Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Анашина М.В. Понятие пустоты-кун

Кун

санскр. шунья, шуньята «пустота, пустотность». Одна из центр. категорий буддизма. В раннем буддизме выражалась в концепции «пудгала-найратмья», согласно к-рой любое существо, от самых низших до богов и будд, представляет собой временное сочетание групп дхарм, определяемое кармой. Индивидуальное «я» (атман), душа (джива), личность (пуруша), индивид (пудгала) являются всего лишь понятиями, за к-рыми не стоит вечная неуничтожимая реальность (атман). Сами же дхармы признавались реально существующими элементами бытия. Такая трактовка «пустоты» получила дальнейшее развитие в ряде школ буддизма хинаяны.

В сутрах махаяны принцип «пудгала-найратмья» был дополнен принципом «дхарма-найратмья», согласно которому сами дхармы пусты, лишены собств. природы. Теоретики школы мадхьямики развили это положение, провозгласив «пустоту „я“», «пустоту дхарм» и «пустоту пустоты». В сочинении «Мула-мадхьямика-карики» («Коренные строфы о срединном видении») основателя мадхьямики Нагарджуны (II в.) пустота дхарм определяется через их взаимозависимость: любая дхарма возникает вследствие сочетания ряда причин, нет ни одной, существующей независимо, беспричинно («Чжун лунь», гл. 24). Отсюда следует, что собств. природа (свабхава, цзы син) любой дхармы является пустой. Из принципа причинной обусловленности также вытекает и пустота самой пустоты (шунья-шуньята, кун кун), а также пустота сансары, нирваны, срединности, махаяны и т.д. Всего мадхьямиками приводится 18 способов описания пустоты, 16 из к-рых объясняются подробно. При этом, говоря словами Ф.И. Щербатского, «этот термин (пустота. — М.А.) никогда не означал математическую пустоту или просто небытие».

Семиотически в буддизме махаяны пустота трактовалась как отсутствие любых «знаков» истинной реальности, т.е. Будды в теле Дхармы (Дхармакая, фа шэнь), а описание ее полагалось невозможным.

Из такой трактовки пустоты вытекает, что единственной реальностью, стоящей вне всяких определений и вне закона причинности, является Абсолют, Будда, постигаемый высшей мудростью (праджня, божо) на уровне абс. истины (см. Эр ди). Поэтому синонимом понятия «пустота» выступает «истинная таковость» (татхата, чжэнь жу). Все существа обладают условным существованием и условными именами (цзя мин). Отсюда следует необходимый вывод о тождестве нирваны и сансары и изначальной пробужденности всех живых существ, к-рую они не осознают вследствие их омраченности.

В Китае на ранних этапах существования буддизма кун [1] понималось как отсутствие (у [1]). Часто эти термины выступали в роли синонимов. Однако уже Сэн-чжао (III–IV вв.) подверг такую трактовку резкой критике. Центр. категория кун [1] стала в учении школы саньлунь (см. Саньлунь-цзун), где трактовалась в духе философии мадхьямиков. Цзи-цзан (V–VI вв.), гл. систематизатор учения саньлунь, выстроил своеобразную иерархию школ в соответствии с их трактовкой пустоты. Так, школы «внеш. пути» (кит. конфуцианство, даосизм и инд. брахманизм, джайнизм) признают как существование «я», так и существование дхарм, т.е. объектов внешнего мира. Учение Абхидхармы уже стоит ближе к истине, поскольку усматривает «пустоту „я“», но в то же время признает реальное существование дхарм (фа ю), что неверно. Учение «Сатьясиддхи-шастры» («Чэнши лунь» — «Шастра о постижении истинного») обладает более совершенным знанием, поскольку подробно анализирует и «пустоту „я“», и «пустоту дхарм». Однако здесь еще не достигается предельного, ясного понимания «пустоты», поскольку непонятой остается «пустота пустоты», и, следовательно, учение также является неполным. И, наконец, еще ближе к истине стоят такие махаянские учения наставников, как дилунь («Дашабхумикасутра-шастра» — «Шастра сутры десяти земель»; см. Хуаянь-цзун), шэлунь («Махаяна-сампариграха-шастра» — «Шастра о постижении махаяны»; см. Фасян-цзун) и школа тяньтай (см. Тяньтай-цзун). Но и они, хотя и постигли буд. мудрость, все-таки страдают односторонним пониманием, чем вводят в заблуждение своих последователей. В полной мере пустота была постигнута только в мадхьямике и саньлунь.

В дальнейшем в инд. и центрально-азиат. буддизме понятие «пустоты» было переосмыслено в соответствии с положениями виджнянавады (учение о сознании; см. Вэйши-цзун) и учения о татхагата-гарбхе («зародыш будды»; см. Жулай цзан), что повлияло на кит. буд. мысль, представленную на этом направлении школами фасян, хуаянь и чань (см. Чань школа). Пустота стала означать состояние сознания, при к-ром исчезают дуалистическое разделение мира, загрязнения, аффекты и постигается единая истинная реальность.

Источники:
Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. М., 2000.

Литература:
Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990; Буддизм в Японии / Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993; Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994; Дандарон Б.Д. Теория шуньи у мадхьямиков (по тибетским источникам) // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосиб., 1995; Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М., 1987; он же. Школа Нитирэн. М., 2002; Категории буддийской культуры. СПб., 2000; Кутасова И.М. Философия Нагарджуны // Общественно-политическая и философская мысль Индии. М., 1962; Мялль Л.Э. Об одном возможном подходе к пониманию «Sunyavada» // Terminologia Indica. Т. 1. Тарту, 1967; Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 1999; он же. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998; Шохин В.К. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М., 2004; Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны // он же. Избранные труды по буддизму. М., 1988; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995; Тан Юн-тун. Суй Тан фо-цзяо ши гао (Очерки по истории буддизма [династий] Суй и Тан). Пекин, 1982; он же. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983; Фэн Ю-лань. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии). Пекин, 1961; Хань Тин-цзе. Цзи-цзан саньлунь сюань и цзяо ши ( Комментарии к «Сокровенному смыслу трех шастр» Цзи-цзана). Пекин, 1987; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1–2. Пекин, 1980, 1982; Чжунго фоцзяо ши (История китайского буддизма) / Под ред. Жэнь Цзи-юя. Т. 2. Пекин, 1982; De Jong J. The Problem of Absolute in the Madhyamika School // Journal of Indian Philosophy. Dordrecht, 1972, vol. II, № 1; Robinson R.Н. Early Madhyamika in India and China. L., 1967.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 287-288.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика