Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Государство и общество, личность и власть в России

Савинов А.В., старший преподаватель


Современному человеку необходимо представление о политической системе страны, о структуре власти, о содержании государственной политики. Политика проявляет себя в функциональном существовании политической системы и политических институтов, что составляет общепризнанный ее аспект, подробно исследованный и представленный в разнообразных пособиях, указаниях, справочниках.

Именно этот нормативный аспект является основой учебных курсов. Но, наряду с этим, в политике представлены различные внеинституциональные аспекты, к которым относятся политическая культура и политическая традиция, содержащие многочисленные и разнообразные идеологические и культурологические «слои», которые иногда называют «цивилизационным кодом». Указанные внеинституциональные импульсы слабо различают в нормативных курсах политологии и политической социологии. Возникающие противоречия между «предписанным пространством» политики и различными аспектами повседневных событий порождают сомнение в достоверности нормативного описания, к оживлению обыденных представлений, иногда — к отрицанию политической теории и перемещению политического мышления на уровень субъективного подтекста и спекулятивных рассуждений о заговорах, угрозах, влияниях и т. д.

Необходимо учитывать, что политология, как ведущая отрасль политической теории, до сего времени в значительной мере была «европоцентричной» — она выросла и утвердилась в недрах западноевропейского общества с его определенным и длительным процессом эволюции в очевидном пространстве культуры. В России освоение и разработка теории политической жизни и деятельности происходило на основе иных культурных предпосылок, в обстановке затянувшегося процесса трансформации абсолютной монархии, в условиях низкого культурного и профессионального уровня управляющей бюрократии. Значительные успехи российской политической теории и практики были прерваны длительным временем авторитарного контроля, разрушением достаточно слабых слоев гражданского общества, безмерным по масштабам этатизмом.

Восстановление пространства в начале 90-х годов ХХ века проводилось на основе общепринятых теоретических и институциональных «конструкций западного типа», усвоенных иногда поверхностно, без учета особенностей существующей политической культуры, что позволяет некоторым исследователям говорить об «европейском эпигонстве» российской политологии на современном этапе и, в качестве альтернативного дискурса выдвигать разнообразные схемы (к примеру, многотомные исследования А. С. Ахиезера). Распространение т. н. «политических технологий», востребованных определенными слоями российской политической элиты современного времени, вносит дополнительные отрицательные тенденции, переводя политические дисциплины в некую «игру избранных», привнося в массовое сознание представление о чисто инструментальной, элитарной, прагматичной основе политической теории, лишенной этических оснований. Указанные тенденции получили значительное распространение, осуществили серьезную эволюцию общественного сознания, осуществили дискредитацию политической науки, что не могла не сказаться на уровне доверия к учебным курсам и познавательной направленности.

В предлагаемом гуманитарном курсе предполагается изучение основ политологии на основе ретроспективного анализа с привлечением широкого спектра проблем, связанных с особенностями культурных традиций отечественной истории. При этом, в культуре выделяются категории, которые составляют основу т. н. «ментальности», — доминирующие «умственные установки», которые имеют чрезвычайную устойчивость, относящиеся к пониманию публичной власти, права, собственности, общественных отношений. При этом отводится место проблеме т. н. «национальной идентичности», которая, безусловно, выходит за рамки обыденного менталитета и требует обращения к определенным проблемам истории религиозного и философского сознания. Гуманитарный курс предполагает внимание к имеющимся «запасам» представлений и постепенное наращивание пространства не только знания, но и понимания основных проблем. От обращения к известному посредством обсуждения на семинарах осуществляется поиск, прелагается, опираясь на категории культуры и понятия политологии, осмыслить возможные ответы на возникающие вопросы. При этом проблемы политологии и, отчасти, политической социологии, предлагается применять не в измерении нормативного долженствования, а при обсуждении возникающих актуальных задач.

Темы занятий

Тема 1. Традиционная политическая система Московской Руси в XV — первой четверти XV — начала XVI вв. Система властных отношений русского общества: «авторитет нравов освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение» /М. Вебер/. «Господин, государь, холоп» — система властных отношений. Особенности традиционного типа легитимности по историческим источникам. Споры о «наследии Орды» в русской общественно-политической литературе. «Царь и великий князь» — особенности отношений Московской Руси и Орды в XIV — XV вв.

Тема 2. Создание «централизованного государства»: изменение типа легитимности. «Самодержавие» как принцип суверенитета (В. О. Ключевский). Проблема «византийского наследия». Власть и собственность в централизованном государстве: государственно-корпоративная форма. Феномен «кормлений» в структуре централизованного государства. Размышления о «богоизбранности царства» — «Москва-Третий Рим». Российское государство и «зарубежный мир». «Повесть о Дракуле» как диалог-размышление о деспотической власти«. Москва и Новгород — спор о двух типах средневековых политических систем в русской общественной мысли.

Тема 3. «Первый кризис» государственной власти в России и первый опыт реформ «Избранной Рады». Системность и структурированность реформы как основа успешного проведения. Первый опыт идеологического осмысления кризиса и реформ: рождение русской публицистики. «Правда и сила» как тема общественных размышлений. «Домострой» Сильвестра — идеальная модель общества, совокупности «дворов». Традиционный тип легитимности в сочинениях Иосифа Волоцкого и Сильвестра. Государство и церковь, «святители и власть» — проблема пределов «земной власти».»Иосифлянская церковь и традиционные нормы господства.

Тема 4. Опричнина Ивана Грозного — оценка в исторической литературе. Принципы власти и система аргументов Ивана Грозного и Андрея Курбского. Бихевиористская и психоаналитические концепции власти и царь Иван Грозный. Надежны ли литературные и художественные интерпретации опричнины Ивана Грозного? Что говорит появление Ивана Грозного в идеологическом наборе советской пропаганды 40-50-х годов прошлого века?

Тема 5. «Второй кризис» государственной власти в России — начало Смутного времени. Малоизвестные страницы русской политической истории — земская реформа XVI в. земские соборы как органы сословного представительства. Место Земских соборов в типологии европейских сословно-представительных учреждений: английского парламента, французских генеральных штатоиспанских кортесов. Отзыв Ивана Грозного об английском парламенте в послании Елизавете Тюдор.

Тема 6. Смутное время как кризис легитимности. Феномен самозванцев в народном сознании. «Первая гражданская война» в России. Роль казаков в период Смутного времени. Попытки осмыслить причины Смуты: сочинения Авраамия Палицына. Избрание новой династии в 1613 году. Проблема региональных движений в эпоху Смутного времени.

Тема 7. Российская монархия в XVII веке. Новый феномен русской жизни: бюрократия. «Московская волокита». Слом земского самоуправления. Воеводы-администраторы. Особенности правовой системы России: Соборное уложение. «Закрытие элиты» России в XVII веке — наблюдения авторов исторических исследований. «Служивое сословие» XVII века по документам. Конфликт «священства и царства» в XVII в. — раскол православной церкви. Эсхатологические настроения «староверов» как новый показатель кризиса традиционной легитимности. (Послания Аввакума Петровича «духовным чадам»).

Тема 8. Эпоха петровских реформ — «третий кризис государственности». Проблема системности реформ. Культурные ориентации как средство политической борьбы. Реорганизация бюрократического аппарата и идеал «полицейского государства», провозглашенный Петром  I. Идеи государственности в эпоху Петра и механистическая «картина мира». Проблема национальной идентичности в XVII веке и в эпоху Петра: от «нового Иерусалима» патриарха Никона к «окну в Европу» Петра  I. Проблема цивилизационных циклов в Европе и соотношение их с ритмами русской истории.

Тема 9. Российская империя в XVII в.: государственная деятельность Екатерины II и ее окружения. Идеи Просвещения в России. Либерализация экономики в 60-70-х годах XVIII в. и зарождение рыночной экономики. Сословные корпорации и «крепостное рабство»: что создавало противоречия в политической системе страны? Харизматическое лидерство в России в XVIII в.: Петр I и Екатерина II. «Медный всадник» в русском культурном контексте. Восстание Пугачева и народное представление о властных отношениях.

Тема 10. Реформы Александра I и проект Сперанского. Возможно ли осуществление замыслов «либеральной бюрократии»? «Народность и национальность в русской общественной мысли первой четверти XIX века. Вяземский и Карамзин — начало либеральной и консервативной идеологии в России. Особенности политических идеологий в России. Литературные общества и офицерские собрания. Декабристы и проекты конституций. Павел Пестель и революционный этатизм.

Тема 11. Начало российского федерализма: проект Н. Муравьева. Значение конституционных проектов декабристов. Абсолютизм Николая I: русская монархия и представление о власти как атрибуте «социального целого». Российское самодержавие и «полная свобода государства» /Н. Макиавелли/. «Царство столоначальников»: российская бюрократия в эпоху Николая  I. «Проблема национального самоопределения» в сочинениях П. Чаадаева. Существует ли «цивилизационная неопределенность» русской истории: проблема «Восток-Запад» в отечественной исторической мысли. Отголоски «цивилизационной проблемы» в современной России.

Тема 12. «Четвертый кризис государственности в России» в конце 50-х годов XIX в. Эпоха «великих реформ». Новые судебные учреждения России — завоевание либеральной бюрократии. Земское самоуправление. Революционное движение 60-х, 70-х годов: от пропаганды к террору. Проблема «революции сверху» в русской публицистике ХХ века. Появление «гласности» русской печати в эпоху Александра II. Новый феномен русской политической жизни: «вольная печать» за рубежом (деятельность А. Герцена и его продолжателей).

Тема 13. Славянофилы и западники: проблема модернизации России и поиски идентичности. Начало русской политической культуры. «Модели» государства и общества в трудах славянофилов и западников. «Открытие личности» в русской литературе и формирование общественного мнения. (Пушкин и Вяземский в переписке и воспоминаниях). Проблема «имперской гордости»: Пушкин, Вяземский, Жуковский в полемике об уроках польского восстания.

Тема 14. Эпоха Александра III и оживление консервативных течений: К. Леонтьев и К. Победоносцев. Русская консервативная печать: деятельность М. Каткова. Развитие русского земства и зарождение земского либерализма. Общественные процессы в эпоху»догоняющей модернизации России. «Почвенники», «народники» и крестьянский мир.

Тема 15. Консолидация либерального движения на пороге ХХ века. Проекты конституционного переустройства страны. П. Струве и русская социал-демократия: идеи Маркса в России. Бюрократия и буржуазия в политической жизни страны. Русский ученый в политической жизни: В. И. Вернадский (по страницам дневника и автобиографических заметок).

Тема 16. «Взгляд со стороны»: развитие политической системы России и особенности русской политической культуры в работах зарубежных авторов.


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Проблема властных полномочий монарха в патримониальной монархии. (По страницам «Повести о Дракуле» дьяка Курицына и сочинений Ивана Грозного — переписки с А. Курбским и посланий царя королеве Елизавете).

2. Легитимность власти в традиционном обществе (По материалам публицистики XVII в. — «Сказания Ав. Палицина» и сочинений протопопа Аввакума).

3. Реформы эпохи Петра Великого — «за и против» (по воспоминаниям современников и выводам историков).

4. Н. Карамзин — «последний летописец» и первый представитель консервативной политической идеологии (по страницам «Записки о Древней и Новой России» и биографическим исследованиям Ю. Лотмана и Н. Эйдельмана).

5. Петр Струве и Вл. Ульянов-Ленин: два варианта модернизации России (по страницам сочинений и выступлений Струве и Ленина 1895-1907 годов).

6. Ученый в политической борьбе — Вл. Вернадский и русское либеральное движение (по страницам дневника Вл. Вернадского и по воспоминаниям современников).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аввакум Петрович. Послания, челобитные, письма // Памятники Литературы Древней Руси. /XVII в./. Кн. 1. — М., 1988.
2. С. С. Аверинцев. Западно-восточные размышления // «Запад-Восток». Сборник статей. — М., 1989.
3. Д. Н. Альшиц. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. — Л., 1988.
4. Е. Анисимов. Время петровских реформ. — Л., 1989.
5. Е. Анисимов. Стереотипы имперского мышления // Историки отвечают на вопросы. — М., 1990.
6. Э. Я. Баталов. Политическая культура: понятие и феномен // Политическая культура современного американского общества.
7. Э. Я. Баталов. «Топология политических отношений» // Полис, № 2, 1995.
8. Н. Бердяев. Судьба России. — М., 1990.
9. И. У. Будовиц. Русская публицистика XVI в. — М.-Л., 1947.
10. П. Бурдье. Социология политики. / Пер. с фран. - М., 1993.
11. М. Вебер. «Картины мира и типы рациональности», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии» // М. Вебер. Избранные произведения. Пер. с нем. — М., 1990.
12. П. А. Вяземский. Записные книжки. «Литературные памятники». — М., 1963.
13. К. С. Гаджиев. «Политическая культура: концептуальный аспект» // Полис, № 6, 1991.
14. Н. В. Гоголь. «Ревизор», «Мертвые души». // Н. В. Гоголь. Избранное. — М., 1982.
15. А. Головатенко. История России: спорные проблемы. — М., 1994.
16. Б. Гройс. Поиск национальной идентичности в России; А. Песков. Германский комплекс славянофилов // Россия и Германия. Опыт философского диалога. Центр немецкой культуры им. Гете. — М., 1993.
17. Н. Данилевский. Россия и Европа. — М., 1991.
18. «Домострой». Тексты. В. Колесов. «Домострой как памятник культуры». /«Литературные памятники»/. — М., 1994.
19. М. Дюверже, Х. Майер, П. Дайзинг. Политология, введение в политическую науку // Политология. Тексты. — М., 1993.
20. П. А. Зайончковский. Российское самодержавие в конце XIX в. /Правительственная политика 80-х — начала 90-х годов/. — М., 1970.
21. Из истории реформаторства в России. Исторические очерки. Под ред. А. А. Кара-Мурзы. — М., 1991.
22. «Избранные социально-экономические и философские произведения декабристов». Тт. 1-3. — М., 1951.
23. В. В. Ильин, А. С. Ахиезер. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности // Мир России и Россия в мире. Исследования теоретической политологии. — М., 2002.
24. В. В. Ильин, А. С. Панарин, Д. Б. Бадовский. Политическая антропология // Мир России и Россия в мире… — М., 1995.
25. И. Ильин. «Сущность государства» // Рубежи, № 2, 1992.
26. К. Д. Кавелин. «Наш умственный строй». /Статьи по философии русской истории и культуры/. - М., 1989.
27. А. Б. Каменский. Жизнь и судьба императрицы Екатерины II. — М., 1997.
28. В. К. Кантор. «Насилие как провокация цивилизационных срывов в России» // Вопросы философии, № 5, 1995.
29. Н. М. Карамзин. Записка о древней и новой России. // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. 1. — М., 1991.
30. К. Касьянова. О русском национальном характере. — М., 1994.
31. В. О. Ключевский. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. — М., 1993.
32. Ю. В Ключников. «Мораль и право: политика как этическая сфера». Из истории русской политической мысли // Полис, 1-2, 1992.
33. А. А. Корнилов. Курс истории России XIX в. М., 1993.
34. К. Леви-Стросс. Структурная антропология. Пер. с франц. — М., 1980.
35. К. Леонтьев. Восток, Россия и славянство. — М., 1996.
36. К. Леонтьев. Записки отшельника. Статьи. — М., 1992.
37. Ю. М. Лотман. «Отзвуки концепции Москва — Третий Рим в идеологии Петра I» // Ю. М. Лотман. История и типология русской культуры. — СПб., 2002.
38. М. С. Лунин. Письма из Сибири. «Литературные памятники». — М, 1987.
39. М. А. Мамонова. Запад и Восток: традиции и новации рационального мышления. — М., 1991.
40. Л. С. Мамут. Этатизм и анархизм как типы политического сознания.
41. А. Мельников. «Национальное самосознание и русская идея» // Русская идея. -Барнаул, 1992.
42. С. Мироненко. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1990.
43. С. Мироненко. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX в. - М., 1990.
44. Г. Е. Миронов. История государства Российского. /Историко-библиографические очерки XIX в./. — М., 1995.
45. Наше Отечество: опыт политической истории. Глава 1-6, т. 1. — М., 1991.
46. «Общества и общности». «Культурная регламентация» // Ю. Волков, И. Мостовая. Социология. — М., 1999.
47. Т. И. Ойзерман. «Проблема долженствования в философии Гегеля и Канта. (Политические аспекты в немецкой классической философии) // Вопросы философии, № 5, 1995.
48. Р. Пайпс. Россия при старом режиме. Пер. с англ. — М., 1993.
49. «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским». / «Литературные памятники»/. — Л. 1979.
50. Ю. Пивоваров. Две политические субкультуры пореформенной России // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. 1. — М., 1991.
51. Н. М. Пирумова. Земское либеральное движение. — М., 1977.
52. К. П. Победоносцев. «Великая ложь нашего времени». Статьи. Письма к Александру III. — М., 1993.
53. Е. Б. Рашковский, В. Г. Хорос. «Проблема Запад-Восток-Россия в философском наследии П. Чаадаева // „Запад-Восток“. Сборник статей. — М., 1989.
54. „Реформатор: русские о Петре I“ / Опыт аналитической антологии. Под ред. А. Кара-Мурзы и Л. Полякова. — М.,1994.
55. Федор Родичев. Воспоминания и очерки о русском либерализме. — М., 198?.
56. Россия между Европой и Азией: „евразийский соблазн“. Антология. — М., 1993.
57. С. С. Секиринский, В. В. Шелохаев. Либерализм в России. Очерк истории сер. XIX — нач. ХХ в. — М., 1995.
58. В. Сироткин. „Властитель слабый и лукавый“ или почему не пошла перестройка у Александра I» // Наука и жизнь, № 6, 1990.
59. «Сказание Авраамия Палицина» // Памятники литературы Древней Руси. /Конец XVI — нач. XVII вв./. — М., 1987.
60. Р. Г Скрынников. Святители и власть. — Л., 1991.
61. Р. Г. Скрынников. Трагедия Новгорода. — М.,1994.
62. Р. Г. Скрынников.» Третий Рим«: Московское государство XV-XVI вв. — СПб, 1994.
63. Страницы автобиографии. В. И. Вернадского. /Архив АН СССР/. — М., 1981.
64. Р. Такер. «Какое время показывают часы русской истории?» // Диалог, № 4, 1991.
65. Т. Тарановский. Идеологические и структурные препятствия на пути к реформе у русской автократии конца XIX в. // Россия в ХХ в. /Отделение истории РАН. Сборник статей/. — М., 1994.
66. Б. А. Успенский. «Царь и патриарх» /Харизма власти в России/. — М., 1994.
67. Л. Февр. «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» // Л. Февр. «Бои за историю». Пер. с франц. — М., 1991.
68. Г. И. Федотов. Судьба и грехи России. Сборник статей. Тт. 1-2. — М., 199 .
69. К. Г. Холодковский. Идейно-политическая дифференциация российского общества — история и современность // Полис, № 2, 1998.
70. Н. И. Цимбаев. «Российский феномен либеральной бюрократии» // Вопросы философии, № 5, 1995.
71. Н. И. Цимбаев. Славянофильство. — М., 1986.
72. П. Я. Чаадаев. Полное собрание сочинений. — М.,1991.
73. С. Чибиряев. «Великий русский реформатор: М. Сперанский. Жизнь, деятельность, политические взгляды». — М., 1990.
74. Р. П. Шпакова. «Российское реформаторство глазами М. Вебера // Полис, № 9, 1995.
75. Н. Эйдельман. Революция „сверху“ в России. Исторические очерки. — М., 1989.
76. И. Яковенко. Власть в русской традиционной культуре: опыт культурологического анализа // Рубежи, № 8, 1996.


Темы рефератов

1. Тип легитимности власти в XV-XVI вв.
2. Власть и собственность в России в XVI в.
3. Зарождение русской политической публицистики: „Сочинения Ивана Пересветова“.
4. Диалог о тирании: „Повесть о Дракуле“ как памятник русской политической мысли.
5. Символы, ценности и образцы поведения в средневековой русской политической культуре.
6. „Домострой Сильвестра как модель общества.
7. Годунов и самозванцы: кризис легитимности власти в начале XVII в.
8. Размышления о власти и обществе в памятниках культуры Смутного времени /“Сказание Авраамия Палицына»/.
9. «Священство и царство»: царь и патриарх Никон — причины политического конфликта.
10. Русские старообрядцы и формирование особой политической культуры. /По сочинениям протопопа Аввакума/.
11. «Регулярное государство» Петра I в современных исторических работах.
12. Власть и сословия, экономика и политика в эпоху правления Екатерины II.
13. Осуществление принципа разделения властей в проекте Сперанского.
14. Н. Муравьев: проект конституции России: начало российского федерализма.
15. Имперское государство в планах П. Пестеля.
16. Н. В. Гоголь о русской бюрократии в эпоху Николая  I.
17. П. Я. Чаадаев и концепция развития России.
18. «Манифест свободы»: политические письма М. Лунина из Сибири.
19. Политические взгляды русских славянофилов.
20. Отражение либеральной идеологии в творчестве К. Кавелина.
21. Две субкультуры в политической жизни России пореформенной эпохи.
22. Особенности модернизации в России в последней четверти XIX в.
23. Идеи политического консерватизма в статьях и письмах К. Победоносцева.
24. П. Струве — путь от марксизма к либерализму.
25. Идеи и планы российского конституционного движения в конце XIX в.

Контрольные вопросы

1. Как  В. О. Ключевский определял особенности вассальной зависимости русских земель в XIV-XV вв.?
2. Почему господство, имеющее легитимный характер, в Московской Руси имело патримониальные признаки?
3. Почему в работах В. О. Ключевского сделан акцент на положительное значение понятия «самодержавие в конце XV в.»?
4. «Двор и Дворец» — как возник аппарат государственного управления?
5. Почему пала Новгородская феодальная республика?
6. Какие признаки тирании показал автор «Повести о Дракуле»?
7. Как определял идеальный тип монарха Иван Пересветов?
8. Можно ли назвать реформы «Избранной Рады» последовательными и системными?
9. Было ли местное самоуправление в России XVI в.?
10. Интересы каких социальных групп России выражали Земские соборы?
11. Как определял принцип самодержавного правления Иван Грозный?
12. Можно ли назвать последовательными политические рекомендации Андрея Курбского?
13. Какие идеи Аристотеля присутствуют в главах истории Н. Карамзина, посвященных Ивану Грозному?
14. Какой тип политического господства преобладал в России в эпоху Ивана Грозного?
15. Как определял Дж. Флетчер политическую систему России второй половины XVI в.?
16. Какие ценностные компоненты политических ориентаций проявились во время выбора новой династии /Бориса Годунова/?
17. Почему период Смутного времени был обусловлен глубоким кризисом легитимности власти?
18. Какой вывод был сделан современниками из событий Смутного времени?
19. Какие особенности правового устройства России отражены в Соборном уложении 1649 г.?
20. Какие особенности налоговой и финансовой политики привели к массовым городским восстаниям XVII в.?
21. Как был решен конфликт между «священством и царством» в XVII в.?
22. Что понимали в XVII в. под словом «московская волокита»?
23. Какие особенности правовой культуры и правосознания отражены в сатирических повестях XVII в.?
24. Почему поэт М. Волошин называл Петра I «первый большевик»?
25. Какие черты рационалистического мышления наглядно проявлялись в государственной реформе Петра I?
26. Как были устроены органы государственного надзора в эпоху Петра I?
27. Церковь в системе государственного управления: усиление государства или уничтожение авторитета церкви?
28. Абсолютизм и империя: что говорят историки о расширении границ в XVIII в.?
29. Как была устроена система политического сыска в XVIII в.?
30. «Верховники» и проекты олигархического правления: почему провалился верхушечный переворот?
31. «Уложенная комиссия» и «Наказ» Екатерины II: почему не удался опыт представительного собрания всех сословий?
32. Губернская реформа: местное управление и судопроизводство после 1775 года: торжество бюрократии или восстановление выборного самоуправления?
33. Могли ли осуществиться идеалы «народной власти» Пугачева?
34. Как  М. Сперанский предполагал осуществить переход к правовому государству?
35. «Записка о Древней и Новой России» Карамзина: обращение к консервативной политической идеологии в историческом исследовании.
36. Что говорил П. Вяземский о необходимости гласности и общественного мнения в России?
37. Как определяли механизм государственной власти Н. Муравьев и П. Петель?
38. Какое влияние оказала Декларация Независимости США и Американская Конституция на проект переустройства страны, предложенный Муравьевым?
39. Почему часто говорят о «власти столоначальников» в период правления Николая I ?
40. Почему правительство Николая I воздвигало «умственные плотины»?
41. Какое различие существовало между теорией «официальной народности» и политической концепции славянофилов?
42. Почему не оправдались предсказания славянофилов об «исключительной миссии» России?
43. Как определял П. Чаадаев специфические черты русского национального характера?
44. Что значило «Россия — целый особый мир» в теме, предложенной Чаадаевым?
45. Как либеральная идеология отражена в работах К. Кавелина?
46. Либеральная бюрократия в годы реформ и становление бессословного независимого, гласного суда; появилась ли в России судебная власть?
47. «Дело Веры Засулич» — поворот в общественном мнении?
48. «Русский террор» — как революционные народники боролись с властью.
49. Конституционные проекты 60-х, конца 70-х годов: миф или реальность.
50. Как укрепилась русская консервативная идея — какие аргументы представил К. Победоносцев Александру III?
51. Как определял особенности «русского мира» Данилевский?
52. Земства — почему органы местного самоуправления стали прообразом политической партии?
53. В. И. Вернадский — как молодой ученый осознал необходимость участия в политической жизни страны?
54. Какие отличительные признаки гражданского общества наблюдались в России на рубеже ХХ века?

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика