Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Управленческая психология

Зернова Л.П., доцент


Введение

Качественные перемены в Российском обществе, формирование рыночной экономики, меняют ценностные установки людей, устоявшиеся стереотипы и способы поведения. Всё более утверждается понимание того, что от индивидуальной самореализации каждой личности зависит достижение персональных успехов в социальном и духовном пространстве мира.
Каждая личность уникальна, по-своему воспринимает мир и формирует отношения с этим миром. У каждого есть свои ограничения, достоинства и недостатки. Часто человек сам себе создаёт проблемы и жизненные сложности. Психологи называют их установками. Некоторые установки являются для человека своеобразным стержнем, который поддерживает личность, делает ее сильнее. Но есть и такие, которые тормозят развитие. Это ограничивает личностные ресурсы, мешает развитию.
Что можно сделать, чтобы обрести позитивную динамику межличностных отношений? Как обрести уверенность в себе и духовную силу?
Прежде всего, научиться разбираться в механизмах своих поступков и действий, эффективно использовать личностные ресурсы.
Ответы на эти и многие другие вопросы дают специальные знания из области социологии и психологии человека.
Курс управленческой психологии - комплекс интегральных знаний о человеке и его поведении, формирующий базовую основу социально-психологической подготовки студентов для практической работы в коллективе и самостоятельного решения личных проблем.
Общая задача курса - используя интеграцию гуманитарных знаний, адаптированных к нуждам управленческой деятельности, познакомить студентов с основами психологии поведения личности и коллектива, куда входят знания по общей и социальной психологии, этике, акмеологии.
Целевое назначение данного спецкурса "Управленческая психология" состоит в том, чтобы студенты, как будущие организаторы научной и производственной деятельности, научились опираться в своей работе на знания о природе человека, и, в соответствие с этим, эффективно строить взаимоотношения с внешним окружением и своим внутренним миром.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение:

"Человек должен знать, что из мозга и только благодаря мозгу мы получаем наши удовольствия, развлечения, смех, шутки, равно как и наши страдания, боль, муки, слёзы… Поэтому я утверждаю, что мозг является интерпретатором сознания" (Гиппократ)

Знакомство с программой годового курса, целями и задачами, единицами измерения результатов усвоения необходимых знаний.

Объект и предмет курса - "Управленческая психология".
В качестве объекта изучения выступает психологическая основа управленческой деятельности человека в социальном и индивидном проявлении. Получение определённых знаний из области социологии и психологии, понимание природы психических процессов человека как базовом аспекте самопознания.
К объекту относится система "человек - человек", рассматриваемая в целях оптимизации управления этой системой, и "человек - общество".
Предмет курса - формирование устойчивых знаний, умений и навыков студентов по курсу, усвоение базового понятийного аппарата и ключевых закономерностей проявления психофизиологических процессов в обычных и экстремальных условиях жизни.
Социально-психологические закономерности межличностного общения, психических процессов, вопросы широкого спектра психологических знаний.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ И БЛИЗКИЕ К НИМ НАПРАВЛЕНИЯ

Тема 1. Знакомство с основными понятиями психики человека.
Системный подход к изучению человека. Философские основы теоретического подхода к личности. Методы изучения человека в гуманитарных науках. Специфика психологических методов исследования личности. Структура и уровни психической деятельности. Психология как наука, её отличие от других наук о человеке. Психика, психическое состояние, психический процесс. Личность, Индивид, Человек. "Личностный ресурс" и его влияние на адаптационные возможности личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов. - М.: 2004.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. - М.: 1992.
Немов Р.С. Общая психология. Т. 1. - М.: 2003.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология / Учебник для студентов. - М.: 2002.
Психология. / Словарь. - М.: 1990.

Тема 2. Классический психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939)
Основные концепции и принципы психоанализа. Классический психоанализ З. Фрейда. Структура психики, механизмы функционирования. Основные положения о природе человека. Психологические механизмы защиты. Практические аспекты классического психоанализа. Эвристическая ценность психоанализа.
Семинар - 4 часа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрейд З. "Введение в психоанализ" / Лекции. - М.: 1991.
Фрейд З. "По ту сторону принципа удовольствия". - М.: 1990.
Фрейд З. "Я и Оно" (1923). - М.: 1989.
Фрейд З. "Тотем и табу". - M.: 1980.
Фрейд З. "Массовая психология и анализ человеческого Я". - M.: 1989.
Фрейд З. "Основные принципы психоанализа". - M.: 1999.
Хьелл Л., Зиглер Д. "Теории личности". - Питер: 2003.


Тема 3. Аналитическая психология К.Г. Юнга (1875-1961)

"Никогда бытие не протекает в рамках причинно-следственных связей" (М. Хайдеггер)

Психоаналитический подход К. Юнга. Структура личности по К. Юнгу. Коллективное бессознательное, архетипы. К. Юнг и НЛО. Психологические установки и функции. Развитие личности, символика сновидений. Эвристическая ценность теории.
Семинар: 2 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вер Герхард. "Карл Густав Юнг". - Питер: 1998.
Гайар К. "Карл Густав Юнг". - M.: 2003.
Нолл Ричард. "Тайная жизнь К. Юнга". - M.: 1998.
Хьелл Л., Зиглер Д. "Теории личности". - Питер: 2003.
Юнг К. "Аналитическая психология и психотерапия". - M.: 2001.
Юнг К. "Психологические типы". - M.: 2003.
Юнг К. "Психология и алхимия". - M.: 2003.

Тема 4. Индивидуальная психология А. Адлера (1870-1937)

"Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включённым в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него" (А. Адлер)

Основные принципы индивидуальной психологии - целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила, социальная принадлежность человека. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Особенности концепции, отличие от идей классического психоанализа. Структура личности. Развитие личности, творческая составляющая личности. Практическая ценность идей индивидуальной психологии. Эффект "жёлтых верёвок", эвристическая ценность теории.
Семинар: 2 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - М.: 1998.
Адлер А. Комплекс неполноценности и комплекс превосход-ства. - М.: 1997.
Адлер А. Мотив власти. - М.: 1997.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - Питер, 2003.

Тема 5. Основные идеи направления "эго-психологии"

Эго-психология Э. Эриксона (1902-1994). Эриксон Эрик - американский психолог, основатель эго-психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал бисоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой, выступает психосоциальная идентичность.
Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней, и необходимости формирования новой идентичности. Оптимистические параметры теории, эвристическая ценность, практическое применение.
К. Хорни (1885-1952).
Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, К. Хорни, как представитель неофрейдизма, акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека сматривала в чувстве беспокойства - "базальной тревоге". Это чувство заставляет человека стремиться к безопасности, в нем заключена потребность к самореализации. Особенности использования психологических механизмов защиты и невротического поведения, адаптационные ресурсы личности.
Семинар: 4 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алейникова Т.В. Психоанализ. / Учебное пособие. - М.: 2000.
Браун Д. Психология З. Фрейда и постфрейдисты. - Питер: 2002.
Хорни К. Наши внутренние конфликты. - М.: 2003.
Хорни К. Новые пути в психоанализе. Самоанализ. / Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 2. - М.: 2003.
Хорни К. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. / Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 1. - М.: 2003.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности" (1976). - Питер: 2003.
Эриксон Э. Детство и общество. - М.: 2000.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М.: 1996.
Эриксон Э. Ребёнок и семья. / Хрестоматия. Райгородский Д.Я. - М.: 2002.


Тема 6. Гуманистическое направление в психологии личности

"Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий его существования" (Э. Фромм)

Диалектический гуманизм Э. Фромма (1900-1980). Фромм Эрих. Экзистенциальное противоречие (нарушение естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой). Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия. Единственно адекватным ответом на проблему человеческого существования является, согласно Фромму, любовь - форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное "Я" ("Искусство любви", 1964). Путь к оздоровлению современного общества, несовместимого с гуманистическими требованиями человеческой природы, лежит через моральное обновление, духовное очищение человека. Данные исходные принципы предопределяют качества идеальной модели культуры Э. Фромма (здоровое общество), создание которой он считал существенным аспектом своей научной деятельности.
А. Маслоу (1908-1970).

"Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать" (Р. Уоррен).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ концепция А. Маслоу - это поиски синтеза, своеобразная холистская антропология, общефилософская концепция, в центре которой - живой, развивающийся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений. Маслоу полагал, что его концепция - "философия природы человека", новый взгляд на человека, "новая общая понимающая философия жизни", приложимая к любой области человеческого знания, к любой профессии, к любым социальным институтам: семье, образованию, религии и т. д. Основные потребности личности. Мотивация, как фактор управления личностью. Анализ практических аспектов теории иерархии основных потребностей А. Маслоу.

Тема 7. Феноменологическое направление К. Роджерса (1902-1987).

"Нет ни хороших вещей, ни плохих - наше мышление делает их такими (У. Шекспир)

Главное в феноменологическом направлении изучения личности - субъективное восприятие в каждый конкретный момент времени, по своему гуманистическому содержанию близко к концепции А. Маслоу. К. Роджерс отрицал взгляды З. Фрейда, что в человеке врождённое зло и деструктивность, противопоставляя мнение о том, что по своей сути в норме добр и конструктивен, социально адаптивный и оптимистич-ный, нужно только найти эти черты в его личности, глубоко запрятанные и замаскированные по разным причинам, дать импульс к их развитию. Анализ концептуальных положений теории, сферы применения, степень практической востребо-ванности теории.
Семинар: 4 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алейникова Т.В. Психоанализ. - М.: 2000.
Маслоу А. Психология бытия. - М.: 1997.
Маслоу А. Теория человеческой мотивации // Мотивация и личность. - М.: 1999.
Роджерс К. Эмпатия. - Питер: 1975.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1976.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: 1941.
Фромм Э. Здоровое общество. - М.: 1955.
Фромм Э. Иметь или быть. - М.: 1976.
Фромм Э. Психоанализ и дзен-буддизм. - М.: 1963.
Фромм Э. Психоанализ и религия. - М.: 1951.
Фромм Э. Революция надежды. - М.: 1968.
Фромм Э. Сказки, мифы, сновидения. - М.: 1951.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Тема 1. Психосинтез Р. Ассаджоли
Ассаджоли (Assagioli) Роберто (1889-1974) - итальянский врач и философ, один из основателей психосинтеза, который восходит к трансперсональной психологии. Разработал теорию субличностей по аналогии с подходом К.Г. Юнга (разделение внешней и внутренней индивидуации).
Наряду с привычными уровнями человеческого опыта, как биологический, психический и социальный, большое внимание придается духовному опыту человека и тому, как этот опыт взаимодействует с перечисленными выше уровнями на протяжении всего цикла человеческой жизни. Синтезируя различные дисциплины, этот подход стремится к пониманию не только того, как духовное измерение проявляется на уровне отдельного человека, в группах, и даже в масштабе более крупных систем, включая планету в целом. Это - стремление исследовать опыт отдельного человека, его отношения с другими людьми, с царством природы, с планетой в целом для того, чтобы найти такие способы существования между людьми, которые не угрожали бы жизни на Земле, а поддерживали ее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. - Питер: 1994.
Психосинтез. Принципы и техника. - Питер: 2002.

Тема 2. Общение - сущностная потребность человека
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга. Потребность в общении - это потребность человека в объединении, в соединении с другими людьми. Для того чтобы возникла потребность в общении, само общение должно стать проблемой (его должно недоставать, или оно должно быть затруднено и т.п.).
Цели общения могут быть весьма разнообразными, являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Информация может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Анализируются основные механизмы, структура и правила общения. В структуре общения рассматриваются три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей поведения.
Семинар: 2 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева Г.М. Социальная психология. - M.: 1996.
Аронсон Э. Общественное животное. - М.: 1999.
Как научиться понимать людей. - М.: 2003.
Межличностное общение, учебное пособие. - M.: 2003.
Психология и этика делового общения. - М.: 1997.
Русинов Ф.М., Никулин Л.В. и др. Менеджмент и самоме-неджмент в системе рыночных отношений. - М.: 1996.
Шепель В.И. Секреты личного обаяния. - М.: 1994.
Шостром Э. "Анти-Карнеги" или человек-манипулятор. - Минск: 1992.
Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. - М.: 1997.

Тема 3. Сознание и познавательные процессы
Сознание как процесс, есть познание, т.е. оно представляет собой познавательную (гностическую) функцию психического аппарата. Сознание есть "способность человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия". Ядром человеческого сознания является его познавательная информация. Часто отождествляется сознание в его функциональном аспекте с познанием. В силу того, что познавательная функция сознания способствует восприятию окружающего мира как реальности, это позволяет индивиду осуществлять интегрированные действия, сложные поведенческие реакции, координировать свои поступки с требованиями окружения и обеспечивать связь с окружающим миром (ориентирующая функция сознания). Мы говорим о собственно человеческом способе ориентации, построенном на основе понятий и логических связей, которые лежат в основе языка (мышления) и позволяют придавать явлениям характер определенности.
Семинар: 4 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные про-цессы (методология, сознание, деятельность). - Мн.: Амал-фея, 2003.
Психология / Учебник под ред.А.А. Крылова. - М.: 2000.
Розин В.М. Психология.: Теория и практика. - М.: 1997.
Столяренко А.Д. Психология. - М.: 2005.

Тема 4. Психоэмоциональная сфера личности
Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражается, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или не удовлетворения его актуальных потребностей. Особенность человеческих эмоций в том, что в общественно-исторической практике существует особый эмоциональный язык, который может передаваться в общепринятой форме. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.
Психология эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Двойная обусловленность эмоций. Понятия "Эмоциональная диета", психическое здоровье. Целенаправленное моделирование эмоций. Эмоциональный стресс и психосоматика. Общение и эмоции. "Человек воли" и "Человек привычки".
В практической части данной темы студенты знакомятся с методикой определения своих лидерских потенциалов, уровнем локализации значимых для человека событий.
Семинар: 4 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аргайл М. Психология счастья. - Питер: 2003.
Бреслав Г.М. Психология эмоций. / Учебное пособие. - М.: 2004.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: 1987.
Заложник эмоций: Как спасти Вашу эмоциональную жизнь. - М.: 2004.
Изард К.Э. Психология эмоций. - Питер: 2000.
Манфред Кетс де Врис. Уравнение счастья. - М.: 2004.
Парилис С.Э., Либин А.В. Психология вашего сознания. - М.: 1991.
Психология эмоций. Тексты. - М.: 1993.
Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: 1999.

Тема 5. Индивидуально-психологические особенности личности
Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент и характер. Волевые особенности личности. Проявление Индивидуальности. Ценностно-нормативная система взглядов. Социальный характер и его проявления. Проблемы потребностей и ценностей в современном обществе. Социальные типы личности. Внутренние и внешние регуляторы поведения. Ролевые концепции личности. Понятие "Я" концепции. Психодиагностические аспекты исследования личности.
Семинар: 2 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Блюм Г. Структура характера у взрослых. - М.: 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: 1988.
Кон И.С. Психология индивидуальных различий. - М.: 1986.
Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. - М.: 1964.
Небылицын В.Д. Темперамент. - М.: 1982.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: 1980.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: 1982.

Тема 6. Соционика как интегральный инструмент самопознания и установления эффективных межличностных отношений
Соционика изучает процесс обмена информацией между человеком и внешним миром. Как люди воспринимают и перерабатывают информацию.
Зная основы соционики, можно подбирать свое окружение: с кем лучше работать, отдыхать и кого выбрать в качестве спутника жизни. Можно самостоятельно научиться корректировать свое поведение, не доводя общение до конфликта.
Общеизвестно, что нет универсальных людей, способных реализовать себя в любой деятельности. Соционика дает возможность подобрать профессиональный вид деятельности в соответствие с психическими различиями между людьми (учёт индивидуальных особенностей восприятия, переработки и выдачи информации).
С помощью основных инструментов Соционики можно сформировать предварительный психологический портрет личности, дать конкретные рекомендации и методики сознательного управления эмоциями, что способствует налаживанию оптимальных взаимоотношений с окружающими.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аугустинавичюте А. Соционика. - М.-СПб.: 1998.
Бескова Л.А., Удалова Е.А. Я и все остальные. Начала социо-ники. - M.: 2005.
Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человече-ских взаимоотношений. - М.: 1999.
Филатова Е. Соционика личностных отношений.,M.: 2004.
Щеголев И.В. 16 типов личности - 16 типов почерка. - Пи-тер: 2005.
Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: 1995.

Тема 7. НЛП - как эффективный инструмент личностно-го роста и корпоративного общения
НЛП - практический подход, приводящий к реальным личностным изменениям, основанный на фундаментальных знаниях в физиологии, лингвистике, философии, теории систем, психологии и т.д. Модели нейролингвистического программирования построены таким образом, что дают возможность моделировать любое человеческое переживание и поведение. Поэтому техники коммуникации и терапевтические методы, приводящие к переменам, являются эффектами применения этих моделей в различных контекстах коммуникаций.
Нейро - определяет связь с нашей неврологической системой. Лингвистическое - определяет связь между языком, используемым человеком, и его жизненным опытом. Программирование - позволяет исследовать и изменять переживания и опыт. Программа - это совокупность действий, предназначенных для достижения определенного результата. Достигнутые результаты и воздействия, которые мы оказываем на себя и других людей, являются следствием нашей личностной программы. Осознав элементы личностных программ, в какой последовательности эти элементы воспроизводятся в поведении или мышлении, мы можем управлять собственными переживаниями, состоянием и поведением.
Семинар: 2 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брэдбери Эндрю. Развитие НЛП навыков. - M.: 2004.
Гурангов Д., Долохов В. Курс начинающего волшебника или Учебник везения. - М.: 2003.
Кови С. 7 привычек высокоэффективных людей. - М.: 2003.

Контрольные вопросы по курсу:

1. Объект и предмет психологии. Душа и психика.
2. Физиологические механизмы психики. Основные функ-ции психики.
3. Психология в системе наук о человеке.
4. Человек. Индивид. Личность.
5. Понятие "развитие личности" в основных концепциях персонологов.
6. Структура психики личности (основные концепции).
7. Активность личности. (Фрейдистский и неофрейдистский подходы). Потребность, как источник активности.
8. Понятие "социализации" и её этапы.
9. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, воля, способности).
10. Основные направления развития западно-европейской персонологии (общая схема).
11. Основные принципы бихевиоризма (процесс социализации с точки зрения бихевиоризма).
12. Общение как социально-психологический феномен, роль общения в психическом развитии человека.
13. Эгоизм и эгоцентризм.
14. Основные компоненты коммуникативной эффективности.
15. Конформизм и нонконформизм.
16. Классический психоанализ (концепция З. Фрейда).
17. А. Адлер (концепция развития личности и её отличительные особенности).
18. К. Юнг (аналитическая психология, основные концептуальные принципы).
19. Самость как феномен и цель развития личности.
20. Эго-психология. Э. Эриксон и К. Хорни, общие принципы и концептуальные особенности.
21. Психология личности Э. Эриксона, этапы развития возрастных кризисов.
22. К. Хорни, ключевые понятия и система взглядов.
23. Принципы гуманистической психологии (на примере концепции одного из известных Вам персонологов).
24. Э. Фромм об основных экзистенциальных потребностях личности.
25. Э. Фромм в контексте рыночной экономики.
26. Взгляды А. Маслоу в системе отношений мотивационно-потребностной сферы личности.
27. Психосинтез К. Ассаджоли - попытка целостного взгляда на психологию человека.
28. Общение как личностная потребность, виды и способы общения.
29. Сознание и познавательные процессы, общее представление.
30. Познавательные психические процессы, характеристика её составляющих.
31. Психоэмоциональная сфера личности, общее представление.
32. Эмоции, как психическое явление, функции и структура эмоций.
33. "Человек воли и человек привычки".
34. Эмоциональная диета и её дозировка.
35. Особенности управленческого общения (официальное общение).
36. Психология конгруэнтного общения.
37. Имидж как составная часть культуры общения.
38. Соционика, основные принципы и понятия.
39. Соционика, как интегральный инструмент эффективного общения.
40. НЛП - техника моделирования поведения.
41. НЛП - система основных базовых понятий.
42. Закономерности сознания и восприятия человека.
43. Комплексы и их трактовка известными психологами.
44. Когнитивные теории личности, эвристическая ценность.
45. Акцентуации характера, характеристика подходов.
46. Возрастные кризисы личности.
47. Конфликт (внутриличностный и социальный).
48. Понятие локус-контроля личности и способы его опреде-ления.
49. Психотипы личности (понятие, способы определения, известные концепции).
50. Психологические основы Эгоизма и Альтруизма человека.

Темы рефератов:

1. Биоэнергетика имиджа.
2. Психология характера.
3. Акцентуация и творчество
4. Вера, как черта характера.
5. Возрастные особенности поведения личности.
6. Личность в современной психологии.
7. Место и роль самоанализа в управленческой практике.
8. Общение и корпоративная культура.
9. Мужчины и женщины - самореализация в бизнесе.
10. Самооценка личности и жизненный успех.
11. Современные проблемы российского менеджмента (персоналии).
12. Технологии личного обаяния.
13. Конгруэнтное общение и способы его достижения.
14. Поведение человека в контексте западно-европейских теорий личности.
15. Эгоизм и альтруизм (психология феномена).
16. Э. Фромм. Нравственно-этические проблемы взаимоотношения людей.
17. Конфликт как социально-психологический феномен.
18. Управленческие способности (критерии диагностики).
19. Соционика как инструмент выявления закономерностей человеческого общения.
20. Современная психология личности (актуальные проблемы современности).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Практическая психология / Учебник для сту-дентов. - М.: 2004.
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - М.: 1998.
Адлер А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. - М.: 1997.
Адлер А. Мотив власти. - М.: 1997.
Алейникова Т.В. Психоанализ. - M.: 2000.
Алейникова Т.В. Психоанализ / Учебное пособие. - М.: 2000.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: 1996.
Аргайл М. Психология счастья. Изд.2-е. - Питер: 2003.
Аронсон Э. Общественное животное. - М.: 1999.
Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. - Питер: 1994.
Аугустинавичюте А. Соционика. - М.: 1998.
Берн Э. Игры, в которые играют люди… - M.: 1992.
Бескова Л.А., Удалова Е.А. Я и все остальные. Начала соционики. - М.: 2005.
Блюм Г. Структура характера у взрослых. - М.: 1996.
Браун Д. Психология З. Фрейда и постфрейдисты. - М.: 2002.
Брэдбери Э. Развитие НЛП навыков. - М.: 2004.
Бреслав Г.М. Психология эмоций / Учебное пособие. - М.: 2004.
Гайар К. Карл Густав Юнг. - Питер: 2003.
Герхард Вер Карл Густав Юнг. - М.: 1998.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: 1988.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. - М.: 1992.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: 1987.
Гурангов Д., Долохов В. Курс начинающего волшебника или Учебник везения. - М.: 2003.
Ермак В. Как научиться понимать людей. - М.: 2003.
Заложник эмоций: Как спасти Вашу эмоциональную жизнь. - М.: 2004.
Изард К.Э. Психология эмоций. - Питер: 2000.
Кови С. 7 привычек высокоэффективных людей. - М.: 2003.
Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы (методология, сознание, деятельность). - Мн.: 2003.
Кон И.С. Психология индивидуальных различий. - М.: 1986.
Куницын В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение / Учебное пособие. - М.: 2003.
Манфред Кетс де Врис. Уравнение счастья. - М.: 2004.
Маслоу А. Теория человеческой мотивации // Мотивация и личность. - СПб.: 1999.
Маслоу А. Психология бытия. - СПб.: 1997.
Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. - М.: 1964.
Небылицын В.Д. Темперамент. - М.: 1982.
Немов Р.С. Общая психология. Т 1. - M.: 2003.
Нолл Ричард. Тайная жизнь К. Юнга. - Питер: 1998.
Парилис С.Э., Либин А.В. Психология вашего сознания. - М.: 1991.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: 2002.
Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. - М.: 1999.
Психология и этика делового общения. - М.: 1997.
Психология эмоций. Тексты. - М.: 1993.
Психология. / Словарь. - М.: 1990.
Психология. / Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: 2000.
Психосинтез. Принципы и техника. - M.: 2002.
Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: 1999.
Роджерс К. Эмпатия. - М.: 1975.
Розин В.М. Психология: Теория и практика. - М.: 1997.
Русинов Ф.М., Никулин Л.В. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. - М.: 1996.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: 1980.
Столяренко А.Д, Психология / Учебник для студентов. - М.: 2005.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: 1982.
Филатова Е. Соционика личностных отношений. - M.: 2004.
Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М.: 1989.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. (1917). - М.: 1991.
Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я. - М.: 1998.
Фрейд З. Основные принципы психоанализа. - М.: 1999г.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: 1990.
Фрейд З. Тотем и табу. - М.: 1990.
Фрейд З. Я и Оно. (1923). - М.: 1989.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1976.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: 2000.
Фромм Э. Здоровое общество. - М.: 1955.
Фромм Э. Иметь или быть. - М.: 1976.
Фромм Э. Психоанализ и дзен-буддизм. - М.: 1963.
Фромм Э. Психоанализ и религия. - М.: 1961.
Фромм Э. Революция надежды. - М.: 1968.
Фромм Э. Сказки, мифы, сновидения. - М.: 1951.
Хорни К. Наши внутренние конфликты. - М.: 2003.
Хорни К. Новые пути в психоанализе. Самоанализ". Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 2. - М.: 2003.
Хорни К. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. - М.: 2000.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - Питер: 2003.
Шепель В.И. Секреты личного обаяния. - М.: 1994.
Шостром Э. "Анти-Карнеги" или человек-манипулятор. - Минск: 1992.
Шуванов В.И.. Социальная психология менеджмента. - М.: 1997.
Щеголев И.В. 16 типов личности - 16 типов почерка. - Питер: 2005.
Эриксон Э. Детство и общество. - М.: 2000.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М.: 1996.
Эриксон Э. Ребёнок и семья / Хрестоматия под ред. Райгородского Д.Я. - М.: 2002.
Юнг К. Аналитическая психология и психотерапия / Хрестоматия. - СПб.: 2001.
Юнг К. Психологические типы. - СПб.: 2003.
Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: 1995.
Юнг К. Психология и алхимия. - СПб.: 2003.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика