Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Современные политические идеологии

Шамшурин В.И., профессор

Цель курса — дать студентам представления о главных, базисных идеологических построениях в политике и о методологических подходах, связанных с их вычленением и изучением. Без их рассмотрения неясна аксиоматика современных социально-политических наук, как, впрочем, и неясна экспертная роль науки в обществе, её (науки) связь с социально-политическими реалиями и средствами массовой информации. В этом ракурсе анализируется следующая цепочка: социально-политические реалии — идеологии - философские сверхзадачи, стратегические ценности, фундаментально-метафизические мировоззренческие проблемы, касающиеся государства, права и гражданского общества. Наука и идеология без политической практики бесплодны, но и практика без теории и идеологии — безродна. Говорить о «конце идеологий» — нет никаких оснований. Это было бы просто наивно. Хотя бы потому, что идеология — это упрощенная (для средств массовой информации, для общественного сознания) теория, «облегчённая» объяснительная картина мира. В том числе — и политического.

В рамках учебного курса предусмотрено кроме лекций проведение семинарских занятий и контрольных работ, написание рефератов.

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД

Правоведение, социология, политология (как и любые другие гуманитарные науки), как, впрочем, и связанные с ними, основанные на них идеологии — это не только определённая логически (в разной, конечно, степени) согласованная и инструментальная система знания, но и смыслообразующее, и в этом смысле философско-аксиологическое «концептуальное поле», относящееся к конкретным социальным и политическим реалиям. Хотя глубина анализа у идеологии и науки, конечно же, различна.

Значимость подобного «поля» становится понятной, если учитывать, что сама политология — это, прежде всего дисциплина о политических государственных системах и правовых формах их осуществления. И, конечно же, идеологического оправдания или критики — в массовом сознании, в фольклоре, в средствах информации, в истории, в науке и т. д. А философия — это всегда определенный свод базисных, «предельно-роковых вопросов бытия», парадигмальных установок того или иного построения. И обязательно их ценностная иерархия. В данном случае — в политике. Какова идеологическая роль подобных установок в истории и современности социально-правовых и политических идей, в жизни отдельного человека и в правовых, социально-политических делах государства, в международных отношениях?

Особенно четко этот вопрос встает тогда, когда рассматриваются основные характеристики общественно-политических идеологий, политических программ, социальных платформ, личных убеждений и мнений граждан, организаций, партий, институтов (либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм, анархо-синдикализм, фашизм, космополитизм, фундаментализм, шовинизм). Отыскивая ответ на этот вопрос, мы неминуемо приходим к выводу, что изучение идеологических построений в политике в контексте истории идей учит работать со смыслами, вырабатывает строгость в определении объёма понятий и соотнесении их с соответствующими социально-политическими реалиями и процессами, страхует от возможных подмен, подтасовок, демагогии или просто невежества и некомпетентности и юриста и социолога, и политолога. Это вообще первейшая задача любого исследователя. Она может быть определена как учебно-образовательная или просветительско-разъяснительная, т. е. — именно идеологическая! В самом деле, важно не только выработать новое социально-политическое знание, не только передать плодотворные экспертные оценки новым поколениям специалистов, но и доходчиво объяснить его «идеологию» буквально каждому человеку, т. к. юридические, экономические, религиозно-нравственные, социально-политические и философско-мировоззренческие вопросы касаются в политике всех. Итак, вторая задача курса — мировоззренческая — о важности осознания и упорядочивании (с помощью прояснения идеологических построений), управления, оПРАВОвления человеком своего внутреннего мира в согласии с миром внешним, миром социума и политики.

ЛИТЕРАТУРА
Вебер  М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Вебер  М. Избранные сочинения. — М., 1990.
Давыдов  Ю. Н. Метатеоретические проблемы социологии // Социологические исследования, 1998, № 10.
Зарубежная политология. — М., 1998.
История социологии и история социальной мысли («Круглый стол») // Социологические исследования, 1996, № 11.
История теоретической социологии. Тт. 1-3. — М., 1997-1998.
Манхейм  К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. С. 52-94, 593-616.
Пенто  Р., Гравитц  М. Методы социальных наук. — М., 1972.
Политическая энциклопедия в 2-х томах. — М., 1999.
Сорокин  П. Система социологии. — Сыктывкар, 1993.
Социо-Логос. Вып. 1. — М., 1991.
Структура и развитие науки. — М., 1971.
Шамшурин  В. И. «Гуманитарная» социология: новые ориентиры и старые проблемы // Социологические исследования, 1992, № 2.
Шамшурин  В. И. История идей и историческое сознание // Вопросы философии, 1986, № 5.
Шамшурин  В. И. Методология аналитической философии в современной социальнополитической мысли США // Критика методологических основ буржуазной политической философии. — М., 1985.
Шамшурин  В. И. О культуре исторического мышления // Ежегодник Философского Общества СССР. 1989-1990. — М., 1990.
Шамшурин  В. И. Оправдание государства и права // Социологические исследования, 1996, № 10.
Шамшурин  В. И. Политическая наука: профессионализм или дилетантизм? // Путь, 1995, № 7.
Шамшурин  В. И. Роль анализа понятий в современной политической философии США: традиция и современность // Социально-философские аспекты современных международных отношений. — М., 1987.
Шамшурин  В. И. Современная социально-политическая философия в США. — М., 1984.
Шамшурин  В. И. Философия, история, культура и политика // Философские основания теорий международных отношений. Вып. 1. — М., 1987.
Шамшурин  В. И. In vivo или in vitro? // Путь, 1993, № 4.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ И РЕЛИГИЯ

Политическое действие и религиозная мотивация: типология религий. Сакральные и секулярные идеологии в политике. Язычество и оккультизм в экспертно-прогностическом политическом знании и политических идеологиях. Миф и утопия.
Религиозный этатизм. Идеологии мессианизма, национализма, хилиазма, социально-политического элитизма.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Эмпирическое, трансцендентальное и трансцендентное в политических идеологиях и религии. Знак и значение в политических идеологиях и религии. Религиозные и политические ритуалы. Персонализм и титанизм (тоталитаризм). Личность и свобода воли, права и обязанности личности (религия и политические идеологии). Религиозные и светские идеологии в обосновании легитимности политического правления. Религия в жизни государства, гражданского общества и человека. Религия и право. Политика государства к религии: типология.

ЛИТЕРАТУРА
Вебер  М. Протестантская этика; Политика как призвание и профессия. // Избранные сочинения. — М., 1990.
Вебер  М. Социология религии. — М., 1991.
Вебер  М. Харизматическое господство // Социологические исследования, 1988, № 5.
Гроций  Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. — М., 1956.
Ильин  И. А. Монархия и республика // Вопросы философии, 1991, № 4, 5.
Ильин  И. А. О сущности правосознания // Соч. Т. 1. Гл. 21. — М.,1993.
Новгородцев  П. И. Сочинения. — М., 1995.
Сербиненко  В. В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. — М., 1994.
Соловьев  В. С. О религиозно-онтологических основах общественности. Вл. Святой и христианское государство. Три силы. Великий спор и христианская политика // Соч. в 2-х тт. — М., 1989.
Орбели  Р. А. Христианская социология. // Социологические исследования, 1991, № 12; 1992, № 4; 1993, № 1.
Ортегаи-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, № 3, 4.
Франк  С. Л. Религиозные основы общественности // Путь, 1925, № 1.

ТЕМА 3. ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ХРИСТИАНСТВЕ

Идеология «симфонии/консонанции» Церкви и государства в 6-й новелле Канона Юстиниана (VI в.) Человек и его право на жизнь как абсолютная самоценность. Идеология государства в концепции «Двух градов» Августина. Идеология «Благодати/Харизмы», греховности, веры и разума в западном и восточном христианстве: философско-историческое осмысление и социально-политические последствия. Современная светская трактовка политической идеологии «харизмы». Идеология собственности в религиозном и социально-философском осмыслении.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Православно-христианская (Св. Григорий Нисский) и западно-католическая антропология (Фома Аквинский). Идеология Церковной собственности и секуляризация. Соотношение светских и сакральных начал в социально-политической идеологии христианства. Христианство и социально-экономическая политика. Эсхатология, хилиазм и мессианизм в Христианстве. Идеология «земного рая» и христианство.

ЛИТЕРАТУРА
Августин Бл. О граде Божием // Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 1, ч. 2. — М., 1969.
Боргош  Ю. Фома Аквинский. — М., 1966.
Бриллиантов  А. И. Влияние Восточного богословия на Западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. — М., 1998.
Булгаков  С. Н. Православие. — М., 1991.
Зеньковский  В. В. Основы христианской философии. — М., 1992.
Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисского, Об устроении человека. — СПб., 1995.
Карсавин  Л. П. Культура средних веков. — Киев, 1995.
Карташев  А. В. Идея Святой Руси. — М., 1994.
Кимелев  Ю. А. Современная западная философия религии. — М., 1989.
Лосский  В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. — М., 1991.
Майоров  Г. Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.
Политология. Словарь-справочник. — М., 1998.
Флоровский  Г. В. Восточные Отцы IV в. — М., 1992.
Флоровский  Г. В. Восточные Отцы V-VIII вв. — М., 1992.
Шамшурин  В. И. Античная философия и ранняя патристика // Идеологические и методологические проблемы буржуазных историко-философских исследований. — М., 1985.
Шамшурин  В. И. Политическая традиция в исторической ретроспективе // Вестник МГУ. Серия 12. 1997. № 1.
Шамшурин  В. И. Проблема собственности в монастырской жизни // Саввино-Сторожевский монастырь. 600 лет. - М., 1997.
Шамшурин  В. И. Религия и политика // Современная зарубежная ???
Шмеман  А. Исторический путь православия. — М., 1993.
Юлина  Н. С. Теология и философия в религиозной мысли США. — М., 1986.

ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЛИБЕРАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА

Проблема человека, общества и государства в творчестве Э. Бёрка. Критика социально-политического радикализма в творчестве Э. Бёрка. Концепция «пруденции» и право на социально-политическую самобытность и традиционализм. Концепция «предрассудков». Религиозный органицизм де Местра и де Бональда. Роль элиты в гражданском обществе и государстве. «Тримминг» как методология познания и руководство в поведении в современном консерватизме. Проблемы иерархии, легитимности, самоорганизации, прав и обязанностей в консерватизме. Исторический метод консерватизма. Консерватизм и монархизм.
Консерватизм в России.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Политическая идеология Э. Бёрка. Принцип историзма в консерватизме. Де Бональд и де Местр о роли религии в обществе и политике. Роль элиты в консерватизме. Самоорганизация и традиционализм в консерватизме.

ЛИТЕРАТУРА
Бёрк  Э. Размышления о революции во Франции. — М., 1993.
Бёрк  Э. Размышления о революции во Франции // Социологические исследования, 1991, №№ 6, 7, 9; 1992, № 2; 1993, № 3.
Бёрк  Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. — М., 1979.
Гусев  В. А. Консервативная политология И. Ильина // Социологические исследования, 1992, № 6.
Деревянко  Е. В. Неизбежность аристократического духа // Социологические исследования, 1992, № 6.
Ильин  И. А. О монархии и республике // Вопросы философии, 1991, №№ 4, 5.
Ильин  И. А. Почему сокрушился в России монархический строй? // Социологические исследования, 1992, № 4.
Консерватизм в России («Круглый стол») // Социологические исследования, 1993, № 1.
Консерватор: эксперт, гражданин, правитель («Круглый стол») // Вестник МГУ. Серия 12, 1995, № 4.
Маннгейм  К. Консервативная мысль // Социологические исследования, 1993, №№ 1, 4, 9.
Местр  Ж. Де. Санкт-Петербургские вечера. — М., 1998.
Современный консерватизм. — М., 1992.
США: консервативная волна. — М., 1984.
Фадеева  Т. М. Социальная революция и традиции: точка зрения консерваторов // Социологические исследования, 1991, № 12.
Шамшурин  В. И. Консерватизм Э. Бёрка и его современные последователи // Новое и старое в теоретической социологии. Кн. 1. — М., 1999.
Шамшурин  В. И. «Концепция Фрасимаха» и социально-политический опыт консерватизма // Социологические исследования, 1994, № 5.
Шамшурин  В. И. Политическая традиция в исторической ретроспективе // Вестник МГУ, Серия 12, 1997, № 1.

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА

Классический либерализм о человеке, обществе и государстве. Проблема равенства, свободы и социальной справедливости в либерализме. Либерализм и демократия. Особенности экономического обоснования социально-политической идеологии либерализма.

ЛИТЕРАТУРА
Ионин  Л. Г. Либерализм // Современная западная социология. — М., 1990.
Киссель  М. А. Принципы 1789 г. // Вопросы философии, 1989, № 10.
Леонтович  В. В. История либерализма в России 1762-1914. — М., 1995.
Леонтьев  К. Как и чем либерализм нам вреден // Леонтьев  К. Избранное. — М., 1993.
Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения. Т. 3. — М., 1988.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Сочинения. Тт. 1-2. — М., 1985.
Политология ХХ в. Хрестоматия. — Саранск, 1994.
Поппер  К. Открытое общество и его враги. Тт. 1-2. - М., 1992.
Ротенберг  Р. Круг неолибералов; Программа неолибералов // Политология ХХ века. Хрестоматия. — Саранск, 1994.
Самуэль  Г. Либерализм. — М., 1906.
Сартори Дж. Вертикальная демократия // Полис, 1993, № 2.
Сартори Дж. Дурная система и бездарная политика // Вестник МГУ, Серия 12, 1995, № 1.
Франк  С. Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир, 1990, № 4.
М. Фридмен и Ф. Хайек о свободе. — Минск, 1991.
Фромм  Э. Бегство от свободы. — М., 1989.
Хайек  Ф. фон. Дорога к рабству // Вопросы философии, 1992, № 5.
Чичерин  Б. Н. О народном представительстве. — М., 1899.
Чичерин  Б. Н., Кавелин  К. Д. Письмо к издателю // Голоса из России. Вып.1. — М., 1974 (репринт).
Шамшурин  В. И. Свободный разум и свободное общество // Социологические исследования, 1991, № 1.
Шамшурин  В. И. Современная социально-политическая философия в США. — М., 1984.
Шамшурин  В. И. Творческое мышление человека // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. — М., 1987.
Шаповалов  В. Ф. Либерализм и российская идея // Социологические исследования, 1996, № 4.

ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМА

Социал-демократизм: идейные истоки. Возникновение демократического социализма. Демократический социализм в послевоенный период. Политика и экономика в идеологии современного социал-демократизма. Социализм и христианство.
Социал-демократизм и марксизм-ленинизм.

ЛИТЕРАТУРА
Бердяев  Н. А. О социализме // Философия неравенства. — М., 1990.
Бернштейн  Э. Проблемы социализма и задачи либерал-демократии. — М., 1901.
Джилас  М. Настоящее и будущее социалистической идеи // Рабочий класс и современный мир, 1990, № 5.
Декларация принципов социалистического интернационала // Политология ХХ века: Хрестоматия. — Саранск, 1994.
Западно-европейская социал-демократия: поиски обновления. — М., 1989.
Новгородцев  П. И. Об общественном идеале. — М., 1991.
Орлов  Б. С. Социал-демократия в конце 80-х. — М., 1990.
Платонов  С. После коммунизма — М., 1991.
Сорман  Г. Выйти из социализма. — М., 1991.
Струве  П. Б. В чём же истинный национализм? Интеллигенция и революция; Исторический смысл русской революции и национальные задачи; Размышления о русской революции // Политология ХХ века: Хрестоматия. — Саранск, 1994.
Струве  П. Б. Марксова теория социального развития. - Киев, 1906.
Шамшурин  В. И. П. И. Новгородцев как критик марксистского абсолютизма в социальной науке // История теоретической социологии. Т. 2. — М., 1998.

ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ РАДИКАЛ-ТОТАЛИТАРИЗМА

Вторичность сознания и свободы воли человека в тоталитаризме. Первичность внешних сред: природно-материальной, социально-политической, производственно экономической. Атеизм как квазирелигиозная идеология и социально-политическая мифология неоцессарионизма. Тоталитаризм и проблема человека. Два вида тоталитаризма: «государственный» и «гражданский». Тоталитаризм и бюрократия. Тоталитаризм и демократия. Тоталитаризм и социальная мифология. Тоталитаризм и авторитаризм.

ЛИТЕРАТУРА
Арендт  Х. Истоки тоталитаризма. — М., 1996.
Бердяев  Н. А. Истоки русского коммунизма. — М., 1990.
Бердяев  Н. А. Философия неравенства. — М., 1990.
Бюрократия, тоталитаризм («Круглый стол») // Вопросы философии, 1993, № 4.
Вехи. Из глубины. — М., 1991.
Джилас  М. Лицо тоталитаризма. — М., 1992.
Ленин  В. И. Государство и революция // Полн. собр. соч., т. 33.
Маркс  К. Критика Готской программы // Маркс  К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12.
Маркс  К., Энгельс  Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс  К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.
Миллс  Р. Властвующая элита. — М., 1959.
Новгородцев  П. И. Об общественном идеале. — М., 1991.
От марксизма к постмарксизму. Раздел 2. // История теоретической социологии. Т. 2. — М., 1998.
Поппер  К. Открытое общество и его враги. Тт. 1-2. - М., 1991.
Тоталитаризм // Зарубежная политология. — М., 1998.
Тоталитаризм: что это такое? Тт. 1-2. — М., 1993.
Фромм  Э. Бегство от свободы. — М., 1989.
Чивиков  Е. П. Философия силы. — М., 1993.
Энгельс  Ф. К критике проекта социал-демократической программы 1891 // Маркс  К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22.
Энгельс  Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс  К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
Энгельс  Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс  К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Либерализм и космополитизм. Либерализм и экстремизм. Либерализм в России: история и современность. Концепция прав человека в социальной философии Дж. Локка. Смысл и значение (человеческое разумение) в социальной философии Дж. Локка. Социализм и марксизм. Христианство и марксизм. Идеология классовой борьбы в марксизме-ленинизме.

ТЕМА 8. ИДЕОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Культура социально-политического мышления: разум и память, «эпистема» и «докса», «высокая культура» (наука, искусство, религия) и «массовая культура» (идеология). Язык и символы. Субкультуры и связанные с ними идеологии: «государственная», «гражданская», «гуманитарная», сциентистская«, «формальная», «неформальная», «маргинальная» и др. Средства массовой информации (СМИ) как фактор политики. Тенденции воздействия СМИ на общественное мнение и политические идеологии. Взаимодействие СМИ, властных структур и групп влияния. Политический маркетинг идеологий и феномен театрализации политики. Политическая роль СМИ в современной России. Политическое противостояние различных органов СМИ. Идеологии и коллективные представления. Воздействие коллектива на индивида. Сравнительный анализ концепций Э. Дюркгейма, М. Мосса («тотальный социальный факт») и М. Фуко («политическое сознание и медицина»).

ЛИТЕРАТУРА
Алмонд  Г., Верба  С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992, № 4.
Ахиезер  А. С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе // Вестник МГУ. Серия 12, 1996, № 2.
Белый  А. Символизм как миропонимание. — М., 1994.
Бердяев  Н. А. Самопознание. — М., 1990.
Бобахо  В. А., Левикова  С. И. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры // Вестник МГУ. Серия 12, 1996, № 2.
Гаджиев  К. С. Политическая культура: концептуальный аспект // Политические исследования, 1991, № 6.
Гудименко  Д., Родионов  А. Конфликт и консенсус в политической культуре ФРГ // МЭиМО, 1993, № 4.
Гумбольдт  В. фон. Язык и философия культуры. — М., 1985.
Кобзев  А. И. Китайская книга книг // «Книга перемен». — М., 1993.
Кобзев  А. И. Проблема символа в истории китайской философии. — М., 1994.
Левин  М. Г., Токарев  С. А. «Культурно-историческая школа» на новом этапе // Советская этнография. Т. 4. — М., 1953.
Мамардашвили  М. К. О философии // Вопросы философии, 1991, № 5.
Мосс  М. Общество. Обмен, Личность. (Труды по социальной антропологии). — М., 1996.
Попова  И. П. Маргинальность. — М., 1996.
Проблемы философии культуры. — М., 1984.
Пугачев  В. П. Политика и СМИ // Вестник МГУ. Серия 12, 1996, № 1.
Работы  Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Вып. 1-2. -М., 1988.
Рормозер  Г. Политика и религия // СССР-ФРГ: навстречу друг другу. — М., 1990.
Сартори Дж. Дурная система и дурная политика // Вестник МГУ. Серия 12, 1995, № 1.
Социологические исследования, № 11, 1997; № 1, 1998.
Страссман  П. Информация в век электроники. — М., 1987.
Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли ХХ века (Сборник переводов). Вып. 1-2. — М., 1979, 1980.
Тэрнер  В. Символ и ритуал. — М., 1983.
Трубецкой  Н. С. История. Культура, Язык. — М., 1995.
Феофанов  Д. Е. Реклама и общество. — М., 1974.
Философия и культура. XVII Всемирный конгресс: проблемы, дискуссии, суждения. — М., 1987.
Фуко  М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. Вып.1. — М., 1991.
Фуко  М. Рождение клиники. — М., 1998.
Хомяков  А. С. Семирамида // Сочинения в 2-х томах. Т. 1. Работы по историософии. — М., 1994.
Шамшурин  В. И. Гуманитарная социология: новые ориентиры и старые проблемы // Социологические исследования, 1992, № 2.
Шамшурин  В. И. Заметки о социальных проблемах культуры и русской философии // Социологические исследования, 1995, № 6.
Шамшурин  В. И. Кто живет в Маргиане? // Социологические исследования, 1997, № 9.
Шамшурин  В. И. О культуре исторического мышления // Философский Ежегодник. 1989-1990. — М., 1990.
Шамшурин в. И. Политическая традиция в Древнем Китае // Вестник МГУ. Серия 12, 1996, № 6.
Шамшурин  В. И. Этика и ритуал в традиционном Китае // Вопросы философии, 1989, № 12.
Шапиро  И. Три способа быть демократом // Политические исследования, 1991, № 1-2.
Юнг  К. Архетип и символ. — М., 1991.

ТЕМА 9. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ СВОБОДНОГО ОБЩЕСТВА

Изучение «истории идей» с точки зрения анализа природы свободных, познавательных, творческих навыков мышления и связи последних с социальным действием и политической организацией людей. Идеология «свободного разума» как условия «свободного общества» Р. Дж. Коллингвуда и его последователей — представителей «интеллектуальной» школы истории, социологии и политологии США. Эпистемология социально-политического сознания. Изучение идеологий с точки зрения средств познания исследователя или того «как это было на самом деле»? «Фигуративная» социология и политология Н. Элиаса, историография как изучение духовного склада культуры у М. Блока.

ЛИТЕРАТУРА
Американская историография внешней политики США 1945-1970 гг. — М., 1972.
Американская историография внутриполитических проблем США в послевоенный период. — М., 1974.
Афанасьев  Ю. Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. — М., 1980.
Барг  М. А. Историческое сознание как проблема историографии // Вопросы истории, 1982, № 12.
Блок  М. Апология истории или ремесло историка. — М., 1973.
Ионин  Л. Г. Понимающая социология: историко-критический анализ. — М., 1979.
Коллингвуд  Р. Дж. Идея истории. Автобиография. — М., 1980.
Коллингвуд  Р. Дж. Новый Левиафан или человек, общество, цивилизация и варварство // Социологические исследования, 1991, № 11.
Коэн  М. Р. Американская мысль. — М., 1958.
Кун  Т. Структура научных революций. — М., 1977.
Ланглуа  Ш. В., Сеньобос  Ш. Введение в изучение истории. — СПб., 1899.
Лооне  Э. Н. Современная философия истории. — Таллин, 1980.
Материалы к библиографии по философии истории // Философские проблемы исторической науки. — М., 1969.
О проблеме значения в аналитической традиции (Аналитическая философия в ХХ в.: Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии, 1988, № 8.
Платон. Федр // Сочинения в 3-х томах. — М., 1970. Т. 2.
Рашковский  Е. Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А. Тойнби. — М., 1976.
Соловьев  В. С. Кризис западной философии. Против позитивистов // Соловьев  В. С. Сочинения в 2-х томах. — М., 1990. Т. 2.
Структура и развитие науки. — М., 1978.
Шамшурин  В. И. История идей и историческое сознание: Р. Дж. Коллингвуд и его последователи // Вопросы философии, 1986, № 5.
Шамшурин  В. И. Р. Дж. Коллингвуд // Зарубежная политология: Словарь-справочник. — М., 1998.
Шамшурин  В. И. Роль анализа понятий в современной политической философии США: традиция и современность // Социально-философские аспекты современных международных отношений. — М., 1987.
Шамшурин  В. И. «Свободный разум» и «свободное общество»: теория социального самоуправления Р. Дж. Коллингвуда // Социологические исследования, 1991, № 11.
Шамшурин  В. И. Современная социально-политическая философия в США. — М., 1984.

ТЕМА 10. ИДЕОЛОГИЯ «ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ»

Политические и правовые идеологии личности в истории. Личность: набор «ролевых символов» или гармония психосоматических и духовно-мистических начал. Права личности на справедливость и свободу. Медико-правовое измерение личности. «Социально-карнавальный» и «синергетический» аспекты личности. Личность — «лицо» или «персона». Личность и государство: права и обязанности. Личность и социально-политические отношения: феноменальный и ноуменальный аспекты. Духовные аспекты личности.

ЛИТЕРАТУРА
Белый  А. Символизм как миропонимание. — М., 1994.
Вышеславцев  Б. П. Этика преображенного эроса. Гл. 4-9. — М., 1994.
Вышеславцев  Б. П. Вечное в русской философии. Гл. 8-11, 14 // Там же.
Ильин  И. А. Философия Фихте как религия совести // Ильин  И. А. Сочинения в 2-х томах. — М., 1993.
Ильин  И. А. О сущности правосознания. Гл. 15-22 // Ильин  И. А. Сочинения в 2-х томах. — М., 1993.
Кант  И. Метафизика нравов в двух частях. 1797. Часть первая. Метафизические начала учения о праве // Сочинения в 6-ти томах. Т. 4. Ч. 2. — М., 1965.
Малинкин  А. Н. Макс Шелер: очерк жизни и творчества // Социологический журнал, 1996, № 1/2.
Марков  Б. В., Солонин  Ю. Н., Шилков  Ю. М. Человек в истории // Социально-политический журнал, 1996, № 6.
Мосс  М. Общество. Обмен. Личность. — М., 1996.
Несмелов  В. И. Загадка о человеке // Человек, 1992, № 2.
Несмелов  В. и. Наука о человеке. — Казань, 1998.
Социо-Логос. Вып. 1. — М., 1991.
Фуко  М. Рождение клиники. — М., 1998.
Шамшурин  В. И. Проблема человека и общества в современном консерватизме // Философское понимание человека. Вып. 1. — М., 1988.
Шамшурин  В. И. Творческое мышление человека // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. — М., 1988.
Шамшурин в. И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии, 1990, № 6.
Шамшурин  В. И., Танковский  В. Э. Врач и пациент: социально-правовые взаимоотношения. — М., 1999.
Шелер  М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии // Социологический журнал, 1996, № 1/2.
Юркевич  П. Д. Из науки о человеческом духе // Юркевич  П. Д. Философские произведения. — М., 1994.
Юркевич  П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия // Там же.

ТЕМА 11. ИДЕОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Идеология менеджмента: наука или искусство? Социально-психологический и нравственный аспекты в идеологиях управления социально-политическими организациями. Роль политики и экономики в управлении. Идеология делегированных полномочий в менеджменте (Гарцбургская модель). Штабной и линейный уровни управления: идеология пределов и возможностей.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Бизнес-планирование в менеджменте. Логистика в менеджменте.
Менеджмент и бухучёт: законообразное знание или набор рекомендаций, номотетизм или идиографизм? Идеология менеджмента: оптимизация прибыли или социальная ответственность? Идеологии единоначалия и многоначалия в менеджменте. Идеология организации и кадровая политика в менеджменте: стратегический и тактический аспекты.

ЛИТЕРАТУРА
Балабанов  И. Т. Основы финансового менеджмента. — М., 1997.
Василенко  И. А. Государственно-административное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. — М., 1998.
Виханский  О. С., Наумов  А. И. Менеджмент. — М., 1998.
Грейсон Дж. К., О`Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI в. — М., 1991.
Кравченко  А. И. Прикладная социология и менеджмент. - М., 1995.
Мескон  М. Х., Альберт  М., Хедоури  Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.
Попов  А. В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. — М., 1989.
Попов  А. В. Теория и организация американского менеджмента. — М., 1991.
Семь нот менеджмента. — М., 1996.
Тейлор  Ф. У. Принципы научного менеджмента. — М., 1991.
Травин  В. В., Дятлов  В. А. Основы кадрового менеджмента. — М., 1997.
Уткин  Э. А. История менеджмента. — М., 1997.
Хейне  П. Экономический образ мышления. — М., 1991.
Шамшурин  В. И. Менеджмент в здравоохранении: правила техники безопасности для руководителя // Здравоохранение, 1997, № 5.
Шамшурин  В. И. Социология, менеджмент и публично-правовое регулирование // Социологические исследования, 1997, № 4.

ТЕМА 12. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Православная традиция в её связи с историей, истоками письменности, культурой, экономикой, гражданским обществом и государственно-правовым строительством в России. Анализ достоверных свидетельств как основа репрезентативной идеологии: памятники древнерусской письменности и материальной культуры, средства изобразительной культуры и архитектуры, юридические памятники, несущие глубокую сакральную традицию. Соотношение Церкви и государства в политике, культуре, экономике.

ЛИТЕРАТУРА
Абалкин  Л. И. К самопознанию России. — М., 1995.
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. — Ростов-на-Дону, 1995.
Громов  М. Н., Козлов  Н. С. Русская философская мысль X-XVII вв. — М., 1990.
Давыдов  Ю. Н. Две бездны — два лица России // Вопросы философии, 1991, № 8.
Давыдов  Ю. Н. «Новый русский» капитализм в свете Кондратьевского понимания эволюции. — М., 1998.
Древнерусская литература. — М., 1993.
Ильин  И. А. О монархии и республике // Вопросы философии, 1991, № 4, 5.
Иоанн (Экономцев) игумен. Православие как первооснова и оправдание русской культуры // Церковь и общество, 1998, № 4.
Леонтович  В. В. История либерализма в России: 1762-1914. — М., 1995.
Лосский  Н. О. История русской философии. — М., 1991.
Медушевский  А. Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. — М., 1998.
Неизбежность империи. — М., 1996.
Новгородцев  П. И. Сочинения.- М., 1995.
О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья (Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, П. А. Сорокин. Г. П. Федотов, Г. В. Флоровский). — М., 1990.
Сербиненко  В. В. Оправдание культуры // Вопросы философии, 1991, № 8.
Сорос Дж. Может ли Россия показать миру путь к открытому обществу? (Речь на торжественной церемонии по случаю 10-летия Фонда Сороса в России). — Институт «Открытое общество» — Россия. 14 с.
Франк  С. Л. Пушкин об отношении между Россией и Европой // Вопросы философии, 1988, № 10.
Шамшурин  В. И. Право в России (к истории идей) // Высшее образование в России, 1998, № 1.
Шамшурин  В. И. Традиция «кардиогнозиса» в культуре России // Социологический журнал, 1995, № 4.

ТЕМЫ 13-14. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Идея конкретность и практической мудрости в русской философии «серебряного века». Славянофильство — западничество — евразийство. Социальная метафизика и эмпирическая практика, философско-экспертное осмысление традиции и информационно-идеологический мониторинг в «идеал-реализме» и «государственной» школе. Идеология государства и гражданского общества. Этатизм и анархизм. Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, С. Н. Булгаков о социально-политическом титанизме и его издержках.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Идеология стяжательства и нестяжательства. Историософская идеология «Повести временных лет» Нестора летописца. Идеология власти в «Слове о законе и благодати» Иллариона Киевского. Идеология «внутреннего делания» и»мыслящего сердца в культуре России. Идеология «монархизма». Связь метафизики и идеологии в русской социально-политической мысли. М. Вебер о перспективах социально-политической жизни в России. Современные идеологические процессы в России.

ЛИТЕРАТУРА
Булгаков  С. Н. Два Града. — М., 1996.
Валицкий  А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX — начала XX вв. // Вопросы философии, 1991, № 8.
Вебер  М. О буржуазной демократии в России // Социологические исследования, 1992, № 3.
Давыдов  Ю. Н. «Новый русский» капитализм в свете Кондратьевского понимания эволюции. — М., 1998.
Давыдов  Ю. Н. О буржуазной демократии в России // Социологические исследования, 1992, № 3.
Каталог книжной выставки «Российское зарубежье в фондах ИНИОН». — М., 1993.
Лосский  Н. О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы философии, 1991, № 2.
Медушевский  А. Н. История русской социологии. — М., 1993.
Новгородцев  П. И. Об общественном идеале. — М., 1991.
Новгородцев  П. И. Сочинения. — М., 1995.
Сербиненко  В. В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. — М., 1994.
Сербиненко  В. В. История русской философии: XI-XIX вв. — М., 1993.
Сербиненко  В. В. Русская религиозная метафизика (ХХ в.). — М., 1996.
Тайнов  Э. А. Трансцендентальное. Православная метафизика. — М., 1998.
Трубецкой  Е. Н. Энциклопедия права. — СПб., 1998.
Чичерин  Б. Н. Вопросы политики. — М., 1903.
Шамшурин  В. И. Идея права в социальной теории П. И. Новгородцева // Социологические исследования, 1993, № 4.
Шамшурин  В. И. История русской социологии и интеллектуальная история // Социологические исследования, 1995, № 3.
Шамшурин  В. И. Заметки о социальных проблемах культуры и русской философии // Социологические исследования, 1995, № 6.
Шамшурин  В. И. П. И. Новгородцев как критик марксистского абсолютизма в социальной науке // История теоретической социологии. Т. 2. — М., 1998.
Шамшурин  В. И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии, 1990, № 6.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика