Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Социальная психология

ЕМЕЛЬЯНОВ В.В., кандидат философских наук, доцент


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая программа составлена для студентов Физтеха с целью их ознакомления с научной дисциплиной, ранее не преподававшейся в стенах МФТИ.

Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества.

Социальная психология — наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.

Для чего социальная психология нужна студенту такого вуза как физикотехнический?

Известно, что в последние годы повсеместно на смену эйфории, связанной с радужными надеждами на научно-технический прогресс и господствовавший в мире многие десятилетия, пришло реалистическое видение тех воздействий, которые научно-технический прогресс оказывает на жизнь человека и всего общества.

Одним из отрицательных последствий и издержек научно-технического прогресса является расхождение и удаление друг от друга технических и гуманитарных знаний, наук о «мертвой» природе и наук о живом человеке. Особенно дефицит гуманитарных знаний и гуманитарной культуры заметен в деятельности технических специалистов. Инженерно-технический и научно-технический специалист готовился лишь для того, чтобы развивать технику, производство. Его интеллект, навыки, психология и мироощущение концентрировались лишь на сфере решения технических задач.

Знание о живом человеке для которого, казалось бы и создавалась вся техника затрагивались очень поверхностно. В результате повсеместно расцвели технические методы обучения специалистов, технический способ деятельности и мышления подготовленного специалиста. Техницизм проявляется и тогда, когда происходит абсолютизация любой профессиональной деятельности, профессиональных знаний и подходов. Это ведет к тому, что частные потребности и интересы вытесняют общие и общечеловеческие. Крайним выражением этого стало трагическое развитие военной и экологической ситуации в мире.

В поисках путей преодоления сползания к катастрофе человечество обращается к гуманизации отношений в мире, к гуманитаризации образования, к человеку, как наивысшей ценности жизни и важнейшей практической и научной проблемы современной науки и культуры. Усиление гуманитарной образованности даст возможность техническому специалисту уметь находить, скажем, непрофессиональные, человеческие, гуманистические аспекты своих специальных знаний и дел.

В ряду различных наук о человеке особое значение имеют социологические и гуманитарные науки, в частности, социальная психология.

С одной стороны, социально-психологические знания вместе с другими социальными и гуманитарными знаниями будут способствовать нейтрализации технических подходов во взглядах, мироощущений и деятельности технического специалиста, они помогут увидеть всю сложность и глубину реальных человеческих отношений, не позволяющих искать упрощенные ответы и решения.

С другой стороны, профессиональная деятельность инженера (познавательная, преобразовательная, исследовательская и т. п.) представляет собой не только контакт с объектом (конструкцией, техникой, технологией), но и включает необходимый элемент живого человеческого общения. Помимо постановки целей и принятия решения здесь проявляются такие социально-психологические компоненты мышления, как координация групповых целей и представлений, умение разрешать конфликты внутри группы.

Приходится учитывать и решать проблемы конформности и коллективности, лидерства. Все эти проявления межличностного общения требуют от инженера социально-психологических знаний и социально-психологической культуры: инженер-исследователь их должен получить вместе с профессиональными знаниями в процессе обучения в институте.

Программа рассчитана на то, чтобы в течение учебного года дать систематическое изложение курса социальной психологии, показать значение социальной психологии для понимания и решения конкретных проблем развития общества, обогатить молодого специалиста знанием основных закономерностей личностного самовоспитания.

ПЛАН ГОДОВОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Часть 1
1. Многообразие социально-психологических явлений. Предмет социальной психологии.
2. История социально-психологических знаний.
3. Проблема общения в социальной психологии.
4. Социализация человека. Социальная психология личности.
5. Межличностные отношения.
6. Группы в социальной психологии.
7. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп.
8. Социально-психологическая характеристика поколений и возрастных групп.

Часть 2.
9. Психология политической жизни общества.
10. Психология управления.
11. Психология пола. Психология брачно-семейных отношений.


ЧАСТЬ I

Тема 1. Многообразие социально-психологических явлениях. Предмет социальной психологии

1. Социально-психологические явления, их многообразие. Общественная психология как сторона реальной жизни и элемент общественного сознания и духовной культуры. Субъекты общественной психологии. Роль общественной психологии в обществе и становлении личности.

2. Понимание предмета социальной психологии. Сущность и природа социально-психологических явлений. Проблемы общения. Роль микроусловий. Категориальный строй социальной психологии, проблема законов. Методы социальной психологии. Место социальной психологии среди гуманитарных наук в системе социологических и психологических знаний. Структура, функции и перспективы социальной психологии. Прикладное значение социальной психологии.

Литература
1. Андреева  Г. Н. Социальная психология. — М.: МГУ.
2. Ньюком  Т. М. Социально-психологическая теория : интеграция индивидуального и социального подходов // Там же.
3. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987.

дополнительная
1. Айзер  Р. За более прикладную социальную психологию и критический прагматизм // Современная зарубежная социальная психология. — М., 1964.
2. Мак-Гайр У. Дж. Инь и янь прогресса в социальной психологии: семь принципов // Там же.
3. Московиси  С. Общество и теория в социальной психологии // Там же
4. Социальная психология /история, теория, эмпирические исследования/ / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л, 1979.
5. Теоретическая и прикладная социальная психология. — М., 1988.


Тема II. История социально-психологических знаний

1. Накопление социально-психологических знаний в русле философии, общей психологии и социологии /VI в. до н. э. — сер. XIX века/. История социально-психологических идей в античной философии /Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур/. Физиогномика.

2. Описательный период в развитии социальной психологии /сер. 19-20 гг. XX века/. Становление социальной психологии как самостоятельной отрасли знания /М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вунд/. Основные направления развития социальной психологии: индивидуально-психологическое, социологическое и социально-поведенческое. Основные проблемы социальной психологии: психология больших социальных групп и народов /В. Вунд, М. Лацарус, Э. Дюргейм/, психология толпы /Г. Тард/, народов и масс /Г. Лебон/. Роль идей и традиций школы З. Фрейда в истории социальной психологии. Принципы исследования социально-психологических явлений в марксизме.

3. Социальная психология в России. Значение работ И. М. Сеченова. Коллективная рефлексология В. М. Бехтерева. Социально-психологические взгляды Н. К. Михайловского. Развитие социальной психологии в России в 20-е годы XX века и в настоящее время.

4. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку. Переход к изучению малых групп /Ч. Кули, Г. Зиммель, В. Мёде/. Разработка программ и методов экспериментальной социальной психологии. Роль бихевиоризма и необихевиоризма в развитии социальной психологии. Фрейдизм и неофрейдизм /К. Юнг, Э. Фромм и др./. Социометрия /Н. Морено, Г. Гурвич и др./.

5. О парадигмах в социальной психологии.

Литература
1. Шихерев  П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. — М., 1985
2. Шихерев  П. Н. Современная социальная психология в США. — М., 1979.

дополнительная
1. Бехтерев  В. М. Коллективная рефлексология /любое издание/.
2. Будилова  Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М., 1983.
3. Вунд  В. Проблемы психологии народов /любое издание/.
4. Дюргейм  Э. Метод социологии/ любое издание/.
5. Мак-Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии /любое издание/.
6. Лебон  Г. Психология народов и масс /любое издание/.
7. Лейбин Валерий. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М., 1990.
8. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе. — М., 1958.
9. Сигеле  С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии /любое издание/.
10. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984.
11. Тард  Г. социальные этюды /любое издание/.
12. Фрейд  З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» /любое издание/.
13. Чикин  Б. Н. Из истории социальной психологии в России XIX в. — М., 1978.
14. Михайловский  Н. К. Сочинения /любое издание/.
15. Ярошевский  М. Г. История психологии. — М., 1966.

Тема III. Проблема общения в социальной психологии

1. Сущность общения. Общение и деятельность. Общение как обмен информацией, как взаимодействие и восприятие людьми друг друга. Язык как средство общения. Знаки как средство общения. Оптимизация общения, психологические барьеры, социально-психологический тренинг. Рекомендации Дейла Карнеги.

2. Индивидуальное и социальное в общение. Заражение, внушение, убеждение, подражание как социально-психологические явления. Их от уровня развития самосознания личности и состояния общества. Понятие социального стереотипа и восприятия. Негативизм, максимализм и скепсис как социально-психологические явления. Природа агрессивного поведения.

3. Стихийные процессы передачи информации: слухи, мода, паника. Механизм их возникновения и существования.

4. Массовая коммуникация и ее социально-психологические функции. Психология пропаганды. Эффект бумеранга.

Литература
1. Андреева  Г. М. Социальная психология….
2. Бодалева  А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

дополнительная
1. Войскунский Александр. Я говорю, мы говорим. — М., 1982.
2. Мода: за и против. — М., 1972.
3. Гоффман  Э. Представление себя другим // Современная зарубежная……
4. Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Любое издание.
5. Социальная психология. Краткий очерк. / Под общ. ред. Г. В. Предвечного и Ю. А. Шарковина. — М., 1975.

Тема IV. Социализация человека. Социальная психология личности

1. Проблема человека в современной науке. Различные виды редукционизма. Индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в человеке. Личность и общество. Личность и Среда. Социально-психологическая структура личности. Социальный опыт и направленность личности.

2. Социальная среда. Социализация индивида. Основные этапы социализации. Механизмы и институты социализации, ее виды. Социальная дистанция. Социально-психологические свойства личности /коллективность, конформность/. Социальная установка и ценностные ориентации, предубеждение. Установка личности и теория «диссонанса».

3. Установка личности и референтная группа. Проблема типологии личности. Профессионально-психологические особенности личности. Психологический отбор. Психотехника.

4. Формирование самосознания в процессе социализации. Проблемы самовоспитания человека. Двойная детерминация поведения. Самоконтроль и саморегуляция. Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических и иных качеств личности. Метод исследования личности.

Литература
1. Андреева  Г. М. Социальная психология…….
2. Грановская  Р. М. Элементы практической психологии. 2-е изд. — Л., 1988.
3. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского.
4. Шибутани  Т. Социальная психология. — М., 1969.

дополнительная
1. Аронсон  Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная психология….
2. Бодалев  А. А. Восприятие и понимание человека человеком….
3. Карнеги Дейл. Как перестать беспокоиться и начать жить. Любое издание.
4. Келли  Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная психология…..
5. Кон  И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
6. Кон  И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.
7. Кон  И. С. Социология личности. — М., 1967.
8. Орлов  Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.
9. Обуховский  К. Психология влечений человека. — М., 1972.
10. Парыгин  Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
11. Рувинский  Л. И. Самовоспитание личности. — М., 1984.
12. Скворцов  Л. В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. — М., 1989.
13. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина…
14. Социальная психология / Под ред. Г. В. Предвечного …
15. Фестингер  Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная психология …
16. Фрейд  З. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980.
17. Фромм  Э. Иметь или быть. — М., 1988.

Тема V. Межличностные отношения

1. Проблема межличностных отношений. Чувства как система поведения. Эмпатия. Структура типических чувств /дружба, любовь, ненависть/. Социальный контроль над чувствами. Этикет.

2. Восприятие человека человеком /характеристика процесса/. Возрастные, индивидуальные, профессиональные особенности восприятия человека человеком. Социальная дистанция. Социальная перцепция. Привлекательность человека для человека. Влияние человека на человека. Понимание людьми друг друга. Отраженная субъектность. Конфликт и его типы. Пути выхода из конфликта. Отчуждение и проблема одиночества.

3. Социальные роли и личность. Ролевое поведение. Статус. Межличностные отношения в различных коллективах. Межличностная совместимость. Психологическая защита и защищенность. Социальная адаптация. Толерантность. Фрустрация. Социально-психологическая компетентность.

Литература
1. Берн  Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. — Л., 1992.
2. Социальная психология / Под ред. А. Б. Петровского……
3. Шибутани  Т. Социальная психология….

дополнительная
1. Бодалев  А. А. Восприятие и понимание человеком человека…
2. Кон  И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. Изд. 2-е. — М., 1987.
3. Карнеги  Д. Как завоевывать друзей…..
4. Социальная психология / Под ред. А. Б. Петровского …

Тема VI. Группы в социальной психологии

1. Понятие группы. Классификация групп. Большие и малые группы. Условные и реальные группы.

2. Малая группа. Общение в малых группах. Групповая интеграция и динамика. Интересы, цели, действия. Групповые нормы, сознание и ценности. Групповые стереотипы. Проблемы социального контроля. Способы организации групповой деятельности и общения. Лидерство и руководство. Типы лидеров. Лидер в науке как организатор межличностного общения. Индивидуальный стиль деятельности. Уровень притязаний. Авторитарность. Комплементарная функция лидера.

3. Уровень группового развития. Коллектив и его особенности. Проблема психологии коллектива. Коллективизм. Стадии и уровни развития коллектива. Коллективное сознание. Индивид в коллективе /группе/. Установки личности и референтные группы.

4. Межгрупповые взаимодействия. Внутригрупповой фаворитизм. Межгрупповая дискриминация.

5. Группы и толпы. Аудитория. Публика. Общественное настроение и общественное мнение.

6. Социометрия.

Литература
1. Агеев. В. С. Межгрупповые взаимодействия. Социально-психологические проблемы. — М., 1990.
2. Андреева  Г. М. Социальная психология…
3. Кричевский  Р. Л. , Дубовская  Е. М. Психология малой группы. — М., 1991.

дополнительная
1. Парыгин  Б. Д. Основы социально-психологической теории. . .
2. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина. . .
3. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного. . .
4. Теоретическая и прикладная социальная психология. . .
5. Тэшфел  А. Эксперименты в вакууме // Современная зарубежная социальная психология. . .
6. Хомано Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. . .
7. Шутц  У. Комплементарная функция лидера // Современная зарубежная социальная психология. . .
8. Тард  Г. Личность и толпа. /Любое издание/.

Тема VII. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп

1. Особенности больших социальных групп. Группы социальные, этнические, профессиональные, возрастные и др. Регуляторы социального поведения /нравы, обычаи, традиции/. Психический склад, потребности, интересы, настроение.

2. Социально-психологические особенности этнических групп. Национальный характер, этнические чувства, механизмы общения, этнические установки и стереотипы. Этнический конфликт. Межнациональное общение. Национальное самосознание. Этнопсихология.

3. Социально-психологические характеристики современных наций. Психология русской нации.

Литература
1. Бердяев  Н. Душа России. — М., 1985.
2. Лебон  Г. Психология народов и масс. /Любое издание/.
3. Янжул  И. И. Из психологии народов России. — Одесса, 1995.

дополнительная
1. Брамлей  Ю. В. Этнос и этнография. — М., 1973.
2. Будилова  Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке.
3. Вунд  В. Проблема психологии народов. /Любое издание/
4. Громыко  М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. — М., 1986.
5. Платонов Олег. Русский труд. — М., 1991.
6. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного. . .

Тема VIII. Социально-психологическая характеристика поколений и возрастных групп

1. Возрастная периодизация развития личности. Возрастные группы. Возраст, социальные роли и ценностные ориентации. Поколение и возрастные группы.

2. Социализация и психология ребенка. Отрочество. Решающая роль общения. Юношеская психология. Проблема молодежи. Психология и образ жизни студенчества. Психология молодежи и социальные потрясения.

3. Психология среднего возраста. Зрелость. Социально-психологические проблемы пожилого возраста. Старость. Проблемы психологического здоровья. Психологическое время.

4. Социально-психологические проблемы взаимоотношений поколений.

Литература
1. Байярд Роберт  Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практические рекомендации для отчаявшихся родителей / Перев. с англ. — М., 1991.
2. Буянов  М. И. Беседы о детской психиатрии. — М., 1986.
3. Мечников  И. И. Этюды оптимизма. /Любое издание/.

дополнительная
1. Бодалев  А. А. Восприятие и понимание человека человеком . . .
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М., 1979.
3. Грушин  Б., Чикин  В. Исповедь поколения. — М., 1962.
4. Кон  И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.
5. Кон  И. С. Ребенок и общество. — М., 1988.
6. Кон  И. С. Социология личности. . .
7. Пожилые люди в нашей стране. Вып. 19. — М., 1977.
8. Урланис  Б. Ц. История одного поколения // Социально-демократический очерк. — М., 1968.
9. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. проф. Г. Г. Аракелова. — М., 1990.


ЧАСТЬ II

Тема I. Психология политической жизни общества

1. Понятие политической жизни и психология политической жизни. Политическая психология как система политических состояний, взглядов и представлений, настроений и чувств, интересов и стремлений социальных групп и личностей, отражающая политические отношения и характеризующая их поведение в политической жизни общества. Основные проявления политической психологии /потребности, интересы, настроения и традиции/.

2. Политическая психология как групповая позиция, как политическое самосознание группы. Политическая психология индивида и политическая психология группы. Политическая психология и политическая идеология. Роль этнического самосознания, национального самочувствия. Психология национализма и психология интернационализма. Массовое и элитарное, обыденное и экстраординарное в политической психологии. Политическая психология в процессе перестройки общественных отношений. Типы политической психологии: тоталитарная, авторитарная, демократические и др. Психологические аспекты политических движений. Социально-политические качества политического деятеля.

Литература
1. Есть мнение. Итоги социологического опроса / Под ред. Ю. А. Левады. — М., 1990.
2. Иванов  В. Политическая психология. — М., 1990.

дополнительная
1. Агеев  В. С. Межгрупповое взаимодействие. . .
2. Китов  А. И. Личность и перестройка. Заметки психолога. — М., 1990.
3. Парыгин  Б. Д. Общественное настроение. — М., 1966.
4. Парыгин  Б. Д. Социальная психология как наука. — Л., 1967.
5. Рокар Мишель. Трудиться с душой. — М., 1990.
6. Социальная психология классов. Проблема классовой психологии в современном капиталистическом обществе. — М., 1985.
7. Теоретическая и прикладная социальная психология . . .

Тема II. Психология управления

1. Управленческая деятельность как предмет социально-психологического исследования. Основные задачи психологии управления. Социально-психологические основы менеджмента. Хоторнские эксперименты. Э. Мэйс.

2. Коллектив как объект и субъект социального управления. Проблемы коллективообразования. Психология коллектива. Коллектив и проблема личности. Социально-психологический климат. Социально-психологические проблемы организации и деятельности научного коллектива. Научная школа. Молодой специалист в коллективе. Мозговая атака.

3. Руководитель в системе управления. Личность руководителя. Проблемы эффективности методов и стилей руководства. Психологические аспекты культуры управления. Организационный конфликт. Типы конфликтов в организации и способы их разрешения. Психология инноваций. Психология бюрократизма. Психология женщины-руководителя. Психология деловых совещаний. Тренинг делового общения. Деловые игры.

Литература
1. Варнер Зигерд, Лючия Ланг. Руководитель без конфликтов. — М., 1988.
2. Джексон Грейсон младший, Карла  О. Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. / Перев. с англ. — М., 1991.
3. Комаров  Е. И. Женщины-руководители. — М., 1989.
4. Шепель  В. М. Управленческая психология. — М., 1984.

дополнительная
1. Вендров  Е. Е. Психологические проблемы управления. — М., 1969.
2. Вичев Васил. Нравственная культура руководителя. — М., 1988.
3. Волгин  Б. Деловые совещания. — М., 1972.
4. Китов. А. И. Личность и перестройка. Заметки психолога. . .
5. Кравченко  А. И. Социология труда в XX в.: историко-критический очерк. — М., 1987.
6. Социальная психология. / Под ред. Е. С. Кузьмина . . .
7. Социальная психология / Под ред. Е. П. Предвечного . .. .
8. Теоретическая и прикладная социальная психология . ..

Тема III. Психология пола. Психология брачно-семейных отношений

1. Половая социализация. Психологические различия между полами, психология их отношений. Содержание и функция полоролевых стереотипов, их значение.

2. Социально-психологическая характеристика брака. Социально-психологические основы супружества. Брак и личность. Социально-психологические проблемы разводов.

3. Социально-психологическая характеристика семьи как малой группы, коллектива и ячейки общества. Типы семейных взаимоотношений. Социально-психологическая детерминация репродуктивного поведения. Психология материнства и отцовства. Социально-психологическое содержание отношений родителей и детей, поколений в семье. Роль старшего поколения в передаче социального опыта.

4. Способы оптимизации внутрисемейных отношений. Социально-психологические аспекты службы семьи. Проблема этики психологического консультирования.

Литература
1. Бойко  В. В. Молодежная семья. Социально-психологический аспект. 2-е изд. — М., 1988.
2. Лабиринты одиночества / Пер. с англ. — М., 1989.
3. Семенов  Ю. И. Происхождение семьи. — М., 1974.
4. Фрейд  З. Очерки психологии любви /любое издание/.

дополнительная
1. Агеев  В. С. Межгрупповое взаимодействие. . .
2. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. . .
3. Ковалёв  С. В. Психология современной семьи. — М., 1988.
4. Комаров  Е. И. Женщина-руководитель. . .
5. Кон  И. С. Психология ранней юности. . .
6. Кон  И. С. Ребёнок и общество. . .
7. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. . .


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Многообразие социально-психологических явлений.
2. Общественная психология как сторона реальной жизни.
3. Субъекты общественной психологии.
4. Роль общественной психологии в обществе и становление личности.
5. Понимание предмета социальной психологии.
6. Сущность и природа социально-психологических явлений.
7. Категориальный строй социальной психологии.
8. Методы социальной психологии.
9. Место социальной психологии среди гуманитарных наук, в системе социологических и психологических знаний.
10. Структура, функции и перспективы социальной психологии.
11. Прикладное значение социальной психологии.
12. Развитие социальной психологии до середины XIX в.
13. Описательный период в развитии социальной психологии.
14. Социальная психология в России.
15. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку.
16. Основная проблематика социальной психологии.
17. Сущность общения.
18. Язык как средство общения.
19. Знаки как средство общения.
20. Индивидуальное и социальное в общении.
21. Заражение, внушение, убеждение и подражание как социально-психологические явления.
22. Стихийные процессы передачи информации: слухи, мода, паника.
23. Массовая коммуникация и ее социально-психологические функции.
24. Чувства как система поведения. Структура типических чувств.
25. Восприятие человека человеком /характеристика процессов/.
26. Влияние человека на человека.
27. Конфликт, его природа, типы и пути выхода.
28. Отчуждение и проблема одиночества.
29. Социальные роли и личность.
30. Индивид, личность, индивидуальность.
31. Биологическое и социальное в человеке.
32. Социально-психологическая структура личности.
33. Социализация человека.
34. Социальные свойства личности /конформность, коллективность/.
35. Социальные установки и ценностные ориентации.
36. Установки личности и референтная группа.
37. Проблема социальной типологии личности.
38. Формирование самосознания в процессе социализации.
39. Группы в социальной психологии.
40. Малая группа /динамика, интересы, цели, действия/.
41. Лидерство и руководство.
42. Типы лидеров. Индивидуальный стиль деятельности.
43. Коллектив и его особенности. Психология коллектива.
44. Межгрупповое взаимодействие. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация.
45. Общественное настроение и общественное мнение.
46. Социометрия.
47. Группы и толпы.
48. Особенности больших социальных групп.
49. Психологические особенности этнических групп.
50. Возрастная периодизация развития личности.
51. Поколение и возрастные группы.
52. Социализация ребенка.
53. Юношеская психология.
54. Психология и образ жизни студенчества.
55. Психология молодежи и социальные потрясения.
56. Психология среднего возраста.
57. Социально-психологические проблемы взаимоотношений поколений.
58. Проблемы психического здоровья.
59. Политическая психология. Типы политических психологий.
60. Политическая психология индивида и политическая психология групп.
61. Социально-психологические проблемы организаций и деятельности научного коллектива. Научная школа. Молодой специалист в коллективе.
62. Управленческая деятельность как предмет социальной психологии.
63. Руководитель в системе управления. Проблема эффективности методов и стилей руководства.
64. Психологические аспекты культуры управления. Типы конфликтов в организации и способы их преодоления.
65. Психология бюрократизма.
66. Психология женщины-руководителя.
67. Психология деловых отношений.
68. Понятие и структура социально-психологического климата.
69. Половая социализация.
70. Социально-психологическая характеристика брака и семьи.
71. Психология материнства и отцовства.
72. Социально-психологические методы исследования личности.
73. Социальный контроль над чувствами. Этикет.
74. Роль старшего поколения в передаче социального опыта.
75. Характеристика учебной социально-психологической литературы.
76. Классические труды по социальной психологии.
77. Современная социально-психологическая литература.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Общественная психология как сторона реальной жизни. Место социальной психологии среди гуманитарных наук, в системе социологических и психологических знаний.
2. Проблема общения социальной психологии.
3. Социализация человека.
4. Малая группа: уровень развития, динамика, организация групповой деятельности и общения.
5. Социально-психологическая жизнь больших групп: социальных, этнических, профессиональных, возрастных.
6. Психология политической жизни общества.
7. Психология управления: объекты, задачи, основы, организация руководства.
8. Социально-психологическая природа брака и семьи.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Средство массовой информации — социально-психологическая характеристика.
2. Отчуждение и одиночество.
3. Социализация студента.
4. Установки молодежи и референтная группа.
5. Проблемы социальной типологии личности в России в конце XX в.
6. Формирование самосознание современной молодежи.
7. Динамика общественного настроения и общественного мнения.
8. Проблема толпы в конце XX в.
9. Психология русской нации.
10. Социально-психологические проблемы взаимоотношения поколений.
11. Проблемы психологического здоровья.
12. Политическая психология социальных групп и личностей.
13. Психология молодого специалиста в научном коллективе.
14. Многообразие стилей руководства.
15. Анализ литературы /монографий, журнально-периодической и др./.
16. Прикладное значение различных проблем социальной психологии.
17. Заражение, подражание, слухи, мода в конце XX в.
18. Социально-психологическая природа человеческих конфликтов.
19. Социальные свойства личности как продукт социализации.
20. Социально-психологические аспекты культуры и культурности.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика