Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Феномен Ренессанса в истории европейской культуры

КУДРЯВЦЕВ О.Ф., доктор исторических наук, профессор

Курс лекций посвящен одной из величайших эпох в духовной жизни человечества и призван дать студентам представление об историческом своеобразии ренессансной культуры, об основных этапах ее развития. Преимущественное внимание уделяется творческой среде, в которой формировалась культура европейского Возрождения, наиболее значительным течениям гуманистической, философской, религиозной и общественно-политической мысли того времени. Рассматриваются особенности ренессансного мировоззрения, а также те изменения, которые оно потерпело в процессе эволюции от Петрарки и Боккаччо до Монтеня и Кампанеллы. Характерные для гуманистов и философов XIV-XVIIвв. общественные, этико-правовые, религиозные и иные идеи показаны на фоне главных социально-экономических тенденций и духовно-нравственных интересов эпохи.

Курс предполагает ознакомление с содержанием и конкретно-исторической обусловленностью наиболее значительных и наиболее типичных памятников ренессансной культуры — произведений писателей, поэтов, философов, богословов, социальных мыслителей, теоретиков искусства. При подготовке курса используются и привлекаются новейшие отечественные и зарубежные исследования и классические старые работы по проблемам Возрождения, а также собственные изыскания автора курса по различным аспектам социальной и художественной доктрины гуманизма.

Помимо знакомства с историей культуры конкретной эпохи — Возрождения, предлагаемый вниманию студентов курс имеет целью также пояснить им специфику исторического знания, а в более широком плане — принципов и логики исследований в области гуманитарных наук. Существенно важным представляется показать на конкретном примере — культура Возрождения — необходимость системного мышления для адекватной оценки любого явления, умения подойти к нему с сообразной, то есть от-вечающей условиям времени и места, меркой. Речь идет, поэтому, не только о повышении культурного уровня, но и значительном обогащении их исследовательского кругозора.

Тема 1. Вводная лекция
Понятие «исторической эпохи». Принципы и способы выделения исто-рических эпох, их условность. Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке. Возрождение как историко-культурная эпоха. Ее место во всемирной истории: Возрождение и средние века; Возрождение и новое время. Ренессанс как тип культуры. Связь этой культуры с одновременными ей процессами в хозяйственной, социально-политической и правовой сферах жизни. Уникальность Возрождения. Буквальный и переносный смысл термина «Возрождение».

Тема 2. Исторические предпосылки Возрождения
Тенденции общественного и хозяйственного развития Италии и Европы XIV-XV вв. Черты общественной психологии пополанских слоев итальянского города XIV-XV вв.; «новые люди», расширение хозяйственной предприимчивости и социальной мобильности. Политический строй итальянских городов XIV-XV вв. — пополанская коммуна, синьория, церковные владения. Духовные истоки гуманизма: наследие языческой культуры античности и христианской культуры средних веков. Католическая церковь в XIV-XV вв., ослабление ее влияния в связи с «авиньонским пленением» и великой схизмой; еретические и обновленческие движения среди клира.

Тема 3. Преддверие Ренессанса: идейное и культурное движение в Италии и в Европе XIII-XIV вв
Предгуманизм, поэты «нового сладостного стиля». Творчество Данте: лирика, философские и политические трактаты. «Новая жизнь», «Божественная комедия».

Периодизация Возрождения:
— раннее Возрождение (XIV — середина XVвв.),
— зрелое, или Высокое, Возрождение (последняя треть XV-первая четверть XVI вв.),
— позднее Возрождение (вторая четверть XVI — первая четверть XVII вв.).

Обоснование этой периодизации, выделение важнейших вех в развитии ренессансной культуры.

Тема 4. Италия — родина Возрождения
Начало гуманизма: Франческо Петрарка, его жизненный путь, лирическая и эпическая поэзия, моральная философия, публицистика и эпистолярное наследие. Его продолжатель Джованни Боккаччо — гуманист, автор пасторалей и психологических романов. «Декамерон» Боккаччо: готическая вертикаль восхождения души или гуманистическая энциклопедия человека? Окружение и последователи Петрарки и Боккаччо. Роман «Вилла Альберти», открытый А. Н. Веселовским. Новеллистика Франко Саккетти.

Тема 5. Гуманистическая программа Коллюччо Салютати и формирование «гражданского гуманизма»
Творчество виднейших представителей «гражданского гуманизма» в первой половине и середине XV в. - Леонардо Бруни Аретино, Маттео Пальмиери, Поджо Браччолини. Освоение этико-политической мысли Аристотеля — гуманистические переводы и комментарии. Гуманист на фоне общественной и культурной жизни города: пример Никколо Никколи. «Эпикуреизм» и творчество Лоренцо Валлы.

Тема 6. Возникновение новой школы
Педагоги Витторино да Фельтре и Гуарино да Верона, деятельность организованных ими школ; педагогическая теория Возрождения. Леон Баттиста Альберти и идеал homo universale. Гуманизм и университеты. Академии как характерная форма гуманистического сообщества, академические кружки XVв.

Тема 7. Ренессансный неоплатонизм
«Возрождение» наследия Платона и позднеантичных неоплатоников. Философия Николая Кузанского. Византийский платоник Плифон. Кардинал Виссарион. Гуманистическая философия человека в творчестве Джаноццо Манетти, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола и их продолжателей.

Тема 8. Культура Флоренции середины второй половины XV в.
Медичи: Козимо Старый, Пьеро Подагрик, Лоренцо Великолепный — правители, меценаты, деятели культуры. Кружок Иоанна Аргиропула. Платоновская академия, ее участники, ее деятельность. Студио Фиорентино и Анджело Полициано. Проповеди Савонаролы и кризис ренессанcной культуры Флоренции конца XV в.

Тема 9. Другие центры Возрождения в Италии
Неаполь, Милан, Венеция: их своеобразие. Папство и гуманизм в Риме в XVв. Гуманистическая и художественная культура Рима первых десятилетий XVIв., творчество Рафаэля и Микеланджело в Риме. Малые центры Возрождения: пример Урбино. Эстетические искания зрелого итальянского Возрождения: Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пьетро Бембо, Бальдассаре Кастильоне, Пико-младший. Феномен Леонардо да Винчи: биография, творческие искания, художественное и научное наследие.

Тема 10. Политическая и историческая мысль итальянского Возрождения
Гуманисты XV в., Никколо Макиавелли, биография, философия политики и истории, трактат «Государь». Франческо Гвиччардини — историк и политический писатель. Теория «смешанного правления» в политической публицистике XVI в.

Тема 11. Возрождение за пределами Италии
Апология абсолютизма в трактате «О государстве» Жана Бодена. Движение «нового благочестия». Итальянское влияние. Изучение древних языков. Деятельность Жака Лефевра д`Этапля и Гийома Бюде во Франции. Учреждение Коллеж де Франс в Париже.

Возрождение в Германии. Нюрнберг и другие центры Возрождения. Деятельность Иоганна Рейхлина и Муциана Руфа и пробуждение интереса к потаенным учениям — пифагорейству, герметизму, орфизму, зороастризму, каббале. Антипапская публицистика Ульриха фон Гуттена. Магия и астрология в культуре Возрождения — искания и творчество Агриппы Неттесгеймского и Теофраста Парацельса. Легенда о докторе Фаусте.

Тема 12. Возрождение за пределами Италии /продолжение/
«Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Сочинения Эразма, перевод «Нового Завета», «Похвала глупости». Английский гуманизм и «Утопия» Томаса Мора, отражение в этом произведении основной проблематики гуманистической мысли. Гуманистическое движение в странах Иберийского полуострова. Творчество Хуана Луиса Вивеса.

Тема 13. Гуманизм и религия
Концепции «мира исповеданий» в неоплатонизме и гуманизме XV-начале XVIвв. Интерес к нехристианским культам. Гуманизм и схоластика. Движение за обновление церкви: Джон Колет в Англии, Лефевр д`Этапль во Франции, Джан-Франческо Пико дела Мирандола в Италии. Гуманизм в условиях ожесточенной религиозной борьбы середины и конца XVI в. и неконфессиональная философская ересь. Социнианство.

Тема 14. Возрождение и Реформация
Деятельность и творчество Мартина Лютера. Ульрих Цвингли и религиозная борьба в Швейцарии. Жан Кальвин и кальвинистская церковь. Радикальные реформационные движения: пример анабаптистов и антитринитариев.

Контрреформация. Новые монашеские ордена. Инквизиция. Книжная цензура. Тридентский собор. Реорганизация в церковном управлении. Папство в политической борьбе и международных отношениях XVI в.

Тема 15. Ренессансный аристотелизм
Наследие Аристотеля в XV и XVI вв. Творчество Пьетро Помпонацци: вера и разум, трактат «О бессмертии души». Джироламо Кардано. Критика схоластического аристотелизма у Пьера де ла Раме. Чезаре Ванини. «Вторая схоластика». Переработка метафизики Аристотеля и богословия Фомы Аквинского в сочинениях Франсиско Суареса.

Тема 16. Развитие естествознания в XV-XVI вв.
Леон Баттиста Альберти, Паоло Тосканелли, Леонардо да Винчи. По-иски экспериментального метода. Новая картина мира. Гелиоцентрическая космология Николая Коперника. Натурфилософия Бернардино Телезио. «Философия вселенной» Франческо Патрици. Панпсихизм Джордано Бруно, учение о бесконечности вселенной, «героический энтузиазм». Мистический пантеизм и теософия Якоба Беме.

Тема 17. Литература Высокого Возрождения
Поэтика «Неистового Орландо» Альфонсо Ариосто. Франсуа Рабле: смеховая народная и высокая гуманистическая культура Возрождения. Поэзия «Плеяды». Творчество Джелли. Маньеризм в литературе и художественной культуре позднего Возрождения. Бенедетто Варки и Джорджо Вазари. Торквато Тассо — автор «Освобожденного Иерусалима», поэт и теоретик литературы. Шекспир и английская трагедия конца XVI — начала XVII вв.

Тема 18. Поздний гуманизм
Мишель Монтень, генезис его «Опытов», стиль и характер философствования. Социальные учения и утопии второй половины XVI — начала XVIIвв. «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Исход Возрождения и на-чало нового научного движения. Академия Линчеи, ее проекты, ее состав, ее деятельность. Галилео Галилей. «Великое восстановление наук» Френсиса Бэкона как манифест научного движения, принципов нового миросозерцания.

Литература
Источники
Алберти  Л. Б. Десять книг о зодчестве. Т.1-2. М.-Л.,1935.
Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1-2. М., 1969-1970.
Ариосто  А. Неистовый Роланд. Т.1-2. М.,1993.
Бруно  Д. Диалоги. М.,1953.
Валла  Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
Данте Алигьери. Божественная комедия. Любое издание.
Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Ч.1-2. Саратов, 1984-1988.
Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963.
Кампанелла  Т. Город Солнца. М., 1954.
Коперник  Н. О вращении небесных сфер. М.,1964.
Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М.,1955.
Макиавелли  Н. Избранные произведения. М., 1982.
Мор  Т. Утопия. М., 1978.
Николай Кузанский. Сочинения. Т.1-2. М.,1979-1980.
Петрарка  Ф. Автобиография. Исповедь. Сонеты. М.,1915.
Петрарка  Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982.
Помпонацци  П. Трактаты о бессмертии души. О причинах естественных явлений или о чародействе. М.,1990.
Сочинения итальянских гуманистов (XV век). М.,1986.
Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996.
Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1960.
Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.,1986.
Эстетика Ренессанса. Т.1-2. М.,1981.
Agrippa ab Nettesheim H. C. De occulta philosophia. Coloniae, 1533.
Alberti  L. B. Opere volgari. Т.1-3. Bari,1960-1973.
Bruni Aretino  L. Humanistisch-philosophische Schriften. Leipzig; Berlin, 1928.
Erasmus Roterdamus  D. Opera omnia. Т.1-10. Leiden,1703-1706.
Ficino  M. Opera Basileae, Т.1-2. 1576.
More Th. The Complete Works of St. Thomas More. Т. 1. London; New Haven, 1966.
Pico della Mirandola  G. Opera omnia. Basileae, 1557.
Prosatori latini del Quattrocento. Milano, 1952.
Salutati  C. Epistolario. Т.1-4. Roma, 1891-1911.
Vives  J. L. Opera omnia. Т. 1-2. Basileae,1555.

Основная литература
Абрамсон  М. Л. От Данте к Альберти. М., 1979.
Андреев  М. Л., Хлодовский  Р. И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.
Баткин  Л. М. Данте и его время. М., 1965.
Баткин  Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышле-ния. М., 1978.
Бахтин  М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965.
Бояджиев  Г. Н. Вечно прекрасный театр Возрождения. М., 1973.
Брагина  Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV ве-ков. М., 1977.
Бранка  В. Боккаччо средневековый. Перевод с итальянского. М., 1983.
Буркхарт  Я. Культура Возрождения в Италии, М., 1996. (издавалась также под названием: Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996).
Виппер  Ю. Б. Поэзия Плеяды. М., 1976.
Девятайкина  Н. И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. Саратов, 1988.
Гарэн  Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.,1986.
Гейгер  Л. История немецкого гуманизма. СПб., 1899.
Горфункель  А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980.
Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т. 1-2. М.,1963-1964.
Зубов  В. П. Леонардо да Винчи. М., 1961.
История всемирной литературы. Т.1. М.,1971.
История Италии. Т.1. М., 1971.
Корелин  М. С. Очерки итальянского Возрождения, М., 1910.
Кудрявцев  О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.
Лосев  А. Ф. Эстетика Ренессанса. М., 1978.
Монье  Ф. Опыт литературной истории Италии. Кваттроченто. СПб.,1904.
Немилов  А. Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979.
Ольшки  Л. История научной литературы на новых языках. Т.1-3. М.-Л.,1933.
Ревуненкова  Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.,1988.
Ревякина  Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV-первой половины XV вв. М.,1977.
Рутенбург  В. И. Титаны Возрождения. Л.,1976.
Смирин  М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.
Соколов  В. В. Европейская философия XV-XVII вв. М.,1984.
Стам  С. М. Корифеи Возрождения. Саратов, 1991.
Тажуризина  З. А. Философия Николая Кузанского. М., 1972.
Фойгт  Г. Возрождение классической древности или первый век гума-низма. Т.1-2. М.,1885.
Хлодовский  Р. И. «Декамерон». Поэтика и стиль. М.,1982.
Хлодовский  Р. И. Франческо Петрарка. М.,1974.
Чиколини  Л. С. Социальная утопия в Италии. XVI-начало XVII вв. М.,1980.
Штекли  А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.,1978.
Adams  R. P. The Better Part of Valor. More, Erasmus, Colet on Humanism, War and Peace. 1496-1535. Seattle,1962.
Baron  H. The Crisis of the Early Italian Renaissance. Princeton, 1966.
Cassirer  E. Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Leipzig, 1927.
Garin  E. La cultura filosofica del Rinascimento italiano. Firenze, 1961.
Garin  E. Ritratti di umanisti. Firenze, 1967.
Huizinga  J. Erasmus and the Age of Reformation. New York., 1967.
Koyre  A. Mystiques, spirituels, alchimistes du XVI siecle allemande. Paris, 1955.
Kristeller  P. O. Renaissance Thought. Vol.1-2. New York,1961-1965.
Renaudet  A. Etudes erasmiennes (1521-1529). Paris,1939.
Rossi  P. I filosofi e le macchine (1400-1700). Milano, 1971.
Saitta  G. Il pensiero italiano nell`umanesimo e nel Rinascimento. Vol. 1-3.
Bologna, 1949-1951.
Thorndike  L. Science and Thought in the Fifteenth Century. New York, 1929.
Toffanin  G. L`umanesimo italiano. Bologna, 1950.
Vasoli  C. Umanesimo e Rinascimento. Palermo, 1969.
Yates  F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. London,1964.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика