Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Глобальная культурная альтернатива: Восток - Запад

Кобзев Артем Игоревич, доктор философских наук, профессор

Введение в проблематику

Из сохранившихся до наших дней древнейших мировых культур наиболее отличные друг от друга — западная (европейско-средиземноморская по своему происхождению) и китайская. Их взаимная полярность имеет очень глубокие антропологические, а не только социальные и историко-культурные корни, выражаясь в различии языковых картин мира, психотипов и, возможно, отражая разные варианты сапиентации в двух разных и достаточно удаленных друг от друга районах Земного шара.

Китайский вариант — это предельно развитая культурная позиция здравомыслящего и максимально социализованного «нормального» человека, западный — парадоксальное отклонение от «естественной нормы», своего рода «извращение ума», устремленного за пределы реальности. Формирование европейской цивилизации было обусловлено рядом уникальных явлений (алфавитное письмо, «греческое чудо», христианство, Ренессанс, реформация, капитализм, научно-техническая революция) и соответственно самоосмыслялось с помощью линейной концепции времени и признания абсолютной неповторимости  таких актов исторической драмы, как Боговоплощение, Второе пришествие или Конец света. Напротив, китайская цивилизация развивалась циклически и самоосмыслялась в терминах теории «вечного возвращения на круги своя» в соответствии с космическими и династийными циклами.

В европейском мировоззрении, будь то платоническая философия, христианская теология или научная теория, происходит удвоение мира в его идеальной конструкции (как прототипа или модели). Для китайского же натурализма мир един и неделим, в нем все имманентно и ничто, включая самые тонкие духовные и божественные сущности, не трансцендентно. В идеальном мире западного человека действуют абстрактные логические законы, в натуралистическом мире китайца - классификационные структуры, а место логики здесь занимает нумерология. Социальным следствием подобного «здравомыслия» стало то, что в Китае философия всегда была царицей наук и никогда не становилась служанкой богословия.

Вопреки понятному стремлению стран и народов к многополярности, мир геополитики, подобно Земному шару, всегда стремится к двуполярности, а одним из его полюсов почти всю историю человечества был – и в XXI в. вновь становится – Китай. Всегда, если он не подвергался агрессии извне или смуте изнутри, то экономически первенствовал, был самым богатым и сильным государством в мире, а до XV в. – даже самым передовым в науке и технике.В XVIII в. европейские просветители представляли Китай  идеальным государством философов. Он был мастерской мира в не меньшей степени, чем Британия. Образ бедного и голодного Китая возник в  XIX в., когда англичане наркотизировали его опиумом и закрепили изменение торгового баланса в свою пользу опиумными войнами, после чего все основные западные державы вместе с Японией и Россией насильственно превратили Китай в полуколонию. Два раза в XX в., до и после Второй мировой войны, отход от исконных ценностей в пользу западного капитализма и советского коммунизма оборачивался для страны катастрофой.

Глобализация Китая – проблема обоюдоострая и для него, и для остального мира, поскольку чревата глобальным противостоянием. Китайцы же были пионерами  экономической глобализации как в древности, проложив во II в. до н.э. Великий шелковый путь до Рима, так и  в преддверии современности, плаваниями в Африку в начале XV в. на несколько десятилетий раньше европейцев открыв эпоху великих географических открытий и технологически подготовив ее (изобретением компаса). Важнейшие факторы начавшейся тогда же информационной глобализации, европоцентристски названной эрой Гуттенберга,  – также изобретенные китайцами бумага и печать.

Китайцы сумели сделать единую культуру общим достоянием нации. При единстве ценностей и целей верхов и низов государство легко организовывало народ на решение разных, в т.ч. грандиозных, как Великая стена или Великий канал, задач. Никакой экономический рост в такой огромной, разнообразной и сложной стране, сопоставимой с целым континентом и обременённой великим множеством проблем, не был бы возможен без действия особых сил, далеко выходящих за пределы экономики. Речь идёт о колоссальном культурно-историческом потенциале, аналогом которого не располагает ни одна страна в современном мире. Этот беспрецедентный по длительности накопления и разнообразию форм духовный опыт способен становиться производительной силой и превращаться в социальную материю. Поэтому сохранение китайской культурной идентичности равносильно борьбе за национальную безопасность.

Китайская культура построена на приоритете знания. И это заложено ещё со времён Конфуция в VI–V вв. до н.э. Конфуцианец – это учёный, интеллектуал, который, пройдя систему экзаменов, становился чиновником и государственным деятелем. Благодаря такому социальному лифту «простой человек с улицы мог стать императором». Общечеловеческому стремлению богатых и знатных наследственно закреплять свои привилегии, в Китае противостоял действовавший более двух тысячелетий и хорошо отработанный экзаменационный механизм.

Его «книга книг» «Канон перемен» – предшественница двоичного кода всех компьютерных программ, а иероглифика, не зависящая от фонетики какого-то отдельного языка, – естественный претендент на роль универсального средства международного общения в Интернете. Лавинообразно нарастающая на наших глазах визуализация информационных потоков придаёт вторую молодость древнейшей культуре иероглифических изображений, принципиально отличной от более молодого, исконно западного и фонетически девизуализированного алфавитного письма.

Темы занятий

Тема 1. Китай — страна древнейшей цивилизации.
Историческая «глубина», автохтонность и непрерывная преемственность китайской цивилизациии. Сопоставление с более развитыми в древности цивилизациями (вавилонской, египетской), которые не сохранились до наших дней.

Тема 2. Исторический и культурологический смысл дихотомии Восток — Запад.
Сведение европейцами Индии и Китая в единый Восток со значением «Незапад». Семантическая бедность этого отрицательного определения. Двоичная историко-культурологическая модель: Восток, включающий в себя китайский и синоиероглифический ареалы; Запад, включающий в себя европейский, американский, арабоязычный и индийский ареалы.

Тема 3. Соотношение трех главных очагов современной цивилизации — европейского, индийского, китайского.
Самостоятельное и практически независимое друг от друга возникновение древнейших и наиболее развитых из ныне существующих культур в трех указанных районах Земного шара. Связь их формирования с социально-культурной катастрофой, вызванной вторжением иноземцев (дорийцев, ариев, чжоусцев).

Тема 4. «Осевое» время в Греции, Индии, Китае и исторический «милленаризм».
Синхронное в трех указанных районах ойкумены начало активного процесса формирования новой культуры в конце II тысячелетия до н.э. Прослеживающаяся там же циклическая закономерность «тысячелетнего царства». Возникновение в середине первого цикла качественно нового — философского мировоззрения.

Тема 5. Различные типы осмысления времени и пространства в Европе и Китае.
Овременение пространства у кочевников и опространствление времени у земледельцев. Две альтернативные модели взаиморедукции пространства и времени — еврейский олам и греческий космос. Отличная от них и близкая современной науке китайская модель единого пространства-времени (юй-чжоу, тянь-ди, ши-цзе).

Тема 6. Западный идеализм и китайский натурализм.
Базовая общность религиозной, философской и научной традиции на Западе в признании трансцендентного мира идеальных сущностей. Отсутствие в Китае контроверзы развитых форм идеализма и материализма, господствующее положение вследствие этого натурализма как общепринятой мировоззренческой установки.

Тема 7. Специфика религиозности и понятия бога в Китае.
Трактовка духа как утонченной материи, а бога — как природной силы.
Развитие китайской философии через ассимиляцию религиозных функций.

Тема 8. Особенности китайского языка и иероглифической письменности, их связь с теорией функциональной асимметрии мозга.
Гипотеза возникновения китайской иероглифики из ранних форм изобразительного искусства и архаических символов, ее развития как процесса сближения с устной речью. Значение символа левизны в китайской культуре, синтез лево- и правонаправленности в написании отдельных иероглифов и предложений. Письменный литературный язык вэнь-янь, минимальность его грамматики, лексический потенциал и влияние на устную речь.

Тема 9. «Три кита» традиционной китайской идеологии: конфуцианство, даосизм, буддизм и проблема «четвертого учения».
Конфуцианство в роли религиозной философии. Отличия «имперской идеологии» от стандартного конфуцианства, вызванные реанимацией архаических религиозных представлений, связанных с установкой на сакрализацию власти императоров.

Тема 10. Основные школы «золотого века» классической философии.
Шесть классических направлений: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен и школа инь-ян. Окончательная победа первых двух среди них при общем доминировании конфуцианства.

Тема 11. Универсальный классификационизм и «коррелятивное мышление».
Языковый феномен счетных слов и философия «раскладывания по клеточкам». «Коррелятивное мышление» как логика натуралистического мира.

Тема 12. Взаимосвязь философии, религии и науки в Китае.
Конфуцианство как синкретическое единство философии и науки с присовокуплением религиозных функций. Понятие религиофилософии и моральной метафизики.

Тема 13. Специфические черты китайской мифологии.
Отсутствие целостных сводов, крайняя дробность и эвгемеризованность.

Тема 14. Нумерология и логика — два универсальных типа формальной общепознавательной методологии.
Победа аристотелевско-стоической логики над пифагорейско-платонической аритмологией на Западе и противоположная ей победа конфуцианско-даосской нумерологии над протологикой моистов, школы имен и Сюнь-цзы.

Тема 15. «Учение о символах и числах» и протологика в Китае.
Архаические истоки «символов и чисел» и их формализация — два основных фактора, обусловивших доминирование нумерологии над зачатками логики, сохранявшей содержательный характер и интегрированность в эристико-лингвистический комплекс.

Тема 16. Конкретно-исторический смысл понятий «философия», «наука», «методология», «нумерология», «протологика» применительно к китайскому материалу и точные значения соответствующих китайских терминов.
Поздняя и вызванная внешним западным влиянием дифференциация понятий «философия» и «наука», отсутствие автохтонного эквивалента «логики» и методический смысл «каноноведения».

Тема 17. Основные каноны китайской методологии.
Четыре смысла термина «канон» («цзин») и соответствующие пространственные модели. Тринадцатиканоние и Пятиканоние. Связь «Канона перемен» (И-цзин) и «Величественного плана» (Хун-фань) с гадательной практикой.

Тема 18. Соотношение формы и содержания в канонических произведениях.
Понимание текста как материального объекта и специфическая семантика текстологических форм.

Тема 19. Главные нумерологические структуры: ло-шу, хэ-ту, у-син — и их архаические истоки.

Формальный характер этих, изначально связанных с религиозными верованиями, «символов и чисел».

Тема 20. Методологический статус ценностно-нормативной семантики основных категорий традиционной китайской культуры.
Практическое отсутствие терминологизации на основе иноязычных заимствований и исходная слитность дескриптивного с прескриптивным и оценочным в используемых терминах естественного языка.

Тема 21. Генерализационная модель центральной гносеологической процедуры — обобщения.
Два вида обобщения: идеализирующая абстракция и репрезентативная абстракция. Использование последней в рамках китайского материализующего подхода к именам-понятиям.

Тема 22. Особенности китайской диалектики.

Складывание вне оппозиции с формальной логикой и без разграничения понятий «противоречие» и «противоположность», «тождество» и «подобие».
Доминирование в западной логике формализуемой идеи противоречия над неформализуемой противоположностью и противоположная тенденция в китайской нумерологии.

Тема 23. Взаимосвязь нумерологичности содержания и беллетристичности формы китайской классической философии.

Двумерность как общий признак таблиц и стихов. Традиционная для Китая классификация философских произведений по разделам «канонов» (цзин) и «наставлений» (цзы).

Тема 24. Художественное воплощение методологических структур в Китае.
Единство понятий «литература» и «культура», отражаемое этимологией и семантикой иероглифа «вэнь». Вэнь как универсальные вселенские знаки и основа иероглифики.

Тема 25. Этическое следствие китайского натурализма.

Понятие личности как целостного психосоматического организма (шэнь).
Телесные модели личности и Вселенной, человек как «мера всех вещей» в китайском универсуме.

Рекомендуемая литература

1. Антология даосской философии / Сост. Б.Б. Виногродский, В.В. Малявин. – М., 1994.

2. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. – СПб., 1997.

3. Белик  А.А. Культурология. — М., 2000.

4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. М., 2000.

5. Васильев  Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М., 1970 (переизд. 2001).

6. Васильев  Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. — М., 1989.

7. Гране М. Китайская мысль. – М., 2004.

8. Гране М. Китайская цивилизация. – М., 2008.

9. Гуревич  П.С. Культурология. — М., 1998.

10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2002.

11. Дао и даосизм в Китае. — М., 1982.

12. Древнекитайская философия. Тт. 1, 2. — М., 1972, 1973.

13. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. — М., 1990.

14. Духовная культура Китая: энциклопедия. Тт. 1-6. М., 2006-2010.

15. Елисееф В., Д. Цивилизация классического Китая. М., 2007.

16. Завадская  Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М., 1975.

17. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотке и истории культуры. Т. 1. – М., 1998.  

18. История китайской философии. — М., 1989.

19. Каменарович И. Классический Китай. М., 2006.

20. Карапетьянц А.М. У истоков китайской словесности. – М., 2010.

21. Китайская философия. Энциклопедический словарь. — М., 1994.

22. Китайские социальные утопии. — М., 1987.

23. Кобзев  А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. — М., 1994.

24. Кобзев  А.И. Философия китайского неоконфуцианства. — М., 2002.

25. Конфуцианство в Китае. — М., 1982.

26. Кравцова  Е.М. История культуры Китая. — СПб., 1999.

27. Крюгер Р. Китай. Полная история Поднебесной. М., 2006.

28. Крюков  М.В. и др. Древние китайцы: проблемы этногенеза. — М., 1978.

29. Крюков  М.В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. — М., 1983.

30. Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в Древнем Китае. М., 2012.

31. Кучера С. История, культура и право древнего Китая. М., 2012.

32. Личность в традиционном Китае. — М., 1992.

33. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

34. Проблема человека в традиционных китайских учениях. — М., 1983.

35. Рубин  В.А. Личность и власть в древнем Китае. — М., 1999.

36. Торчинов  Е.А. Даосизм. — СПб., 1993 (переизд. 1998).

37. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. – М., 2004.

38. Фицджеральд Ч.П.  Китай: Краткая история культуры. СПб., 1998.

39. Фрейд  З. Психоанализ, религия, культура. — М., 1992.

40. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. — СПб., 1998.

41. Хантингтон  С.П. Столкновение цивилизаций. М., 2003.    

42. Шпенглер О. Закат Европы. Тт. 1, 2. - М., 1993, 1998.

43. Щуцкий  Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». — М., 1993 (переизд. 1997, 2003).

44. Этика и ритуал в традиционном Китае. — М., 1988.

45. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. — М., 1987.

46. Яншина  Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. — М., 1984.

47. Ясперс  К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.


Темы семинаров

1. Этимология слова и определение понятия «культура», ее соотношение с природой, обществом, человеком и человечеством, варварством и цивилизацией, культурами и контркультурой, разделение на материальную и духовную, гуманитарную и научно-техническую, массовую и элитарную, сакральную и светскую, военную и гражданскую, мужскую и женскую.
2. Три источника культурологии: философия, антропология, семиотика и ее базовые категории: «символ» и «архетип», «абстракция» и «репрезентативная абстракция», «образ» и «имидж», «идея», «эйдос», «идеальное».
3. Основные дефиниции культуры — как социального наследия, научаемых форм поведения, комплекса идей, стандартизированного (общего) поведения, абстракции поведения, сверхорганического (экстрасоматического), ненаследственной информации, продукта символизации.
4. Очаги и время сапиентации, разновидности предков человека, происхождение речи и типы языков.

5. Происхождение и виды письменности, иероглифика и алфавитное письмо.

6. Информационная революция и неомифологическое мышление, закон партиципации.

7. Логика и нумерология, антропныe числа, бинарность универсума и человека, функциональная асимметрия мозга.
8. Важнейшие цивилизации, их основные типологии, деление на живые и мертвые, соотношение с цивилизацией (цивилизованностью) как таковой, взятой в связи с историей и государственностью.
9. Рождение великих цивилизаций современности в «осевое время» и перспектива «конца истории».
10. Исторические смыслы альтернативы Запад — Восток и универсализация 6инарности культуры.
11. Конфликты государей — народов — идеологий, военно-техническая экспансия Запада и экономико-демографический ответ Востока, вестернизация и модернизация, мультикультурализм и мировые войны.
12. Культурно-исторические типы и «супертипы», культурно-цивилизационный статус Китая и России.
13.Современность: формы тоталитаризма как радикальной дихотомизации и роль в этом Востока, великие политические идеологии и мировые религии в ХХ в., многополярность, двуполярность или однополярность мира в ХХI в.

По мере изучения материала будут проводиться контрольные работы.

Темы рефератов

1. Троица и двоица как универсальные культурологические модели.
2. Соотношение индивидyaлизма и атомизма.
3. Уровни проявления двоичности человека.
4. Человек как «совокупность общественных отношений».
5. Kультура и право на у6ийство.
6. Кyльтypa и архаические (кровавые) ритуалы.
7. Кyльтура и человеческое тело.
8. Связь слова и предмета.
9. Всеобъемлемость (холистичность) цивилизации.
10. Древнейшие памятники китайской письменности.
11. Aлфaвит и иероглификa.
12. Коррелятивное (ассоциативное) мышление.
13. Неявные формы передачи культурообразующей информации, вещные стандарты.
14. Общee и особенное «трех учений» Китая.
15. Символы и числа.
16. Иероглифика и искусство.

Контрольные вопросы

1. Треугольник Фреге.
2. Три составляющих семиотики.
3. Китайские категории «вэнь» и «у».
4. Китайские категории «инь» и «ян».
5. Иероглифы и термины массы.
6. Основные формы и содержание иньских записей.
7. Количественные параметры китайской иероглифики.
8. Китайская иероглифика и биодинамика, бустрофедон.
9. Алфавит и иероглифика.
10. Алфавит и атомистика.
11. Алфавит и идея творения.
12. Алфавит и индивидуализм.
1З. Однословная поэзия и палиндромы.
14. Ключевые знаки (радикалы).
15. Классификационные наборы иероглифoв.
16. Классификационные схемы.
17. Великий предел (тай-цзи).
18. Триграммы и гексаграммы (гуа), их связь с двоичной арифметикой.
19. Ло-шy и хэ-ту (магический квадрат и «магический крест»).
20. Шу-цзин («Канон писаний») и Ши-цзин («Канон стихов»).
21. Чжоу-и/ И-цзин («Чжоуские/Всеохватные перемены» / «Канон перемен») — китайская «книга книг».
22. Гадание на костях и стеблях (скапулимантия и аxиллеомантия).
23. «Канон» (цзин) и «книга» (шу), «предание» (чжуань) и «апокриф» (вэй).
24. «Колодец» (цзин), «поле» (тянь) и «пашня» (чоу).
25. Информационно открытые и закрытые культуры.
26. Разновидности письменного материала и eгo «семантика».
27. «Плетение словес», кипу, «узелки и зарубки» (цзе-шэн шу-ци), «основа и уток» (цзин-вэй).
28. «Категория» и «фань-чоу».
29. Конфуций и жу.
30. Конфуцианство и даосизм: наука и искусство, философия и религия.
31. Буддизм в Китае и китайский буддизм.
32. Даосизм и дао.

Интернет-ресурсы

Синология.Ру: история и культура Китая

Синологическая библиотека сайта ФГН

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика