Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Психология автоматизации

Костин А.Н., доктор психологических наук


ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Методологические основания решения психологических проблем автоматизации
Инженерная психология и проблемы автоматизации. Примеры реальных ситуаций, связанных с особенностями автоматизации, в различных областях техники. Концепции философии техники: определения сущности техники, отношения техники и культуры, ответственности. Особенности автоматизации и профессиональных функций операторов современной сложной техники.

Тема 2. Инженерно-психологические подходы к человеку и технике
Машиноцентрический, антропоцентрический и равнозначный подходы к человеку и технике. Области существования разных подходов.

Тема 3. Распределение функций между человеком и автоматикой
Постановка проблемы распределения функций между человеком и автоматикой. Принципы преимущественных возможностей, взаимодополняемости, активного оператора. Динамическое и адаптивное распределение функций. Принцип взаимного резервирования оператора и автоматики. Соотношение принципов распределения функций и подходов к автоматизации.

Тема 3. Общие концепции психологического анализа деятельности
Концепция структуры деятельности А. Н. Леонтьева. Концепция психологических составляющих деятельности Б. Ф. Ломова. Концепции антиципации Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова, психического образа Н. Д. Заваловой и В. А. Пономаренко.

Тема 4. Концепции анализа профессиональной деятельности
Структурные и алгоритмические концепции. Концепции деятельности на основе теории массового обслуживания.

Тема 5. Проблема анализа нестационарной деятельности
Области применения разных концепций анализа деятельности. Психологические особенности нестационарной операторской деятельности. Концепция анализа проблемностей.

Тема 6. Методы психологического анализа деятельности
Качественные и количественные методы анализа деятельности, их особенности, достоинства и недостатки. Принципы организации взаимодействия качественных и количественных методов.

Тема 7. Качественные методы анализа деятельности
Методы наблюдения, опроса, анализа репортажа. Область применимости качественных методов.

Тема 8. Количественные методы анализа деятельности
Методы хронометража, оценки исполнительных действий, результативных характеристик. Психофизиологические методы: ЭЭГ, ЭМГ, ЭКГ, ПГ, КГР.

Тема 9. Методы анализа движений глаз
Контактные и бесконтактные методы анализа движений глаз. Методы ЭОГ, отраженного блика и видеосъемки. Метод ФОКН и его результаты для анализа деятельности.

Тема 10. Методы анализа нестационарной деятельности
Метод анализа проблемностей. Метод регистрации и таксономии межсаккадических интервалов движений глаз.


СЕМИНАРЫ
1. Методологические основания решения психологических проблем автоматизации. Инженерно-психологические подходы к человеку и технике. Распределение функций между человеком и автоматикой.
2. Формальные и содержательные концепции психологического анализа деятельности.
3. Методы анализа операторской деятельности.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Концепции философии техники применительно к автоматизации.
2. Современные инженерно-психологические подходы к автоматизации.
3. Принципы распределения функций между человеком и автоматикой.
4. Структурные и алгоритмические концепции анализа деятельности.
5. Содержательные психологические концепции анализа деятельности.
6. Психофизиологические методы анализа деятельности.

ВОПРОСЫ
1. Технократические и сциентистские концепции философии техники по определение сущности и закономерностей развития техники.
2. Концепции ответственности в философии техники.
3. Инженерно-психологические подходы к человеку и технике: машиноцентрический и антропоцентрический. Современная ситуация в позициях разработчиков техники и инженерных психологов.
4. Особенности автоматизации и профессиональных функций операторов современной сложной техники. Равнозначный подход к автоматизации. Области существования разных подходов.
5. Принципы распределения функций между человеком и автоматикой: преимущественных возможностей, взаимодополняемости, активного оператора.
6. Принцип взаимного резервирования оператора и автоматики. Соотношение принципов распределения функций и подходов к автоматизации.
7. Алгоритмическая концепция деятельности и модели теории массового обслуживания. Область их применения.
8. Концепция структуры деятельности А. Н. Леонтьева.
9. Концепции психологических составляющих деятельности Б. Ф. Ломова.
10. Концепции уровней отражения, антиципации и психического образа.
11. Психологические особенности нестационарной операторской деятельности. Концепция анализа проблемностей.
12. Качественные и количественные методы анализа деятельности, их особенности, достоинства и недостатки. Принципы организации их взаимодействия.
13. Психофизиологические методы: ЭЭГ, ЭМГ, ЭКГ, ПГ, КГР.
14. Метод анализа проблемностей.
15. Методы анализа движений глаз: контактные и бесконтактные. Метод ЭОГ, отраженного блика и видеосъемки. Области их использования.
16. Количественные методы анализа деятельности: хронометраж, оценки исполнительных действий, результативных характеристик.
17. Метод регистрации и таксономии межсаккадических интервалов движений глаз.
18. Качественные методы анализа деятельности: наблюдения, опроса, анализа репортажа.


ЛИТЕРАТУРА
Основная

1. Голиков  Ю. Я., Костин  А. Н. Психология автоматизации управления техникой. — М.: Институт психологии РАН, 1996.
2. Ломов  Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. — М.: Педагогика, 1991.
3. Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, издание 1-е — 1977, издание 2-е — 1986.
4. Котик  М. А. Курс инженерной психологии. — Таллин: Валгус, 1978.
5. Кантовиц  Б., Соркин  Р. Распределение функций // Человеческий фактор. — М.: Мир, 1991. Т. 4. С. 85-113.
6. Дмитриева  М. А., Крылов  А. А., Нафтульев  А. И. Психология труда и инженерная психология. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
7. Справочник по инженерной психологии. — М.: Машиностроение, 1982.
8. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б. А. Душкова. — М.: Высшая школа, 1991.

Дополнительная

1. Завалова  Н. Д., Ломов  Б. Ф., Пономаренко  В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986.
2. Инженерная психология: теория, методология, практическое применение. — М.: Наука, 1977.
Статьи: — Ломов  Б. Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода. С. 31-55.
— Завалова  Н. Д., Ломов  Б. Ф., Пономаренко  В. А. Принцип активного оператора в инженерной психологии С. 119-133.
— Венда  В. Ф. Методологические проблемы адаптивного информационного взаимодействия. С. 55-66.
3. Дубровский  В. Я., Щедровицкий  Л. П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. — М.: Изд-во МГУ, 1971.
4. Инженерно-психологическое проектирование. — М.: Изд-во МГУ, 1970. Вып.1.
Статьи: — Дубровский  В. Я., Щедровицкий  Л. П. Проблемы распределения функций в системах «человек-машина» (вступительная статья). С. 7-21.
— Фитс  П. Функции человека в сложных системах С. 79-85.
— Чапанис  А. О распределении функций между людьми и машинами. С. 153-170.
— Джордан  Н. Распределение функций между человеком и машинами в автоматизированных системах. С. 195-205.
5. Философия техники в ФРГ. — М.: Прогресс, 1989.
Статьи: — Арзаканян  Ц. Г., Горохов  В. Г. Предисловие. С. 3-23.
— Рапп  Ф. Философия техники: обзор. С. 24-53.
— Адорно  Т. В. О технике и гуманизме. С. 364-371.
— Ленк  Х. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники. С. 372-392.
6. Психология и математика. — М.: Наука, 1976.
Статьи: — Суходольский  Г. В. Анализ и синтез равновесных структур. С. 140-163.
— Журавлев  Г. Е., Рубахин  В. Ф., Субботин  Ю. А. Имитационное моделирование групповой деятельности операторов. С. 263-294.
7. Зигель  А., Вольф Дж. Моделирование группового поведения в системе «человек-машина». — М.: Прогресс, 1973.
8. Меньшов  А. И., Рыльский  Г. И. Человек в системе управления летательным аппаратом. — М.: Машиностроение, 1976.
9. Гиппенрейтер  Ю. Б. Движения человеческого глаза. - М.: Изд-во МГУ, 1978.
10. Анисимов  Г. В., Лапа  В. В., Сафронов  А. М. Кинорегистрация движений глаз как метод инженерно-психологических исследований. — М.: Машиностроение, 1985.
16. Барабанщиков  В. А., Милад  М. М. Методы окулографии в исследовании познавательных процессов и деятельности. — М.: Институт психологии, 1994.
17. Митькин  А. А. Электроокулография в инженерно-психологических исследованиях. — М.: Наука, 1974.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика