Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Практическая психология

Мухарамов Рауф Фердосиевич, ассистент


Тема 1. Ведение (1 час)
Зачем психология студенту МФТИ? Отличие мышления "гуманитария" от мышления "технаря". Специфика восприятия гуманитарных наук студентами-технарями. Отличие гуманитарных наук от технических наук.

Тема 2. Цели практической психологии (1 час)
Знание теоретическое и знание практическое. Изучение практической психологии как способ улучшения качества жизни. Взгляд на себя и взгляд на других. Манипуляция другими или самосовершенствование? Обучение навыкам поведения в стрессовых ситуациях. Раскрытие творческого потенциала.

Тема 3. Психология эмоций (10 часов)
Зачем разбираться в собственных эмоциях и эмоциях окружающих? Виды эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Направленность эмоций: на себя и на других людей. Предвосхищающие и констатирующие эмоции. Классификация эмоций В. О. Леонтьева.
Эмоции, возникающие на основе личных потребностей. Радость - горе. Надежда - страх. Удовлетворение - Гнев. Интерес - пренебрежение.
Эмоции, связанные с личными нормами и правилами. Симпатия - антипатия. Уважение - презрение. Самоуважение - вина. Чувство ответственности - безответственность.
Эмоции, возникающие из-за не соответствия чьим-то или общественным нормам и правилам. Восхищение - отвращение. Гордость - стыд. Уверенность в себе - застенчивость. Одобрение - возмущение.
Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями. Радость за другого - жалость. Щедрость - жадность. Доброжелательность - злорадство. Благодарность - зависть.
Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми. Восторг - обида. Обожание - оскорбленность. Претенциозность - заискивание. Доверчивость - подозрительность.
Эмоции на основе презрения. Превосходство - униженность. Надменность - лесть. Торжество - горечь. Самодовольство - негодование.
Интеллектуальные эмоции. Удивление. Догадка. Уверенность. Сомнение. Отличие интеллектуальных эмоций от "обычных".
Спектр эмоций и типы людей. Холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики. Типы людей по Юнгу.
Невротические способы обращения с негативными эмоциями. Подавление, вытеснение, интеллектуализация. Подавление гнева, обиды, страха из-за чувства вины. Вытеснение эмоций в бессознательное. Теории Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.
Влияние негативных эмоций на самочувствие и энергетику организма. Ситуативный стресс и хронический стресс. Оптимальный уровень стресса. Ситуативный стресс как стимул к развитию. Хронический стресс как причина депрессий и психосоматических заболеваний. Мышечные блоки. Парные и групповые упражнения для осознания эмоций.

Тема 4. Психология потребностей (10 часов)
Что стоит за эмоциями? Негативные эмоции - маркер неудовлетворенных потребностей. Биологические потребности и психологические потребности. Циклический характер удовлетворения потребностей. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Пирамида Маслоу.
Виды психологических потребностей. Стремление к любви. Стремление к власти. Потребность в самовыражении. Стремление к признанию (социальные потребности). Стремление помогать другим (альтруистические потребности). Стремление к красоте (эстетические потребности). Стремление к истине (интеллектуальные потребности). Потребность в смысле (экзистенциальные потребности).
Препятствия на пути удовлетворения психологических потребностей. Объективные препятствия и субъективные препятствия. Влияние родителей. Влияние социума. Замещение собственных потребностей потребностями других людей. Страх и чувство вины
Конфликты потребностей. Конфликт биологических потребностей и психологических потребностей. Конфликт личных потребностей и общественных потребностей. Конфликт сиюминутных потребностей и долговременных потребностей. Конфликт собственных потребностей и потребностей, внушенных другими людьми. Субличности. Упражнения на выявление субличностей.
Изменение потребностей с возрастом. Возрастные этапы и возрастные кризисы. Проблемы перехода из подросткового возраста в юношеский. Проблемы перехода из юношеского возраста во "взрослый".
Осознание потребностей. Парные и групповые упражнения для осознания психологических потребностей. Отличие осознания от интеллектуального понимания. Нахождение здоровых способов удовлетворения потребности - как путь избавления от негативных эмоциональных состояний.

Тема 5. Психологические типы (7 часов)
Исторический обзор. Типологии Фрейда, Юнга, Кеттела, Шелдона, НЛП, аюрведа.
Типология Фрейда. Невротические фиксации на разных возрастных стадиях.
Типология Карла Юнга. Четыре пары противоположностей. Экстравертные и интровертные типы. Логические и эмоциональные типы. Интуитивные и сенсорные типы. Рациональные и иррациональные типы. 16 типов по Юнгу.
Типология Кеттела. Типологизация на основе черт характера. Конституциональные черты. Способность, темперамент и динамические черты. Общие и уникальные черты. Опросник MMPI.
Типология Шелдона. Типологизация на основе строения тела. Соматоники, висцеротоники и церебротники. Связь строения тела и характера.
Типология в НЛП. Типологизация на основе ведущей системы восприятия. Аудиалы, визуалы и кинестетики.
Аюрведическая типология. Три доши: питта, ватта и капха. Шесть конституциональных типов.
Типы людей с точки зрения базовых психологических потребностей. Развитие типологии Шелдона. Связь строения тела и базовых психологических потребностей. Характерные невротические проявления у разных типов людей. Базовые страхи. Базовая вина. Определение собственного типа через осознание базовых страхов и базовых потребностей.

Тема 6. Контактная психологическая работа (6 часов)
Простейшие навыки ведения психологической беседы. Отличие психологической беседы от обычного разговора. Позиции психолога: наблюдатель, сочувствующий, учитель, друг, помощник, лидер, эксперт, провокатор. Грамотное построение психологического интервью.
Работа с эмоциями в гештальт-психологии. Осознание процессов происходящих в паре. Техника стоп-кадра. Техника пустого стула. Проективные техники. Парадоксальные техники.


Литература по курсу:

Бендлер Д, Гриндер Р. Нейролингвистическое программирование. - Петербург-XXI век, 1995.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.
Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий.
Зиглер Д., Хьелл Л. Теория личности. - Питер, 2006
Изард К. Психология эмоций. - Питер, 2007.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб, Питер, 2001
Леонтьев В.О. Классификация эмоций. Издательство инновационно-ипотечного центра. - Одесса, 2002.
Менегетти А. Введение в онтопсихологию. - ННБФ Онтопсихология, 2008.
Маслоу А. Мотивация и личность. - Евразия, 2001.
Махарам Р. Типы людей. Психология черных дыр и сверхновых звезд. - Питер, 2006.
Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. - Институт Психотерапии, 2007.
Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. - Институт Психотерапии, 2007.
Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. - Институт психотерапии, 2007.
Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. - Эксмо-пресс, 2000.
Свобода Р. Аюрведа: жизнь, здоровье, долголетие. - Саттва, 2007.
Фельденкрайз М. Осознание через движение. - ИОИ, 2000.
Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - Питер, 2007.
Фрейд З. Тотем и табу. - Азбука, 2007.
Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - Каскад, 2005.
Юнг К. Психологические типы. - Харвест, 2006.
Юнг К. Архетип и символ. - Ренессанс, 1991.

 

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика