Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Власть, ученые и предприниматели: проблемы взаимодействия

Лачаева Марина Юрьевна, профессор


1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины - проблемное изучение национального социально-политического, социально-экономического, интеллектуально-научного, общественно-культурного и интеллектуально-педагогического пространства России XIX-XX вв. в контексте выявления форм взаимодействия представителей властных структур, науки и предпринимательства в определении перспективных направлений и приоритетов социально-экономического, социокультурного и интеллектуально-педагогического развития страны.
Задачи дисциплины:
- Ознакомление студентов с возможностями и результатами личных усилий интеллектуальной элиты, представители которой действовали во властных структурах и науке (высших учебных заведениях, научных обществах и других формах научного и общественного объединения), а также предпринимателей - организаторов ведущих отраслей производства России с учетом своеобразия их мыслительных структур и понятийных систем, присущим конкретным людям определенной эпохи.
- Выявление и выделение круга персоналий, которые манифестировали новое профессиональное сознание и новый образ меняющейся в условиях модернизации России, аккуму-лировали в своих концепциях опыт пути исканий отечественной и зарубежной мыслью адекватных и убедительных подходов к пониманию исторического развития страны и ее места в мировом сообществе.
- Изучение культуры мышления и психологии государственных, общественных, научных, культурных, промышленных и торговых деятелей прошлого на основании анализа письменных и материальных источников.
- Развитие способностей читать и использовать научную литературу.
- Привитие знаний и умений грамотно использовать профессиональную лексику.
- Совершенствование умений на научной основе организовать свой труд, овладеть методами сбора, хранения и обработки информации, знать и использовать достижения информатики в области экономической истории.
- Активизировать знания в области библиографии, способности и умения применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;
- Углубить знания в сфере профессиональной специализации; овладеть современной методологией и методикой.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен:
знать: (в соответствии с задачами дисциплины в области теории)
- термины и понятия, составляющих категориальную основу представлений представителей власти, ученых и предпринимателей в их размышлениях о судьбах России;
- актуальные направления дискуссий в науке о роли субъективного фактора в истории и оценке конкретных государственных и общественных деятелей, общественной деятельности ученых и предпринимателей, проблемы уровня капиталистического развития;
- важнейшие произведения, вышедшие из-под пера государственных и общественных деятелей, ученых и предпринимателей об исторических судьбах России и ее будущем;
- углубить и актуализировать полученные ранее знания, соотнести собственные размышления с научными представлениями о социально-экономическом и социокультурном развитии России в XIX - начале ХХ вв.

уметь: (в соответствии с задачами дисциплины в области применения теоретических знаний);
- использовать термины и понятия, составляющих категориальную основу воззрений представителей власти, ученых и предпринимателей в их размышлениях о судьбах России как базу для ведения диалога;
- раскрыть содержание ключевых понятий и концептуальных подходов, на которых базируется изучение взглядов представителей власти, ученых и предпринимателей,
- формулировать важнейшие проблемы, поднимавшиеся представителями власти, учеными и предпринимателями и разъяснить их содержание, а также характеризовать философские и профессиональные основы, предлагаемых ими концепций.
- выделять концептуальный аппарат профессиональной и корпоративной группы, сословия, эпохи, включающий как унаследованные представления, так и видоизменяющиеся, де-вальвируемые, или, наоборот, приобретающие особую значимость;
- характеризовать традиционно господствующие и новые модели общественного поведения, социальных контактов, общения;
- выявлять уровень развития и направленность действия механизма психологической сплоченности общества и его отдельных групп;
- иметь представление об основных принципах и проблемах биографических исследований.
- различать базисные моделей мировосприятия и основные факторы, оказывающие на них влияние,
- понимать природу нравственных приоритетов человека и общества и выявлять их роль в конкретных событиях и процессах,

владеть: (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков).
- приемами анализа проблем национального самосознания и форм его проявления у представителей субкультур (властной, научной и предпринимательской), подходы к которым отразила отечественная и зарубежная историография;
- источниковедческими методами анализа источников в контексте необходимых историко-психологических измерений личности, социальной и профессиональной группы;
- навыком речевых характеристик явлений и процессов взаимодействия представителей властных структур, науки и предпринимательства в определении перспективных направлений и приоритетов социально-экономического, социокультурного и интеллектуально-педагогического развития страны;
- методиками и подходами в изучении механизмов передачи исторической памяти и анализом историко-психологических практик восприятия, а также природы исторических репутаций представителей властных структур, науки и предпринимательства.


3. Содержание дисциплины
3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

Раздел 1. Проблема наращивания модернизационного потенциала России и создания благоприятных инновационно-цивилизационных условий работы ученых и предпринимателей. Роль субъективного фактора в историческом прогрессе страны.
Лекции:
1. Система отношений власти, ученых и предпринимателей и потенциал развития страны.
(теоретические и методологические проблемы)
2. Исторические условия и возможности социально-экономического и социально-политического взаимодействия ученых, предпринимателей и высшей бюрократии. Отечественный исторический опыт. Мотивация и сфера реальных дел.

Раздел 2.
Компенсаторные механизмы развития России в XIX веке. Их формы и носители.

Лекции:
3. Вопрос о "человекомерности" и характере социально-экономической трансформации России.
Состояние властной, научной и предпринимательской субкультур и их модернизационный потенциал в периоды реформационных преобразований.
4. Кризисные ситуации в истории России (экономические кризисы, войны, революции) и судьбы вектора "взаимодействия" трех энергетически активных сил модернизационного процесса (бюрократии, ученых и предпринимателей).
Дополнительный материал:
1. Власть, ученые и предприниматели в экстремальных условиях. Модели поведения.

Раздел 3. Опыт нахождения решений, основанных на взаимопонимании существенных черт социально-экономических процессов и реализация совместных проектов учеными и предпринимателями при поддержке представителей государственной власти.
Лекции:
5. Концептуальные представления и сфера реальных дел.
Проблема коллективных устремлений, идеалов, надежд и заблуждений. Понимание "лучшего" для России.
6. Российское законодательство (конца XVIII - начала ХХ вв.) о формах, возможностях и границах социального взаимодействия.
7. Современное российское законодательство об общественных организациях.

Раздел 4. Источники и проблемная историография.
Лекции:
8. Источниковая база про-блемы взаимодействия бюрократии, ученых и власти в решении задач социально-экономического развития России.
9. Проблемная историография взаимодействия бюрократии, ученых и власти в решении задач социально-экономического развития России.
Классическая школа, историческая школа, школа научного социализма, школа социальных политиков, школа экономистов-методологов.
Дополнительный материал:
3. Русская фабрика как общественно-социальное и культурно-историческое явление. Отношение общества к производственной традиции. Проблема соот-ношения ручного и машинного производства.

Раздел 5. Власть и ее представители.
Лекции:
10. Политика власти в отношении социально-экономического развития России. Ее важнейшие эта-пы. Власть и ученые. Власть и предприниматели.
11. Представители императорского Дома Романовых и представители ученого и предпринимательского мира России: формы контактов и личные отношения. Императорские общества России как реальная возможность ведения диалога. "Экономиче-ские обеды" и роль В.П. Безобразова.
12. Традиционные бюрократы и ученые (В.А. Милютин, Н.Х. Бунге, Кауфман и др.), а также ученые-предприниматели во власти. Проблемы взаимодействия бюрократии, ученых и власти в решении задач социально-экономического развития России.
13. Общественно-политические и социально-экономические взгляды С.Ю. Витте.
Дополнительный материал:
4. Николай Семенович Мордвинов (1754-1845): его теоретический и практический вклад в социально-экономическое развитие России.
5. Экономические взгляды М.М. Сперанского (1772-1839)
6. А.И. Бутовский (1814-1890) о политэкономии как о нравственной науке.

Раздел 6. Ученые, активно участвовавшие в социально-экономической жизни страны.
Лекция:
14. Ученые-экономисты: И.К. Бабст, И.В. Вернадский, А.И. Чупров, И.И. Янжул, И.Х. Озеров, С.Н. Булгаков, Н.А. Каблуков, А.А. Исаев, Д.И. Пихно, Н.А. Карышев, А.Н. Миклашевский, М.И. Туган-Барановский, А.Д. Билимович и их участие в социально-экономической и общественной жизни России.
Дополнительный материал:
7. "Физиология и морфология хозяйства" Э.Р. Вердена (1835-1891) и его вклад в теорию рынка и обмена.
8-9. Русские ученые - кооператоры. (А.И. Чупров, И.И. Янжул, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Каблуков)
10. Русские ученые - идеологи артели (А.А. Исаев).
11. Ученые-экономисты - оппозиционеры государственной власти. Влияние оппозиционности на систему социально-экономических воззрений и трактовку воззрений представителей власти (П.Б. Струве)

Раздел 7. Предприниматели, ориентированные на инновационные процессы в экономике и модернизацию российской действительности.
Лекция:
15. Т.В. Прохоров, В.А. Кокорев, А.А. Ауэрбах, П.Н. Горлов, И.Г. Иловайский, Х.С. Леденцов, А.И. Коновалов и др. предприниматели в поисках путей модернизации промышленности.
Дополнительный материал:
12. И.Х. Озеров - ученый-предприниматель и ученый-кооператор. Гражданская и научная система ценностей.

Раздел 8. Всероссийские хозяйственные выставки как возможность консенсуса и демонстрационная форма достижений народного хозяйства страны.
Лекция:
16. История Всероссийских хозяйственных выставок. Периодизация. Характеристика основных этапов развития явления.
Вклад России в мировое хозяйственное выставочное движение. Участие России во всемирных выставках.
Дополнительный материал:
13-14. Материалы (статистические, аналитические, экспертные, иллюстративные и др.) Всероссийских хозяйственных выставок как источник по истории социально-экономического развития России XIX-XX вв.

Раздел 9. Всероссийское выставочное народнохозяйственное движение в России. Основные этапы его развития.
Лекция:
17. Участники выставочного народнохозяйственного движения в России: их социальная, региональная, про-фессиональная характеристика. Формы представительства.
Дополнительный материал:
15. Проблема авторского права в России.

Раздел 10. Всероссийский рынок и народнохозяйственное выставочное движение.
Лекция:
18. Система награждений экспонентов Всероссийских хозяйственных выставок. Право изображения государственного герба и роль на всероссийском рынке. Выставки и приуроченные к ним торгово-промышленные съезды и их роль в развитии национального рынка.
Дополнительный материал:
16. Г. Брокар. Его теория рынка и практиче-ские успехи в реализации фабричной продукции.
17. Реклама на русском рынке, ее формы и вос-приятие потребителями.
Граверы и художники. Авторские рекламы. Механизмы защиты ценных бумаг.
18. Фондовый рынок.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
Бабст И.К. Избранные труды. - М., 1999.
Безобразов В.П. Избранные труды. - М., 2001.
Власть и наука, ученые и власть 1880-е - начало 1920-х гг. Материалы международного научного коллоквиума - СПб., 2003.
Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX - начало XX века / Отв. редакторы Б. Пиетров-Эннкер, Г.Н. Ульянова. - М., 2007.
Ильин, В.В. Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. - М.: Изд-во МГУ, 1997.
Индустриализация и общество. Социальные последствия индустриализации в Европе в XIX-XX веках / Отв. ред. Матвеев Г.Ф. - М., 2004.
История предпринимательства в России. В 2-х томах. - М., 2000.
Китаев В.А. От фронды к охранительству. - М., 1972.
Кокорев В.А.. Экономические провалы. По воспоминаниям с 1837 г. - М., 2005.
Лаверычев В.Я. Самодержавие и крупная буржуазия после 1861 г. // Социально-экономическое развитие России. - М., 1986.
Менделеев Д.И. Заветные мысли. Полное издание (впервые после 1905 г.). - М., 1995.
Менделеев Д.И. С думой о благе российском. Избранные экономические произведения. - Новосибирск, 1991.
Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). - М., 1994.
Наумова Г.Р. Русская фабрика (Проблемы источниковедения). - М., 1998.
Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX в. - М., 1997.
Русские экономисты (XIX-XX века): Выпуск первый. Ред.-составители Л.А. Зубченко, Л.И. Зайцева. - М., 1997.
Степанов В.Л. Н.Х. Бунге: судьба реформатора. - М., 1998.
Туган-Барановский М.И. Избранное: Русская фабрика в прошлом и настоящем: История развития русской фабрики в XIX в. - М., 1997.
Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в. - Л., 1981.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Аксенова Г.В. Русский стиль. - М., 2009.
Беспалова Ю.М. Ценностные ориентации предпринимательства России: (На материале западно-сибирского предпринимательства второй половины XIX - начала XX вв.). - СПб., 1999.
Берлин П.А. Русская буржуазия в старое и новое время. - Л-М., 1925.
Бурышкин Н.А. Москва купеческая. - М., 1991.
Гавлин М.Л. Меценатство в России (научно-аналитический обзор). - М., 1994.
Генкин Л.Б. "Общественно-политическая программа русской буржуазии в годы первой революционной ситуации (1859-1861 гг.). (По материалам журнала "Вестника промышленно-сти") // Проблема социально-экономической истории России. - М., 1971.
Дельвиг А.И. Полвека русской жизни. Воспоминания А.И. Дельвига. 1820-1870. В 2-х тт. - М-Л., 1930.
Жилинкова И.Н. Была ли теория "малого предпринимательства" в экономической науке России середины XIX в.? // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения: Ежегодник. Вып. 4. - М., 2002.
"Индустриализация в России". Информационный бюллетень межвузовского семинара. - М., 1995-2005.
Исторические персоналии: мотивировка и мотивация поступков: Материалы Всероссийской научной конференции 16-17 декабря 2002 г. - С.-П., 2002.,
Козлов С.А. Аграрные традиции и новации в дореволюционной России (центрально-нечерноземные губернии). - М., 2002.
Куйбышева К.С. Крупная московская буржуазия в период революционной ситуации в 1859-1861 гг. // Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. Т. 4. - М., 1965.
Купечество в России XV - первой половины XIX веков. - М., 1997.
Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России. 1861-1900. - М., 1974 г.
Лаверычев В.Я., Кокорев В.А., Морозов С.Т., Рябушинский П.П.: Взгляды и общественно-политическая деятельность // Буржуазия и рабочие России во второй половине XIX - начале XX века. - Иваново, 1994.
Лачаева М.Ю. Крестьянские истоки воззрений профессора-предпринимателя, финансиста Ивана Христофоровича Озерова // Проблемы российской истории. Вып. 1. - Магнитогорск, 2002.
Лачаева М.Ю. "Синдром узнаваемости и проблемы познания известной личности" // Менталитет и культура предпринимателей России XVII-XIX вв. - М., 1996.
Лачаева М.Ю. Приглашается вся Россия… Всероссийские промышленные выставки (XIX - начало ХХ в.): Петербург, Москва, провинция. - М., 1997.
Нилова О.Е. Московское купечество конца XVIII - первой четверти XIX в. социальные аспекты мировосприятия и самосознания. - М., 2002.
Семенова. А.В. Национально-православные традиции в менталитете купечества в период становления русского предпринимательства // Купечество России XV - середина XIX в. - М.,1997.
Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 3. - М., 2004.
Соловьева А.М. Промышленная революция в России. - М., 1992.
Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 1850-х до начала 1880-х гг. XIX. - Л., 1959.
Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. - Л., 1991.
Экономическая история. Предпринимательство и предприниматели. - М., 1999.


5. Итоговый контроль
Формы контроля: дифф. зачет.

Примерный перечень вопросов к зачету:
1. Роль субъективного фактора в укреплении модернизационного потенциала России и соз-дании благоприятных инновационно-цивилизационных условий для работы ученых и предпринимателей.
2. Компенсаторные механизмы развития России в XIX-ХХ веках.
3. Внутренняя экономическая политика государства и экономические представления императора.
4. Экономические представления бюрократов - социальных реформаторов (по выбору студента).
5. Экономические труды предпринимателей.
6. Роль Д.И. Менделеева в экономическом развитии России.
7. В.П. Безобразов - автор трехтомной "Истории народного хозяйства России", его взгляды и практическая деятельность.
8. Торгово-промышленные съезды на Всероссийских хозяйственных выставках.
9. Освещение проблемы взаимодействия бюрократии, ученых и власти в решении задач социально-экономического развития России в литературе.
10. Русская фабрика как общественно-социальное и культурно-историческое явление.
11. Усилия власти, ученых и предпринимателей по сохранению кустарной промышленности России как уникального культурного, социально-экономического феномена и многовековой производственной национальной традиции.
12. Исторический опыт взаимопонимания природы и характера социально-экономических процессов учеными и предпринимателями и попытки реализации ими совместных проектов при поддержке представителей государственной власти.
13. Проблема "социального идеала" и поиски путей его воплощения отечественными государственными деятелями, учеными и предпринимателями.
14. Характеристика представлений о социально-экономическом развитии страны конкретного государственного деятеля, ученого или предпринимателя (по выбору студента).
15. Тимофей Васильевич Прохоров - создатель первой фабричной школы в Европе (1815).
16. Письма Д.И. Менделеева Николаю II .
17. C.Ю. Витте о "непреложных законах" государственного управления и специфике самоуправления в России.
18. С.Ю. Витте о национальной экономике и ее защите.
19. Сотрудничество профессора И.К. Бабста и предпринимателя В.А. Кокорева.
20. Ученый и министр финансов Н.Х. Бунге.
21. И.Х. Озеров - член Госсовета, профессор, предприниматель, кооператор.
22. И.В. Вернадский в поисках общества "народного благосостояния".
23. "Фактор древности" экономиста и ведущего "Экономических обедов" В.П. Безобразова. Его труды.
24. "Гармоническое хозяйство" М.И. Туган-Барановского.
25. Организация Всероссийских народнохозяйственных выставок как составляющая внутренней социально-экономической политики власти.
26. Роль участия императоров во всероссийских "смотрах" народного хозяйства (Всероссийских хозяйственных выставках).
27. Разновидности народнохозяйственных выставок в России.
28. Научно-промышленные региональные выставки.
29. Ученые во власти и их роль в социально-экономическом развитии России.
30. Научные императорские общества как школа общения представителей бюрократии и нау-ки.
31. Первые венчурные фонды и организации в России.
32. Моряк Михаил Ильич Кази - уважение власти, ученых и предпринимателей.
33. Ученый Модест Яковлевич Киттары. Сотрудничество с властью и предпринимателями.
34. Владимир Иванович Ковалевский и его роль в развитии отечественной промышленности.
35. Технологические изменения в отечественной промышленности в условиях развернувшейся с середины 1880-х гг. индустриализации - до 1914 г.
36. Научно-техническая революция в России.
37. Народнохозяйственные выставки: праздник труда и общения.
38. Судьбы социальных реформаторов в России (на конкретном примере).


III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная подготовка студентов предполагает ознакомления с работами (одной или более) авторов, характеризующих проблемы, связанные с проявлением гражданской идентичности государственных деятелей, ученых и предпринимателей в социально-экономической сфере, а также анализа источника или нескольких источников, освещающих воззрения конкретного представителя названных субкультур по выбору.
Примерные темы коллоквиума:
" Мировосприятие и самосознание интеллектуальных представителей бюрократии, науки и предпринимательства в XIX-XX вв. и их эволюция.
" Научно-технический и организационно-производственный "порог восприятия" в России и усилия по его преодолению.

Задания и вопросы для самостоятельной работы
1. Предложите возможные формы сотрудничества представителей властных структур, науки и бизнеса в социально-экономической сфере.
2. Какими могут быть с Вашей точки зрения основания для такого сотрудничества?
3. Возможен ли конструктивный диалог власти, науки и предпринимателей и какие для этого требуются условия?
4. Сравните взгляды В.А. Кокорева и И.К. Бабста на проблемы реформирования России.
5. Возможно ли сравнение мироощущения и самосознания предпринимателей дореволюционной и современной России? Насколько может быть корректно такое сравнение?
6. Объясните причины неприятия С.Ю. Витте воззрений английской школы классической политэкономии.
7. Почему кумиром С.Ю. Витте был немецкий предприниматель и ученый Ф. Лист?
8. Почему нельзя понять систему взглядов профессора и предпринимателя, члена Государственного совета И.Х. Озерова без учета его крестьянского происхождения и убеждения в справедливости кооперативного социально-экономического идеала развития России?
9. Покажите возможности и пределы усилий самых талантливых государственных реформаторов на примере судьбы одного из них.
10. К какому времени прошел век хозяина фабрики, и почему началось акционирование производства?
11. Покажите различия в социально-экономических моделях: а) сторонников развития крупного промышленного производства и его последующего доминирования в экономике страны и б) кооператоров.
12. В чем Вы видите причины несогласия сторонника промышленного развития России И.Х. Озерова с позицией министра финансов С.Ю. Витте?
13. Почему у Д.И. Менделеева не было времени для сообщения об открытом им периодическом законе, которое было сделано его помощником, какие тогда задачи он считал для себя более важными?

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика