Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

История России

Емельянова Е.Д. , доктор исторических наук, профессор

 

Предисловие

Настоящая программа составлена для студентов физтеха с целью ознакомления их с предлагаемым курсом. Основная задача курса – дать студентам целостное представление о главных событиях российской истории, имеющей свои особенности и свой предмет. Не повторяя программы средней школы, мы стремимся представить историю России как часть всемирной истории человечества. Поэтому акцент в курсе будет сделан на показ места России в истории мировой цивилизации.

Курс в целом охватывает период с древнейших времен до XX века включительно и сосредотачивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности. В курсе, кроме того, будут рассмотрены проблемы развития общественной мысли, политических движений, показаны альтернативы развития общества в целом.

Однако, в силу ограниченности времени, внимание в курсе будет сосредоточено на анализе событий XIX–XX вв., причем содержание прошлого попытаемся преподнести с позиций социальной истории, уделяя особое внимание деятельности не только крупнейших фигур своего времени, но и простому человеку, его интересам, чувствам, заботам. В курсе будут использованы новые ранее недоступные архивные документы, введены малоизвестные сюжеты, что даст возможность приблизиться к объективности рассмотрения исторических процессов.

Учитывая профиль физтеха, склонность студентов к аналитическому мышлению, в курсе одновременно акцентируется внимание на раскрытии общих особенностей российской истории, отличающей ее от других стран, что, на наш взгляд, привлечет интерес студентов к Отечественной истории и повысит ее воспитательное значение.

 

Тема 1. Введение

Содержание, структура и задачи курса. Методы и источники изучения истории. Проблемы истинности исторического знания. Периодизация Отечественной исторической науки. Объективное и субъективное в историческом познании.

Этапы становления и развития исторической мысли. Титаны исторической науки: Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Костомаров и другие.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. – Новосибирск, 1996.

2.Бердяев М. Смысл истории. – М., 1990.

3.Историки России XVIII–XX вв. Вып. 1–2. – М., 1995.

4.Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. Любое издание.

5.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1991.

6.Ключевский В.О. Курс русской истории. Любое изд.

7.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. Любое изд.

 

Учебники и учебные пособия для всех тем курса.

1.История России. Новейшее время. 1945–1999. / Под ред. Безбородова А.Б. – М., 1999.

2.История России с древнейших времен до наших дней (А. Орлов, В. Георгиев, Н. Георгиева, Т. Сивохина). МГУ им. Ломоносова. – М., 1997.

3.Историография истории России до 1917 г. В 2-х тт. Под ред. Д.и.н., проф. М.Ю. Лачаевой. – М. Гум. Изд. Центр, 2003.

4.Россия в мировом сообществе цивилизаций. Л.И. Семенникова. Бр. 199

5.Лекции по русской истории. С.Ф.Платонов, 1993.

6.Курс советской истории 1917–1940. А.К. Соколов. – М., 1999.

7.Курс советской истории 1941–1991. А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова. – М., 1999.

8.Новейшая история Отечества. ХХ век. Учебное пособие для студентов вузов в 2-х тт. / Под ред. А. Киселева, В. Щагина. – М., 1998.

 

Тема 2-6.

Две обзорных лекции посвящается темам 2-6 по общекафедральной программе. В них обращается внимание на следующие вопросы:

Восточные славяне в древности, их племена и племенные центры. Версии образования Древнерусского государства. Значение принятия христианства. Период феодальной раздробленности на Руси. Образование самостоятельных  феодальных центров. Татаро-монгольское нашествие и его последствия. Культура Древней Руси. Место и значение Древней Руси в Отечественной и мировой истории. Становление единого Российского государства в XIV–XV вв., предпосылки и этапы его образования. Москва – центр общерусского национального самосознания. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Основные тенденции социально-экономического и политического развития России в XVI веке. Политический портрет Ивана Грозного и его реформы. Дальнейшая централизация государственной власти, режим сословно-представительной монархии. Опричнина – причины, сущность, последствия. Россия на рубеже XVI века. Смутное время – социальный кризис и нравственный перелом. Консолидация патриотических сил. Династия Романовых на престоле. Экономическое развитие России в XVII веке. Складывание Всероссийского рынка. Трансформация социальной структуры российского общества в XVII веке. Россия в период Петровских преобразований. Возникновение империи. Петр I – политик и личность. Воспитание, мировоззрение, характер Петра I. Его окружение. Оценка деятельности Петра I современниками и потомками. Россия в системе европейских государств в конце царствования Петра Великого. Российская империя в XVIII веке после Петра I. Эпоха «Дворцовых переворотов». Воцарение Елизаветы Петровны. Динамичность внутренней и внешней политики Елизаветы, участие в европейских делах. Екатерина II на престоле. Политика «просвещенного абсолютизма» в России, ее сущность и противоречия. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. Царствование Павла I. Культура России в XVII–XVIII вв. Вклад русской культуры и науки в мировую цивилизацию.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. – М. 1989.

2.Валишевский К. Преемники Петра. – М., 1990.

3.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1992.

4.Записки императрицы Екатерины II. – М., 1990.

5.Записки княгини Е.Р. Дашковой. – М., 1990.

6.Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1992.

7.Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. – М., 1982.

8.История и культура древнерусского города. – М., 1989.

9.История Московского Университета в 2-х томах. Т. 1. – М., 1995.

10.Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое изд.

11.Ключевский В.О. Соч. в 9-ти томах. Т. 1. Ч. 1. – М., 1987.

12.Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. – М., 1990.

13.Молчанов Н.И. Дипломатия Петра Великого. – М., 1984.

14.Морозова Л.Е. Смутное время в России. – М., 1990.

15. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

16.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991.

17.Соловьев С.М. Соч. в 18 кн. Кн. 1. – М., 1988.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика