Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Генетические коды цивилизаций

Кульпин-Губайдуллин Эдуард Сальманович, доктор философских наук, профессор

Дистанционный гуманитарный курс по выбору

Дистанционное обучение через современные средства коммуникаций – e-mail (частичное дополнение - sms, Skype) подразумевает:

– постоянный обмен информацией, неограниченный по времени, но автоматически фиксируемый по времени и объему,

– заданиями – предоставлением преподавателем литературы в электронном виде,

– проверкой хода их исполнения – обмен информацией в письменном виде,

– промежуточными итогами - рефератами и

– конечным итогом - написанием курсовой работы.

E-mail для связи: ekulpin@mail.ru

АННОТАЦИЯ КУРСА

Поиск культурных «кодов», «культурных ядер», «генов» цивилизаций является одним из самых актуальных в современной гуманитарной науке. До сих пор закономерности жизни общества искались в самом обществе. Взгляд «изнутри» позволяет увидеть многое, но не все. Он может быть дополнен взглядом «извне». Общество является частью биосферы Земли – системы общества и природы. При взаимодействии природы и общества в основном хозяйственном процессе находят свое отражение закономерности обоих подсистем. Технологии основного хозяйственного процесса являются своеобразным зеркалом общества, позволяющим увидеть систему основных ценностей – «генетический код» цивилизации. Поиск «кодов» ведется на стыке гуманитарных и естественных наук в новом научном направлении – социоестественной истории, где генетические коды цивилизаций ассоциируются с целостными системами основных ценностей цивилизаций. Как показали многолетние исследования в данном направлении каждая цивилизация прошла исторический процесс поиска своей идентичности – формировании основных ценностей в общественном бессознательном. Формирование систем в истории дальневосточной, западно-европейской и российской цивилизации происходило в эпоху социально-экологического кризиса – кризиса одновременно природы и общества. В это время утверждались основные ценности общества, корреспондируемые со всем ходом исторического процесса и основными хозяйственными технологиями – областями взаимодействия общества и природы.

Основание курса. Курс основан на результатах 30-летних личных исследований автора, а также возглавляемых им в последние 15 лет неформальных научных коллективов, объединенных в Научном совете по проблемам социоестественной истории (автор – Председатель совета), двух научно-исследовательских проектов РФФИ № 93-06-10250 (1993-1995) «Генезис кризисов природы и общества в России», № 02-06-80184а (2002-2004) «Экспериментальное и теоретическое моделирование процессов социально-экологических кризисов в истории России», выполненных под руководством автора, а также результаты личных исследований по двум проектам РГНФ №97-06-60-80200 (1997-1999) «Современная экологическая ситуация и ее истоки: социально-культурные и этнические аспекты развития экологического знания и сознания на примере России XV–XX вв.», № 00-03-00229а (2000-2002) «Природный фактор российской ментальности». Курс также опирается на конкретные результаты исследований ученых, работающих в различных научных учреждениях, обсужденных на 20-ти международных конференциях «Человек и природа. Проблемы социоестественной истории» (автор – организатор конференции), опубликованных в научно-методической серии «Социоестественная история» (34 книги) и статьи журнале «История и современность» (автор – главный редактор обоих изданий).

Литература для изучения – статьи из ведущих журналов списка ВАК и разделы специализированных монографий.

Цель и задачи курса. Целью разработки является ознакомление студентов с новейшими исследованиями, адаптированными для студентов в соответствии с традициями российской исторической школы. Если в курсовой работе будут содержаться новые идеи в виде научно обоснованной постановки проблемы, его автору гарантируется выступление с докладом на международной конференции и публикации статьи в научном журнале.

Структура курса. Курс состоит из двух частей. В основу структуры спецкурса положен хронологический и тематически-проблемный принципы. Содержание курса разбито на 4 темы.

Содержание курса

Введение

Поиск генетических кодов цивилизаций.

Наука находится в состоянии поиска общепризнанной теории, позволяющей систематизировать элементы или признаки, выносимые в качестве характеристик культурного ядра, теоретической модели, описывающей природу элементов ядра, структуру этой сущности. Для дальнейшего изучения необходимо знать состояние данного поиска.

Литература

Кульпин Э.С. Через призму СЕИ (0,7 а.л.). - Кульпин Э.С. Восток. Человек и природа на Дальнем Востоке (курс лекций). М.: Московский лицей, 1998. – 272 с. С. 11-22.

Кульпин Э.С. Цивилизационный «гордиев узел» России. - Философские науки, 2010, № 3, С. 42-55. (1 а.л.)

Ионов И.Н. Введение. Параграфы 1.1, 1.2., 1.3, 4,3. ( 10 п.л.). - Ионов И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.- 449 с.

Часть 1. Понятия и их взаимосвязи

Тема 1. Связь бессознательного и сознания

Понятие коллективного бессознательного К.Г. Юнга и общественного бессознательного в социоестественной истории. ДНК и РНК. М. Вебер и рационализация бессознательного.

Как констатировал автор теории коллективного бессознательного К.Г. Юнг, «вторая психическая система», существуя одновременно и параллельно с нашим сознанием, имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную для всех индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, но наследуется». Оно превосходит сознание в пространстве и времени и в оперативной мощи – способности перерабатывать поступающую извне информацию. Коллективное бессознательное позволяет людям общаться напрямую, минуя сознание. Если сделать формальный вывод из рассуждений Юнга, то надо констатировать, что бессознательное принципиально непознаваемо, если не найти зеркало, в котором явственно отражаются общественные установки. Таким зеркалом можем быть природа, преобразованная человеком.

Литература

Карл Густав Юнг (9 п.л.).  – Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмуэлс, В. Одайник, Дж. Хэббэк. Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. – М.: Мартис, 1997.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. Пер. и ред. В.В.Зелинского. С-Пб. МЦИК и Т «Кентавр», Институт Личности ИПЧ «Палантир». 1994 132 с. (8 п.л.)

Капра Фритьоф. Скрытые связи / перев. с анг. – М.: ООО Издательский дом «София», 2004. – 336 с. С.55-92. (2 п.л.)

История Китая по Максу Веберу (1 а.л.). - Кульпин Э.С. Восток. Человек и природа на Дальнем Востоке (курс лекций). М.: Московский лицей, 1998. – 272 с. С.219-233.

Кульпин Э.С. Об опыте использования идеи коллективного бессознательного К.Г.Юнга в анализе основных хозяйственных технологий доиндустриального периода. – Проблемы исторического познания. Сб. ИВИ РАН. Приято к печати. 0,6 а.л.

Кульпин Э.С. Что можно принять за ДНК цивилизации? - Природа и общества в глобализирующемся мире. М.: ИАЦ Энергия, 2005, с. 189-195. (0,4 а.л.)

Кульпин Э.С. Проблема ментальности в современном мире. - Природа и общества в глобализирующемся мире. М.: ИАЦ Энергия, 2005, с. 7-13. (0,4 а.л.)

Тема 2. Связь идеологии и технологии

Понятия технологии и техники. Технологии богарного земледелия на Западе и заливного рисоводства на Востоке. Консервативность высокой технологии. Взаимосвязь технологии и идеологии.

До сих пор закономерности жизни общества искались в самом обществе. Взгляд «изнутри» позволяет увидеть многое, но не все. Он может быть дополнен взглядом «изне». Общество является частью биосферы Земли - системы общества и природы, исследования которой осуществляются в новом научном направлении – социоестественная история. При взаимодействии природы и общества в основном хозяйственном процессе находят свое отражение закономерности обоих подсистем. Технологии основного хозяйственного процесса являются своеобразным зеркалом общества, позволяющим увидеть основные элементы системы основных ценностей – «генетического код» цивилизации. Остальные – по принципу целостных систем, в которой ни один элемент не может быть удален или вставлен без нарушения всей системы, могут быть выявлены анализом исторического процесса эволюции цивилизации.

Литература

Кульпин Э.С. Связь идеологии и технологии (1 а.л.). - Кульпин Э.С. Восток. Человек и природа на Дальнем Востоке (курс лекций). М.: Московский лицей, 1998. – 272 с., с. 131-148.

Кульпин Э.С. Цивилизационный «гордиев узел» России. - Философские науки, 2010, № 3, С. 42-55. (1 а.л.)

Часть 2. Системы основных ценностей Запада и Востока. Россия между Западом и Востоком

Тема 3. Системы основных ценностей дальневосточной и западно-европейской цивилизаций

«Вызов» природы и закономерности «ответа» общества. Разный «выход» древних Китая и Греции из социально-экологического кризиса и разные «формулы» социально-экологической стабильности. Условия первичного формирования систем основных ценностей Запада и Востока и дальнейшего утверждения систем в процессе эволюционного развития цивилизаций в испытаниях социально-экологических кризисов. Япония – пример общества, не прошедшего испытание социально-экологического кризиса, и коррекции системы ценностей в результате внешнего социально-экономического и социально-политического воздействия. Противостояние систем ценностей Запада и Востока в XXI веке.

Литература

Бифуркация Запад-Восток (0,8 а.л.). - Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. Введение в социоестественную историю (курс лекций). М.: Московский лицей, 1996. 200 с., с. 129-141.

«Вызов» природы и «ответ» общества (2 а.л.). - Кульпин Э.С. Восток. Человек и природа на Дальнем Востоке (курс лекций). М.: Московский лицей, 1998. – 272 с. с. 23-54.

Системы ценностей Запада и Востока (1 а.л.). - Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. Введение в социоестественную историю (курс лекций). М.: Московский лицей, 1996. 200 с., с. 142-156..

История Китая по Максу Веберу (1 а.л.). - Кульпин Э.С. Восток. Человек и природа на Дальнем Востоке (курс лекций). М.: Московский лицей, 1998. – 272 с.

Александр Мещеряков о природе, обществе и информации в Японии (1,3 а.л.). - Кульпин Э.С. Восток. Человек и природа на Дальнем Востоке (курс лекций). М.: Московский лицей, 1998. – 272 с.

Япония (1,5 а.л.).. - Кульпин Э.С. Восток. Человек и природа на Дальнем Востоке (курс лекций). М.: Московский лицей, 1998. – 272 с. с. 197-218.

Западная Европа: антропогенизация ладшафта и становление  «духа» капитализма (2 а.л.). – Кульпин Э.С. Русь между Западом и Востоком. М.: Московский лицей, 2001. с. 82-151.

Об истории и проблемах создания первых систем основных ценностей в координатах СЕИ (1 а.л.). – Кульпин Э.С. Путь России. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. с. 12-28.

Тема 4. Система основных ценностей российской цивилизации

Выбор главных ценностей: личность или государство, экстенсивное или интенсивное развитие в истории России.

Специфика процесса антропогенизации Восточной Европы в X-XIV вв. Социально-экологический кризис XVI-XVII вв. и выбор основных ценностей. Утверждение системы ценностей в эпоху Петра I, деформации и реформации в ходе дальнейшего исторического развития. Проблема выбора XXI в. – коррекция или смена системы основных ценностей?

Литература

Кульпин Э.С., Петкевич К. Восточная Европа между двумя смутами: феномен Великого княжества Литовского // Общественные науки и современность, 2004, № 2. (1 а.л.)

Кульпин Э.С., Клименко В.В., Пантин В.И, Смирнов Л.М. Эволюция российской ментальности. М.: ИАЦ-Энергия, 2005, 188 с. (8 а.л.)

Клименко В.В. Энергия, климат и историческая перспектива России (1 а.л.). - Билль о правах человека и природы. Серия «Социоестественная история». Вып. IX. М.: ИВ РАН, 1997. – 200 с., с. 47-72.

Кульпин Э.С. О принципе минимума диссипации энергии в жизни социума (2 а.л.). - Человек и природа. Проблемы социоестественной истории (Серия «Социоестественная история». Вып. 8). М.: Институт востоковедения РАН. 1996, с. 3-32.

Кульпин Э.С. Смутное время – бифуркационный момент эволюции российской цивилизации (1 а.л.). – Поиск истоков (Серия «Социоестественная история». Вып. 16). М.: Институт востоковедения РАН. 2000, с. 73-84.

Кульпин Э.С. Социально-экологический кризис XV века и становление российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1995. № 1. (1 а.л.).

Кульпин Э.С. Две смуты: опыт сравнения / Общественные науки и современность. 2003, № 5. (1 а.л.).

Кульпин Э.С. Россия и Китай: проблемы безопасности и сотрудничества в контексте борьбы за природные ресурсы/ Политические исследования, 2008, № 6  (0,75 а.л.)

Кульпин Э.С. Восточный ритм русской истории / Общественные науки и современность 2008, № 6  (1,2а.л.)

Кульпин Э.С. Альтернативы российской модернизации или реставрация Мэйдзи по-русски. Политические исследования, 2009, № 5, (0,5 а.л.).

Кульпин Э.С. Василий Докучаев как предтеча биосферно-космического историзма. – Общественные науки и современность. 2010, № 2,  (0,96 а.л.)

Литература ко всему курсу

Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М.: Дом интеллектуальной книги. 2003.

Генетические коды цивилизаций. М.: Московский лицей, 1995.

Клименко В.В. и др. Энергия, природа и климат. М., 1997

www.kulpin.ru. Раздел книги. Сборники статей серии «Социоестественная история», монографии «Восток» и «Эволюция российской ментальности».

Темы рефератов

Условия и особенности формирования западно-европейской и дальневосточной цивилизации

Система основных ценностей дальневосточной (китайской) цивилизации.

Система основных ценностей дальневосточной (японской) цивилизации.

Система основных ценностей западно-европейской цивилизации.

Становление Московского государства и ценностей, связанных с ним.

Национализации земли де-юре Иваном III, де-факто Иваном IV, де-юре и де-факто Петром I.

Утверждение ценности государства в Смутное время.

Патерналисткий и меритократический характер государства при Петре I.

Приватизации земли в эпоху Екатерины Великой и борьба за восстановление идеалов социального договора.

Великие реформы как попытка перехода на европейскую систему ценностей.

СССР - восстановление традиционной системы ценностей.

Реформы 1990-х гг. как новая попытка перехода на европейскую систему ценностей.

Дополнительная литература

Аграрная история Северо-Западной России. Вторая половина XV – начало XVI вв. Л., 1971.

Алексеев Ю.Г. Государь Всея Руси. – Новосибирск: Наука СО. 1991.

Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмуэлс, В. Одайник, Дж. Хэббэк. Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. – М.: Мартис, 1997

Антипова А.В. Миф о богатстве природных ресурсов России (сравнительный анализ эколого-ресурсного потенциала России и США) // Билль о правах человека и природы. Серия «Социоестественная история». Под ред. Кульпина Э.С. Вып. IX. М.: ИВ РАН, 1997. – 200 с., стр. 40-46.

Антипова А.В. Ландшафт и человек в современном мире. / Поиск истоков (Социоестественная история. Вып. 16). М.: Институт востоковедения РАН. 2000, с. 97- 120.

Антипова А.В. Эколого-ресурсный потенциал природный ландшафтов России / Поиск истоков. Серия «Социоестественная история». Под ред. Кульпина Э.С. Вып. XVI. М.: ИВ РАН. 2000. С. 97-120.

Афанасьев А.Л. Иван Прыжов: история пьянства и трезвости в России // Общественные науки и современность. 1997, № 3, с. 85-93.

Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М.: Дом интеллектуальной книги. 2003.

Бызов Л.Г. Социокультурная трансформация российского общества и формирование неоконсервативной идентичности // Мир России. 2002. № 1.

Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 2. М., 1990.

Вардомацкий А.П. Европейское исследование ценностей / Исследование сознания и ценностного мира советских людей в  период перестройки. М., 1990. С. 86-91.

Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.

Верт Н. История советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. – М.: Прогресс: Прогресс-Академия. 1992. – 480 с.

Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990

Витсен Н. Путешествие в Московию. 1664-1665. С-Пб. «Симпозиум», 1996.

Волконский Н. С. Условия помещичье­го хозяйства при крепостном праве. Рязань, 1898

Григорьева Е. К вопросу о взаимосвязи европейского и дальневосточного направлений во внешней политике России II половины XVII – I  четверти XVIII вв. / Природа и самоорганизация общества (Социоестественная история. Вып. 22). М.: Московский лицей. 2002, с. 210-213.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. – 376 с.

Дубов И.Г., Ослон А.А., Смирнов Л.М. Экспериментальное исследование ценностей в российском обществе. М.: Фонд "Общественное мнение", 1994.

Дегтярёв А.А. Русская деревня в XV—XVII веках. Очерки истории сельского расселения. Л. 1890,

Зайцева Л. Аграрная реформа Столыпина в документах и публикациях конца XIX - начала XX века. М., 1995.

Зубаков В.А. Итоги XX и перспективы XXI веков глазами геоэколога: ипостаси глобализации и императивы выживания // История и современность. 2006, №4.

Каримов А.Э. Роль Москвы в формировании культуры природопользования в центральной России (XVI—начало XX вв.) / История изучения использования и охраны природных ресурсов Москвы и Московского региона. М.: Янус-К, 1997,

Карпачевский Л.О. Почвенный профиль как летопись природы и общества / Природа и ментальность. Серия «Социоестественная история». Под ред. Кульпина Э.С. Вып. XXIII. М.: Московский лицей, 2003.

Капра Фритьоф. Скрытые связи / перев. с англ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2004. – 336 с.

Клименко В.В. и др. Энергия, природа и климат. М., 1997.

Клименко В.В., Климанов В.А., Сирин А.А., Слепцов А.М. Изменения климата на западе европейской части России в позднем голоцене // Доклады РАН. 2001. Т. 376. № 5. С. 679–683.

Климанов В. А., Хотинский Н.А., Благовещенская Н.В. Колебания климата за исторический период в центре Русской равнины // Изв. РАН. Сер. географическая. 1995. № 1. С. 89–96

Клименко В.В. Энергия, климат и историческая перспектива России / Билль о правах человека и природы. Серия «Социоестественная история». Под ред. Кульпина Э.С. Вып. IX. М.: ИВ РАН, 1997. – 200 с., с. 47-72.

Ключевский В.О. Соч. в 9 т, Т. 2. Курс русской истории. М. 1988

Колычева Е.И. Демографические и социальные аспекты экономического кризиса 70-90-х гг. XVI в. / Социально-демографические процессы в российской деревне (XVI – начала XX вв.). Материалы XX сессии Всесоюзного симпозиума по изучению проблем аграрной истории. Вып. 1. Таллин. 1986, с. 35-47.

Костомаров Н.И. Русские нравы. М.: «Чарли», 1995.

Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М.: ГРВЛ. 1990.

Кульпин Э.С., Машкина О.А.Китай: истоки перемен. (Образование и мировоззрение в 1980-х гг.). М.: Московский лицей. 2002. – 240 с.

Кульпин Э.С. Эволюция ментальности россиян / Природа и ментальность. Серия СЕИ. Вып. 23. М.: Московский лицей, 2003. - 288 с., с. 9-25

Кульпин Э.С., Пантин В.Ю Решающий опыт. - Серия «Социоестественная история».Вып. I. М.: Академия городской среды, Институт востоковедения РАН. 1993.

Кульпин Э.С. Путь России. (Серия «Социоестественная история».Вып. V). М. : Московский лицей. 1995.

Кульпин Э.С. Генетические коды цивилизаций / Генетические коды цивилизаций. (Социоестественная история. Вып. 4) М.: Московский лицей. 1995, с. 3-35.

Кульпин Э.С. Золотая Орда. М.: URSS. 2005,

Кульпин Э.С. Восток. Серия СЕИ. Вып. 12. М.: Московский лицей, 1999. - 272 с.,.

Кульпин Э.С. Смутное время – бифуркационный момент эволюции российской цивилизации / Поиск истоков (Социоестественная история. Вып. 16). М.: Институт востоковедения РАН. 2000, с. 73-84.

Кульпин Э.С. О социоестественных исследованиях и преподавании истории России / Природа и культура (Социоестественная история. Вып. 20). М.: Институт востоковедения РАН. 2001, с. 233-256.

Кульпин Э.С. Демографические и миграционные процессы тюрков и славян в Восточной Европе в XIV-XVII вв. / Восток 2005, № 4.

Кульпин Э.С. Социально-экологический кризис XVI-XVII вв. и его влияние на становление и развитие Российского государства / Природа и ментальность. Серия СЕИ. Вып. 23. М.: Московский лицей, 2003. - 288 с., с.251-258.

Кульпин Э.С., Пантин В.И. О преодолении средневекового социально-экологического кризиса в Восточной Европе (на примере Суздальского ополья и Кирилло-Белозерского монастыря) / Природа и ментальность. Серия СЕИ. Вып. 23. М.: Московский лицей, 2003. - 288 с., с.322-334.

Лапкин В.В.. От общины к колхозу // Социализм: противоречия системы. М., 1989.

Люри Д.И. Развитие ресурсопользования и экологические кризисы. М., 1997.

Население России за 100 лет (1987-1997). Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1998. – 222 с.

Лапин Н.И. Тяжкие годины России // Мир России. 1992. № 1.

Леса южного Подмосковья. М., 1985,

Лотман Ю. М. Беседы о русской куль­туре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XX века). СПб., 1994.

Мещеряков А.Н. Японский император и русский царь. М.: Наталис, 2004.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Тт. 1,2. ДБ (Дмитрий Булавин). СПб 1999, т. 1 с. 548.

Низовцев В.А. и др. Историко-ландшафтный анализ хозяйственного освоения Подмосковья (дореволюционный период) / История изучения использования и охраны природных ресурсов Москвы и Московского региона. М.: Янус-К, 1997

Пантин В.И. Между Западом и Востоком: некоторые особенности развития российского суперэтноса и его системы ценностей // Билль о правах человека и природы. М., 1997.

Петкевич К. Казацкое государство / Природа и самоорганизация общества (Серия Социоестественная история. Вып. 22). Москва: Московский лицей. 2002.

Петкевич К. Великое княжество Литовское // Раннее государство, его альтернативы и аналоги: сб. ст., Волгоград: Учитель, 2006.

Петров В.П. Подсечное земледелие. Киев. 1968.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М.: Наука. 1991

Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск: Русич, 2003. 480 с.

Смирнов Л.М. Стабильность и динамика структуры базовых ценностей россиян / Ментальность россиян. М.: При участии изд-ва АСТ. 1997.

Смирнов Л.М. Своеобразие базовых ценностей российского суперэтноса / Ландшафт и этнос. М., Институт Востоковедения РАН. 1999.

Смирнов Л.М. Изучение совместности выбора базовых ценностей / Природа и культура. М., Институт Востоковедения РАН. 2001.

Смирнов Л.М. Базовые ценности и "антиценности" современных россиян.// Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М.: Дом интеллектуальной книги. 2003. Стр. 16-26, 315-341Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. – Смоленск: Русич, 1998

Шапиро А.Л. Проблемы социально-экономической истории Руси XIV–XVI вв. Л. 1977

Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей (1913). Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Гнозис. 1994.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. Пер. и ред. В.В.Зелинского. СПб. МЦИК и Т «Кентавр», Институт Личности ИПЧ «Палантир». 1994 132 с.

 

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика