (дао), важнейшие проявления к-рого суть «гуманность», «должная справедливость» (и [1]), «взаимность», «разумность» (чжи [1]), «мужество» (юн [1]), «[уважительная] осторожность» (цзин [4]), «сыновняя почтительность» (сяо [1]), «братская любовь» (ди [3], ти [2]), собственное достоинство, верность (чжун [2]; см. Чжун шу), «милостивость» и др. Конкретным воплощением дао в каждом отдельном существе и явлении выступает «благодать/добродетель» (дэ [1]). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ [1] образует вселенское дао.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, к-рых к III в. до н. э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные («Да сюэ», «Сяо цзин», комментарий к «Чунь цю»), и имплицитные онтолого-космологич. («Чжун юн», «Си цы чжуань») представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу (а потому впоследствии признанные соответственно ортодоксальной и неортодоксальной) интерпретации конфуцианства в IV–III вв. до н. э. предложили Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Первый из них выдвинул тезис об изначальной «доброте» человеческой природы (син [1]), к-рой «гуманность», «должная справедливость», «благопристойность» и «разумность» присущи так же, как человеку — четыре конечности. Согласно второму, человеч. природа изначально зла, т. е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологич., а Сюнь-цзы — социальной и гносео-праксиологич. стороны человеч. существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на общество: Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления» (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя, Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ — с листьями и считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа, сближаясь тем самым с легизмом.

Во II в. до н. э., в эпоху Хань, Конфуций был признан «некоронованным царем» или «подлинным властелином» (су ван), а его учение обрело статус офиц. идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политич. теории — легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли [2]) и административно-юридич. законов (фа [1]). Конфуцианство обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям «Конфуция эпохи Хань» — Дун Чжун-шу, к-рый, использовав соответствующие концепции даосизма и школы инь–ян (см. Иньян-цзя), детально разработал онтолого-космологич. доктрину конфуцианства и придал ему нек-рые религ. функции (учение о «духе» и «воле Неба»), необходимые для офиц. идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. III в. до н.э — нач. III в. н. э.) было создано «ханьское конфуцианство», основное достижение к-рого — систематизация идей, рожденных «золотым веком» кит. философии (V–III вв. до н. э.), и текстолого-комментаторская обработка конф. и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые века н. э. и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конф. синтез в «учении о таинственном (сокровенном)» (сюань-сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (кон. VI — нач. VII в.), Хань Юй и Ли Ао (VIII–IX вв.).

Возникшее в XI в. неоконфуцианство поставило перед собой две гл. и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного конфуцианства и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологич. методологии (см. Сяншучжи-сюэ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дунь-и (XI в.), идеи к-рого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодоксальным и даже подвергшееся запрету, в XIV в. было официально признано и стало основой понимания конфуцианской классики в системе гос. экзаменов вплоть до нач. XX в. Чжусианская трактовка конфуцианства доминировала в сопредельных Китаю странах — Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в период правления династии Мин (XIV–XVII вв.) составила школа Лу [Цзю-аня] — Ван [Ян-мина] (луван-сюэпай; см. Лу Цзю-ань, Ван Ян-мин), идейно господствовавшая в Китае в XVI– XVII вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретич. уровне возродилась исходная для конфуцианства оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы — Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы — Ван Ян-мин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внеш. мир или внутр. природу человека как источник постижения «принципов» (ли [1]) всего сущего, в т.ч. и моральных норм.

В XVII-XIX вв. оба ведущих учения — Чжу Си и Ван Ян-мина — подверглись критике со стороны эмпирич. направления (пу-сюэ — «учение о естестве», или «конкретная философия»), основанного Гу Янь-у и возглавленного Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критич. изучении конф. классики, взяв себе за образец текстологию ханьского конфуцианства, благодаря чему получило название «ханьское учение» (хань-сюэ).

С конца XIX в. развитие конфуцианства в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции зап. идей (см. Кан Ю-вэй) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В 1-й пол. XX в. особенно в противостоянии учений Фэн Ю-ланя и Сюн Ши-ли внутриконф. оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретич. уровне, сочетающем неоконф. и отчасти буд. категории со знанием европ. и инд. философии, что позволяет исследователям говорить о возникновении в это время новой, исторически четвертой (после изначальной, ханьской и неоконф.) формы конфуцианства — постконфуцианства, а точнее, постнео-конфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы, на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. Совр. конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (Моу Цзун-сань, Тан Цзюнь-и, Ду Вэй-мин и др.), в этич. универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего «моральную метафизику» неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание филос. и религ. мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1970-х гг. (кампания «критики Линь Бяо и Конфуция») ныне оно успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования нац. идеи.

Источники:
Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с комментариями). Книга 1–40. Пекин, 1957; Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904 (репринт) М., 1998; Он же. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910; Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961; Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1972–1973; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990; Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». М., 1998; Мартынов А.С. Конфуцианство. «Лунь юй». Т. 1, 2. СПб., 2001; Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). М., 2004; Legge J. The Chinese Classics. Vol. 1–5. Hong Kong, 1960; Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ; L., 1963; Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978. С. 386–414, 429–498.

Литература:
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. С. 94–217; Он же. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989. С. 94–217; Всё о Китае. Т. 2. М., 2002; Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961; Гране М. Китайская мысль. М., 2002. С. 318–329, 370–390; История китайской философии. М., 1989; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 149–151; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С. 3–45; Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985; Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981; Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.; Л., 1947; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 58–69; Гоц-зи жу-сюэ яньцзю (Международные конфуцианские исследования). Кн. 1–7. Пекин, 1994–1999; Ду Цзинь-мин. Чжунго жу-сюэ ши ганъяо (Очерк истории китайского конфуцианства). Пекин, 1943; Жу-сюэ юй дандай вэньмин (Конфуцианство и современная цивилизация). Кн. 1–3. Пекин, 2004; Жу-цзя сысян синь лунь (Новое осмысление конфуцианской идеологии). Шанхай, 1948; Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний об учении Конфуция). Пекин, 1990; Ло Гуан. Жу-цзя чжэсюэ дэ тиси (Философская система конфуцианства). Тайбэй, 1986; Пан Пу. Жу-цзя бяньчжэн фа яньцзю (Исследование диалектического метода конфуцианства). Пекин, 1984; Чжунвай жу-сюэ бицзяо яньцзю (Сравнительные исследования китайского и зарубежного конфуцианства) / Под ред. Чжан Ли-вэня и Ли Су-пина. Пекин, 1998; Чжун-го жу-сюэ вэньхуа да гуань (Общий обзор культуры китайского конфуцианства) / Гл. ред. Тан И-цзе, Чжан Яо-нань, Фан Мин. Пекин, 2001; Чжунго жу-сюэ цыдянь (Словарь китайского конфуцианства). Шэньян, 1988; Ching J. Confucianism and Christianity: A Comparative Study. Tokyo, 1978; Confucianism and Chinese Civilization. N.Y., 1965; Confucianism. The Dynamics of Tradi¬tion / Ed. by I. Eber. N.Y.; L., 1986; Confucianism in Action / Ed. by D.S. Nivison, A.F. Wright. Stanf., 1959; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 1–2. Princ., 1953; Ivanhoe P.J. Ethics in the Confucian Tradition: The Thought of Mencius and Wang Yang-ming. Atlanta, 1990; The Confucian Persuasion. Stanf., 1960; Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.280-283.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика