Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Психоаналитическая традиция в культуре

Орлова Наталия Александровна, кандидат философских наук

Введение
Предлагаемый курс посвящен исследованию взаимовлияний психоаналитической традиции и ее «ответвлений» на культуру 20 века.
Основная часть курса предполагает изучение психоанализа как влиятельного феноме-на культуры 20 века. В курсе рассматриваются его истоки и становление, теоретические представления психоанализа (о структуре психики, о стадиях формирования сексуально-сти, о защитных механизмах), их практическое приложение к психотерапевтической прак-тике, а также влияние этих теоретических представлений на самоосознание современни-ков, их понимание культуры и природы человека.

Помимо психоанализа в курсе рассматриваются такие выделившиеся из психоанализа направления, как аналитическая психология (К. Г. Юнг и др.) и индивидуальная психология (А. Адлер), а также направления, переосмыслявшие исходные представления психоанализа и давшие тем самым начало течению неофрейдизма, такие как лондонская школа объектных отношений (М. Кляйн и др.), Эго-психология (А. Фрейд и др.), теории К. Хорни, Э. Фромма и др. В курсе также уделено внимание учениям, тесно соприкоснувшимся с другими теориями (фрейдомарксизм), и учениям, начавшим свое становление в рамках психоанализа, но в итоге отошедшим от традиций анализа психических содержаний (терапия воли О. Ранка). Знакомство с перипетиями теоретической и практической жизни психоанализа завершится обращением к современному классическом психоанализу, структурному психоанализу Ж. Лакана и психодинамическим моделям, используемым на современном этапе в большой и малой психиатрии.

В курсе предполагается также проведение демонстрационных упражнений, знакомящих студентов с базовыми техниками основных аналитических учений.

Целью курса является как теоретическое ознакомление студентов с основными представлениями психоаналитических учений о человеке и культуре, так и знакомство с современными, вышедшими из психоаналитической традиции, психотехниками. Это позволит не только получить новые знания о «психической реальности», но лучше и глубже понять свою собственную жизнь.


Темы лекционных занятий

Тема 1. Проблематизация сознания в культурном контексте конца 19 века
Проблематизация феномена сознания в европейской культуре в 19 веке.
Сознание как самоочевидная данность в классической философской формации. Представление о предельных философских оппозициях: субъективное — объективное, рациональное — иррациональное, в контексте изменяющихся представлений о феномене сознания. Сознание как проблема.
Общее представление о культурном контексте конца 19 века с точки зрения изменений представлений о человеке (Ф. Ницше, К. Маркс, З. Фрейд).
Источники представлений о Бессознательном.
Философские источники представлений о Бессознательном.
Психологические источники представлений о Бессознательном. Психофизика Фехнера.
Гипнотический метод как феномен культуры и как метод лечения.
Клиническая практика до З. Фрейд: «соматический подход» в психиатрии.

Тема 2. Психоанализ как теория
Зигмунд Фрейд: научная биография и значимые эпизоды жизни.
Работа с Дж. Брейером. Стажировка у Ж. Шарко. Первый этап психоанализа (1897 — 1905): психоанализ как метод лечения психических расстройств. Совращение как источник невротических состояний. Венский психоаналитический кружок. Второй этап (1906 — 1918): психоанализ как учение о личности и ее развитии. Поездка в США. Разрыв с А. Адлером и К. Г. Юнгом. Третий этап (с 1920 г.): психоанализ как учение о человеке и культуре.
Теоретические представления психоанализа: две топики, динамика, экономика.
Первая топика: сознательное, предсознательное и бессознательное.
Вторая топика: психические инстанции «Я», «Оно», «Сверх-Я». Природа «Оно»: вытесненные содержания и влечения. Динамическое бессознательное. Сверхдетерминированность психических содержаний. Структура и функции «Я». Природа и происхождение «Сверх-Я», представление о цензуре.
Основные понятия экономики: либидо, свободное и «связанное» либидо, распределение либидо между инстанциями, инвестирование либидо.
Первичный и вторичный процессы. Принцип удовольствия и принцип реальности.
Психосексуальные стадии развития.
Сексуализация детства. Предшественники  З. Фрейда в разработке этой темы.
Фиксации и их роль в формировании невротических симптомокомплексов, складов характера, а также их воплощение в особых стилях, темах и персонажах в искусстве.
Патология любви как отклонения от мейнстрима становления взрослой сексуальности: садизм и мазохизм, фетишизм, гомосексуализм, вуайеризм, эксгибиционизм и другие формы.
Базовые психические комплексы. Инцестуозные желания, желание смерти родителям. Психологический климат в семье. Фантазмы или факты?
Понятие внутрипсихического конфликта. Виды конфликтов. Напряжение как особое состояние психического аппарата. Виды тревоги. Страх.
Защитные механизмы и их проявления.

Тема 3. Психоанализ как практика
«Остроумие и его отношение к Бессознательному».
Остроумие и ошибочные действия как демонстранты действенности бессознательных сил.
Методы получения бессознательного материала и работа с ним.
Метод свободных ассоциаций.
Самоанализ: трудности и «ловушки». Фиаско метода интроспекции. Поиск новых форм диалога со своими бессознательными содержаниями.
Метод анализа сновидений как «царской дороги» к бессознательным содержаниям. Механизмы «работы сновидения»: сгущение, смещение, драматизация и вторичная обработка. Техника толкования сновидений. Символы в сновидениях. Архаика сновидений.
Организация сессионного пространства. Представление о психоаналитике как «экране проекций». Понятия переноса, трансфера и контртрансфера. Положительный и отрицательный перенос. Анализ получаемого в процессе трансфера материала как специфический метод психоанализа.
Практическое приложение теоретических представлений психоанализа.
Терапия неврозов. Границы применимости психоанализа. Трудности в процессе лечения и возможности развития метода.

Тема 4. Психоанализ как парадигма
Психоанализ как философия и антропология.
Экспансия метода как попытка понять и объяснить глубинные движущие силы и природу человека.
Истоки первобытных форм культуры.
Тотем и экзогамия.
Табу: ограничения в общении; правила избегания; изменение чувства на противоположное; предписываемые социумом чувства и поведение. Амбивалентность чувств по отношению к значимым лицам (близким родственникам, врагам, мертвецам и лицам, облеченным властью) и ритуальные способы преодоления амбивалентности. «…Основание табу составляет запрещенное действие, к совершению которого в бессознательном имеется сильная склонность.» (З. Фрейд) Аналогия между обычаем табу и симптоматикой невроза навязчивости.
Анимизм и магия. Анимизм как «психологическая теория», первая в ряду анимистических, религиозных и научных представлений. Магия как «техника анимизма». Аналогия принципов сходства и прикосновения в магии и в ассоциативных процессах.
Представление об убийстве «первобытного отца». Раскаяние, вина и совесть. Истоки нравственности.
Эрос и Танатос.
Военные неврозы. Проблема сущности и генезиса агрессивности человека. Введение представления о «влечении к смерти». Проблематика смерти.
Сущность и генезис религий и искусства.
Религиозные представления как иллюзии. Образ Моисея. Интерпретация художественных произведений. Авторы и персонажи. Анализ  З. Фрейдом творчества Ф. М. Достоевского и Леонардо да Винчи. Сексуальность, аффект и интеллект: возможности и виды сублимационной деятельности.
Культура под вопросом.
Представления  З. Фрейда о генезисе и предназначении культуры.
Проблематизация культуры как целостного феномена. Первичные импульсы к кровосмешению, каннибализму и убийству. Индивидуальная и массовая психология: «массовая» душа.
Культура как невроз. Пути излечения человечества.
Культура как система защит человека от природы вовне и внутри него.

Тема 5. Индивидуальная психология
Альфред Адлер: научная биография и значимые эпизоды жизни.
Главные пункты расхождения психоанализа и индивидуальной психологии.
Целевая, а не каузальная обусловленность поведения. Главенство социального фактора в развитии и становлении человека. Чувство недостаточности и стремление к совершенствованию. Значение агрессии. Статусы полов в обществе: понятие «мужского протеста» (1910). Главный конфликт — это конфликт между стремлением к превосходству и самоутверждению и наличием социального интереса. Формирование комплекса неполноценности как неудача в разрешении этого конфликта.
Жизненный стиль.
Целостность личности. Значение целей личности и воли в их достижении. Понятие жизненного стиля. Виды невротического жизненного стиля.
Влияние взглядов А. Адлера на психологию и психотерапию.
Представление о важности порядка рождений. Идея ключевой роли воспитания. Создание воспитательных консультационных центров. Разворот внимания психологов и психотерапевтов в сторону социальной психологии. Судьба адлерианства.

Тема 6. Теоретические представления К. Г. Юнга
Основные представления К. Г. Юнга о структуре психики.
Психика как саморегулирующаяся компенсаторная система. Понятие автономного комплекса. Понятия личного и коллективного бессознательного. Источники появления понятия коллективного бессознательного.
Понятие психической установки.
Экстраверсия и интроверсия. Особенности сознательной и бессознательной установки. Проявление установок в сфере искусства.
Представление о четырех психических функциях.
Основные психические функции: мышление, ощущение, чувство, интуиция. Представление о ведущей и подчиненной функции. Особенности четвертой функции. Психологические типы.
Соционика.
Современное направление соционики как попытка детализировать и приложить к групповым взаимодействиям разработки К. Юнга о психологических типах. Психологические соционические портреты. Совместимость психологических типов.
Трансцендентальная (пятая) функция.
Понятие символа у К. Г. Юнга. Понятие индивидуации. Источник и цель индивидуации.
Архетипы и архетипические образы.
Проблема типологизации архетипов. Типология архетипов: персона, тень, анимус и анима, мана-личность, Самость. Три уровня интерпретации образов: личностный, культуральный, архетипический.

Тема 7. Методы аналитической психологии
Активное воображение как один из ведущих методов аналитической психологии. Внешние и внутренние условия для появления и развития образов. Наиболее распространенные варианты протекания свободного ассоциирования и типичные образы.
Амплификация как особый способ привлечения культурного материала в процессе ассоциирования. Уровни дискурса и привлечение символического материала.
Исследование аналитической дистанции: образы и реакции пациента как эффекты, создаваемыми типом взаимоотношения аналитика и анализанда. Типы отношений.
Перенос и контрперенос.
Юнгианское толкование сновидений. Объективная и субъективная интерпретации сновидного материала. Основные отличия от психоаналитического толкования сновидений. Сновидение как провозвестник будущих возможных изменений Эго сновидца. Терапевтическая функция сновидений.
Сказка как «хранитель» архетипических представлений. Способы толкования волшебных сказок. Эго как герой сказки. Персонажи как варианты архетипических образов и типов поведения. Ключевые ситуации в развитии сказочного повествования. Путь героя (Эго) как путь индивидуации человека. Вариации сказочного материала в культурном контексте разных эпох.
Интерпретация в аналитическом процессе. Меры предосторожности в обращении с материалом бессознательного.
Эгокомплекс как герой драмы индивидуации.
Понятие индивидуации. Основные способы взаимодействия Эго-комплекса с бессознательной психикой (конфронтация, перцепция, инфляция и интеграция) и их представление в образном материале. Проекция бессознательных содержаний.
«Феномен духа…»
Творчество с точки зрения аналитической психологии. Понимание символа и мифа. Два типа художественных произведений: симптоматический и символический. В поисках сущности шедевра. Анализ  К. Г. Юнгом «Улисса» Джойса. Литература, впитавшая в себя идеи юнгианской психологии (Г. Гессе, У. Ле Гуин и др.). Современные темы в литературе, живописи и кинематографе с точки зрения юнгианской психологии. Древние и современные мифы.

Тема 8. Постъюнгианство
Три основные школы и диалог между ними. Споры о понимании сущности человека.
Классическая школа.
Объединение вокруг Цюрихской группы. Особое внимание, уделяемое Эго-комплексу. Диалог между Эго-комплексом и Бессознательным. Цель — «жизнь, проживаемая сознательно» (Д. Харт).
Архетипическая школа.
Направление в постъюнгианстве, в котором максимальное внимание уделяется феноменологической фиксации и описанию внутрипсихических образов и образов искусства. Децентрация и релятивизация Эго-комплекса. Отказ от понятия архетипа в пользу понятия архетипического образа. Феноменологический метод — «пересматриваемая психология» Дж. Хиллмана. Отождествление реального и воображаемого. Политеизм вместо монотеизма, плюрализм образов вместо диктата Эго-комлекса. Экологический акцент направления.
Школа развития.
Основной акцент на этапах и особенностях развития человека. Влияние на это направление работ Школы объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт, У. Бион). Наблюдения за младенцами в Тэвистокской клинике и в Институте психоанализа. Модель Майкла Фордхама: спонтанно деинтегрирующаяся самость, активирующая внешние и внутренние объекты и реинтегрирующаяся посредство различных форм психического усвоения (сон, рефлексия).

Тема 9. Лондонская школа объектных отношений
Основные идеи Школы объектных отношений.
Смещение интереса на доэдиповы стадии развития. Введение представления о «частичном» и «целостном» объектах.
Мелани Кляйн и ее трансформация психоанализа.
Основные вехи жизни. Работа с детьми.
Представление об объектных отношениях, формирующихся в раннем возрасте, как образующих систему внутрипсихических и социальных связей. Отказ от жесткого биологического подхода к природе человека. Встроенность принципа удовольствия в более широкую систему отношений ребенка и ухаживающих за ним лиц.
Представление о параноидно-шизоидной и депрессивной позициях в онтогенезе человека. Прохождение позиций, формирование особых форм защиты. Архаические эмоции и типичные страхи.
Продуцирование младенцем фантазматических бессознательных образов. Формирование Эго и опасности фиксаций.
Свободная игра детей как способ получения материала, заменяющий свободное ассоциирование взрослых.
Возникновение движения кляйнианцев внутри псиоанализа.
Угроза раскола между М. Кляйн и А. Фрейд. Основные моменты расхождения в их теоретических взглядах и практических подходах к терапии детей.
Представители Школы объектных отношений и их влияние на развитие психоаналитических идей.
Дональд Винникотт: важность контакта «мать — дитя». Представление о «ложном Я» и «истинном Я». Чувство безопасности как базовое чувство, более значимое, чем чувства удовольствия или неудовольствия. Игра в «каракули» как один из методов получения материала и налаживания контакта с детьми на психоаналитических сессиях.
Понятие контейнирования Уилфрида Биона.
Майкл Балинт: понятия окнофилии и филобатизма. Понятие «базисного дефекта». Группы Балинта.
Герберт Розенфельд и Отто Кернберг о нарциссизме.


Тема 10. «Травма рождения» и терапия воли Отто Ранка
Поиск кратких форм психоанализа. Сотрудничество с Ш. Ференци.
Отказ от классических представлений о генезисе неврозов и введение представлений о травме рождения как первичном источнике тревоги и о последующих формах отделения как о повторении травмы рождения (тревога при отнятии от груди, кастрационная тревога, тревога сепарации). Боязнь жизни и боязнь смерти, и связанные с ними защитные стратегии «здоровой личности»: конформизм и творческий индивидуализм. Невроз как невозможность выбрать ни одну из этих стратегий.
Отход от психоанализа. Терапия воли как неаналитический метод, ориентированный на усиление самоутверждения личности.

Тема 11. Фрейдомарксизм
Фрейдомарксизм как психотерапия и как идеология.
В. Райх: терапия тела и фрейдомарксизм.
Основные вехи биографии.
Телесно ориентированный психоанализ. Понятие «мышечного панциря» («брони» характера). Методы терапии.
Идеи фрейдомарксизма: социальный порядок формирует не только душу, но и тело. Трансформация либидозных импульсов в агрессивные при запрете в обществе на их выражение. Борьба с насилием и жестокостью — это необходимость освободить и признать сексуальность.
Поиск материального эквивалента либидо. Оргон Вильгельма Райха.
Фрейдомарксистские течения: шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гаттари в философии и глубинная герменевтика А. Лоренцера в психологии.

Тема 12. Развитие теории и практики психоанализа
«Генеалогическое древо» психоаналитического течения.
Проблема преемственности. Фрейдизм, неофрейдизм и постфрейдизм.
«Эго-психология».
Анна Фрейд: основные вехи жизни и творчества. Разраотка теоретических представлений психоанализа, в первую очередь представлений о защитных механизмах Эго. Создание детского психоанализа.
Теория эго-идентичности Эрика Эриксона.
Представление о восьми стадиях формирования эго-идентичности. Понятия кризиса идентичности, диффузии идентичности и неспособности к формированию идентичности.
Карен Хорни: жизнь, практика и теория.
Развитие социально ориентированных течений в психоаналитической традиции. Новый Американский институт психоанализа. Популяризация психоаналитических идей. Критика психоанализа.
Теоретические воззрения: характерные особенности невротического поведения (ригидность реакций и расхождение между возможностями и их осуществлением); культурологическая относительность невротического поведения; «базовая тревога» как источник невротического поведения; структурообразующие черты невротических личностей (привязанность, покорность, отказ и власть).
Теория Гарри  С. Салливана.
Стремление к удовлетворению и стремление к безопасности. Вчувствование (эмпатия). Тревога и комфорт как базовые эмоциональные состояния ребенка. Самость как система диссоциированных комплексов, поддерживающая свою конфигурацию для избегания тревоги. Ядро самости — как система возможностей, которые могут развиться или нет.
Гуманистический психоанализ Эриха Фромма.
Свобода человека, страх свободы и способы бегства от нее: мазохизм, садизм, деструктивность и автоматический конформизм. Невроз как «личная» религия и попытка выжить в условиях, когда выжить нельзя. Типы характеров: восприимчивый, эксплуататорский, накопительский, рыночный, продуктивный.
Структурный психоанализ Жака Лакана.
Бессознательное как язык. Дискурс, анализ дискурса. Символический, воображаемый и реальный порядки. Разрыв мыслящего и существующего Я.
Теория привязанности Джона Боулби.
Предельная значимость отношений «мать — ребенок» в раннем детстве и нарушения в психике и поведении ребенка при их нарушении, особенно при разлуке с матерью.
Психология самости Хайнца Кохута.
Двухполюсная самость. Восстановление самости.
Персонология Генри Мюррея.
Современный психоанализ.
Основные проблематизируемые темы: поиск единой системы или взаимопонимания между разными «языками»?

Тема 13. Современные методы выявления бессознательных содержаний и работы с ними
Современные методы получения бессознательного материала.
Символдрама.
Развитие метода активного воображения в рамках психоаналитических представлений: символдрама — «психоанализ в образах». Х. Лейнер и его метод «кататимного переживания образов» (КПО). Минская школа развития символдрамы.
Активное воображение как основа метода. Отличие направленного активного воображения от свободного. Кататимный образ и его отличие от фантазмов и образов фантазии. Стандартные мотивы трех уровней (луг, ручей, опушка леса и др.) и способы ведения клиента. Основные проблемы при развитии образов. Способы проживания и интерпретации образов. Контакт Эго с кататимными образами. Проблема свободы Эго внутри образа. Способы поведения Эго-образа внутри кататимной ситуации: основные запреты и предписания.
Фокусирование.
Метод Юджина Джендлина как контакт Эго клиента с целостным переживанием, которое может конкретизироваться как образ, телесное ощущение, речь, жест и т. д. Восемь характерных черт появления базового переживания. Способы работы с целостным переживанием.
Экспрессивные техники и проективные методики.
«Игра в песочек» в аналитической психологии. Работа с пластилином, глиной, различным материалом. Рисунки (карандашами, красками и т. д.) по разным техникам и методикам. Тесты «Дом. Дерево. Человек», «Кинетический рисунок семьи» и «Несуществующее животное». Техника изготовления масок. Техника коллажа. Техники, использующие жесты, позы, мимику, вокал. Психодрама. Расстановка семьи. Гештальт-методы визуализации субличностей.

Тема 14. В поисках автора
Истина дискурса и дискурс истины
Общий взгляд на традицию психоаналитической психологии, ее культурный аспект. Психоанализ: наука, философия, идеология? Современные дискуссии вокруг и внутри психоаналитической традиции. Кризис или новый этап развития?
Диалоги европейской культуры и психоанализа: взаимное влияние. Российская культура и психоанализ: догонять Запад или искать другие пути контакта с тем, что в психоанализе названо Бессознательным?
Поиск Автора в европейской традиции. От смерти Бога (Ницше) до смерти автора (Р. Барт). Распад дискурса. Поиск нового способа понимания субъективности.

Темы семинарских занятий

Занятие 1. Методы лечения психических расстройств, предшествовавшие психоанализу
Литература:
Автономова  Н. С., Муравьев  Д. А. Психоанализ, гипноз, внушение: историкоэпистемологический анализ взаимодействий. // Вопросы истории, естествознания и техники. 1988, № 3, с.32-37.
Шерток  Л., Соссюр  Р. Рождение психоаналитика: От Месмера до Фрейда. — М., 1996.
Фуко  М. История безумия в классическую эпоху. — СПб., 1997.
Фуко  М. Рождение клиники. — М., 1998.

Занятие 2. Сравнительный анализ представлений психоанализа, индивидуальной психологии и аналитической психологии
Литература:
Адлер  А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.
Лейбин  В. М. Классический психоанализ: история, теория, практика. — М., 2001.
Юнг  К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.
Юнг  К. Г. Критика психоанализа. — СПб., 2000.

Занятие 3. Постъюнгианство, его влияние на осмысление художественных образов в исскустве и влияние на современные «визуалистические» тенденции в культуре
Литература:
Кембриджское руководство по аналитической психологии. — М., 2000.
Новая весна. Альманах постъюнгианской психологии и культуры. № 4, 2002.
Самуэлс  Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. — М., 1997.

Занятие 4. Неофрейдизм. Основные «линии» расхождения с классическим психоанализом
Литература:
Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. — М., 1997.
Фромм  Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000.
Шульц  Д., Шульц  С. Э. История современной психологии. — СПб., 1998.
Энциклопедия глубинной психологии. Т. III. Последователи Фрейда. — М., 2002.

Занятие 5. Современные психотерапевтические школы и проблематизация ими «психической реальности» и методов взаимодействия с ней. Современные психотерапевтические техники
Литература:
Маховер  К. Проективный рисунок человека. — М., 2003.
Символдрама. Сборник научных трудов… — Мн., 2001.
Стюарт  В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. — М., 2000.

Занятие 6. Историко-философский смысл психоаналитического течения
Литература:
Лейбин  В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М.: Политиздат, 1990.
Олешкевич  В. И. История психотехники. — М., 2002.

Темы рефератов

Развитие представлений об Эго в психоаналитической традиции.
Культурные феномены (религия, искусство) с точки зрения психоанализа.
Развитие представлений о «комплексах» в разных школах аналитической психологии.
Критика психоанализа.
Методы в психоаналитической традиции и их связь с представлениями о структуре психики.
Тема по выбору.

Список литературы:
1. Адлер  А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.
2. Барт  Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1994.
3. Барт  Р. Мифологии. — М., 1996.
4. Бендлер  Р., Гриндер  Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона. — Сыктывкар, 2000.
5. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. — СПб., 1997.
6. Дикманн  Х. Методы в аналитической психологии. — М., 2001.
7. Дикманн  Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. — СПб., 2000.
8. Ждан  А. Н. История психологии. От античности к современности: Учебник для вузов. — М., 2002.
9. Кембриджское руководство по аналитической психологии. — М., 2000.
10. Лакан  Ж. Образования бессознательного (Семинары: Книга V (1957/1958)). — М., 2002.
11. Лейбин  В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М., 1990.
12. Новая весна. Альманах постюнгианской психологии и культуры. № 4, 2002.
13. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара, 2000.
14. Символдрама. Сборник научных трудов… — Мн., 2001.
15. Сандлер Дж., Дэр  К., Холлдер  А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса. — М., 1997. .
16. Сумерки богов. — М., 1990.
17. Франц, Мария-Луиза фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. — СПб.,1998.
18. Фрейд  З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991.
19. Фрейд  З. Психология бессознательного. — М., 1989.
20. Фрейд  З. Сновидения. Избранные лекции. — М., 1991.
21. Фромм  Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000.
22. Холл Дж. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. — СПб., 1996.
23. Шерток  Л. Непознанное в психике человека. — М., 1982.
24. Шульц  Д., Шульц  С. Э. История современной психологии. — СПб., 1998.
25. Энциклопедия глубинной психологии. Т. III. Последователи Фрейда. — М., 2002.
26. Юнг  К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.
27. Юнг  К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Киев, 1994.
28. Юнг  К. Г. Критика психоанализа. — СПб., 2000.
29. Юнг  К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994.
30. Юнг  К. Г. О современных мифах. — М., 1994.
31. Юнг  К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
32. Юнг  К. Г. Психологические типы. — СПб., М., 1995.
33. Юнг  К. Г. Тэвистокские лекции. — Киев, 1995.

Методические пособия по тематике курса:

Орлова Н.А. Психоаналитическая традиция в культуре. М., 2004.

Интернет-ресурсы:

Мир сновидений — психологическое толкование сновидений и интерпретация рисунков.
Oedipus.ru — Психоаналитический портал.
Jungland — Ресурс, посвященный аналитической психологии.
Официальный сайт Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы.
Cоционический портал.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика